Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нормативная структура коммуникативного процесса
и его «барьеры» Коммуникативная функция, реализуемая руководителем, является непрерывной цепью отдельных коммуникативных процессов, имеющих сходное строение и принципы организации. В общем понятии коммуникативного процесса акцент делается на его формальной организации, включающей в себя два аспекта — структурный и собственно процессуальный. Процесс коммуникации включает в себя семь основных структурных компонентов: отправитель, сообщение, получатель, канал коммуникации, «шум» (совокупность помех), обратная связь, коррекция. Процесс коммуникации в своем развертывании проходит четыре основных этапа: возникновение намерения, оформление идеи, собственно коммуникативный акт, декодирование (понимание смысла) сообщения получателем. • Основные компоненты коммуникации имеют стабильную — инвариантную — последовательность, приобретающую благодаря обратной связи и коррекции замкнутый, кольцеобразный характер. Принцип «кольца» обеспечивает результативность коммуникаций в целом, обеспечивая контроль над ее эффективно- стью и повтор всего цикла в случае неудачи при первой его реализации. Трудности и источники ошибок («барьеры») коммуникаций разнообразны, так же как и многообразна сама психика. Перцептивно-интерпретационные ошибки (обусловленные восприятием). Одна и та же информация воспринимается по-разному и даже активно отторгается в зависимости от опыта, сферы профессиональной компетенции, интересов и многого другого. Диспозиционные ошибки объясняются различиями в социальных, профессиональных и жизненных установках людей, участвующих в коммуникативном обмене. Статусные ошибки происходят из-за больших различий в организационном статусе коммуникантов. «Высокому начальству» не всегда легко понять нужды «простых рабочих». Семантические барьеры могут появляться из-за того, что языковые понятия обладают свойством полисемичности (многозначности), вызывая неоднозначность понимания говорящим и слушающим. Невербальные преграды. Жесты, мимика, интонация, манера коммуникативного поведения и другие невербальные средства играют заметную роль при контактах всех видов, являясь еще более многозначными, чем вербальные. Поскольку они используются, как правило, совместно, то неправильное восприятие невербальных знаков может привести к ошибочному пониманию словесного сообщения. Неэффективная обратная связь — еще один источник ошибок коммуникаций. Плохо сформулированное сообщение. Двусмысленность распоряжений, косноязычие являются самыми распространенными и очевидными причинами ошибок коммуникаций. Потери информации в коммуникационных циклах. Это происходит, если сообщение очень длинное и громоздкое, отсюда — требование лаконичности. До 30% информации искажа- ется и даже теряется при передаче по вертикальной коммуникационной цепи. Фальсификационные ошибки. Например, предоставление вышестоящему лицу необъективной информации в корыстных целях. Преждевременная оценка дается, когда слушающий делает эмоциональную оценку сообщению, не дождавшись его окончания. «Ошибки страха». Все эти «барьеры» и ошибки — негативные факторы, мешающие реализации функции коммуникации, для повышения эффективности которой необходимо их преодоление. Существуют общие правила и принципы построения эффективных коммуникаций. Наиболее общее правило — не приступать к передаче идеи до тех пор, пока она не станет до конца понятна самому себе. Правило «постоянной готовности к непониманию» и допущения за исполнителями «права на непонимание». Руководитель часто заблуждается, считая, что его нельзя не понять. Однако многообразие «барьеров» часто приводит к неполному и неточному пониманию. Правило конкретности. Не следует употреблять двусмысленные, расплывчатые выражения и слова, перегружать сообщение профессионализмами. Правило контроля за невербальными сигналами. Необходим контроль за мимикой, жестами, интонацией, позой. Правило адресата. Надо стараться говорить на языке собеседника, учитывая его уровень — жизненный, профессиональный, культурно-образовательный. Правило «собственной неправоты». Необходимо допускать ошибочность личной точки зрения. Правило «места и времени». Эффективность руководящих распоряжений возрастает при их своевременности и выборе наиболее благоприятной обстановки, в которой они реализуются. Правило активного и конструктивного слушания, правило обратной связи. Также в теории управления существуют три наиболее общих принципа эффективной коммуникации: ясности, целостности и стратегического использования неформальной организации. Соблюдение этих правил и принципов способствует реализации функции коммуникации в управленческой деятельности, определяет ее содержание и специфику. Глава 11 ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ Date: 2016-05-23; view: 328; Нарушение авторских прав |