Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие менеджмента как науки. Основные школы и подходы





момента появления науки управления эволюция ее как самостоятельной дисциплины является не строгой последовательностью некоторых основных этапов, а развитием ряда подходов, которые частично совпадали по времени. Кроме того, развитие каждого из них и теории управления в целом происходило в более широком социальном и общенаучном контексте. Поэтому складывавшаяся теория управления испытывала влияние со стороны происходящих в мире перемен — новых научно-технических достижений, изменения отношения к бизнесу, успехов в других, связанных с управлением, дисциплинах — таких, как социология, психология, экономика, инженерные науки и др.

Хотя эта схема упрощает реальную сложность рассматриваемого процесса, ее целесообразно взять за основу. Она, однако, должна быть дополнена, поскольку общая эволюция управленческой науки не может быть понята без ее связей, например, с «социологической школой», с промышленной психологией и др.

Школа научного управления (1885—1920). Ее возникновение, как отмечалось, явилось ключевым событием, благодаря которому наука управления приобрела не только самостоятельность, но и широкое общественное признание. Наиболее известными ее представителями, наряду с Ф. Тэйлором, были Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Гант, Г. Эмерсон и др. Показательно, что и Ф. Тэгйлор и Ф. Гилбрет начинали свою карьеру рабочими, а затем стали инженерами; сферой же их непосредственной деятельности было производство. Поэтому первым их шагом научного анализа труда и управления явилось не изучение административных, управленческих задач, а исследование самого содержания труда, его основных компонентов. И лишь затем представители этой школы приходят к ключевому выводу о необходимости отделения управленческих функций от фактического исполнения работы; т.е. к выводу, что управление — это особая специальность, а наука о нем — это самостоятельная дисциплина. Общая цель — повышение производительности труда — может быть, согласно взглядам этой школы, достигнута тремя основными путями: посредством изучения самого содержания исполнительского труда — его операций, условий, режима, а также рационализации рабочих движений. Уже одно это привело к поразительным для того времени результатам (например, производительность элементарного ручного труда повысилась на 280%; расходы администрации на производство 1 тонны сырья уменьшились в 24 раза); на основе эффективной системы контроля за индивидуальным и коллективным трудом и прежде всего на базе действенной системы стимулирования и регламентации трудового процесса (например, путем отмены «уравниловки»); на основе определения оптимальной системы управления предприятием в целом, которая обеспечивала бы наивысшие конечные результаты работы всей организации. Например, они существенно повысились, когда власть мастера была децентрализована, а вместо одного мастера в цехе стали работать восемь мастеров-супервайзеров.

Таким образом, уже с момента своего возникновения наука об управлении неразрывно связана с анализом трудовой деятельности в целом. Более того, она в значительной мере явилась результатом объективного развития научных методов анализа содержания и условий трудовой деятельности. Благодаря ей было наглядно и убедительно показано, что цель — повышение производительности — может быть достигнута не только путем совершенствования производства, техники, но и путем лучшей организации труда (как индивидуального, так и совместного). Организация труда и управления им — это, следовательно, дополнительный и богатый возможностями резерв эффективности производства и увеличения прибыли. Лишь эти «неопровержимые аргументы» позволили преодолеть все барьеры (о которых говорилось выше), создать перелом общественного мнения в отношении к науке об управлении со стороны как административных, так и академических кругов. В этом состоит историческая миссия данной школы. Для того чтобы стать самостоятельной, науке об управлении понадобилось сразу же стать «больше, чем только наукой» — выступить наглядной и неопровержимой непосредственной производительной силой, которую уже нельзя было (или — невыгодно) игнорировать. И хотя сегодня «общие принципы управления трудом» Ф. Тэйлора воспринимаются как более или менее систематизированный здравый смысл, роль этого подхода в становлении теории управления важна и неоспорима. Основные из этих принципов состоят в следующем: а) научный подход к выполнению каждого элемента работы; б) научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочих; в) кооперация с рабочими; г) разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Административная («классическая») школа в управлении (1920—1950). Вполне естественно, что дальнейшее развитие теории управления пошло по пути углубления, расширения и обобщения рассмотренного подхода. Главным при этом явилось его распространение с чисто производственной на общую — административную, управленческую сферу. Закономерно поэтому, что все наиболее крупные представители этой школы были не «производственниками», а собственно администраторами, управленцами — консультантами крупных фирм. Основоположник этой школы А. Файоль, считающийся «отцом» современного менеджмента, был главой одной из крупных французских компаний, а ряд его ведущих последователей также имели непосредственное отношение к практике высшего административного управления (Л. Урвик, Д. Мунк, Э. Реймс, О. Шелдон, Л. Аллен и др).

Основной целью «классической» школы являлась разработка некоторых универсальных принципов управления, пригодных ко всем типам организаций и обеспечивающих гарантированный и высокий результат их функционирования. Ее реализация осуществлялась по двум основным направлениям исследований. Первое из них связано с разработкой функционального анализа управленческой деятельности — с выделением и описанием тех основных управленческих функций, которые необходимы и достаточны для рациональной системы управления любой организацией. Основное достижение А. Файоля состоит в том, что он обосновал точку зрения на управление как на универсальный процесс, состоящий из системы основных функций (целеполагание, планирование, контроль, мотивирование и др.) Второе направление — это разработка системы универсальных принципов управления; по А. Файолю, это — следующие принципы.

Разделение труда. Его целью является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях.

Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть составляющая их противоположность.

Единство направления. Каждая группа должна быть объединена только одной целью, одним планом и иметь одного начальника.

Подчиненность личных интересов общим. Организационные интересы в целом должны иметь приоритет перед индивидуальными.

Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации должна варьироваться в зависимости от конкретных условий.

Скалярная цепь. Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, — вниз — до руководителя низового звена. Иначе говоря, это — принцип иерархии в руководстве.

Несмотря на выдающийся вклад в развитие управленческой науки, «классическая» школа не была свободна от некоторой ограниченности своего подхода. Ее мало интересовали, например, социальные аспекты управления (что затруднило ее синтез с социологическим направлением). Явно недостаточное внимание уделялось ею важной категории факторов работы организации — собственно психологическим, поведенческим. Поэтому данную школу обычно рассматривают как реализацию рационалистического подхода в теории управления. Вместе с тем она показала и ограниченность строго рационалистического понимания организаций; привела к необходимости разработки новых подходов, учитывающих роль субъективных факторов в управлении.

Роль этой школы состоит в показе возможности и необходимости синтеза теории управления с психологическими знаниями. Теория управления постепенно и во все большей мере начинает отходить от жесткорационалистических подходов и переходит к разработке так называемых мягких схем управления, учитывающих психологические особенности человека. «Классическая» теория фирмы (основанная на постулате «экономического человека» с присущей ему, по выражению Г. Саймона, «абсурдно всеведущей рациональностью») уступает место иным, более комплексным, подходам; формируется теория управления «с человеческим лицом».

Столь радикальное изменение общей ориентации исследований имело и иные — более общие причины. В частности, это — влияние на теорию управления других, также бурно развивающихся в то время наук — психологии и социологии. В этой связи необходимо отметить возникновение и быстрое развитие промышленной психологии. Ее основатель Г. Мюнстерберг в книге «Психология и промышленная эффективность» формулирует цели новой науки, очень сходные с целями рассматриваемой школы: как находить людей, умственные качества которых делают их наиболее подходящими для предстоящей работы; в каких психологических условиях от труда каждого человека можно получить лучший результат; как предприятие может воздействовать на рабочих с тем, чтобы получить от них как можно лучшие результаты.

Другим направлением, оказавшим большое влияние на возникновение и развитие «школы человеческих отношений», явились социологические исследования воздействия на людей группового поведения (подход к управлению с позиций «социального человека» и «социальных систем»). Так, М. Вебер показал, что иерархия, власть и бюрократия являются универсальными принципами социальных, в том числе и производственных, административных организаций. Э. Дюркгейм выявил, что группы посредством установления своих ценностей и норм контролируют поведение людей в любой социальной организации. В. Парето разработал концепцию «равновесия социальных систем». Ее основное положение состоит в следующем. Социальные системы функционируют таким образом, чтобы достичь равновесия с меняющейся внешней средой и тем самым обеспечить свою эффективность и жизнеспособность.

В целом поведенческий подход приобретает столь большую популярность и масштабы, что почти полностью охватывает основную проблематику теории управления. Многие его положения актуальны и сейчас, входят в содержание современной теории управления.

Вклад основных школ в развитие теории управления Школа научного управления 1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач. 2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения. 3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач. 4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда. 5. Отделение планирования от самой работы.

Классическая школа управления 1. Развитие принципов управления. 2. Описание функций управления. 3. Систематизированный подход к управлению всей организацией.

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук 1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности труда. 2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организаций таким образом, чтобы каждый работник мог быть использован в соответствии с его потенциалом.

Школа науки управления 1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей. 2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

Разработка и использование нормативов при планировании производства.

Содержание и задачи планирования подготовки производства

Планирование подготовки производства выражается в состав­лении календарных планов выполнения работ, определении де­нежных средств, потребных трудовых и материальных ресурсов, необходимых для их выполнения, а также в контроле за ходом выполнения планов.

Планирование и контроль должны охватывать все этапы под­готовки производства, начиная с разработки технического зада­ния и кончая: выпуском опытных партий изделий или первых промышленных серий в производстве. Наличие такого комплекс­ного плана подготовки производства позволяет обеспечивать орга­низованное и своевременное проведение работ по созданию новых видов продукции.

Основные задачи планирования подготовки производства:

• взаимная увязка всех работ по созданию новой техники;

• установление рациональной последовательности этих ра­бот;

• определение общей длительности работ и обеспечение их выполнения в заданные сроки;

• достижение наилучшего использования материальных, тру­довых денежных ресурсов, выделенных предприятием для выполнения предусмотренных планом работ. Планы подготовки производства подразделяются на перспек­тивные, разрабатываемые на длительные периоды времени; те­кущие — планы на год и квартал; оперативные, являющиеся рабочими планами подготовки производства.

Одной из основных форм плана подготовки производства новых изделий является календарный план-график, разрабаты­ваемый по каждой исследовательской или опытно-конструктор­ской теме, по каждому виду продукции, создание и освоение ко­торой предусмотрено планом предприятия или объединения. Он составляется по этапам и видам работ на весь период подготов­ки производства.

График обеспечивает правильное распределение общего объ­ема работ по календарным периодам, определение целесообраз­ной последовательности выполнения различных этапов и работ, равномерную загрузку подразделений. В графике перечисляют­ся этапы и комплексы работ, указываются исполнители (служ­бы, отделы, цехи, лаборатории), приводится объем работ по каждому этапу, сроки их выполнения. Такой документ получил на-е. звание комплексного плана-графика

 

Продолжительность работ, указанных в графике, определяет­ся с использованием нормативов трудоемкости и длительности циклов подготовки производства.

При составлении комплексного плана-графика необходимо стремиться к максимальному совмещению отдельных этапов и работ, что позволяет сохранить общую продолжительность под­готовки производства. Очередность выполнения тех или иных работ и возможности их совмещения устанавливаются руководителем работ и исполнителями на основе анализа содержания процессов подготовки производства и логики самой разработки.

Проект комплексного плана-графика разрабатывается рабо­чей группой при руководителе работы, согласовывается со все­ми исполнителями, обсуждается на технико-экономическом со­вете предприятия и утверждается генеральным директором или его заместителем.

Однако комплексного плана-графика недостаточно для опре­деления характера выполняемых работ подразделениями и раз­работчиками, занятыми созданием новой техники. Поэтому на его основе разрабатываются оперативные рабочие планы подго­товки производства по видам работ и исполнителям, которые раскрывают общий комплекс работ. Так, при освоении серийно­го производства новых электродвигателей составляются графи­ки разработки технологической документации на изготовление технологической оснастки, разработки и изготовления специаль­ного технологического оборудования, разработки и согласования технико-экономического обоснования разработки и на строитель­ство и реконструкцию предприятия, и т.п.

Важной задачей планирования является распределение объ­ема работ, закрепленных за тем или иным подразделением, между непосредственными исполнителями-конструкторами, технолога­ми, экономистами и т.д. Для этого составляются детальные объем­но-календарные графики, включающие работы, порученные каж­дой группе исполнителей, с указанием сроков их выполнения.

Разработка планов-графиков и контроль за их выполнением осуществляются работниками специальной службы подготовки производства, а при ее отсутствии — производственно-диспетчер­ским отделом предприятия. В функции этих подразделений вхо­дят: разработка планов-графиков, доведение их до подразделений-исполнителей, получение информации о ходе выполнения планов и ее анализ, разработка мероприятий по устранению возникаю­щих отклонений от плана, подготовка информации о ходе работ и необходимых предложений для руководства предприятия.

В ходе оперативного управления подготовкой производства достигнутые результаты сопоставляются с плановыми задания­ми, намечаются и реализуются мероприятия по устранению от­клонений.

Для организации подготовки производства новых видов про­дукции требуются определенные денежные средства, размен которых устанавливается в процессе планирования подготовки произ­водства. На этом этапе определяются трудоемкость работ, сметая стоимость, в том числе по статьям затрат. Для определения объема работ и затрат на подготовку производства и освоение новых видов продукции составляются сметы затрат по каждому типу рваиваемых изделий. В смету затрат включаются плановые затраты по всем видам работ, осуществляемых в период подготовки производства (табл.7.2). Расчет ведется по каждой работе.

Нормативы для планирования подготовки производства

Планирование подготовки производства осуществляется на основе нормативов. Система научно обоснованных нормативов позволяет правильно определять объемы работ и устанавли­вать реальные сроки их выполнения. Применяемые в плани­ровании подготовки производства нормативы подразделяются на следующие группы; нормативы трудоемкости работ, норма­тивы длительности цикла подготовки производства, нормати­вы затрат.

Нормативы трудоемкости подразделяются на укрупненные и дифференцированные. Укрупненные нормативы применяют­ся в расчетах по всем этапам подготовки производства при раз­работке календарных графиков на длительные отрезки времени (год, квартал), при расчете затрат по отдельным статьям сме­ты. Дифференцированные нормативы используются при опера­тивном планировании подготовки производства, распределении работ между исполнителями, разработке планов для структур­ных подразделений. В практике планирования подготовки про­изводства используются типовые нормы и нормативы на рас­пространенные виды работ, а по специальным видам работ нор­мативы разрабатываются непосредственно предприятиями, НИИ и КБ. Так, нормативы трудоемкости конструкторских работ раз­рабатываются для этапа проектирования, включающего инже­нерные расчеты, разработку схем, конструкций, узлов и дета­лей, работы по испытаниям, корректировке технических зада­ний и т.д.

Трудовые затраты па соответствующую стадию конструкторской работы tk определяются по формуле

где — количество конструкторских документов или работ дру­гого вида;

— норма времени на разработку одного конструкторского документа или проведения данного вида работ.

Нормативы трудоемкости по технологической подготовке производства подразделяются на две группы: по разработке тех­нологической документации и по проектированию и изготовле­нию специального инструмента.

Продолжительность всей разработки или всего процесса со­здания и освоения новой техники определяется с учетом воз­можности параллельного выполнения этапов. Наиболее нагляд­ным и простым методом выявления этих возможностей явля­ется построение сетевых моделей.

7.3. Программно-целевое планирование и управление подготовкой производства

Программно-целевой метод планирования и управления под­готовкой производства позволяет обеспечить взаимную увяз­ку намеченных к выполнению работ по отношению к общей цели, сбалансировать цели плана с ресурсами, решить задачи управления комплексом работ по созданию конкретного вида техники.

Комплексная программа создания нового технического средства в процессе подготовки производства представляет собой пла­новый документ, в котором отражена планируемая совокупность исследовательских, технических, организационно-экономических и производственных работ, протекающих в подразделениях пред­приятия и направленных на достижение главной цели — созда­ния нового вида продукции в заданные сроки и в пределах выде­ленных ресурсов.

Программа должна включать следующие разделы:

• технико-экономические обоснования необходимости работ по созданию нового технического средства;

• содержание программ работ с выделением подпрограмм разных уровней с указанием объемов работ и выделенных ресурсов;

• результаты оценки эффективности альтернативных вари­антов выполнения работ по программе и характеристик выбранных вариантов;

• распределение работ по подразделениям и назначение ру­ководителей. ответственных исполнителей а исполнителей;

• график выполнения работ, подлежащих учету и контролю, с указанием сроков их завершения;

• характеристику организационной структуры системы уп­равления программой и комплекс регламентирующих до­кументов;

• условия материального я морального поощрения участни­ков работ.

Рассмотрим особенности механизма программмно-целевого планирования и управления созданием новой техники в произ­водственном объединении. Органы руководства объединением определяют цели, которые должны быть достигнуты в процессе реализации той или иной программы. Для управления подраз­делениями, привлекающимися к работе по программам, назнача­ются компетентные руководители программ. Их наделяют пра­вами и возможностями воздействия на все звенья, имеющие по достижении цели программы. При руководителях создаются не­большие группы управления работами. В ходе реализации про­граммы функции часто перераспределяются следующим обра­зом: руководитель программы осуществляет непосредственное функциональное руководство выполнением работ, а конкретно работу исполнителей организуют руководители соответствующих подразделений. Такой подход был реализован при внедрении Программно-целевого метода планирования и управления рабо­тами по созданию новой техники в производственном объ­единении «Уралэлектротяжмаш».

С использованием программно-целевых методов в объедине­нии были выполнены работы по созданию и внедрению высоко­вольтных тиристорных блоков для линий передачи постоянного тока. В короткое время, практически за год, были проведены научно-исследовательские работы, создана конструкция, разра­ботана технология и изготовлены впервые в стране уникальные аппараты. Новые методы планирования и организации работ позволили также в минимально короткий срок разработать ра­бочую документацию, изготовить и сдать в эксплуатацию гидро­генератор для Усть-Илимской ГЭС.

7.4. Сетевое планирование подготовки производства

Системы сетевого планирования представляют собой совокуп­ность графических и расчетных методов, организационных и уп­равленческих приемов, позволяющих осуществить моделирова­ние сложных процессов создания новой техники и оперативное управление ходом работ по ее созданию. Основным плановым документом в системе сетевого планирования является сетевой график.

Построение сетевого графика. В сетевой модели события обо­значаются кружками, работы — стрелками. В построенном гра­фике должно быть одно начальное и одно конечное событие. Со­бытие — это промежуточный или конечный результат одной или нескольких работ. Оно не имеет продолжительности во вре­мени, а указывает на начало каких-либо работ и может быть од­новременно завершением других.

Под работой в сетевом графике понимаются любой процесс, требующий затрат труда; ожидание, требующее затрат опреде­ленного количества времени; зависимость, указывающая, что начало данной работы зависит от выполнения предыдущей. Гра­фически работа обозначается сплошной стрелкой. Стрелка, вы­ражающая только зависимость одной работы от другой, на­зывается фиктивной работой и обозначается пунктирной лини­ей. Она имеет нулевую временную оценку.

В ходе расчета сетевого графика определяются следующие параметры: продолжительность работ и критического пути; наи­более ранние и наиболее поздние сроки наступления событий и окончания работ; все виды резервов для работ и событий, не ле­жащих на критическом пути.

Всякая последовательность работ, соединяющая начальное событие с конечным, называется путем. Путь, имеющий наиболь­шую продолжительность работ, называется критическим и изоб­ражается жирными стрелками.

Работы, лежащие из критическом пути, не имеют резервов времени. Поэтому несоблюдение сроков выполнения любой ра­боты на критическом пути ведет к срыву общего срока выполне­ния всего комплекса. Работы, не лежащие на критическом пути, имеют резерв времени.

Прежде чем определить критический путь, необходимо рас­считать ранний и поздний сроки свершения событий, а также резерв времени по каждому событию. События с нулевым резер­вом времени и укажут на прохождение критического пути. Ран­ний срок свершения события (г'') характеризует наиболее ран­ний из возможных сроков наступления того или иного события. Срок его свершения определяется величиной наиболее длительного отрезка пути от исходного события до рассматриваемого. Ранний срок свершения событий определяется так:

где — ранний срок свершения последующего;

— ранний срок свершения предшествующего события;

— продолжительность работы ij, связывающей событие i с событием;.

Поздний срок свершения события характеризует дату наи­более позднего из допустимого срока свершения того или иного события. Поздние сроки свершения событий находятся по сле­дующей формуле:

где — позднее время свершения предшествующего события;

— позднее время свершения последующего события.

Если расчет ранних сроков свершения события ведется слева направо, от начального события к конечному, то при определе­нии поздних сроков свершения событий расчет нужно вести спра­ва налево — от конечного события к начальному.

Резерв времени события представляет собой разность между поздним и ранним сроками свершения события:

Резерв времени для событий показывает, на какой предельно допустимый период времени может задержаться свершение того или иного события, не вызывая при этом опасности срыва срока свершения первого события. Если резерв будет полностью исполь­зован, событие попадет на критический путь. Алгоритмы расче­тов остальных параметров сетевого графика сведены в табл. 7.4. Если сроки выполнения всех работ не укладываются в директив­ные, необходимо произвести оптимизацию сети. В этих целях мож­но, во-первых, увеличить количество исполнителей, во-вторых, произвести перераспределение трудовых ресурсов путем переклю­чения части работников с работ, имеющих большие резервы вре­мени, на выполнение работ, лежащих на критическом пути. Сете­вой график приведен на рис. 7.1.

Важной задачей является определение количества времени, необходимого для выполнения всех работ сетевого графика. Если известны нормативы трудоемкости конструкторских и проект­ных работ и рассчитана численность занятых в них работников, продолжительность каждой работы устанавливается по форму­ле (2). Если нормативы отсутствуют, от руководителя или от­ветственного исполнителя работы получают минимальную, максимальную наиболее вероятную оценки времени. Эти величины являются исходными для расчета ожи­даемого времени, которое представляет собой математичес­кое ожидание случайной величины, в данном случае продолжи­тельности работ.

Для более полной характеристики распределения случайной величины используется понятие дисперсии. Если дисперсия не­велика, то имеется большая уверенность относительно момента завершения данной работы.

При принятом в системе сетевого планирования законе β-распределения

 

Date: 2016-05-24; view: 451; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию