Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, сущность, функции местного самоуправления как разновидности социального управления. Основные теории местного самоуправления





МСУ есть очень сложный комплексный социальный институт, который изучается с разных позиций. МСУ рассматривают как:

Ø Элемент системы государства (РФ – система, которая состоит из трех уровней публичной власти);

Ø Как разновидность публичного управления;

Ø Как право граждан на участие в управлении делами государства.

 

Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многогранное явление, естественно, порождает различные подходы к его исследованию.

Рассмотрим местное самоуправление в качестве:

- основы конституционное строя;

- права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;

- формы народовластия.

1. Местное самоуправление как основа конституционного строя.

Идеальной моделью, на которую ориентируются в развитии муниципального права страны Европы, включая Россию, является Европейская Хартия местного самоуправления (принятая Советом Европы

в 1985 г. и ставшая составной частью отечественной правовой системы в 1998 г.), которая обобщила многогранную международную практику организации местного самоуправления. Местное самоуправление согласно Европейской хартии составляет одну из основ любого демократического государства. «Принцип МСУ должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в конституции государства».

Ст. 12 Конституции РФ содержит наиболее важные положения о местном самоуправлении, признающие его как одну из основ конституционного строя. Это установление подчеркивает стремление России стать демократическим и правовым государством (ч. 1 ст. 1 Конституции), ориентировано на человека, его права и свободы (ст. 2, 18). Оно подтверждает социальную ценность местного самоуправления, которое обеспечивает осуществление народом своей власти (ч. 2 ст. 3), реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства (ч. 1 и 2 ст. 32) и ряда других основных прав (ст. 24, 33, 40, 41, 43). Это позволяет территориальному сообществу иметь, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью (ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9) и создает предпосылки к единению общества и укреплению Федерации.

Положение ст. 12 Конституции Российской Федерации о том, что «в Российской Федерации признается... местное самоуправление» означает, прежде всего, что местное самоуправление в России считается, безусловно, необходимой и единственной формой организации публичной власти местных сообществ. В юридическом смысле это говорит о признании того, что право граждан на осуществление местного самоуправления возникает именно на основании Конституции Российской Федерации и закона, а не на основании волеизъявления населения муниципального образования, поэтому, например, посредством принятия решения на референдуме население не может отказаться от данного права.

Статья 12 Конституции Российской Федерации закрепила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Развивая концепцию самостоятельности местного самоуправления в иных нормах Конституции Российской Федерации, подчеркнута роль государства относительно местного самоуправления, которая сводится к обязательствам государства содействовать и не препятствовать его развитию посредством целого ряда мер, включающих:

– закрепление основ местного самоуправления в отдельной главе Конституции Российской Федерации (ст. 130–133 гл. 8) и их конкретизация в отраслевом законодательстве;

– материальное и финансовое обеспечение в виде выделения муниципальной собственности, земли, природных ресурсов, бюджета, компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9, ст. 132–133 Конституции Российской Федерации);

– разработка и утверждение указами Президента Российской Федерации основных положений государственной политики в области местного самоуправления, принятие конкретных целевых программ на уровне Федерации, ее субъектов и муниципалитетов и т.п.);

– гарантированное право на судебную защиту (ст. 133).

Таким образом, Конституция РФ подчеркивает высокую социальную роль местного самоуправления, обусловленную особенностями его конституционной природы как государственно-общественного института, идейной привлекательностью, перспективами реального вовлечения населения в решение местных вопросов с целью удовлетворения основных потребностей жизнеобеспечения.

Основываясь на конституционных положениях, Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах…» констатирует: «МСУ составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации» (ст. 1).

Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

С точки зрения Конституции РФ, право граждан на местное самоуправление можно рассматривать как интегральное право, объединяющее в себе следующие права и свободы граждан:

участвовать в управлении делами государства непосредственно через участие в местных референдумах, а также не принимать в них участия;

избирать в органы местного самоуправления, а также не участвовать в муниципальных выборах;

быть избранным в органы местного самоуправления, а также отказаться от исполнения полномочий выборного лица;

иметь доступ к муниципальной службе и право увольнения с муниципальной службы;

обращаться в органы местного самоуправления и получать ответ по существу своего заявления.

Население не может отказаться от своего права на осуществление местного самоуправления, ибо МСУ, его осуществление населением – необходимый элемент конституционной организации власти народа: наличие его в системе публичной власти субъекта РФ является конституционным требованием.

  1. Местное самоуправление – форма народовластия.

Народ Российской Федерации согласно ст. 3 Конституции РФ является единственным источником власти в Российской Федерации. Он осуществляет свою власть: непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Статьей 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что местное самоуправление "признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации".

В Российской Федерации местное самоуправление как форма власти народа:

1) обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, являющихся частью круга вопросов, подлежащих решению публичной властью;

2) вправе принимать решения, обязательные для всех субъектов правоотношений, находящихся на подвластной территории (в соответствующем муниципальном образовании), - физических и юридических лиц, учреждений, независимо от форм собственности, органов государственной власти и местного самоуправления;

3) обладает механизмами государственного (осуществляемого от имени народа Российской Федерации) принуждения к признанию своей власти, в том числе в формах:

законодательного установления обязательности исполнения решений, принятых населением на местных референдумах, и решений органов местного самоуправления,

возможности обращения к судебной защите законных прав и интересов местного самоуправления.

Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму народовластия содержится в Федеральном законе №131-ФЗ: Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций» (ч.1 ст. 2)

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности.

Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность. Эти функции отличаются определенной устойчивостью и стабильностью. В совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуя его социальное предназначение.

Можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:

1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;

3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;

4)обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных условиях;

5)охрана общественного порядка (хотя эта функция под вопросом, так как формирование законодательной базы о муниципальной милиции практически заморожено, при этом возник вопрос о противодействии терроризму, хотя совершенно не ясно какими средствами);

6) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

Основной целью муниципальной деятельности является улучшение условий жизни граждан и создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования.

Date: 2016-05-24; view: 903; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию