Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Историческое развитие института прав человека и гражданина





САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра гражданского права

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

на тему: «Право как мера свободы личности»

  Выполнил(а) студент(ка): _443-3/1-1___ группы ____1_______ курса ___ заочного_________________ отделения _____Чиркунова____________________ (фамилия) Виктория Олеговна___________________ (имя, отчество) _____________________________________ _ (подпись)
  Научный руководитель: _______________________________________ _ (ученая степень, звание) _______Лядов Алексей Олегович___ __ (фамилия, и., о.) ______________________________________ __ (подпись)
     

Санкт-Петербург

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Историческое развитие института прав человека и гражданина

Глава 2. Общая характеристика права как меры свободы личности

2.1 Характеристика права как меры свободы личности

2.2 Правовой статус человека и гражданина

Глава 3. Система и гарантии прав и свобод личности

3.1 Система прав и свобод личности

3.2 Гарантии прав и свобод личности

Заключение

Список использованных источников

Введение

Основы правового положения личности складываются в области отношений «общество - государство - личность». При этом данные отношения и связи носят основополагающий характер и выражают взаимную связь общества, государства и личности.

Правовой статус человека и гражданина представляет собой комплексный государственно-правовой институт, составной частью которого являются основные права, свободы и обязанности. Правовое положение гражданина определяет его место в правовом общении и отражает его фактическое состояние во взаимоотношениях с государством и обществом. Взаимоотношение гражданина с государством и обществом обусловливается особенностями социального статуса, существующего в данный период развития государства и общества. Важным моментом в определении прав свободы личности является то, что именно признание государством и готовность защищать права и свободы гражданина, характеризует государство как демократическое и правовое.

С позиции правоведения человек свободен, но в определенных правовых рамках. Правовые нормы определяют границы индивидуальной свободы граждан. Право – это всегда ограничение свободы личности. Индивидуальная мера свободы личности человека, его интересы и права, должны ограничиваться интересами и правами других лиц. Таким образом, право одновременно защищает, ограничивает свободу личности. И. Кант говорил: «Право есть взаимное принуждение, охраняющее общую свободу». Исходя из выше изложенного, мы видим актуальность выбранной темы курсовой работы.

Теоретическую базу данной курсовой работы составляют работы таких ученых как: И. Кант, Н.М. Азаркин, В.Н. Левченко, О.В. Мартышин, А.В. Мелехин, А.В. Поляков, Е.В. Тимошина, Л.Д. Воеводин, Д.А. Саблин, В.Л. Лазарев, и других авторов.

Целью курсовой работы является исследование, изучение права как меры свободы личности.

Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:

1) изучить историческое развитие института прав человека и гражданина.

2) изучить общую характеристику права как меры свободы личности.

3) определить правовой статус человека и гражданина.

4) рассмотреть систему прав и свобод человека и гражданина.

5) охарактеризовать гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Объектом исследования курсовой работы является право как мера свободы личности.

Предметом курсовой работы – свобода личности и его ограничение правом.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, три главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и список использованных источников.

 

Глава 1. Историческое развитие института прав человека и гражданина

Права человека и гражданина - явление социально-историческое. Теория прав и свобод личности в западном мире сформировалась в Новое время (XVII-XVIII вв.) в основном в рамках либеральной традиции правопонимания. Идеи индивидуальных прав, выработанные в рамках естественного права, уходят корнями в античность. В Древнем мире, в эпоху зарождения государственности и политико- правовых идей, вся культура и жизнь людей занимала мифология. В ней выражались понятия мирового порядка, справедливости и правды, и соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства. В данный период времени шел процесс становления политического и этнического самосознания, что дало человечеству возможность политической организации общественной жизни.

Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V-IV вв. до н. э. в древних полисах (Афины, Рим), принципа гражданства, является крупным шагом на пути к прогрессу и свободе. Свободные граждане имели определенные права и обязанности, в частности, право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях, право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу слова и др. Наличие этих прав, в особенности права на частную собственность, создавало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданских законов.

На основе принципа разделения властей на законодательную и судебную был достаточно четко разработан механизм реализации и защиты прав граждан при главенствующей роли государственных интересов. Афинскому праву принадлежит целая система мер, обеспечивающих стабильное развитие общества и предотвращение антидемократических переворотов. Выдающееся значение института прав человека и гражданина состоит в том, что впервые в истории человечества было не только выдвинуто, но и утверждено представление об определенных правах граждан, а также об их защите государством. Однако в древнегреческих государствах человек не пользовался свободой в современном понимании, так как граждане полностью отождествляли себя со своим государством, его стремлениями и целями. Наряду со стремлением найти всеобщие нормы, которые регулируют человеческие отношения, появляются представления, в которых учитывается природа индивида. В основе этих представлений лежит мысль о том, что государство создается главным образом для защиты и удовлетворения его нужд. Выполнить данную задачу государство способно лишь в том случае, если оно основано на договорных началах. А таким договором между людьми, который «взаимно гарантирует права», по Ликофрону, являются закон или обычай. К. Р. Поппер утверждает, что Ликофрон рассматривал государство как орудие защиты граждан от несправедливости и считал государство союзом «в целях предотвращения возможности обид» [1].

Римское право как самостоятельная юридическая наука возникла в начале III в. до н. э. Римские юристы тщательно разработали институты права как теоретически, так и в отдельных его отраслях. Особое место принадлежит в их наследии правовому положению личности в государстве. В целом римская юриспруденция дала человечеству такие институты права, как субъективное право, субъект права, юридическое лицо, а также другие институты частного и публичного права, которые не потеряли свое значение и по сей день.

В рамках христианского мировоззрения впервые появилось понятие личности, которая не может всецело принадлежать государству, так как создана «по образу и подобию Божию», и «Вселенский Божественный Разум - Логос более всего отражен в личностном разуме и воле человека».

Христианство выдвинуло идею дуализма человеческой природы: с одной стороны, человек - творение Бога, а с другой - социальное существо. Из новых идей христианств, главная - отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской - означала не поглощение личности государством, а приобретение ею первого неотъемлемого права - права на совершенствование и бессмертие. В целом христианство содействовало гуманизации политической мысли, пропитав ее идеями ответственности и нравственности. Важнейшим вкладом христианства в современную культуру, является концепция личности. Из данной концепции личности и происходит идея о правах человека. С течением столетий, постепенно, она утверждалась в умах людей, но свое начало ведет непосредственно с христианской идеи о человеке как уникальной и неповторимой личности.

В Средние века было характерным понимание прав как привилегий, дарованных сеньором вассалам. Феодализм, с одной стороны, и церковь с ее религиозной нетерпимостью, с другой, немало сделали, чтобы преградить все пути стремлениям человека к политической свободе и свободе совести. О реальных правах широких слоев общества вопрос даже не ставился.

В кодексах прав, появившихся в это время, права на политическую и гражданскую свободу, свободу совести не были универсальными и признавались только для одного слоя общества - дворянства.

Самый знаменитый из таких кодексов – это Великая хартия вольностей. В этом документе провозглашался конституционный принцип, в силу которого король мог устанавливать налоги не иначе, как с согласия налогоплательщиков, - принцип, последовательное осуществление которого ведет к организации народного представительства, а вместе с тем и к обеспечению политической свободы [2].

Там же впервые был законодательно закреплен принцип гражданской свободы. Таким образом, признавалось, что индивид вправе свободно располагать собой и может быть подвергнут наказанию не иначе как по приговору суда. Позже был провозглашен принцип установления налогов королем, только с согласия налогоплательщиков. Принятие этих документов – это важный шаг в области прав человека.

В эпоху Возрождения и Реформации стало складываться юридическое мировоззрение. Сложились представления гуманизма, которые концентрировались на интересах, нуждах и природе личности. Именно тогда зародился индивидуализм в современном понимании - как утверждение самостоятельной ценности человека, поглощавшегося до той поры различного рода религиозными и мирскими корпорациями [3].

Юридическое мировоззрение Нового времени придало идеям естественно-правовой теории качественно новую трактовку. Индивидуализм как учение, сложившееся в рамках естественно-правовой доктрины, провозгласил права человека высшей ценностью. Считалось, что эти права стоят выше законов, учреждаемых государством. Важно отметить, что основная функция естественных прав основывалась на защите индивида от посягательств со стороны государства.

В современном мире институт прав и свобод человека и гражданина, является неотъемлемой составной частью конституций демократических государств. Концепция неотчуждаемых прав и свобод личности, утвердившаяся в естественно-правовой доктрине XVII-XVIII вв., в последующем стала реально воплощаться в конституционном развитии многих государств. Длившаяся столетиями в Европе и Америке борьба за права личности получила конституционное признание, которое положило начало новому их осмыслению. Появилась новая конституционная идея - принцип признания достоинства человеческой личности, ограничивающий государственную власть основными правами человека. Тем самым было положено начало формированию свободного общества и свободных граждан.

ХХ столетие характеризуется новым подходом к правам и свободам человека и гражданина. Они не просто закрепляются в конституционно-правовых актах, но, что важно, на государство возлагается обязанность их защищать и создавать условия для их реализации. В настоящее время во многих странах принимаются реальные меры по созданию условий для практической реализации прав и свобод. Особенности современных конституций свидетельствуют о том, что в настоящее время институт прав и свобод наиболее значим в системе ценностей конституционно-правового развития государства.

В настоящее время существенно шире стал сам перечень конституционных прав и свобод. В ХХ в. появились и принципиально новые права и свободы, незнакомые конституционному праву XVIII-XIX вв. Это социально-экономические права, которые касаются сферы трудовых отношений, социального обеспечения, здравоохранения, образования, профсоюзной деятельности, а также права различных категорий населения, защита которых обеспечивает охрану семьи и материнства, свободу художественного и научного творчества и др. Они имеют особую значимость в наши дни, в эпоху социального и технического прогресса, когда человек оказывается один на один с рыночной стихией и социальной незащищенностью. В конституциях большинства стран содержится положение, характеризующее «социальную» природу данного государства. Среди прав и свобод, большое внимание уделяется социально- экономическим правам.

Date: 2016-05-24; view: 1774; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию