Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Хозяйственный механизм





1 Содержание хозяйственного механизма и его

особенности в отрасли образования

Что такое хозяйственный механизм?

Сущность хозяйственного механизма. Современное хозяйство любой страны в наши дни, как известно, представлено сложной системой, включающей десятки и сотни тысяч предприятий, множество отраслей, где работают миллионы людей. И экономическая жизнь общества всегда соответствующим образом организована. Хозяйственный механизм как раз и означает определённый способ организации и функционирования экономической жизнедеятельности страны, отрасли, предприятия, учебного заведения.

Так что хозяйственный механизм можно определить как способ хозяйствования, совокупность форм, методов и инструментов управления экономикой.

Исторически обществу известны два типа хозяйственного механизма: административно-командная система руководства хозяйством и рыночный механизм управления экономикой. Для различных стран характерна смешанная экономика с неодинаковым соотношением рыночных и нерыночных форм хозяйствования.

 

Своеобразие хозяйственного механизма в образовании. Движущей силой развития образования должен быть рационально организованный хозяйственный механизм, который соответствует современному уровню развитых цивилизованных стран.

 

Какие же особенности сферы образования накладывают свой отпечаток на хозяйственный механизм в этой отрасли?

В сфере образования создаются такие коллективные блага, как образовательные услуги, преобладающая масса которых предоставляется населению бесплатно или на льготных условиях. Поэтому здесь сложился особый характер взаимодействия между производителями услуг и их непосредственными потребителями, интересы которых не влияют должным образом на качество работы учреждения образования.

Финансовые ресурсы большинства учебных заведений в значительной мере формируется за счёт средств государственных и муниципальных органов, получаемых ими путём системы всеобщего налогообложения. Образовательные услуги в качестве особого товара затрудняют свою точную денежную оценку.

 

Вот почему экономический механизм в учреждениях образования оказался менее приспособленным, чем в промышленных и других предприятиях, для хозрасчётной формы управления и рыночного (ценового) механизма саморегулирования. Рынок и рыночные инструменты здесь в большей мере нуждаются в государственном регулировании.

 

Значит, немаловажная особенность хозяйственного механизма в сфере образования заключается в том, что здесь главным и обязательным источником поступления денежных средств является государственное финансирование за счёт всеобщего налогообложения населения. Налог в таком случае выступает как бы своеобразной «ценой», уплачиваемой чаще не непосредственным потребителем, а обществом за пользование образовательными услугами.

 

Нельзя также забывать, что на протяжении почти семи десятилетий в отрасли образования более последовательно, чем в материальном производстве, применялся внеэкономический, командно-распределительный механизм. В нашей экономической литературе долгое время господствовали представления о внеэкономическом воспроизводстве системы обучения. На практике выливалось в безвозмездный способ организации образования. При нём учебные заведения выполняли директивные задания вышестоящих органов по обучению школьников, учащихся ПТУ и студентов, а затраты на эти цели возмещались не полностью.

Централизованное государственное финансирование велось без достаточного экономического обоснования, по так называемому «остаточному принципу» и «от достигнутого». В первом случае для сферы просвещения поступало то количество финансовых ресурсов, какое оставалось в бюджете после израсходованного на другие нужды. В лучшем случае в последующем году для сферы образования выделялось несколько больше, чем в прошлом году.

 

Date: 2016-05-24; view: 379; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию