Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы, средства и формы воспитания личности в спорте ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Методы воспитательного воздействия на формирующую -личность спортсмена – это особые способы организованной педагогической деятельности, направленные на решение конкретной воспитательной задачи по формированию определенного -личностного качества. Большинство научных подходов к классификации методов вос-питания связано с разделением их воздействия на личностные сферы ребенка: на сферу сознания, поведения и эмоционально-волевую сферу (Т. А. Ильина, Г. И. Щукина, В. А. Сластёнин, И. З. Гликман). Центральным методом воспитательного воздействия, охватывающим сознание, чувства и волю воспитанника, является метод у беждения. Ученые предлагают самые разнообразные способы убеждающего воздействия: информационно-доказательные (рассказ, объяснение, разъяснение, лекцию, инструктаж); самостоятельный поиск воспитанниками информации (наблюдение, экскурсии, походы и экспедиции, библиографический поиск, поиск через СМИ); творческую самостоятельную работу; самоубеждение через обсуждение проблемы и убеждение других (доклад, дискуссию, диспут, конференцию). Среди приемов убеждающего воздействия, продуцирующих атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, выделяют следующие: уважение, сочувствие, предостережение. Убеждая, необходимо использовать разнообразные способы влияния на психическую сферу формирующейся личности спортсмена, например: внушение, заражение, подражание. Для формирования социально ценного поведения спортсмена необходимо использовать методы формирования привычного поведения: упражнение, приучение, поручение, конфликтные ситуации, воспитывающие ситуации. Метод упражнения предполагает использование методов убеждения, стимулирующих методов и собственно тренировки привычек культурного поведения. Среди приемов, характерных для данного метода, используемых в спортивной деятельности, выделяют: опосредование, наращивание трудностей и др. Метод приучения целесообразно использовать тогда, когда требуется за короткий срок сформировать необходимые навыки поведения. Тренер задает образец правильных действий, требует от детей соответствующего поведения, а главное, добивается регулярного повторения требуемого поведения. Необходимо учитывать, что приучение включает в себя элементы принуждения, поэтому неправомерно использовать этот метод в качестве единственного. Применение метода поручения дает возможность спортсмену пережить и проявить свою ответственность перед группой, наставником, самим собой. Метод конфликтных ситуаций заключается в использовании стихийно возникающих острых противоречий в отношениях юных спортсменов в педагогических целях. Использование метода воспитывающих ситуаций предполагает, не ограничивает свободу воспитанников, но упражняет их в правильном поведении. Воспитывающая ситуация в спорте – это подготовленный тренером фрагмент деятельности детей с заранее заданными условиями и обстоятельствами, которые формируют определенный тип отношений. Спортсмены, включаясь в ситуацию, делают нравственный выбор, который уже запланирован педагогом. К методам воспитания, активно побуждающим спортсмена к действию, относятся следующие стимулирующие методы: поощрение, ситуация переживания успеха, сюжетно-ролевые игры, доверие, постановка радостной перспективы, снятие напряжения в отношениях, обращение к чувству, сравнение, соревнование, конкуренция, требование, общественное мнение, метод естественных последствий, метод «взрыва», принуждение. Кратко охарактеризуем некоторые из перечисленных методов. Доминирующим способом стимулирования социально ценного поведения спортсмена является метод поощрения. Спортивному педагогу необходимо уметь использовать всю гамму поощрений – от доброжелательного взгляда до материальных наград. В спортивной деятельности в качестве приемов поощрения используют авансирование доверием, незаслуженное поощрение и др. Каждый воспитанник, занимающийся спортом, должен переживать ситуации успеха. Это метод создания ситуаций эмоционально-позитивного отклика ребенка на достигнутую совместно с наставником цель. Одним из важных способов стимулирования и коррекции поведения ребенка является метод требования. Различают непосредственное и опосредованное требования. Непосредственное требование бывает прямое и косвенное. Разновидности прямого ' требования – распоряжение, указание. К косвенным требованиям -относятся намёк, совет, просьба, предупреждение. Спортивный педагог выбирает вид требования в зависимости заданной им воспитывающей ситуации. Преимущество должно быть отдано косвенным требованиям, так как они больше ответствуют складывающимся отношениям сотрудничества в спортивной группе. Метод принуждения – способ педагогического воздействия, основанного на активном проявлении воли и соответствующих мер воспитателя в отношении воспитанников, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения. Используются следующие виды принуждения: педагогическое требование, запрет, осуждение провинившегося в коллективе, наказание. Принуждение должно опираться на убеждение и другие методы воспитания. Частое применение принуждения по отношению юному спортсмену морально подавляет ребенка, лишает его уверенности в себе. Наказание как вид принуждения должно быть обоснованным, размерным проступку (с учетом уровня преднамеренности действий), своевременным, справедливым, максимально индивидуализированным. Оно должно исчерпывать проступок раз и навсегда и стимулировать проявление лучших личностных качеств. Наказание не должно лишать ребенка заслуженных похвалы и наград. В целом выбор метода воспитания зависит от целого ряда факторов: целей и задач этапа воспитательного процесса; возраста спортсменов, их индивидуальных способностей, уровня спортивной квалификации; уровня развития группы как коллектива; системы используемых методов и воспитательных средств; уровня профессионально-педагогического мастерства тренера. Действенность метода воспитания зависит от того, насколько он затрагивает внутренний пласт личности спортсмена, так как педагогический эффект возникает только через эффект психологический, через чувство, психологическое состояние, переживание, волевое напряжение. В связи с этим важно организовать постоянный процесс персонификации воспитания на основе подбора максимально интросубъективных методов воспитания для каждого юного спортсмена. Средства воспитания Педагогически независимый источник социального опыта– это средство воспитания. Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект (это может быть любой объект окружающей действительности). Средства воспитания - это виды человеческой деятельности, в которых воссозданы условия для целенаправленного воспитания. Таким образом, средствами воспитания являются исторически сложившиеся виды человеческой деятельности: Общение - взаимодействие, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации. В результате общения устанавливаются взаимоотношения между людьми. Труд - основной вид человеческой деятельности, важнейшее средство формирования личности. Общественная деятельность - является одним из важных средств воспитания, потому, что построена на альтруизме - бескорыстной заботе о благе других, готовности пожертвовать своими интересами ради людей. Познание (учение) - организованное самостоятельное изучение законов материального мира, овладение наукой, познание культуры, человеческих отношений, самого себя в тех или иных исторически сложившихся видах человеческой деятельности. Игра - деятельность, занятия детей и взрослых, обусловленные правилами, приемами и служащие для заполнения досуга и для развлечений. Физические упражнения и спорт - деятельность по целенаправленному развитию физических способностей, двигательных навыков и умений в интересах физического совершенствования людей и подготовки их к успешной профессиональной деятельности. Воинская служба (учебно-боевая деятельность) - выполнение воинских обязанностей в государстве, установленных законом. В результате целенаправленных и систематических воздействий на духовную и физическую сферу у военнослужащих воспитываются качества, необходимые для ведения боя. Искусство - творческая художественная деятельность людей, воспроизводящая действительность в художественных образах. Форма воспитательной работы - это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса. Совокупность воспитательных методов и средств, выбранных педагогом для воспитания, определяет форму воспитательной деятельности. Форма воспитания – это образ взаимодействия воспитанников с воспитателем в педагогическом процессе. Различают следующие формы воспитания: по продолжительности: кратковременные (несколько минут, часов), длительные (несколько дней, недель); по способам влияния педагога: непосредственные и опосредованные; по доминирующему виду деятельности: трудовые, игровые, спортивные, художественные и т.д.; по количеству участников: индивидуальные, групповые, массовые. Рассмотрим особенности форм воспитания спортсменов, различаемых по количеству участников. Индивидуальная форма работы со спортсменами включает: беседу, диалог, разговор «по душам», консультацию, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблем. Групповые формы работы – это организация органов детского самоуправления и создание творческих групп. Коллективные формы: коллективные творческие дела, конкурсы, концерты, походы, туристические слеты, показательные спортивные выступления. Роль и место тренера-воспитателя в каждой из форм различны. Они зависят от поставленных целей воспитания, от возрастных особенностей юных спортсменов. Для спортсменов младшего школьного возраста тренер является ведущим организатором, для воспитанников среднего возраста – может быть рядовым участником и воздействовать личным примером, для детей старшего возраста – советчиком, консультантом, участником, помощником. При выборе форм воспитания необходимо учитывать их развивающий потенциал, принципы организации воспитательной среды в спорте, конкретные воспитательные задачи, интересы и потребности воспитанников, методические особенности, оригинальность, возможности тренера и родителей. Функции форм воспитательной работы: организаторская, регулирующая, информативная. Воспитательное мероприятие. Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей. Структура организации воспитательных мероприятий состоит из семи элементов (последовательных действий): 1) Создание временной инициативной группы (совета дела), которой поручается разработка плана предстоящего мероприятия. 2) Разработка композиции предстоящего мероприятия. 3) Составление списка подготовительных дел, определение средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного. 4) Распределение, заданий, поручений. 5) Совместная деятельность по подготовке мероприятия. 6) Проведение подготовленного мероприятия. 7) Подведение итогов, анализ осуществленной программы действий. Коллективные творческие дела (КТД). В задачи коллективных творческих дел входит забота воспитанников и их наставников о своем коллективе, друг о друге, об окружающей среде как непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи; она выполняется и организуется сообща – планируется, готовится, проводится, обсуждается. Стадии КТД: 1) Принятие идеи – предварительная работа. 2) Выделение совета дела – коллективное планирование. 3) Коллективная подготовка дела. 4) Творческое коллективное выполнение. 5) Коллективный анализ и оценка (рефлексия). 6) Принятие идеи нового дела. Вопросы для самоконтроля 1 Раскройте определение понятия «метод», «прием» воспитания. 2 Перечислите классификации методов обучения. 3 Раскройте особенности применения методов воспитания на занятиях физическими упражнениями. 4 Перечислите средства воспитания. Каково их значение в физическом воспитании. 5 Раскройте сущность форм воспитания.
Date: 2016-05-24; view: 7092; Нарушение авторских прав |