Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Метод эксперимента в СКДЭксперимент — комплексный метод исследования, который обеспечивает научно-объективную, доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Эксперимент позволяет искусственно отделять изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия педагогического воздействия на испытуемых. Педагогический эксперимент требует от исследователя тщательной разработки его программы и надежного критериального аппарата, позволяющего фиксировать эффективность образовательного процесса. Цель эксперимента – эмпирическая проверка гипотез о причинных связях досуговых процессов, выявление наиболее существенных из них. Сущность эксперимента заключается в активном вмешательстве исследователя в психолого-педагогический процесс с целью его изучения в заранее запланированных параметрах и условиях. В эксперименте в совокупности используются методы наблюдения, беседы, опросов и т. д. Среди наиболее важных условий эффективности проведения педагогического эксперимента можно выделить: 1. Эксперимент проводится на основе теории. В нее входят: постановка цели, задач, интерпретация результатов от фиксации состояния объекта до эксперимента, выявление возможностей воздействия экспериментальных переменных, оценка состояния объекта до и после эксперимента. 2. Разработка признаков и критериев, по которым будут оцениваться результаты, явления, средства и пр.; 3. Корректное определение минимально необходимого, но достаточного числа экспериментальных объектов с учетом целей и задач эксперимента, а также минимально необходимой длительности его проведения; 4. Результаты экспериментального вмешательства должны быть наблюдаемыми. 5. Основой для проведения эксперимента является его структура. Проведение психолого-педагогического эксперимента предполагает три основных этапа работы. Первый этап — подготовительный, на котором решаются следующие задачи: · формулирование гипотезы, т.е. того положения, выводы о правильности которого следует проверить; · выбор необходимого числа экспериментальных объектов (числа испытуемых, учебных групп, учебных заведений и др.); · определение необходимой длительности проведения эксперимента; · выбор конкретных научных методов для изучения начального состояния экспериментального объекта: анкетный опрос, интервью, экспертная оценка и др. Второй этап — непосредственное проведение эксперимента. Этот этап должен дать ответ на вопросы об эффективности новых путей, средств и методов, вводимых экспериментатором в практику. На этом этапе создается экспериментальная ситуация. На данном этапе необходимо последовательно решать такие задачи: · изучить начальное состояние условий, в которых проводится эксперимент; · проинструктировать участников эксперимента о порядке и условиях его эффективного проведения (если эксперимент проводит не один человек); · осуществить предлагаемую автором систему мер по решению определенной экспериментальной задачи (формирование знаний, умений или воспитание определенных качеств личности, коллектива и др.); · зафиксировать полученные на основе промежуточных срезов данные о ходе эксперимента, которые характеризуют изменения, происходящие в объекте под влиянием экспериментальной системы мер; · оценить текущие затраты времени, средств и усилий. Третий этап – завершающий, когда подводятся итоги эксперимента: · описываются результаты осуществления экспериментальной системы мер (конечное состояние уровня знаний, умений, навыков, уровня воспитанности и др.); · характеризуются условия, при которых эксперимент дал благоприятные результаты (учебно-материальные, морально-психологические и др.); · описываются особенности субъектов экспериментального воздействия (педагогов, воспитателей и др.); · предоставляются данные о затратах времени, усилий и средств; указываются границы применения проверенной в ходе эксперимента системы мер. Качественные методы исследования Качественное исследование - это определенный тип исследования, который предполагает использование специальной методики и техники получения глубинной информации: о чем думают люди и как они себя чувствуют. Можно сказать: качественное исследование - это процесс открытия; количественное исследование – это процесс доказательства и подтверждения.Особенности качественного исследования: - имеет цель получить ответ на вопрос "почему", в то время как количественное исследование отвечает на вопросы "как много" или "как часто". - отличается особым способом анализа полученной информации. Оно в большей степени интерпретационное, нежели описательное. - для его проведения достаточно небольшого количества людей, его выборка не базируется на теории вероятности и статистики.- исследователи не пытаются делать строгие выводы и переносить их на большие совокупности (например, на все население). Качественные исследования обладают рядом достоинств:· в целом они более экономичны, нежели чем количественные;· требуют меньших затрат времени на проведение и анализ полученной информации; · обладают большей гибкостью - план проведения исследования может меняться (если это требуется) по ходу действия. В то же время исследования, проводимые с помощью качественных методов, вызывают ряд проблем. Самая серьезная из них - высокий уровень субъективности, поскольку исследователь включает собственную интуицию и интерпретирует полученные данные, опираясь на свои знания, опыт и представления.Ведущие методы качественного исследования: индивидуальное глубинное интервью и фокус-группа. Метод индивидуального глубинного интервью. Необходимо отметить, что этот метод используется не очень широко, но при определенных обстоятельствах его применение бывает целесообразным. Социологи пользуются этим методом если:• предмет исследования сложный и приходится работать с компетентными респондентами• затрагиваются интимные проблемы или чувства респондентов• респонденты проживают в различных географических районах. Индивидуальное глубинное интервью трудно контролировать, поскольку оно может проходить в разнообразных местах. Оно может часто прерываться, если интервьюер работает, например, в больнице или в магазине, что влияет на качество информации. Поскольку индивидуальные глубинные интервью проводятся с компетентными людьми, а интервьюеры принадлежат к другим социальным, профессиональным группам, возможно, что не все ответы будут правильно поняты и записаны. Возможности наблюдения за ходом такого интервью ограничены. Внести предложения об его изменении практически невозможно. Существуют определенные моменты в поведении интервьюеров, от которых зависит успешность применения этого метода. Интервьюер должен уметь: • точно воспринимать информацию • точно запоминать ее • критически ее оценивать • регулировать процесс интервью Все это говорит о необходимости высокого уровня подготовки интервьюеров. В последнее время в отечественной социологии все чаще стал использоваться метод фокус-групп. Методика фокус-групп представляет собой нестандартизированное интервью, но проводится оно не с одним человеком, а одновременно с группой людей, сходных по ряду социальных признаков. Использование эффекта группового взаимодействия во время обсуждения темы придает этому виду интервью новые черты и возможности.Группа участников обсуждения составляет, как правило, 8-10 человек. Если будет меньшее количество людей (например, 4 человека) то обсуждение быстро затухает. Если участников будет больше 10 человек, то не все получат возможность выразить свое мнение и обсуждение будет проходить не со всей группой, а с ее частью. Основное требование к составу группы - ее однородность. Члены группы не должны оказывать на других какого-либо влияния или давления тем, что: участник группы имеет больший жизненный опыт, принадлежит к более старшей возрастной группе, имеет более высокие доходы, обладает более высоким статусом, у него более высокий уровень знаний. В большинстве случаев группа подбирается таким образом, чтобы в ней были незнакомые друг другу люди примерно одинакового возраста, одного пола, из одной группы по доходам, хотя многое зависит от обсуждаемой проблематики.Фокус-группы применяются в следующих случаях:· для оценки новых программ, нововведений· при изучении влияния средств массовой информации на население· в маркетинговых исследованиях· в прикладных исследованиях при разработке программы и для апробации вопросников. Таким образом, метод фокус-групп обладает рядом преимуществ перед другими методами получения информации: • фокус-группа проходит в естественной обстановке, в которой человек свободно высказывает свое мнение • в отличие от глубинного интервью в дискуссии участвует большая совокупность людей • модератор в ходе дискуссии может уточнять ответы участников • результаты фокус-групп могут быть получены быстрее, чем при использовании других методов, они более наглядны и понятны потребителям информации, чем, например, таблицы распределения ответов респондентов на вопросы анкеты • стоимость проведения фокус-групп относительно низка по сравнению, например, с массовыми опросами населения.
|