Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предметно-пространственная организация помещений и участка дошкольного образовательного учреждения





Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

Рассмотрим требования к созданию развивающей предметно-пространственной среде.

Развивающая предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

 максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития;

 возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах;

 возможность двигательной активности детей;

 возможность для уединения.

Также развивающая предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

 реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;

 в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

 учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1. Насыщенность среды (разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в здании и на участке) должна соответствовать:

 возрастным возможностям детей;

 содержанию Программы.

Образовательное пространство Организации (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) ДОУ обеспечивает:

 игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

 двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

 эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

 возможность самовыражения детей.

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости:

 от образовательной ситуации;

 от меняющихся интересов детей;

 от возможностей детей.

Желательно предусмотреть возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок-ширм, переносных матов, легко передвигаемой мебели-трансформера, использования пространствообразующих материалов.

Для эффективной организации двигательной активности в групповых помещениях мебель размещена по периметру помещения таким образом, что во время свободной деятельности детей остается максимальное пространство для движения. Педагоги стараются эффективно использовать всё пространство групп, творчески подходят к этому, размещая тренажёры, игровые панели на стенах, на полу.

3. Полифункциональность среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

Полифункциональность материалов предполагает:

 возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

 наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Полифункциональность развивающей среды присутствует в нашем учреждении, мы используем мягкие модули, ширмы, маркеры игрового пространства, предметы из природного и бросового материала и многое другое.

4. Вариативность среды предполагает:

 наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

 периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Это и вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора).

Безусловно, при организации предметно - пространственной среды наши педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности развития, создают ситуацию выбора. Игровое оборудование яркое и привлекательное, периодически сменяется, чтобы поддерживать интерес у детей.

И это просматривается не только в помещениях детского сада, но и на прогулочных площадках в любое время года. Всё это говорит о том, что мы стараемся сделать развивающую среду вариативной.

Одним из главных требований к развивающей среде ДОУ является доступность.

5. Доступность среды предполагает:

 доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;

 свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

 исправность и сохранность материалов и оборудования.

Все игровые материалы, пособия в групповых помещениях ДОУ находятся в свободном доступе для детей. В каждой группе есть свой порядок и внутренние правила использования того или иного материала или пособия.

6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Вся мебель в группах изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов.

Вопрос безопасности не менее актуален при организации двигательной активности на прилегающей территории детского сада. На прогулочных участках размещено новое оборудование, достаточно места для проведения подвижных игр, двигательной активности.

При организации развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать:

 гигиенические нормы площади на одного ребенка (норматив наполняемости групп);

 наличие физкультурного и музыкального залов;

 наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность детей на прогулке;

 оснащенность групп мебелью, игровым и дидактическим материалом в соответствии с ФГОС;

 наличие в дошкольной организации возможностей, необходимых для организации питания детей;

 наличие в дошкольной организации возможностей для дополнительного образования детей;

 наличие возможностей для работы специалистов, в том числе для педагогов коррекционного образования;

 наличие дополнительных помещений для организации разнообразной деятельности детей.

Реализация проектирования предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС позволила разнообразить материальное оснащение группы, помогла сделать ее привлекательной для детей. В группах создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Предметы мебели гармонируют друг с другом, оформлены в едином стиле. Для активизации эстетических впечатлений используем различные "неожиданные" материалы, пособия: плакатную графику, предметы современного декоративного искусства.

27. Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек

Психологическая экспертиза игрушки предполагает оценку ее качества с точки зрения того, какую роль она может играть в развитии ребенка на каждом возрастном этапе, какой культурный опыт осваивается с ее помощью.

В основу разработки психологических критериев экспертизы игрушки положен деятельностный подход и периодизация психического развития ребенка Д.Б. Эльконина, Эриха Фрома.

Считается, что игрушки, направленные на освоение познавательных, моторных действий, имеют только операциональное значение, в то время как игровой материал сюжетно-ролевой игры способствует формированию смыслов отношений и деятельности, т.е. влияет на формирование мотивационно-потребностной сферы

Допускается проведение психолого-педагогической экспертизы игрушек перед их реализацией в торговой сети.

Совместная игра детей рассматривается как порождающаяся самим психологическим содержанием игры (ролевыми отношениями, по Д.Б. Эльконину), как сопряженная с символической игрой и игрой с правилами, но обусловленная когнитивным развитием ребенка (развитием децентрации, по Ж. Пиаже), как самостоятельное образование, в простейшей форме являющее особый вид игры, возникающий в онтогенезе до появления развитых видов сюжетной игры и игры с правилами (ритуализованная игра-взаимодействие, по К. Гарви)

Устанавливается процедура и критерии проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек с целью разрешения их производства, импорта и реализации в стране.

Игрушки подлежат повторной экспертизе в случае внесения изменений в технологию их производства

Психолого-педагогической экспертизе подлежат игрушки, образцы которых подготовлены к серийному производству и распространению по стране или заключение контракта на их поставку из-за рубежа.

Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами: полифункциональность, дидактические свойства, возможность применения группой детей, высокий художественно-эстетический уровень.

В психотерапевтической практике могут применяться специальные игрушки, являющиеся средством лечения и профилактики детских неврозов, в том числе детских страхов.

Специальные игрушки могут выступать средствами агрессии по отношению к объектам детских страхов, содержать специальные элементы для полового воспитания и защиты от сексуального насилия.

Анализируя отечественный рынок игрушек можно выделить три злободневные проблемы с точки зрения психолого-педагогической экспертизы: возраст, рекомендованный отечественными производителями; звук; содержание обучающих игр.

Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия; вызывают проявления жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый); вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.); провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Немецкий философ и психолог Э. Фром много писал о том, что ребенок в игре моделирует и творит свою взрослую жизнь, в игре творит самого себя.

Игрушка для ребенка должна быть источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающейся жизни. Пожалуй, этим критерием и стоит руководствоваться при выборе игрушек. Но в нашем мире игрушка не считается с потребностями ребенка, во многом она зависит от рынка сбыта и от психологии родителей. Ведь сейчас игрушка отличается от предметов нашего мира только размером и функциональностью. Игра же нуждается в игрушке – обыкновенная палка, найденная на дороге, приобретает здесь совершенно иное, символическое, игровое значение, – становится игрушкой.

28. Штаты и штатное расписание

Одним из наиболее важных документов является штатное расписание, наглядно представляющее существующую структуру организации и штат работников, а также общий фонд заработной платы. Несмотря на применение этого документа в течение длительного времени практически во всех организациях, у работников кадровых служб возникают вопросы о порядке его составления, оформления и изменения. Рассмотрим подробнее нормы права, регулирующие данные вопросы.

Штатное расписание является документом, отражающим структуру и штат организации. В нем содержится перечень структурных подразделений, должностей работников, должностные оклады и персональные надбавки, общая численность и месячный фонд заработной платы организации или учреждения. Эти сведения необходимы руководителю организации для оптимизации работы учреждения, более эффективного использования трудовых и материальных ресурсов.

Вот уже два с лишним года в России применяется единая форма штатного расписания. До введения в действие постановления Госкомстата России от 06.04.2001 № 26 каждая организация составляла этот локальный нормативный акт по-своему. До 2001 года правового акта федерального уровня, который бы устанавливал форму и порядок составления штатного расписания для всех без исключения организаций, не существовало. На протяжении длительного времени обязательность штатного расписания, особенно для малых и средних компаний, вообще ставилась под сомнение.

В апреле 2001 года кадровики, наконец, получили официальный ответ на вопрос, каким должно быть штатное расписание. А с принятием Трудового кодекса РФ сомнения в обязательности этого документа для организации отпали окончательно.

Штат - это состав работников организации, определяемый руководством на определенный период.

Различные источники дают различные определения понятию «штатное расписание», но, в принципе, суть их сводится к следующему: штатное расписание - это организационно-распорядительный документ, в котором отражается структура организации, содержится перечень должностей с указанием их количества и размеров должностных окладов. Также в штатном расписании отражается размер надбавок и доплат, существующих в данной организации, применительно к конкретным должностям.

В разных организациях функции по составлению штатного расписания выполняются разными структурными подразделениями. Возлагая на работников какого-либо структурного подразделения ответственность за формирование штатного расписания, руководство нередко отталкивается от размера организации. На сегодняшний день в России существуют как большие организации с численностью персонала свыше 500 человек, так и малые предприятия, численность которых не превышает 50 сотрудников. Есть также предприниматели без образования юридического лица, у которых работают наемные работники. Поскольку в большинстве малых предприятий и у индивидуальных предпринимателей нет ни отделов кадров, ни отделов организации и оплаты труда, то составлением штатного расписания занимаются сотрудники бухгалтерии, руководители или сами предприниматели. В средних предприятиях (от 100 человек), как правило, присутствует отдел кадров или служба персонала и, соответственно, функции составления и внесения изменений в штатное расписание передаются им (но нередки случаи, когда составлением и изменением штатного расписания опять же занимаются сотрудники бухгалтерии)[2, c 231].

В крупных компаниях, имеющих в своем составе как отделы кадров или службы персонала, так и отделы организации и оплаты труда, разработкой штатного расписания занимаются названные подразделения.

Необходимо отметить, что формирование штатного расписания достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких этапов и требующий привлечения не только специалистов службы персонала, но и экономистов.

 

 

Date: 2016-05-24; view: 1695; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию