Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Познавательные психические процессы и их роль в спортивной деятельности
Психические процессы –это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей среды. Все психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря им человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует. В познании выделяют 2 этапа 1- чувственная- ощущение, восприятие, память. 2-Логическая- речь, мышление, воображение 1. Ощущение – простейший ППП, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств. Но органы чувств обладают свойством адаптации к изменяющимся условиям, поэтому пороги ощущений не являются постоянными и способны изменяться при переходе от одних условий внешней среды к другим. Эту способность называют адаптацией ощущений.. Виды ощущений: 1. По модальности (анализаторы – вкусовые, зрительные, обонят., осязат., слуховые) 2. По расположению рецепторов: - Экстероцептивные – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела (вкусовые) - Проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека (мышцы, сухожилия) - Интероцептивные ощущения – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека, органов и тканей (холод, боль). Роль ощущений в ФКиС: Техника соревновательных действий базируется на следующих ощущениях: 1) -мышечно-двигательных - несут информацию о длине и скорости изменения мышечных волокон, рецепторы в сухожилиях и суставах информируют мозг о положении звеньев человеческого тела, напряжена мышца или расслабленна, задача тренера- развитие отчетливости ощущений, зафиксировать внимание ученика на правильных и неправильных ощущениях. 2)зрительных - играют бол. роль в осознании первичных представлений о движении (показ или зеркало) 3)вестибулярных; 4)слуховых- источник доп. информации о параметрах движения, играет большую роль в ритмической организации движений. 5) осязательных 2. Восприятие – это целостное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Отличие от ощущений в том, что ощущение отражает 1 свойство, а восприятие – комплекс. В ГМ формируется образ (эталон) движения. Особенности В. в отл.от ощущений: 1-предметность, 2-структурность и целостность, 3-константность (относительное постоянство), 4-осмысленность – понимание сущности предмета. Роль – та же, что и у ощущений, + 1. Зрительное восприятие пространства (поле зрения спортсмена).- 2. Кинестетическое восприятие пространства (мышечное ощущение границ про-ва), 3. Восприятие времени, 4. Специализированные восприятия (чувства воды, лодки) 3.Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте, имеющем для личности определенную значимость при одновременном отвлечении о других, Направленность - избирательный характер психической деятельности, Сосредоточенность - отвлечение от всего постороннего. Виды внимания (2 критерия): 1 наличие осознаваемой цели 2 наличие волевого усилия; Непроизвольное(нет цели, нет усилия – зависимость от раздражителя), Произвольное (есть цель, есть усилие), Послепроизвольное (есть цель, нет волевого усилия). Свойства внимания: 1- Устойчивость - длительность сосредоточения на одном объекте, зависит от силы НС.. 2- Распределение - возможность удержания внимания одновременно на нескольких сферах деятельности.3- Объем -максимально возможное количество объектов, одновременно охваченных вниманием, обычно 7. 4- Концентрация -сосредоточение на существенных предметах и поддержание этой сосредоточенности. 5- Переключение -преднамеренный перенос внимания с одного предмета на другой.6- Отвлечение -непреднамеренный перенос внимания с одного предмета на другой. Роль внимания в ФКС: Устойчивость внимания(1кл-3-5 мин., 4кл-10-15 мин., ср.школа- 30-45 мин., с 17 лет-90 мин.(Привести примеры по всем свойствам внимания – объем – у борцов 1 соперник, у футболистов 11, распределение внимания – надо делать и слушать). В спорт. психологии различают внимание внешнее(концентрация на внеш. объектах) и внутреннее(на внутр.физ.и псих. состоянии), оба эти внимания тормозят др.др., их надо регулировать. 4.Память -сложный ППП, который состоит из запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения информации. 1- Запоминание -процесс накопления опыта,установление временных связей в коре ГМ. 2- Сохранение -процесс активной обработки, систематизации информации. 3- Узнавание- процесс восстановления прошлого опыта при повторной встрече с объектом. 4- Воспроизведение - восстановление прошлого опыта в отсутствии объекта. 5- Забывание - процесс исключения или выпадения прошлого опыта из деятельности или сознания. Виды памяти. 1. По характеру псих. активности: двигательная; эмоциональная;образная; словесно-логическая. 2. По характеру целей деятельности: произвольная; непроизвольная. 3. По продолжительности хранения информации: кратковременная; долговременная; оперативная. В долговременную память попадают через кратковременную, поэтому для запоминания нужно многократное повторение. На основе различных видов восприятий при участия внимания, в памяти формируется представление или образ движения. В ФКС использ-ся идеомоторная тренировка (прокручивание в голове многократно образа движения): наибольший зффект ид-я тр-ка дает при продож-ти либо < 1 мин. или от 15 до25 мин., а так же при количестве повторений или <6 или от 36 до46. Эффекты ид-ой тр-ки: 1- способствует выполнению когнитивно-двигательных задач (умственный процесс) – прокрутить перед выходом упр-е. 2- устанавливает необходимый уровень возбуждения, создает необходимый мышечный тонус; 3- изменяет направленность внимания с результата на процесс. 5. Мышление - процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление состоит из операций: -анализ –синтез –сравнение –обобщение –абстрагирование –классификация. Формы мышления: -понятие (слово) –суждение (присутствие оценочного компонента) –умозаключение (вывод). Виды мышления по форме и содержанию знаний - наглядно-действенное (опирается на непосредственное восприятие предметов и явлений); наглядно-образное (опирается на представления); абстрактно-логическое (опирается на понятия). Роль мышления в ФКС. Тактическое мышление проявляется в 2-х видах ситуаций: Перед соревнованием мышление характеризуется тем, что имеет абстрактно-логический вид (если рисуются схемы то + еще и нагл.-образное). Особенности во время соревнований: -наглядно-образная форма, - действенный характер мышления,ситуативность мышления,-быстрота и интенсивность, -гибкость (многовариантность),- самостоятельность,-критичность, -чаще всего входе поединка мышление направленно на разгадывание тактического замысла соперника, т.е. в мышлении участвуют процессы антиципации(предугадывания). (? представления и воображения в наших лекциях не было) Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта. Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности. Воображение – это ППП, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений. Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них могут присутствовать в большей или меньшей степени элементы фантазии, вымысла. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного практического вмешательства. Особенно оно помогает в тех случаях, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или нецелесообразны. Date: 2016-05-14; view: 5806; Нарушение авторских прав |