Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Киевская Русь. Политическое и социально-экономическое развитие
Для характеристики социально-политического строя. Древней Руси можно использовать такие источники, как свод законов «Русская правда», летопись «Повесть временных лет», в которую включены Договоры Олега (907, 911 гг.), Игоря (944 г.), Святослава (971 г.) с Византией, а также свидетельства византийских, арабских и европейских авторов. 1. «Русская правда» называет основным населением страны свободных общинников - людинов или людей (отсюда: сбор дани с крестьян - общинников - полюдье). «Русская правда», рассматривая людинов, указывает, что они объединились в сельскую общину-вервь. Вервь обладала определенной территорией, в ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи. 2. Смерды. Это, возможно, не свободные или полусвободные княжеские данники. Смерд не имел права оставлять свое имущество непрямым наследникам. Оно передавалось князю. С развитием феодальных отношений эта категория населения увеличивалась за счет свободных общинников. 3. Рабы. Они известны под разным названием: челядь, холопы. Челядь-это раннее название, холопы - более позднее. «Русская правда» показывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал. Неполные рабы- закупы появились в ХП веке Закуп- это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за определенную ссуду (купу). Он работал слугой или в поле. Закуп был лишен личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство, и он мог выкупиться, вернув долг. 4.Зависимое население Руси - рядовичи. Возможно, это были не пошедшие в холопство тиуны, ключники, старосты, мужья рабынь и т. д. Судя по «Русской правде», они были мелкими административными агентами. Другая небольшая группа - изгои, люди, лишившиеся своего социального статуса: холопы, отпущенные на волю, общинники, изгнанные из верви и т. д. Видимо, изгои пополняли ряды городских ремесленников или княжескую дружину, особенно во время войны. 5. Р емесленники. Города по мере роста общественного разделения труда становились центрами развития ремесла. На внешний рынок шли не только лен, пушнина, мед, воск, но и льняные ткани, оружие, изделия из серебра, пряслица и другие товары. 6. Купцы. Уже в 944 г. русско-византийский договор позволяет утверждать существование самостоятельной купеческой профессии. Следует помнить, что каждый купец в те времена был и воином. И у воинов, и у купцов был один покровитель - бог скота Велес. Через Русь пролегали важные торговые пути по Днепру и Волге. Русские купцы торговали в Византии, в арабских государствах и в Европе. 7.Д ружинники («мужи»). Княжеская дружина- это составная часть аппарата управления. Дружина была неоднородна. Наиболее приближенные дружинники - бояре -составляли «думу». Впоследствии бояре выступали в роли воевод. Младшие дружинники исполняли обязанности сборщиков штрафов и т.д. Княжеские дружинники составляли основу нарождающегося класса феодалов. В источниках прослеживается установление и усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Киевский князь объединял славянские земли, как с помощью насилия, так и согласия. Древлян Олег присоединил насильно, Владимир таким же образом присоединил радимичей. Северяне были присоединены под флагом освобождения от хазар и т. д. Князь властвовал и управлял не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало народное собрание - вече - в IX - XI вв. (в Новгороде и Пскове значительно дольше). Время появления феодального землевладения остается в исторической науке спорным. Большинство: Киевская Русь - раннефеодальное государство. Некоторые авторы отмечают, что сохранились даже элементы матриархата. До середины XI - XII вв. господствующей формой феодальной собственности была государственная, господствующим видом эксплуатации - взимание дани. К XI в. складывается землевладение княжеское (домениальное),боярское, церковное, основанное на присвоении прибавочного продукта, произведенного трудом зависимого крестьянина и посаженного на землю холопа. Первоначально взыскание дани с присоединенных территорий производилось посредством «полюдья», то есть поездок княжеских дружинников в подвластные земли, где они кормились за счет местного населения, пока не соберут дани. Дань раскладывалась по погостам и взыскивалась с «дыма» - двора, «рала» - плуга то есть с отдельных крестьянских хозяйств. В связи с этим погосты, как поселения соседских общин, приобретают новое значение - административно-фискальных округов. Смерды и данники стали подчиняться княжеским судебным органам. Система штрафов в княжескую казну вытеснила платежи в пользу потерпевших. Культура Киевской Руси. Принятие христианства. Владимир (980-1015).Новгород. В 8 веке славяне были язычниками. Стрибог - бог ветра, Велес - скота, Перун - грома и молнии, Мокошь - богиня рукоделия. Для дальнейшего политического объединения русских земель и укрепления власти провел религиозную реформу. В 980 г. он предпринял неудачную попытку унифицировать языческий культ, создав пантеон наиболее почитаемых у различных славянских племен богов во главе с Перуном. Это не прошло. В 988 г. Владимир сделал выбор в пользу принятия христианства византийского (православного) образца. Причины принятия христианства: расслоение общества требовало новой идеологии(христианская идея смирения, воздаяния за земные страдания в загробном мире); монотеизм (единобожие) соответствовал сущности нового единого государства; поддержка православной церковью государственной монархической власти (в отличие от католицизма). Распространение христианства (2 т.з):1) крещение Руси проходило мирно. Новая религия действовала как мощный объединяющий фактор. (Д.С. Лихачев);2) введение христианства было делом преждевременным, так как основная часть славян продолжала верить в языческих богов до XIV в. (И.Я. Фроянов). Русская церковь с момента принятия христианства государственной религией являлась частью Вселенской Константинопольской. Митрополит назначался патриархом. Сначала митрополитами и священниками на Руси были греки. Ярослав Мудрый назначил митрополитом русского священника Иллариона. В 988 г. в ходе похода на византийскую крепость Херсонес, Владимир крестился сам и крестил княжескую дружину. По возвращении в Киев он сокрушил языческих идолов и крестил горожан. Была учреждена русская митрополия, подчинявшаяся константинопольскому патриарху. Значение принятия христианства: усиление контактов с Европой, укрепление международного положения Руси; укрепление княжеской власти; появилась письменность на славянском языке (Кирилл и Мефодий), церковь стремилась ограничить рабство, объедение восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. распространение письменности, церковных рукописных книг, открытие школ при монастырях; расцвет различных видов искусства благодаря усилению контактов с Византией. Культура Киевской Руси: Основой для развития древнерусской культуры стало культурное наследие восточных славян и традиции христианской культуры Византии. Фольклор представлен обрядовой поэзией (заговоры, заклинания, песни, плачи), былинами (о русских богатырях), преданиями, пословицами, поговорками, загадками, сказками. С принятием христианства развивается письменная литература, представленная житиями святых (первое - «Сказание о Борисе и Глебе»), поучениями («Поучение детям» Владимира Мономаха), слово о законе и благодати Иллариона. Особенность эпоса – то, что простые люди с их переживаниями, а не князья и бояре. Начинается летописание - «Повесть временных лет» (1113) - составлен монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В архитектуре развиваются традиции деревянного зодчества, заимствуются принципы византийского каменного строительства (распространяется крестово-купольного типа храма). Первыми каменными постройками были Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде. Золотые ворота, соборы были украшены мозаикой и фресками. Сильное византийское влияние испытывала живопись, основными видами которой были фреска (роспись по сырой штукатурке), мозаика (изображение из цветных камней, смальты и керамических фрагментов), иконопись (на деревянной доске, обтянутой холстиной, яичными (темперными) красками) - Владимирская богоматерь и Спас Нерукотворный; книжная миниатюра. Ремесленники создавали прочные украшенные орнаментом мечи, кольчуги, ювелирные украшения (зернь, скань, перегородчатая эмаль, черь). Широкое распространение получили письменность и грамотность - были введены славянские азбуки, кириллица, глаголица (способы изображения чисел предпринимались). В Новгороде и Киеве были открытии первые школы. Ярославом мудрым была собрана библиотека. Культура периода раздробленности: С XII в. возникает множество летописных центров, усиливается светская направленность и местный характер летописей. Призыв к русским князьям прекратить усобицы содержится в «Слове о полку Игореве», рассказе о неудачном походе 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев. В архитектуре с XII в. типичным стал кубический храм с одной массивной главкой, меньше стал масштаб церквей, более простые и гармоничные формы,использовалась каменная резьба на внешней поверхности стен, скромностью отличалась отделка. Формируются региональные особенности: более строгие каноны в новгородской архитектурной школе (ц. Спаса-Нередицы, Георгиевская церковь в Старой Ладоге), более парадное зодчество Владимиро-Суздальской Руси (в княжение Андрея Боголюбского - Золотые ворота и Успенский собор во Владимире, ц. Покрова Богородицы на р. Нерли, позже - Дмитриевский собор во Владимире, прославившийся богатством каменной резьбы). В этот период формируется русская иконописная школа. Жилища: князья и бояре жили в бревенчатых хоромах, горожане - в небольших деревянных домах, сельские - в землянках и избах. Одежда: рубахи, плащи, меховые шубы, лапти, сапоги, носили все, но материал отражал соц положение. В числе развлечения охота (ловы), хороводы, пение, игра на гуслях, скоморошьи забавы. Христианство повлияло: вводилось единобрачие, славянские имена заменялись именами святых православной церкви.
Date: 2016-05-24; view: 663; Нарушение авторских прав |