Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, сущность и субъекты отраслевых рынков





ФИРМА В ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКОВ

 

Понятие, сущность и субъекты отраслевых рынков

Фирма в теории отраслевых рынков. Основные концепции фирмы

Классификация внутренних структур фирмы

Альтернативные цели фирм

 

Понятие, сущность и субъекты отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков - наука об особенностях организации и экономических последствиях функционирования отраслевых рынков и стратегического поведения производителей в условиях несовершенно конкурентных рынков

Под отраслевым рынком понимается совокупность предприятий, выпускающих схожую по потребительскому назначению продукцию при использовании близких технологий и производственных ресурсов и конкурирующих друг с другом за реализацию своей продукции на рынке.

О бъект теории отраслевых рынков – это исследование того, как производственная деятельность приводится в гармоническое соответствие со спросом на товары и услуги посредством некоего организующего механизма (такого, как свободный рынок) и как изменения и несовершенства в организующем механизме влияют на прогресс, достигнутый в удовлетворении экономических потребностей.

«Теория отраслевых рынков» рассматривает закономерности функционирования трех институтов:

- гражданского (домохозяйства)

-государственного (государство)

-рыночного (фирмы)

Домохозяйства могут быть представлены отдельными лицами или группами лиц, совместно принимающих решения, например семьями.

Бизнес (фирмы) выполняют функцию преобразования ресурсов в блага Фирмы делятся на две группы:

Первая - поставляет готовую продукцию на рынок товаров и услуг;

Вторая группа - обслуживает производящие фирмы. К ним относятся институты рыночной инфраструктуры (банки, биржи, складские хозяйства, связь, транспорт, страховые компании).

Государство выступает главным хозяйствующим субъектом при любой экономической системе.

Однако дисциплина «Теория отраслевых рынков» исследует преимущественно товарные рынки, на которых в качестве субъектов присутствуют институты бизнеса, государства и домохозяйства.

В экономической науке существуют два подхода (парадигмы) к изучению отраслевой организации экономики.

В 50-е годы Э.Мейсон и Дж.Бейн положили начало формированию первого подхода – Гарвардской традиции, сформировав методологическую теорию, известную как структура-поведение-результат (structure-conduct-performance).

В рамках гарвардского подхода функционирование отрасли зависит от поведения продавцов и покупателей, которое определяется структурой рынка. Структура отрасли формируется под воздействием – технологии, наличия спроса, масштаба производства и т.д. эти условия отражаются на поведении основных участников рынка, в целом обуславливают функционирование отрасли (рис. 1).

 

       
   
 
 

 

 


Основоположниками Чикагской парадигмы считают Дж. Стиглера, зародившейся в 60-е-70-е г., и характеризующие отраслевой рынок с позиции микроэкономики. Развитие этого подхода связано с достижениями в области теории ценообразования и доступности статистической информациина более детальном микроэкономическом уровне. Основная теория – теория цен – исследует проблему экономического выбора, с которой сталкиваются производители и потребители, и рассматривают закономерности принятия оптимизационных решений, а не характеристику отраслей. Дж. Стиглер считал, что микроэкономическая теория, используя эмпирические данные о рынках, должна рассматривать не проблемы антимонопольной политики, а прежде всего последствия государственных программ регулирования рынка.

 

 


Отраслевой рынок объединяет товары, являющиеся субститутами с точки зрения покупателей.

В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяют различные типы рынков, каждому из которых присуще определенное поведение экономических субъектов.

Выделяют следующие типы границ рынка:

- продуктовые границы (степень взаимозаменяемости товаров);

- временные границы (анализ развития рынков во времени);

- локальные (пространственные) границы (ограничения в рамках какой либо территории).

Теоретический подход оценки взаимозаменяемости товаров по потреблению предполагает расчет показателя перекрестной эластичности спроса по цене Е

Еав= ΔQа/Δ Pв

где Еав ─ перекрестная эластичность спроса между товарами 1 и 2;


ΔQа ─ процент изменения продаж товара а;

Δ Pв ─ процент изменения цены товара в.

Поскольку спрос на товар а в зависимости от отношения покупателя к исследуемым товарам может как возрастать, так и убывать. Положительные значения коэффициента перекрестной эластичности говорят о взаимозаменяемости товара и принадлежности одному отраслевому рынку. Отрицательные значения констатируют взаимодополняемость товаров, а нулевое значение – несопряженность исследуемых товаров, что свидетельствует о нахождении их на разных отраслевых рынках. В условиях дефицитности рынка границы взаимозаменяемости товаров расширяются.

 







Date: 2016-05-24; view: 1597; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию