Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выдающиеся создатели РКТ
Цель ЛР: познакомиться с основными создателями РКТ (ракетно-космической техники), их биографией и их разработками.
Защита ЛР будет проходить следующим образом: я показываю фотографию, вы говорите мне, кто это, и что он сделал для РКТ. Минимум надо знать то, что выделено жирным шрифтом!!! Про Королева С.П. надо знать в т.ч. то, что он делал в Омске.
РВСН – ракетные войска стратегического назначения ЗУР – зенитные управляемые ракеты БРДД – баллистические ракеты дальнего действия БРПЛ – баллистические ракеты подводных лодок ЗРК – зенитный ракетный комплекс.
Сергей Павлович Королёв (1906-1966) Выдающийся ученый и конструктор, внесший определяющий вклад в развитие ракетно-космической техники. С ранних лет интересовался авиацией, еще в период обучения в вузе начал работать в области ракетостроения. Арестован по ложным обвинениям в том, что разработки ракетной техники велись якобы без достаточных теоретических оснований, что допустил вредительство при создании ракеты "212"; Военной коллегией Верховного Суда (под председательством Ульриха) приговорен к 10 годам лагерей с поражением в правах и конфискацией имущества (27.IX.38). В 1939 г. направлен в район Магадана на золотые прииски, где его, погибающего от истощения, заметил (ранее знакомый с ним) бывший директор авиазавода № 156 Михаил Александрович Усачев (отбывавший 15 лет лагерей после гибели В. П. Чкалова); воспользовавшись личным авторитетом среди заключенных, Усачев спас его от гибели (в начале 1960-х гг. Усачев работал заместителем главного инженера в КБ Королева). В начале марта 1940 г. дело Королева С.П. опять было направлено на доследование, но было подготовлено повторное ложное обвинительное экспертное заключение комиссии (которой, как и в первый раз, руководил Костиков), постановлением Особого совещания НКВД (под председательством Л. Берии) был приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей (10.VII.1940). Ходатайства депутатов (Громов и др.) о его освобождении оставлены без удовлетворения. Из обвинительных заключений экспертной комиссии Королев С.П. узнал об успешном испытании в апреле 1940 г. ракетопланов, над которыми работал с 1935 г. Написал письмо Сталину (13.XII.40), в котором обосновал важное военное значение проводившихся им работ по ракетным самолетам и свою невиновность. По ходатайству А.Н. Туполева, ему разрешили работать в Особом техническом бюро НКВД (начальник — А.Н. Туполев, ОТБ размещалось вначале в Болышево, затем переведено в Москву); в этом же КБ (впоследствии ЦКБ-29 НКВД) работали сотни других высококвалифицированных инженеров (среди них конструкторы самолетов Мясищев, Петляков, Поликарпов). После эвакуации в г.Омск работал конструктором и заместителем начальника цеха авиастроительного завода (будущего завода ПО «Полет») под руководством А.Н. Туполева. В 1942 г. переведен в Казань на завод № 16 для работы в специальном КБ (которым руководил также находившийся в заключении В. П. Глушко) над проектом реактивного самолета (первый полет пикирующего бомбардировщика Пс-2 состоялся 1.Х. 1943 г.). Один из разработчиков ракетного двигателя для самолета Ла-7Р. Ознакомлен с указом об освобождении из заключения (9.VII1.1944). В 1945 г. направлен в Германию для изучения опыта работ по ракетам фон Брауна. Один из создателей ракеты Р-1, с которой началась послевоенная история советской ракетной техники. В январе 1955 г. завершил испытания ракеты Р-5М — стратегической, способной нести ядерный заряд. В 1950-е гг. обратился в Главную военную прокуратуру с просьбой о пересмотре его дела. Обеспечил первый запуск Р-7 (15.V1957), а затем и достижение успешного результата уже на четвертом запуске (21.VIII.57). Его ракета Р-7 ("семерка") вывела первый ИСЗ и корабль с первым в мире космонавтом Ю.А. Гагариным; вплоть по 1990-е гг. "семерки" успешно работали как на мирный космос, так и для военных нужд. Разработал новую мощную ракету-носитель H1 (для полета человека на Луну) (первый запуск 21.11.1969 г.), летные испытания которой начались уже без него; однако вскоре программа создания этой ракеты была прекращена. В годы секретности публиковал статьи под псевдонимом "профессор К. Сергеев". Василий Павлович Мишин (1917-2001) Работал в ЦАГИ, затем в ОКБ В. Ф. Болховитинова (который в 1940-е гг. занимал должность заместителя по науке Реактивного НИИ-1). Участвовал в создании первого ракетного истребителя БИ-1 (1943). Совм. с Н. А. Пилюгиным, A. Я. Березняком, Б. Е. Черком, Л. А. Воскресенским, B.Ф. Болховитиновым, М.К. Тихонравовым и др. обследовал немецкую ракетную технику на полигоне ФАУ-2 в Польше (полигон в Дембице, 1945). Несмотря на то, что его отец в те годы находился в заключении, был приглашен С.П. Королевым для работы по ракетной тематике. Участвовал в создании многих ракет и космических аппаратов, в т. ч. пилотируемых. Первый заместитель главного конструктора С.П. Королева, затем главный конструктор. Мишин возглавлял большой комплекс исследований и проектных разработок по созданию баллистических ракет, начиная с первой ракеты — Р-1, которая имела дальность полёта 270 км. В апреле 1949 приступили к созданию серии геофизических ракет: Р-1 А, −1Б, −1В, −1Е (подняли научную аппаратуру на высоту до 110 км); Р-2А (с дальностью полёта 590 км, в октябре 1950 проведено зондирование атмосферы до высоты 210 км): −5Б, −5В, −5Р (с марта 1953 года выполнялись исследования космического пространства). В 1953 разработана оперативно-тактическая ракета Р-11 подвижного наземного базирования с дальностью полёта 270 км (принята на вооружение в 1955 году). Она работала на высококипящих компонентах топлива, что позволяло хранить и транспортировать ракету в заправленном состоянии. В 1955 появилась ракета Р-11ФМ с базированием на подводной лодке, несущая ядерный заряд. Эта ракета положила начало морской ветви развития отечественной ракетной техники. Ракета Р-5М с ядерным зарядом испытана 2 февраля 1956 года. За создание ракеты Р-5 в 1956 году В. П. Мишин удостоен звания Герой Социалистического Труда. Вместе с ним работала плеяда учёных и инженеров, среди которых В. С. Авдуевский, В. П. Бармин, К. Д. Бушуев, Л. А. Воскресенский, А. М. Исаев, В. И. Кузнецов, А. Ю. Ишлинский, В. П. Макеев, Г. И. Петров, Н. А. Пилюгин, Б. В. Раушенбах, М. Ф. Решетнев, Б. Е. Черток и многие другие специалисты. В этом творческом союзе важную роль играл академик Мишин. Его технические решения отличались не только оригинальностью, но и рациональностью, многие из них и в настоящее время составляют основной фонд проектно-конструкторских разработок. Под руководством и при участии Василия Павловича были реализованы такие проекты, как орбитальная станция «Салют», КК «Союз», «Прогресс», «Зонд», унифицированный разгонный блок «Д» с нетоксичными компонентами топлива (использован для запуска АМС серий «Венера», «Вега», геостационарных спутников «Радуга», «Горизонт», «Экран» и др.). Много сил и творческой энергии В. П. Мишин вложил в создание тяжёлого носителя «Н-1» (стартовая масса 2820 т) и лунного пилотируемого комплекса ЛЗ (масса 95 т), который планировалось запустить к Луне с помощью ракеты «Н-1». Работы над ней в ОКБ-1 начались ещё в 1959 году, всего на несколько лет позже соответствующих американских разработок. В полёты и высадку астронавтов на Луну, которые американский Президент объявил первостепенной национальной задачей, правительство США вложило более 25 млрд. долларов, мобилизовало огромные научно-технические ресурсы. В Советском Союзе победить в «лунной гонке» было крайне сложно в силу многих факторов, среди которых существенное место занимают организационно-финансовые трудности. Не было возможности, как в США, привлечь новейшие технологии мирового уровня и необходимые материальные ресурсы. Один из авторов (совм. с акад. Н.Д. Кузнецовым) записки Л.И. Брежневу о причинах отставания СССР в космонавтике (1974), после которой был освобожден от должности главного конструктора. Михаил Кузьмич Янгель (1911-1971) Конструктор, ведущий инженер, помощник главного конструктора, заместитель директора завода на авиационном заводе им. Менжинского в КБ Н.Н. Поликарпова (1935— 1944). Заместитель главного инженера ОКБ А.И. Микояна (1944). Ведущий инженер в КБ В.М. Мясищева (V. 1945). Участвовал в разработке самолета И-153, работе акционерного общества "Амторг" в США. Организовал доводку истребителей И-180, И-185, модификацию самолета По-2. В аппарате Министерства авиационной промышленности (1946—1948). Координировал работы по развитию самолетостроения. Начальник отдела, заместитель главного конструктора СП. Королева; директор, главный инженер НИИ-88 (г. Калининград, Московской области, 1950—1954). Главный конструктор ОКБ-586 (КБ "Южное") (1954—1971). Создатель межконтинентальных баллистических ракет. Основоположник нового направления в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Участвовал в разработке проектов ракет Р-5 и Р-7, руководил разработкой проектов ракет Р-11 и Р-12, организовал исследования в области аэродинамики, баллистики, материаловедения и других проблем ракетной отрасли (1950—1954). Возглавлял создание ракетных комплексов Р-12, Р-14, Р-16, Р-36, МР-УР100, Р-36М, космических ракет-носителей "Космос", "Космос-2", "Циклон-2", "Циклон-3", ракетного блока лунного корабля комплекса Н1 -ЛЗ, космических аппаратов "Космос", "Интеркосмос", "Метеор". "Целина" (1954—1971). Его имя присвоено Государственному конструкторскому бюро "Южное" (1991). Федерации космонавтики СССР и Украины учредили медаль его имени. Стипендия его имени в Московском авиационном институте, Днепропетровском государственном университете. Его именем названы астероид и кратер на Луне, поселок в Иркутской обл., пик на Памире, океанский сухогруз ("Академик Янгель"). Улицы его имени в Москве, Днепропетровске, Байконуре. Установлены памятные бюсты в гг. Железногорске-Илимском (Иркутской обл.), Днепропетровске; на космодромах: Байконур и Плесецк. Почетный житель г. Байконура.
Александр Максимович Макаров (1906-1999) Внес значительный вклад в становление и развитие производства ракетно-космической техники, поставив производство сложнейших межконтинентальных баллистических ракет на поток. Работал в ракетно-космической отрасли с самого начала ее становления. Руководил созданием и освоением ракетного производства всех типов ракет разработки ОКБ №586 (впоследствии ГКБ "Южное им. М. К. Янгеля). В течение многих лет руководимое им ПО ЮМЗ (Южный машиностроительный завод) являлось основным изготовителем и поставщиком МБР для РВСН. Во многом благодаря его усилиям ЮМЗ превратился в мощный производственный комплекс, обеспечивающий изготовление основных систем и агрегатов ракет, всесторонние их испытания с высочайшей степенью надёжности и соответствия заданным тактико-техническим характеристикам. За это время созданы: производство корпусов ракет; производство жидкостных маршевых и рулевых ракетных двигателей; производство приборов и систем автоматики; металлургическое производство; производство испытаний ЖРД (огневые стендовые испытания); производство космических аппаратов, автоматических орбитальных станций; производство твердотопливных ракет, в том числе подвижного базирования. Под его руководством и при его непосредственном участии проведено более 100 НИР, результатом которых явилось решение основных проблемных вопросов технологии и конструкции ракетно-космических комплексов, космических аппаратов. С его именем неразрывно связаны разработка и создание всех без исключения боевых ракетно-космических комплексов, космических объектов различного назначения, развитие и наращивание мощностей, в том числе тракторного производства, ТНП, огромное по масштабам строительство производственных корпусов и реконструкция существующих цехов и участков. Много сил и времени уделял подготовке инженерных кадров для машиностроительных отраслей, способствовал развитию и оснащению физико-технического факультета ДГУ (впоследствии институт) по подготовке инженеров по специальности "производство летательных аппаратов", созданию Днепропетровского механического техникума (подготавливающего специалистов для ЮМЗ). Руководитель и инициатор программ по созданию социально-культурной инфраструктуры предприятия, улиц и проспектов г. Днепропетровска (в т.ч. ДК машиностроителей, Ледовый дворец. Дворец водных видов спорта, стадион "Метеор", санаторно-оздоровительные базы в гг. Евпатория, Мисхор, Трус-кавец, пансионат "Дубрава" на р. Самаре). Владимир Николаевич Челомей (1914-1984)
Руководил разработкой ракеты-носителя и ИСЗ "Протон", ИСЗ "Полёт", орбитальных станций типа "Салют". Автор трудов по теории колебаний, устойчивости упругих систем, динамике машин и др. Окончил Автомобильный техникум, г. Киев, автотехник (1932); Киевский авиационный институт по специальности моторостроение, инженер-механик (1937). В 1939-1940 - старший научный сотрудник Института прикладной математики АН УССР, преподаватель механики и теории авиационных двигателей Киевского авиационного института им. К.Е. Ворошилова. В 1940 зачислен в докторантуру АН СССР, переехал в г. Москву. С 1940 работал в Центральном институте авиационного моторостроения им. П.И Баранова: старший научный сотрудник (1940-1941), начальник отдела (1941-1944). Занимался разработкой пульсирующего воздушно-реактивного двигателя. В 1944-1953 - главный конструктор и директор завода № 51 Министерства авиационной промышленности (МАП), г. Москва. Руководитель разработки самолетов-снарядов (крылатых ракет) 10Х, 11Х, 12Х, 14Х, 16Х, 20Х на основе ФАУ-1. В 1953-1954 - профессор МВТУ им. Н.Э. Баумана. В 1954-1955 главный конструктор специальной конструкторской группы п/я 010 МАП на заводе № 500, г. Тушино. Руководитель разработки морской крылатой ракеты. В 1955-1959 - главный конструктор ОКБ-52 МАП. В 1959-1984 генеральный конструктор ОКБ-52 Министерства общего машиностроения (MOM), ЦКБ машиностроения MOM, НПО машиностроения MOM, (ФГУП «Научно-производственное объединение машиностроения»), г. Реутов Московской обл. Под его руководством разработаны комплексы крылатых ракет П-5, П-6, П-7, П-25, П-35, «Базальт», «Аметист», «Малахит», «Гранит», «Прогресс», «Метеорит» и др., межконтинентальные баллистические ракеты УР-200, УР-100 (их модификации), РН УР-500 (их модификации), космические аппараты систем морской космической разведки и целеуказания, противокосмической обороны, ракетно-космический комплекс «Алмаз», велась разработка системы ПРО. Зав. кафедрой МВТУ им. Н.Э. Баумана (1960). Автор 87 научных трудов и изобретений. Валентин Петрович Глушко (1908-1989) Ученый в области физ.-техн. проблем энергетики, основоположник советского ракетного двигателестроения. С 1921 г. начал интересоваться вопросами космонавтики. Переписывался с К.Э. Циолковским (1923). В шестнадцать лет опубликовал первые научно-популярные и научные работы по космонавтике. Работал в Газодинамической лаборатории (1929—1933). Сформировал подразделение по разработке электрических реактивных двигателей, жидкостных реактивных двигателей и ракет на жидком топливе, начальник отделения в ГДЛ ИСРД (Ленинград, с 1929 г.). Начальник отдела по разработке ЭРД, ЖРД и ракет на жидком топливе в РНИИ (1934—1938). С марта 1938 года находился в заключении, работал на авиазаводе №82, с 1940 года на казанском авиазаводе №16 в КБ спецотдела НКВД. Там же было создано ОКБ-СД и ОКБ-РД, где В. П. Глушко с 1941 года работал главным конструктором и создал вспомогательные самолетные ЖРД РД-1 (для самолетов Пе-2, Ла-7. Як-3, Су-6), РД-1ХЗ (для самолетов Пе-2р, Як-3, Ла-7р, Ла-200р, Су-6, Су-7), РД-2, РД-3. В июле 1944 года освобожден из заключения, после чего работал в группе советских специалистов по ракетной технике в Германии. С июля 1946 года работал главным конструктором ОКБ-456 МАП (с 1966 г. — КБ "Энергомаш"). До 1974 г. — главный конструктор, затем генеральный конструктор. Под его руководством разработаны мощные ЖРД на низкокипящих и высококипящих топливах, используемые на первых ступенях и большинстве вторых ступеней всех советских РН и боевых ракет.В 1930 г. предложил в качестве компонентов топлива ЖРДазотную кислоту (АК), растворы четырехокиси азота (АТ) в азотной кислоте,тетранитрометан,перекись водорода,хлорную кислоту, бериллий (с водородом и кислородом), порох с бериллием, разработал профилированное сопло и теплоизоляцию камеры сгораниядвуокисью циркония. В 1931 г.предложилхим. зажигание и самовоспламеняющееся топливо, карданный подвес ЖРД для управления полетом ракеты.С 1931 по 1933 г. разработал поршневой, турбонасосный и центробежный агрегаты для подачи топлива в ЖРД и мн. др. Конструктор первого в мире электротермического ракетного двигателя, первых отечественных ЖРД. Под его руководством созданы ЖРД БРДД РД-100 (Р-1), РД-101 (Р-2), Р-3 (РД-110), РД-103 (Р-5), РД-103М (Р-5М), МБР Р-7 (РД-107, РД-108), Р-9 (РД-111 — 8Д716), Р-16 (РД-218, РД-219), Р-36 (РД-251, РД-252), УР-500 (РД-253), БРСД Р-12 (РД-211, РД-214), Р-14 (РД-216), МКР "Буря" и "Буран" (РД-212, РД-213), МБР Р-8, РН "Восток", "Союз", "Космос" (РД-119, РД-216М), "Космос-3" (РД-219, ПД49), " Молния", Н-1 (8Д710), фторных ЖРД 8Д21, 11Д13, 11Д16(С 1954 года), РД-253 для РН "Протон", РД-301 и мн. др.
Алексей Михайлович Исаев (1908-1971) Крупный советский конструктор авиационных и ракетных двигателей. Главный конструктор ОКБ авиазавода № 293 в Химках (1943), там же был создан ЖРД Д1-А-1100 для истребителя БИ-1. Затем руководил филиалом № 1 НИИ-1 МАП. В 1948 году назначен главным конструктором ОКБ-2 НИИ-88, где созданы ЖРД для ЗУР и для БРДД Р-11, Р-11ФМ. В конце 1950-х гг. созданный им ЖРД С.5.1 установлен на ракеты системы ПВО С-25М, которая несла боевое дежурство по защите Москвы. В 1959 году ОКБ-2 становится самостоятельной организацией, там были созданы ЖРД для ПКР П-15, МКР "Буря", ОТР Р-17, противоракеты В-1000, ЗУР "217", "218", В-750В, В-755, 5Я24,БРПЛ Р-13, Р-21, Р-27, Р-27К, Р-29, Р-29Р, Р-29РМ, ракет-носителей "Космос", КА "Восток" (ТДУ-1), "Восход", БРПЛ, космических аппаратов "Союз" (КТДУ-35),"Космос", "Венера-2", "Марс-2", "Марс-7", "Луна-4". Владимир Павлович Бармин (1909-1993) Ученый в области механики и конструктор стартовых установок для гвардейских минометов и ракетно-космической техники. В 1940 году назначен главным конструктором СКБ завода "Компрессор". С 1941 года в СКБ при заводе "Компрессор" создавались боевые машины РСЗО типа М-13, БМ-8, БМ-31. В 1946 году на базе СКБ образовано ГСКБ Спецмаш (с 1967 г. — КБ общего машиностроения), которое он возглавил; КБОМ стало головной организацией по наземному технологическому оборудованию. В ГСКБ разрабатывалось наземное и стартовое оборудование для БРДД V-2, Р-1, Р-2, Р-5, МБР Р-7, ЗРК С-25, РСЗО БМ-14, БМ-24, БМД-20. Под его руководством была создана первая отечественная опытная шахтная пусковая установка (ШПУ) "Маяк". В дальнейшем создал ШПУ "Двина", "Чусовая", "Десна"для ракет Р-12У, Р-14У, Р-9А, ПУ для противоракет В-1000, А-135, стартовые установки для ракет-носителей Н-1, "Энергия", "Протон". Автор многих научных трудов по стартовым комплексам, компрессоростроению, холодильной технике и др.
Мстислав Всеволодович Келдыш (1911-1978) Внес выдающийся вклад в развитие вычислительной и машинной математики в СССР, в создание эффективных методов расчета задач атомной и космической техники. Выступил одним из инициаторов работ по исследованию космоса созданными им ракетно-космических системами, возглавил с сер. 1950-х разработку теоретических предпосылок вывода искусственных тел на околоземные орбиты, а в дальнейшем — полетов к Луне и планетам солнечной системы. Руководил научно-техническим советом по координации деятельности НИИ и КБ по созданию первого ИСЗ; внес большой вклад в осуществление программ пилотируемых полетов, в постановку научных проблем и проведение исследований околоземного космического пространства, межпланетной среды, Луны и планет, в решение многих проблем механики космического полета и теории управления, навигации и теплообмена. Важное место в его деятельности занимало научное руководство работами, осуществляемыми в сотрудничестве с др. странами по программе "Интеркосмос". Михаил Федорович Решетнёв (1924-1996)
Действительный член РАН (1984); работал генеральным конструктором НПО в г. Красноярске; окончил МАИ в 1950 г.; главные направления научной деятельности: космические системы (спутники) связи, телевидения, навигации, геодезии. В Сибири в 60-80 гг. XX века решались задачи создания космических аппаратов различного назначения, обеспечения длительного времени их эксплуатации, эффективного функционирования космических информационных систем. Для этого выполнялся значительный объем фундаментальных и прикладных научных исследований, что привело к качественному и количественному росту в таких отраслях знаний как: математика, физика, информатика и вычислительная техника, материаловедение, электроника, технология, науки о Земле и космосе. Ракета-носитель Космос-3М, производство и конструкторское сопровождение которой было передано в 1970 году из Красноярска в Омское ПО «Полёт». Под руководством М. Ф. Решетнёва была создана автоматическая магнитогравитационная система ориентации с практически неограниченным сроком службы, которая обеспечила полет многих отечественных космических аппаратов; им были выполнены работы по комплексному исследованию физики космических факторов, позволившие разработать методы надежной защиты космических аппаратов от их негативного воздействия; большой теоретический и практический вклад был сделан М. Ф. Решетнёвым в механику композиционных материалов, кинематику трансформируемых конструкций, разработку устройств исполнительной автоматики. Его работы открыли новое направление в области специального машиностроения, создания связных, навигационных и геодезических спутниковых систем. Системы, разработанные с участием академика М. Ф. Решетнёва: * Системы спутниковой связи и вещания «Стрела-1» (1964); «Молния-1+» (1967); «Стрела-1М» (1969); «Стрела-2» (1970); «Молния-2» (1971); «Молния-3» (1974); спутник связи «Радуга» (1975); спутник непосредственного телевещания «Экран» (1976); геостационарный спутник связи «Горизонт» (1978); «Радио» (1981); геостационарный спутник-ретранслятор «Поток» (1982); «Молния-1Т» (1983); «Стрела-3» (1985); геостационарный спутник связи «Луч» (1985); «Радуга-1» (1989); «Гонец-Д1» (1992); геостационарный спутник связи «Экспресс» (1994). * Спутниковые системы навигации – орбитальные группировки навигационных серий: «Циклон» (1967); «Цикада» (1976); «Надежда» (1982); «ГЛОНАСС» (1982); «Галс» (1994). * Спутниковые системы изучения Земли – геодезические и научно-исследовательские: «Вертикальный космический зонд» (1967); «Сфера» (1968); «Ионосферная станция» — она же «Космос-381» (1970); «Гео-ИК» (1981); «Эталон» (1989). Михаил Сергеевич Рязанский (1906-1987) С 1934 г. работал в московском отделении Остехбюро (после реорганизации НИИ-20), занимая последовательно должности ст. инженера, руководителя группы, начальника лаборатории и отдела. В 1943 г. за участие в разработке радиолокационной техники был удостоен Сталинской премии. Весной 1945 г. вместе с СП. Королевым, В.П. Глушко, Н.А. Пилюгиным и др. командирован в Германию для изучения ракетной техники (ФАУ-2). По предложению министра обороны в 1946 г. назначен главным инженером НИИ-885 и главным конструктором ряда разрабатываемых космических объектов. В 1947— 1951 гг. принимал участие в летных испытаниях первых советских баллистических ракет Р-1 и Р-2 на полигоне Капустин Яр, для которых под его руководством были созданы системы контроля и радиоуправления. Член Совета главных конструкторов ракетно-космической техники. В 1957 г. участвовал в подготовке и запуске на орбиту первого ИСЗ, за что ему вместе с другими учеными был присуждена Ленинская премия. Крупнейшим его достижением явилось создание радиотелескопа РТ-70 с первой в мире полноповоротной квазипараболической антенной системой с диаметром главного зеркала более 70 м. Первый такой телескоп был введен в действие в 1978 г. в Центре дальней космической связи (г. Евпатория), второй — в районе г. Уссурийска. С помощью РТ-70 были обеспечены успешные полеты многих межпланетных станций, в их числе "Вега-1" и "Вега-2", которые по командам с Земли выполнили уникальные исследования Венеры и, преодолев по гелиоцентрической орбите более миллиарда километров, с большой точностью вышли на встречу с кометой Галлея. Николай Алексеевич Пилюгин (1908-1982) Работал в Центральном аэрогидродинамическом институте, в Летно-испытательном институте (1941 — 1944). Главный конструктор (1946) в области ракетно-космической техники. Участвовал в 1940-х гг. в развертывании работ по созданию баллистических ракет дальнего действия. Основоположник создания систем управления советских ракет-носителей, космических кораблей и межпланетных автоматических станций. Внес большой вклад в создание, совершенствование и испытания систем управления ракет и космических аппаратов, в исследование проблем стабилизации полета ракет на активном участке траектории. Обладал энциклопедическими знаниями в области машиностроения и приборостроения. Соратник академика С. П. Королева.
Борис Евсеевич Черток (01.03.1912-14.12.2011)
Вся научно-инженерная деятельность с 1946 г. связана с разработкой и созданием систем управления ракет и КА. В августе 1930 был принят на работу в электроцех отдела оборудования (ОБО) — электромонтером 4-го разряда на авиазавод № 22 в Москве выпускавший ТБ-1(АНТ-4). Участвовал во внедрение в производство ТБ-3 (АНТ-6). В апреле 1945 в составе специальной комиссии Б. Е. Черток был командирован в Германию, где до января 1947 руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. В том же году вместе с А. М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления БРДД. На базе института в 1946 был создан новый институт — «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С. П. Королёв. С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве с С.П. Королёвым. В 1974 Б. Е. Черток становится заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления. Виктор Иванович Кузнецов (1913-1991) С 1938 г. занимался гироскопами. Первые оригинальные разработки гироскопических приборов выполнил в Ленинграде, испытал на кораблях Балтийского флота. В предвоенные годы возглавил направление разработок, затем развитое в отдельном специализированном институте. Разрабатывал радиоуправляемые самолеты и танкетки, прицелы для истребителя, спецвзрыватели для партизан и др. В мае 1945 г. снова направлен в Германию для ознакомления с ракетными предприятиями. В августе 1945 г. работал в Германии с С.П. Королевым, В.П. Мишиным, М.С. Рязанским. Н.А.Пилюгиным и др. В 1946 г. его назначили главным конструктором и руководителем КБ большого коллектива разработчиков, вошел в совет главных конструкторов по ракетно-космической технике. Для первой советской межконтинентальной ракеты создал инерциальную систему управления. Автор многих научных трудов по системам инерциальной навигации и автономного управления. Руководил созданием комплексов командных приборов для ракет средней дальности и МБР многих поколений, принятых на вооружение в конце 1940-х — первой половины 80-х гг. Александр Семенович Клинышков (1929-2003) Доктор технических наук, профессор, главный конструктор ПО «Полет» (с 1974 г.), декан аэрокосмического факультета ОмГТУ (с 1994г.), заведующий кафедрой «Производство летательных аппаратов» ОмГТУ (с 1989 г.). Клинышков А.С. – известный в нашей стране и за рубежом специалист в области ракетно-космической техники, руководитель разработки ракетных комплексов для проведения отработочных испытаний специзделий и лётных испытаний образцов многоразовой космической системы «Буран» (1968-1990), руководитель разработки ракетного комплекса для проведения уникальной международной программы высотного зондирования атмосферы (1973-1983), руководитель разработки космического аппарата серии «Космос-1383» (1980), автор инженерных разработок по созданию целого класса космических связных аппаратов. Клинышков Александр Семенович родился в с. Исакове Похвистневского района Куйбышевской области. Окончил Исаковскую среднюю школу (1946), Куйбышевский авиационный институт (1953). Направлен на Омский авиационный завод, где работал технологом, конструктором, начальником конструкторской бригады, главным конструктором (1954-1976). Главный конструктор, заместитель генерального директора ПО «Полет» (1976-1992). А. С. Клинышков внес значительный вклад в развитие конструкторского бюро ПО «Полет» как проектной организации. Под его руководством КБ выполнен ряд проектно-конструкторских разработок, позволивших получить большой объем ценной научной информации о Земле и космосе, расширить области освоения и использования космического пространства в интересах науки, народного хозяйства и обороны, пополнить арсенал отечественной ракетно-космической техники. Работая на производстве, А. С. Клинышков преподавал в Омском политехническом институте (ныне технический университет). В 1992 г. полностью перешел на преподавательскую деятельность. Кандидат технических наук (1980), доктор наук (1988). Клинышков А.С. своими научными трудами и разработками по существу создал новое направление в области разработки и использования РКТ для решения важных прикладных задач в интересах страны и народного хозяйства Автор 86 научных публикаций, методических и учебных пособий, 28 авторских свидетельств на изобретения. Лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники (1981). За многолетнюю научно-производственную деятельность Клинышков А.С. награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени (1961, 1974 гг.), орденом «Знак Почета» (1971г.), медалью «За трудовое отличие» (1957 г.).
Виктор Иванович Кузнецов (род. в 1937 г.) Сертификат участника энциклопедии "Ученые России" Доктор технических наук, профессор, действительный член Академии транспорта РФ и Международной Академии Холода, проректор по научной работе (1991-1993 гг.), заведующий кафедрой «Двигатели летательных аппаратов» (1988-2004 гг.), профессор кафедры «Авиа- и ракетостроение» (с 2004г.) ОмГТУ. Родился 3 ноября 1937 года в городе Бийске Алтайского края. В 1955 году поступил в Ленинградский механический институт, после окончания которого в 1961 году был направлен на работу инженером-конструктором в город Комсомольск-на-Амуре на предприятие Министерства авиационной промышленности. Вскоре стал старшим преподавателем кафедры «Самолетостроение» в Политехническом институте города Комсомольск-на-Амуре. В 1963 году переехал в город Омск и поступил на работу инженером-конструктором научно-исследовательского института авиационной технологии. В 1965 году был переведен в Моторостроительное конструкторское бюро. С 1966 по 1970 годы обучался в заочной аспирантуре Центрального института авиационного моторостроения им. П. И. Баранова в городе Москве, в 1975 году защитил кандидатскую диссертацию в специализированном совете Института теплофизики СО АН СССР в городе Новосибирске. С 1977 года работает в Омском политехническом институте. Прошел ступени старшего преподавателя, начальника НИСа, доцента, заведующего кафедрой «Двигатели летательных аппаратов», проректора по научной работе. В 1981 году присвоено ученое звание старшего научного сотрудника по специальности «Теплофизика», а в 1990 году - доцента. 15 февраля 1991 года В. И. защитил докторскую диссертацию в специализированном совете Ленинградского технологического института холодильной промышленности. 29 ноября 1991 года присвоено ученое звание профессора. Основные результаты научно-исследовательских работ сведены к следующему: создана теория вихревого эффекта Ранка, предложены установки, использующие в своей работе данный эффект; разработана концепция авторотации газотурбинных двигателей; исследованы проблемы малых теплообменных аппаратов. В последнее время под руководством В. И. Кузнецова проводятся фундаментальные исследования по теории газотурбинных двигателей и работы по созданию аппаратов с использованием Ранка. Основные разработки внедрены в производство: методики расчета установок с вихревыми трубами, установка для исследования работы термопатрона газотурбинного двигателя, установка для определения усилий от газовой струи изделия на стартовый комплекс. Научная деятельность сочетается с подготовкой инженерных и научных кадров. В. И. Кузнецов — член координационного совета по двигателям летательных аппаратов при Министерстве образования РФ. Руководит аспирантурой и докторантурой. Является председателем диссертационного совета, а также членом двух докторских советов в ОмГТУ. Подготовил шесть кандидатов технических наук и два доктора технических наук. Опубликовано свыше 160 работ, среди которых 6 монографий и 12 патентов на изобретение. Окончил народный университет радиоэлектроники и техники связи при Омском областном правлении НТО РЭС им. А.С. Попова по основам вычислительной техники и программирования. В 1992 году прошел обучение по программе подготовки экспертов и является официальным экспертом Аккредитационного независимого центра в городе Москва Министерства образования РФ. В 1978 - 1979 годах В. И. Кузнецов был отмечен благодарностями по институту «За достигнутые успехи в личных и командных соревнованиях среди научных работников и сотрудников института». В 1997 году награжден знаком «Почетный работник высшего образования РФ». Принимал участие в работе по созданию ГТД для судна на воздушной подушке (СВП) «Скат», руководил курсовыми проектами студентов Аэрокосмического факультета ОмГТУ по созданию СВП. Валерий Иванович Трушляков (род. в 1947 г.) Профессор кафедры «Авиа- и ракетостроение», директор научно-образовательного центра «Космическая экология», доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Сибирского отделения МАН ВШ, советник Российской академии ракетно-артиллерийской наук. Окончил в 1970 г. физико-технический факультет Томского государственного университета по специальности «Динамика ЛА» (инженер-механик). С 1970 г. по 1993 г. работал в КБ ПО "Полёт" на должностях инженера, ведущего инженера, начальника теоретической группы проектного отдела. С 1985 г. по 1991 г. - по совместительству преподаватель отдел технического обучения ПО "Полёт", кафедры «Автоматические установки». В ОмГТУ работает с 1991 г.: заведующий кафедрой «Автоматические установки» с 1991 г. по 2003 г., проректор по научной работе с 1993 г. по 2002 г., профессор кафедры «Авиа- и ракетостроение» с 2004 г. по настоящее время. Сфера профессиональных интересов: динамика полёта и управление, конструирование и проектирование ЛА, испытания ЛА, космический мусор. В настоящее время активно занимается проблемой космического мусора и вредным воздействием отработавших ступеней ракет на окружающую среду.
Date: 2016-05-24; view: 6071; Нарушение авторских прав |