Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдение как исследования в СКД





Наблюдение предполагает целенаправленное, планомерное и систематиче­ское восприятие и фиксацию проявлений психолого-педагогических явлений и процессов.

Существуют различные классификации наблюдения. В основу классификаций кладут разные основания, и тогда виды наблюдения описываются следующим образом:

– в зависимости от условий наблюдения: полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в искусственно созданных условиях, например в эксперименте);

– в зависимости от наличия или отсутствия четкой программы наблюдения: формализованные и неформализованные. Последнее отличается от первого тем, что исследователь в процессе знакомства с объектом не имеет заранее поставленной четкой цели, не располагает стандартизованными формами регистрации результатов наблюдения.

– в зависимости от участия наблюдателя в наблюдаемых событиях: включенные и невключенное. При включенном наблюдении исследователь работает и действует как рядовой полноправный член той общности, проблемы которой он исследует. Он должен воспринять проблемы ситуацию и проблемы изучаемой общности как свои собственные. Невключенное наблюдение предполагает, что наблюдатель остается в позиции внешнего, стороннего исследователя.

– по частоте наблюдения: постоянные, повторные, однократные;

– по объему наблюдения: сплошные, выборочные;

– в зависимости от объекта наблюдения: внешние, объективные, самонаблюдение.

Результат исследования, в котором используется метод наблюдения, в значительной степени зависит от самого исследователя, от его "культуры наблюдения". Необходимо учитывать специфические требования к процедуре получения и трактовки информации в наблюдении. Среди них особо выделяются следующие:

1. Наблюдению доступны только внешние факты, имеющие речевые и двигательные проявления. Наблюдать можно не интеллект, а то, как человек решает задачи; не общительность, а характер взаимодействия с другими людьми и т.д.

2. Для наблюдения должны быть выделены наиболее важные моменты поведения (критические случаи).

3. Наблюдатель должен иметь возможность фиксировать поведение оцениваемого лица длительный промежуток времени, во многих ролях и критических ситуациях.

4. Надежность наблюдения повышается в случае совпадения показаний нескольких наблюдателей.

5. Ролевые отношения между наблюдателем и наблюдаемыми должны быть устранены. Например, поведение ученика будет различным в присутствии родителей, учителя и сверстников. Поэтому и внешние оценки, даваемые одному и тому же лицу по одному и тому же набору качеств людьми, занимающими разное положение по отношению к нему, могут оказаться разными.

6. Оценки в наблюдении не должны быть подвержены субъективным влияниям (симпатиям и антипатиям, переносам отношения с родителей на ученика, с успеваемости ученика на его поведение, и т.п.).

Date: 2016-05-24; view: 1292; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию