Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), – это сравнительно новое направление деятельности прокуратуры. Выделение данной функции прокуратуры в качестве самостоятельной отрасли надзора обусловлено тем, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности затрагиваются (ограничиваются) основные права и свободы личности, определенные Конституцией РФ. Ограничение прав и свобод возможно только по основаниям, установленным законом. Обязанность прокурора в этой сфере – осуществлять надзор за соблюдением положений закона, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, а в случае выявления нарушений – принимать меры в пределах своей компетенции по устранению нарушений, восстановлению нарушенных прав и свобод. Задачи надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность: – охрана и защита прав и свобод личности; – обеспечение верховенства закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий; – обеспечение мер по раскрытию преступлений и привлечению виновных к ответственности; – предупреждение и пресечение нарушений со стороны органон, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определен в ст. 29 Закона "О прокуратуре РФ". В ней указано, что "предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность". Таким образом, предметом надзора на этом направлении деятельности являются: 1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий; 2) соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий; 3) законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет надзора не входят. Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными под- разделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об оперативно-розыскной деятельности (далее –органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: – выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; – осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; – добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Объекты надзора – государственные органы, которые вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность: 1) органы внутренних дел РФ; 2) органы Федеральной службы безопасности; 3) Федеральные органы государственной охраны; 4) таможенные органы РФ; 5) служба внешней разведки РФ; 6) Федеральная служба исполнения наказаний; 7) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 13 ФЗ "Об ОРД"). Пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определяются содержанием закона об оперативно-розыскной деятельности, приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. По требованию прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Закон об оперативно-розыскной деятельности содержит перечень сведений, которые могут быть представлены прокурору лишь при определенных условиях. В частности, сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Приказ Генерального прокурора РФ № 56 от 25.04.2000 определил, что проверки установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности, принимаемых при этом решений, необходимо осуществлять: 1) по мере необходимости по материалам в связи с отсутствием положительных результатов при розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам; лиц, совершивших преступления; без вести пропавших; 2) по информации о ненадлежащем реагировании на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также на указания прокурора; 3) с учетом состояния законности в этой сфере деятельности; 4) в плановом порядке; 5) по жалобам граждан. Оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности могут быть истребованы только в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушении органами ФСБ и СВР России законодательства РФ. Осуществляя прокурорский надзор, уполномоченный прокурор не подменяет руководителя органа, оперативные подразделения которого вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Уполномоченный прокурор – прокурор, компетентный осуществлять надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеющий для работы с документами допуск, оформленный надлежащим образом: прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры; прокуроры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуроры; в Генеральной прокуратуре РФ – заместители Генерального прокурора РФ; Главный военный прокурор и его заместители; начальники управлений и отделов и их заместители (старшие помощники и помощники); старшие прокуроры и прокуроры. Date: 2016-05-23; view: 663; Нарушение авторских прав |