Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод эксперимента в СКД





Эксперимент — комплексный метод исследования, который обеспечивает научно-объективную, доказа­тельную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы.

Эксперимент позволяет искусственно отделять изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия педагогического воздей­ствия на испытуемых.

Педагогический эксперимент требует от исследователя тщательной разработки его программы и надежного критериального аппарата, позволяющего фиксировать эффективность образовательного процесса.

Цель эксперимента – эмпирическая проверка гипотез о причинных связях досуговых процессов, выявление наиболее существенных из них.

Сущность эксперимента заключается в активном вмешательстве исследователя в психолого-педагогический процесс с целью его изучения в заранее запланированных параметрах и усло­виях. В эксперименте в совокупности используются методы наблюдения, беседы, опросов и т. д.

Среди наиболее важных условий эффективности проведения педагогического эксперимента можно выделить:

1. Эксперимент проводится на основе теории. В нее входят: постановка цели, задач, интерпретация результатов от фиксации состояния объекта до эксперимента, выявление возможностей воздействия экспериментальных переменных, оценка состояния объекта до и после эксперимента.

2. Разработка призна­ков и критериев, по которым будут оцениваться результаты, явле­ния, средства и пр.;

3. Корректное определение минимально необходимого, но достаточ­ного числа экспериментальных объектов с учетом целей и задач эксперимента, а также минимально необходимой длительности его проведения;

4. Результаты экспериментального вмешательства должны быть наблюдаемыми.

5. Основой для проведения эксперимента является его структура.

Проведение психолого-педагогического эксперимента предпола­гает три основных этапа работы.

Первый этап — подготовительный, на котором решаются следу­ющие задачи:

· формулирование гипотезы, т.е. того положения, выводы о правильности которого следует проверить;

· выбор необходимого числа экспериментальных объектов (числа испытуемых, учебных групп, учебных заведений и др.);

· определение необходимой длительности проведения эксперимента;

· выбор конкретных научных методов для изучения начального состояния экспериментального объекта: анкетный опрос, интервью, экспертная оценка и др.

Второй этап — непосредственное проведение эксперимента. Этот этап должен дать ответ на вопросы об эффективности новых путей, средств и методов, вводимых экспериментатором в практику. На этом этапе создается экспериментальная ситуация.

На данном этапе необходимо последовательно решать такие за­дачи:

· изучить начальное состояние условий, в которых проводится эксперимент;

· проинструктировать участников эксперимента о порядке и усло­виях его эффективного проведения (если эксперимент проводит не один человек);

· осуществить предлагаемую автором систему мер по решению определенной экспериментальной задачи (формирование знаний, умений или воспитание определенных качеств личности, коллек­тива и др.);

· зафиксировать полученные на основе промежуточных срезов дан­ные о ходе эксперимента, которые характеризуют изменения, происходящие в объекте под влиянием экспериментальной системы мер;

· оценить текущие затраты времени, средств и усилий.

Третий этап – завершающий, когда подводятся итоги эксперимента:

· описываются результаты осуществления экспериментальной сис­темы мер (конечное состояние уровня знаний, умений, навыков, уровня воспитанности и др.);

· характеризуются условия, при которых эксперимент дал благоприятные результаты (учебно-материальные, мо­рально-психологические и др.);

· описываются особенности субъектов экспериментального воздействия (педагогов, воспитателей и др.);

· предоставляются данные о затратах времени, усилий и средств; указываются границы применения проверенной в ходе экспери­мента системы мер.

Качественные методы исследования Качественное исследование - это определенный тип исследования, который предполагает использование специальной методики и техники получения глубинной информации: о чем думают люди и как они себя чувствуют. Можно сказать: качественное исследование - это процесс открытия; количественное исследование – это процесс доказательства и подтверждения.Особенности качественного исследования: - имеет цель получить ответ на вопрос "почему", в то время как количественное исследование отвечает на вопросы "как много" или "как часто". - отличается особым способом анализа полученной информации. Оно в большей степени интерпретационное, нежели описательное. - для его проведения достаточно небольшого количества людей, его выборка не базируется на теории вероятности и статистики.- исследователи не пытаются делать строгие выводы и переносить их на большие совокупности (например, на все население). Качественные исследования обладают рядом достоинств:· в целом они более экономичны, нежели чем количественные;· требуют меньших затрат времени на проведение и анализ полученной информации; · обладают большей гибкостью - план проведения исследования может меняться (если это требуется) по ходу действия. В то же время исследования, проводимые с помощью качественных методов, вызывают ряд проблем. Самая серьезная из них - высокий уровень субъективности, поскольку исследователь включает собственную интуицию и интерпретирует полученные данные, опираясь на свои знания, опыт и представления.Ведущие методы качественного исследования: индивидуальное глубинное интервью и фокус-группа. Метод индивидуального глубинного интервью. Необходимо отметить, что этот метод используется не очень широко, но при определенных обстоятельствах его применение бывает целесообразным. Социологи пользуются этим методом если:• предмет исследования сложный и приходится работать с компетентными респондентами• затрагиваются интимные проблемы или чувства респондентов• респонденты проживают в различных географических районах. Индивидуальное глубинное интервью трудно контролировать, поскольку оно может проходить в разнообразных местах. Оно может часто прерываться, если интервьюер работает, например, в больнице или в магазине, что влияет на качество информации. Поскольку индивидуальные глубинные интервью проводятся с компетентными людьми, а интервьюеры принадлежат к другим социальным, профессиональным группам, возможно, что не все ответы будут правильно поняты и записаны. Возможности наблюдения за ходом такого интервью ограничены. Внести предложения об его изменении практически невозможно. Существуют определенные моменты в поведении интервьюеров, от которых зависит успешность применения этого метода. Интервьюер должен уметь: • точно воспринимать информацию • точно запоминать ее • критически ее оценивать • регулировать процесс интервью Все это говорит о необходимости высокого уровня подготовки интервьюеров. В последнее время в отечественной социологии все чаще стал использоваться метод фокус-групп. Методика фокус-групп представляет собой нестандартизированное интервью, но проводится оно не с одним человеком, а одновременно с группой людей, сходных по ряду социальных признаков. Использование эффекта группового взаимодействия во время обсуждения темы придает этому виду интервью новые черты и возможности.Группа участников обсуждения составляет, как правило, 8-10 человек. Если будет меньшее количество людей (например, 4 человека) то обсуждение быстро затухает. Если участников будет больше 10 человек, то не все получат возможность выразить свое мнение и обсуждение будет проходить не со всей группой, а с ее частью. Основное требование к составу группы - ее однородность. Члены группы не должны оказывать на других какого-либо влияния или давления тем, что: участник группы имеет больший жизненный опыт, принадлежит к более старшей возрастной группе, имеет более высокие доходы, обладает более высоким статусом, у него более высокий уровень знаний. В большинстве случаев группа подбирается таким образом, чтобы в ней были незнакомые друг другу люди примерно одинакового возраста, одного пола, из одной группы по доходам, хотя многое зависит от обсуждаемой проблематики.Фокус-группы применяются в следующих случаях:· для оценки новых программ, нововведений· при изучении влияния средств массовой информации на население· в маркетинговых исследованиях· в прикладных исследованиях при разработке программы и для апробации вопросников. Таким образом, метод фокус-групп обладает рядом преимуществ перед другими методами получения информации: • фокус-группа проходит в естественной обстановке, в которой человек свободно высказывает свое мнение • в отличие от глубинного интервью в дискуссии участвует большая совокупность людей • модератор в ходе дискуссии может уточнять ответы участников • результаты фокус-групп могут быть получены быстрее, чем при использовании других методов, они более наглядны и понятны потребителям информации, чем, например, таблицы распределения ответов респондентов на вопросы анкеты • стоимость проведения фокус-групп относительно низка по сравнению, например, с массовыми опросами населения.

 

Date: 2016-05-24; view: 1636; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию