Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
IV. Очерк структурно-функциональной теории социальных систем
Ограниченность места не позволяет проследить основные проблемы, существующие в структурно-функциональной теории социальных систем. Однако можно утверждать, что она развивается с определенной ясностью, хотя и не исключительно, в четырех охарактеризованных выше направлениях. Мы теперь увидели основные контуры достижимой и практически применимой системы структурно-функциональной теории. Последняя часть статьи будет посвящена чрезвычайно сжатому и общему очерку этих основных контуров. По необходимости большинство деталей придется опустить. Как в любой развивающейся теоретической структуре, здесь возникает масса трудностей и нерешенных проблем, которых мы также не будем касаться. Первым существенно важным моментом обобщенной теоретической схемы является определенная система координат. Совершенно ясно, что для рассматриваемой теории такой системой координат является «действие» или, может быть, лучше, «действующее лицо-ситуация», в некотором роде аналогичная системе координат «организм-среда», существующей в биологической науке. Система координат «действующее лицо-ситуация» граничит с психологией, но в применении к социальной системе возникает дополнительная сложность из-за рассмотрения множества взаимодействующих акторов в ситуациях, которые частично являются дискретными, частично — общими для них. Элементом всякой социальной системы является человеческий индивид как действующее лицо, как некоторая сущность, основная характеристика которой состоит в стремлении к достижению «целей», в реагировании эмоционально или аффективно на объекты и явления и, в большей или меньшей степени, в осознании или понимании своей ситуации, своих целей и самого себя. Действие в данной системе координат по сути своей расположено на «нормативной», «телеологической» или, лучше сказать, «волюнтаристической» системе осей. Цель является, согласно определению, «желаемым» состоянием дел; неудача в ее достижении — «психологическим крушением» (frustration). Аффективная реакция включает компоненты удовольствия или страдания актора и одобрения или неодобрения объекта или состояния, которые вызывают реакцию. Наконец, когнитивная ориентация подчинена стандартам «правильности», или «адекватности», знания и понимания. Эта по существу «нормативная ориентация» действия направляет внимание на решающую роль тех «стандартов», которые определяют желаемое направление действия в форме целей и стандартов поведения. Эту систему нормативных стандартов, по-видимому, лучше всего рассматривать в качестве одного из наиболее важных элементов «культуры» группы, который также включает в себя типы когнитивных «идей», символов и других элементов. Однако, с нашей точки зрения, социальная система является системой действия, т.е. мотивированного человеческого поведения, а не системой культурных стандартов. Она взаимодействует с культурными стандартами в одной связи точно таким же образом, как она взаимодействует с физическими и биологическими условиями в других отношениях. Но «система культуры» является иным уровнем абстракции от «социальной системы», хотя в значительной степени это абстракция от тех же самых конкретных явлений9. 9 О различии действия и культуры см. «The Structure of Social Action» (ch. XIX, p. 762 и далее). Этот взгляд отличается от взгляда Клакхона и Келли в «The Consept of Culture» (The Science of Man in the World Crisesis, ed. by R-Linton, Columbia Univ.Press, 946).
С этой точки зрения, способ интерпретации действия обладает своеобразной двойственностью. Первый существенный компонент- это «значение» («meaning») для актора, будь то на сознательном или бессознательном уровне. Второй компонент — это его отношение к «объективному» сцеплению объектов и событий, как они анализируются и интерпретируются наблюдателем. В некотором смысле эта исходная система координат состоит в выделении, с психологической точки зрения, структурных категорий человеческой личности, которые должны быть использованы при описании и анализе каждой отдельной структуры характера или последовательности действий. Но структура социальных систем не может быть выведена непосредственно из системы координат «актор—ситуация». Помимо этого требуется функциональный анализ тех осложняющих обстоятельств, которые возникают в результате взаимодействия множества субъектов действия. Даже абстрагированные от социальных отношений особенности ситуации действия, а также биологические потребности и способности индивида составляют определенные фиксированные пункты детерминации в системе действия. Функциональные потребности социальной интеграции и условия, необходимые для функционирования множества акторов в качестве «единой» системы, достаточно хорошо сопряженной, чтобы существовать самостоятельно, оказывают определенное влияние и на другие обстоятельства. Но функциональные потребности, лежат ли в их основе биологические, социо-культурные или индивидуальные источники, поскольку они относятся динамически к такой концептуальной схеме, удовлетворяются посредством процессов действия. Потребность в пище биологически обусловлена; но процесс производства пищи человеком и различные социальные обычаи во вкусах, в приготовлении и потреблении пищи определены биологически не более, чем любые другие социальные явления, такие как, например, создание симфонической музыки, наслаждение ею. Следовательно, вопрос о конечном «источнике» потребностей является некорректным, если он не связан со структурой и ориентацией социальных систем действия. В этом последнем случае здесь создается «фокус», вокруг которого концентрируются установки символа и стандарты действий. Структура — это совокупность относительно устойчивых стандартизированных отношений между элементами. А поскольку элементом социальной системы является актор, то социальная структура представляет собой стандартизированную систему социальных отношений между акторами. Однако отличительная черта структур и систем социального действия заключается именно в том, что в большинстве отношений действующее лицо не принимает участия в качестве целостной сущности, а участвует в них лишь посредством данного дифференцированного «сектора» своего целостного действия (в том же смысле, в котором данный кирпич как целое является или не является «частью» данной стены). Такой сектор, представляющий собой единицу социальных отношений, стали называть «ролью»10. Следовательно, предыдущее положение должно быть переформулировано: социальная структура представляет собой систему стандартизованных отношений акторов, выполняющих роли относительно друГ друга. Понятие роли соединяет подсистему действующего лица как психологической единицы с определенной социальной структурой. 10 Это понятие было использовано Р. Линтоном в «The Study of Man» (New York, 1936). См. особенно гл. VIII.
Здесь возникают два вопроса. Во-первых, какова природа этой связи, что такое социальная структура с точки зрения актора, выполняющего свою роль в ней? Во-вторых, какова природа «системы» стандартизованных отношений в социальной структуре? Ключ к ответу на первый вопрос лежит в нормативно-волюнтаристическом аспекте структуры действия. С точки зрения социальной системы роль — это некоторый элемент обобщенной стандартизации действий индивидов, входящих в эту систему. Но это не просто статистическая тенденция. Важное значение здесь имеют категории цели и стандарта. С точки зрения актора его роль определена нормативным ожиданием членов группы, сформированным в социальных традициях этой группы. Наличие таких ожиданий составляет существенную особенность ситуаций, в которых находится актор. Принятие или непринятие этих ожиданий влечет за собой санкции одобрения и награды или порицания и наказания. Более того, ожидание составляет часть его собственной личности. В процессе социализации им усваиваются - в большей или меньшей степени — стандарты и идеалы его группы, так что они становятся эффективными мотива-ционными силами в его собственном поведении, независимо от внешних санкций. С этой точки зрения существенным аспектом социальной структуры является система стандартизированных ожиданий, которая определяет правильное поведение личности, исполняющей некоторые роли, основанные как на ее собственных позитивных мотивах конформности, так и на санкциях других. Такие системы стандартизированных ожиданий, рассматриваемые по их месту в тотальной системе и достаточно глубоко пронизывающие действие, так что их можно принимать без доказательства как законные, условно называются «институтами». Следовательно, основным структурным стабильным элементом социальных систем, который, согласно изложенным соображениям, должен играть решающую роль в их теоретическом анализе, является структура институциональных стандартов, определяющих роли входящих в нее акторов. С функциональной точки зрения институционализированные роли представляют собой механизм, интегрирующий весьма разнообразные возможности «человеческой природы» в единую систему, способную преодолеть ситуационные крайности, с которыми общество и его члены постоянно сталкиваются. Институционализированные роли выполняют две функции по отношению к этим возможностям. Первая состоит в отборе таких возможностей поведения, которые «удовлетворяют» потребностям и укладываются в пределы данной стандартизированной структуры; другие типы поведения при этом подавляются или ими пренебрегают. Вторая функция должна обеспечить через механизмы взаимодействия максимум мотивационной поддержки действию, соответствующему ролевым ожиданиям. Помимо прочего, как бескорыстные мотивы, ассоциирующиеся с «совестью» и «идеалами», так и эгоистические должны быть мобилизованы для одного и того же. Вторая основная проблема состоит в структуре самих институтов как системы. Институты понимаются как факторы, контролирующие действия человека в обществе, и как следствия их. Следовательно, в качестве системы они должны быть одновременно связаны как с функциональными потребностями акторов — индивидов, так и с социальными системами, которые они образуют. Таким образом, основным структурным принципом, так же как и в анатомии, является принцип функциональной дифференциации. Однако функциональное содержание в социальных явлениях оказывается более сложным, ибо здесь переплетаются функциональные потребности актора и социальной системы. Любая схема для анализа такой функционально Дифференцированной структуры по необходимости будет сложной, и, вероятно, ни одна из них не будет единственно «правильной». Однако исходная трехмерная схема представляется достаточно приемлемой и высоко обобщенной11. 11 См.: «Toward a Comman Language for the Area of Social Science», part II. (Помещена в том же сборнике работ Т. Парсонса, из которого взята публикуемая статья. — Примеч. ред.).
Во-первых, здесь имеются «ситуационные» институты или стандарты. Таковыми оказываются организации ролей вокруг аспектов ситуаций, в которых находятся акторы и социальные системы. Наиболее яркий пример этому дают роли родства, организованные вокруг биологической зависимости индивидов по принципу происхождения, и в менее яркой форме — политические институты, организованные на основе солидарности в применении силы и подчинении ей в рамках территориальной общности. Второй тип институтов — инструментальные, сформировавшиеся ради достижения вполне определенных целей. Например, некоторая данная процедура, вроде тех, что применяются в современной медицине, осуществляется в рамках институционализированной роли врача. Наконец, в-третьих, имеют место «интегрирующие» институты, которые ориентированы прежде всего на регуляцию отношений индивидов с целью избежать конфликтов или добиться позитивной кооперации. Примерами этого могут служить социальная стратификация и власть. Поскольку относительная оценка личных качеств и достижений в социальной системе неизбежна, постольку весьма существенно, чтобы эти оценки интегрировались в упорядоченной системе ранжирования, в системе стратификации общества. В то же время возможности отклоняющегося поведения и необходимость детальной координации действий многих людей во всяком сложном обществе таковы, что нельзя положиться на спонтанную реакцию, на неорганизованный контроль. Некоторые лица и организованные агентства должны обладать властью, чтобы в определенных пределах подавить отклонение и его последствия или способствовать эффективной кооперации. И опять весьма существенно для интеграции общества, чтобы такой контроль над другими был институционально упорядоченным, регулируемым и представлял собой систему ролей законной власти. Это важный фактор эффективности контроля, ибо он делает возможной апелляцию к чувству морального обязательства и позволяет регулировать саму власть, которая в случае злоупотребления может привести к серьезным последствиям. Важность понимания институтов как функционально дифференцированных систем состоит в том, что такое понимание позволяет рассматривать изменения в любой части социальной системы с точки зрения их взаимозависимости во всей системе как целом. Поскольку такая система адекватно формулируется в обобщенных структурах и является структурно завершенной, постольку она требует, чтобы обращалось явное внимание на каждое из возможных отражений изменения в различных направлениях. Однако динамический анализ невозможен только лишь с точки зрения систематического рассмотрения институциональной структуры. Для проведения такого анализа необходимо ввести обобщающее истолкование поведенческих тенденций акторов — людей в той ситуации, в которой они находятся, подлежащих воздействию ожиданий их институционализированных ролей. В самых общих чертах такое обобщение зависит от теории «мотивации» человеческого поведения. Исходные основания такой теории должны быть получены из психологии. Но поскольку «идеосинкразичес-кий» элемент в поведении и мотивации индивидов весьма велик и поскольку уровень абстрагирования в психологии таков, каков он есть, постольку вообще невозможно вывести адекватную теорию мотивации социально организованных массовых явлений путем простого «применения» психологических обобщений. Отношение между психологическим уровнем и поведением в социальных системах сложно, но на это отношение проливает свет психологическая трактовка понятия роли. Все это прежде всего истинно в двух направлениях. Ранняя тенденция в психологии рассматривала «личность» как выражение генетической конституции или как единственную в своем роде идиосинкразическую личность. Однако изучение социализации в сравнительной перспективе показывает, что у тех, кто социализировался в одной и той же культурной и институциональной системе, в «структуре характера» существуют значительные элементы единообразия, варьирующиеся в зависимости от различных ролей внутри системы12. Хотя пределы применения этой концепции структуры еще не выяснены, все же признано ее общее теоретическое значение. Там, где она применяется, стандарты мотивации, которые обычно используются для объяснения поведения в институционализированной роли, не выводятся непосредственно из «склонностей человеческой природы» вообще. Они зависят от компонентов, организованных в некоторую особую структуру. Сформировавшийся тип личности будет обладать своим собственным стандартом мотивации и тенденциями поведения. Другое принципиальное направление развития касается области, которая рассматривает процессы подвижности поведения в любой данной социальной системе на психологическом уровне. Очевидно, особенно в результате рассмотрения сложных обществ, что эти пределы относительно широки для больших масс населения и что распределение типов характера, в большей или меньшей степени отвечающих требованиям данной роли, также достаточно разбросано. Основной механизм здесь заключается в том, что может быть названо «структурной генерализацией цели» и другими аспектами ориентации. Как считает Томас, одна из основных функций институтов состоит в «определении ситуации»13 для действия. Как только ситуация институционально определена и это определение подтверждено системой санкций, интегрированной соответствующим образом, действие, поддерживаемое соответствующими тенденциями в ожиданиях, стремится, как указывалось, мобилизовать в свою пользу широкое разнообразие моти-вационных элементов. Так, если взять наиболее известный пример — «мотив прибыли», играющий столь важную роль в экономических дискуссиях, то это вовсе не является психологической категорией. 12 См., например: Kardiner A. The individual and his society (N.Y., 1939), a также последние работы Маргарет Мид. 13 Особенно см. его «The Unadjustad Girl» (Boston, 1927), Введение.
Верный взгляд скорее состоит в том, что система «свободного предпринимательства» в экономике, основанная на деньгах и рынке, определяет ситуацию для поведения и ожиданий поведения от делового предприятия таким образом, что люди должны стремиться к прибыли как условию выживания и показателю успеха своей деятельности. Следовательно, какие бы интересы ни руководили индивидом, будь то достижение, самоуважение, восхищение со стороны других и т.д., не говоря уже о том, что можно купить за деньги, — все они превращаются в деятельность по производству прибыли14. В ситуациях, определяемых различно, одинаковые исходные мотивы приводят к совершенно различным видам деятельности15. 14 См.: Parsons T. The Motivation of Economic Activity («Canadian Journal of Economics and Political Science», May 1940). (Русский перевод этой статьи см.: наст, изд., с.???. — Примеч. ред.) Дальнейший анализ отношения роли— структуры к динамике мотиваций см.: Parsons T. Propaganda and Social Control («Psyhiatry», Nov. 1942). 15 Cm. Malinowski. Corol Garden and Their Magic. London, 1935, vol. I, ch. I, part 9.
Таким образом, при анализе динамических проблем социальной системы недостаточно применять «психологию» к поведению индивидов в соответствующей "объективной" ситуации. Необходимо дать интерпретацию их «реакций» с точки зрения, по меньшей мере, двух других проблем — знания о структуре характера, "типичной" именно для этой особенной социальной системы, и своеобразных целей и ориентации, возникающих в результате «определений ситуаций», распространенных в данном обществе. Но при всем уважении к анализу данного типа остается в силе то, что основные динамические категории социальных систем являются «психологическими». Отношение психологии к теории социальных систем аналогично отношению биохимии к общей физиологии. Точно так же как организм не является категорией общей химии, так и социальная система не является категорией психологии. Но в физиологической концепции того, что такое функционирующий организм, процессы признаются химическими по своей природе. Точно так же и процессы социального поведения, как и любые другие процессы поведения, являются психологическими. Но вне истолкования, придаваемого этим процессам их институционально-структурным контекстом, они утрачивают свое значение для понимания социальных явлений. Каким бы кратким и незаконченным ни являлось все сказанное выше, все же можно надеяться, что это дает представление об основных чертах возникающей структурно-функциональной теории социальных систем. Остается поставить вопрос, в каком аспекте эта теория может рассматриваться как специфически социологическая. Конечно, возможно рассматривать социологическую теорию в качестве теории социальных систем вообще. Однако такой подход представляется нежелательным, так как в этом случае социология стала бы крайне громоздкой дисциплиной, включающей в главное содержание психологию и всю экономическую теорию. Наиболее важная альтернатива состоит в том, чтобы считать социологию одной из наук об институтах в вышесказанном смысле слова или, более специфически, — об институциональной структуре. Отсюда следует, что социология не должна ограничиваться только статическим структурным анализом, но и уделять определенное внимание проблемам структуры,включая структурные изменения. Динамические, особенно психологические, проблемы войдут в социологию с точки зрения их специфического отношения к данному контексту16. 16 Это едва ли чем отличается от взгляда, изложенного в «The Structure of Social Action», гл. XIX: институты — такие элементы структуры социальных систем, которые наиболее четко воплощают в себе типы «общей ценностной интеграции» системы действия.
Такой взгляд позволяет определить психологию как общую науку о структуре человеческой личности и мотивации. Совершенно ясно, что многие конкретные проблемы психологии в этом смысле совсем не являются социологическими. Например, социологические соображения будут вторичными и периферийными во всей области клинической психологии. Однако обе эти науки неразрывно связаны между собой, и данные, касающиеся ролевой структуры социальной системы, по меньшей мере подспудно включены во все конкретные психологические проблемы. Это обычная ситуация в отношении различных наук. Такой взгляд позволяет также провести различие между социологией и экономической теорией. Экономическая теория занимается определенными динамическими процессами, происходящими внутри социальных систем. Ситуация, где экономическая теория особенно необходима, ограничена определенными типами социальных систем, особенно теми, где в большей степени распространена первичная ориентация на оптимальное использование ресурсов и цен. Такая ситуация предполагает, во-первых, отчетливо выраженную институциональную структуру. Во-вторых, как следствие этого, она предполагает организацию мотивов вокруг структурно обобщенных целей определенных типов. Но при таких условиях специфические динамические последствия экономически ориентированного действия должны анализироваться с точки зрения особой концептуальной схемы. И Парето, и другие исследователи хорошо понимали, что эта схема в высшей степени абстрактна и более широкие аспекты динамики тотальных экономических систем будут неизбежно включать взаимосвязь с неэкономическими переменными. В некоторых аспектах возникновение в сложных социальных системах определенных функционально дифференцированных структур аналогично специфическим чертам товарного производства. Может быть, самым важным примером этого является управление. Всегда возможно считать изучение таких структур и соответствующих социальных процессов предметом относительно независимой науки. Однако до сих пор ни один из этих вариантов не имеет особой аналитической схемы, появление которой могло бы означать, что эта область приобрела теоретический статус, аналогичный тому, которым обладает сама экономика. Поэтому в высшей степени проблематично, можно ли считать «политическую теорию» в научном, а не в этическом или нормативном смысле фундаментальным элементом теории социальных систем. Вероятно, более логично рассматривать ее в качестве области применения общей теории социальных институтов, но достаточно дифференцированной, чтобы ее можно было трактовать как независимую дисциплину для многих целей. Подобные соображения распространяются и на другие аспекты структурной дифференциации, например религиозные. Наконец, возникает вопрос, следует ли антропологию рассматривать в теоретическом смысле как независимую науку. При изучении первобытных обществ она, конечно, является весьма специализированной областью, в некотором смысле аналогичной случаю с управлением. Однако, поскольку ее теоретическая задача заключается в изучении социальной системы как таковой, то оказывается, что нет оснований рассматривать социальную антропологию в качестве особой теоретической дисциплины. В соответствующем аспекте она должна считаться ветвью социологии, а в других аспектах — экономики, логической науки и т.д. Однако возникает одна проблема, анализ которой может привести к изменению этого взгляда. Многие защитники антропологии считают, что это наука о культуре, а не о социальных системах. В вышеприведенном анализе выявилось, что культура, хотя она эмпирически фундаментальна для социальных систем и в этом смысле — их компонент, в теоретическом смысле не является исключительно социальным явлением. Указывалось, что изучение структуры культурных стандартов как таковых и их структурной взаимозависимости есть законная абстракция от конкретных явлений человеческого поведения и его материальных следствий. Оно совершенно отличается от их изучения в контексте взаимосвязи с социальной системой. Такое изучение не эквивалентно изучению институтов как аспекта социальной системы. Если фокус теоретического интереса антропологии должен смещаться в этом направлении, то отсюда следуют два важных вывода. Во-первых, совершенно ясно, что традиционный интерес антропологии к первобытным народам не может быть поощряем. Культура первобытных народов, так же как и структура их институтов, не является больше основанием для обособления и развития науки. Во-вторых, важно уяснить отношение между культурной и социальной структурой. Именно по этому вопросу возникает большая путаница как среди социологов, так и среди культурных антропологов. 1945 К общей теории действия. Теоретические основания социальных наук. * Часть I. Общая теория действия. Некоторые основные категории теории действия. Общие положения. (Талкотт Парсонс, Эдвард Шилз, Гордон Оллпорт, Клайд Клакхон, Хенри Мюррей, Роберт Сире, Ричард Шелдон, Самюэль Стоуфер, Эдвард Толмен)* * I. Введение. * Toward a General Theory of action. Theoretical Fundations for the Social Sienses. Ed. by T. Parsons and E. Shils. Hurper and Row. N.Y., 1965. ** Some fundamental categories of the theory of action. A general statement (Talcott Parsons, Edward A. Shils, Gordon W. Allport, Clyde Kluckhohn, Henry A. Murray, Robert A. Sears, Richard С Sheldon, Samuel A. Stouffer, Edward C. Tolman)// Toward a General Theory of Action, p. 3-30. Настоящая статья, по замыслу авторов, должна способствовать становлению общей теории в социальных науках. Теория в социальных науках призвана выполнять три основные функции. Во-первых, она должна способствовать систематизации существующих конкретных знаний. Это достигается через выдвижение обобщающих гипотез, позволяющих систематически переформулировать имеющиеся факты и догадки путем расширения пределов использования частных гипотез, а также путем подведения разрозненных данных под некоторые общие понятия. Благодаря такой систематизации наличие общей теории в социальных науках будет содействовать накоплению и росту наших знаний. Совершенствуя наше понимание внутренних связей в структуре наличного знания, имеющего ныне неупорядоченный, фрагментарный вид, эта теория поможет нам сосредоточить внимание на тех проблемах, которые действительно нуждаются в дальнейшей проработке. Во-вторых, общая теория в социальных науках должна направлять исследования. Теоретические формулировки позволяют нам локализовать и более точно определить границы нашего знания и нашего неведения, а также обеспечивают выбор проблем. (Надо заметить, однако, что это отнюдь не единственный способ выбора для плодотворного исследования.) Более того, в рамках общей теории можно выдвинуть гипотезы, которые затем применяются и проверяются в ходе исследования этих проблем. Если анализируемые проблемы сформулированы как гипотезы, систематическим путем выведенные из теории, то окончательные результаты способствуют общей оценке теории и ее дальнейшему развитию. И, в-третьих, общая теория в качестве отправной точки для конкретных исследований поможет контролировать субъективность в наблюдениях и интерпретациях, проявлению которой ныне благоприятствует узкая специализация образования и исследований в социальных науках. Настоящая статья сама по себе не претендует на роль такой общей теории, которая смогла бы адекватно выполнить перечисленные три функции. Скорее она представляет определенный набор фундаментальных категорий, которые должны использоваться при формулировании общей теории. Сама же теория в течение многих лет разрабатывается путем сближения таких дисциплин, как антропологические исследования культуры, теория научения, психоаналитическая теория личности, экономическая теория и исследования современной социальной структуры. Date: 2016-05-14; view: 332; Нарушение авторских прав |