Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности психолого-педагогического взаимодействия педагога со специалистами смежных профессий





 

По роду своей профессиональной деятельности психоло­гическому консультанту приходится общаться с представите­лями иных профессии. К ним относятся: педагоги, врачи, социальные работники, представители правоохранительных органов. Взаимодействие с каждым имеет свою специфику.

Взаимодействие консультанта с учителями определяется понятием «нормы» относительно психического и личностно­го развития (включая понятие «индивидуальная норма») сквозь призму разрешения следующих проблем:

1) адекватность восприятия учебного предмета;

2) адекватность подачи материала учителем;

3) роль учителя в жизни ученика;

4) роль ученика в жизни учителя.

Адекватность восприятия учебного предметаучащимся бу­дет зависеть от его индивидуальных особенностей (визуал, аудиал, кинестетик) и склонности к восприятию конкретно­го предмета, адекватность подачи материала учителем — от знания им специфики возрастной группы, к которой от­носится данный учащийся, и методологических основ пре­подавания. Кроме того, многие учителя недооценивают то значение, которое они, как личности, имеют для своих уче­ников, и влияние, оказываемое ими на желание изучать пре­подаваемый предмет. Здесь можно говорить о ситуации вза­имовлияния, возникающей в процессе педагогической дея­тельности в ситуациях «учитель — ученик» и «учитель — груп­па». Не секрет, что довольно часто неуспеваемость ученика обусловлена существованием скрытого (или явного) конф­ликта между ним и учителем или негативным отношением одного из них к другому.

Задача консультанта при разрешении вопросов, связанных с неуспеваемостью ученика или/и его дезадаптивным поведе­нием на уроках, заключается в выявлении скрытых причин, вызывающих данные реакции. Однако подобные реакции могут иметь свои истоки не только во взаимоотношениях «учи­тель — ученик», но и в неблагополучной ситуации в семье (неблагополучные семьи) или в протестной реакции ребенка на другие раздражители. Здесь следует помнить, что понятие «неблагополучная семья» в последнее время наполнилось но­вым содержанием. Традиционно под ним понимались: не­полные семьи (один из родителей); семьи с алкоголиками; семьи, имеющие родственников, пребывающих или пребы­вавших в местах лишения свободы. В настоящее время это понятие стало несколько иным. Большинство психологов и психотерапевтов расширили его значение, включив в поня­тие «неблагополучная семья» понятие «семьи с нарушенны­ми коммуникативными отношениями».

Таким образом, традиционная «неблагополуч­ная семья» увеличилась, приняв в свои объятия семьи, кото­рые несколько утрированно можно представить в виде следу­ющей схематичной картинки: «Папа в галстуке, мама играет на пианино, дети предоставлены сами себе». Иначе: в по­нятие «неблагополучная семья» включены не только семьи, не соответствующие общепринятым социальным нормам, но и семьи, отвечающие внешним социальным стандартам, но в которых отношения между членами носят формальный ха­рактер. Все это и приводит к деформации личности ребенка, проявляющейся вовне в виде негативных поведенческих ре­акций и/или на психосоматическом уровне.


24. Традиционные методы исследования взаимодействия участников образовательного процесса

 

Взаимодействие является сущностной характеристикой образовательного процесса, особый тип отношений его субъектов, процесс деятельностного и личностного обмена между преподавателями и студентами, постоянно развивается, процесс интеграционной деятельности субъектов, которая содержит в себе целевой, мотивационный, деятельностный и процессуальный аспекты. Суть взаимодействия состоит в неразрывности прямого и обратного воздействий попеременного субъектов друг на друга.

Появление новых философских подходов делает более объективное переосмысление вечных вопросов и понятий, глубокое понимание корней явления «педагогического взаимодействия», которое по своей специфике является прикладным. Синергетическая теория может быть использована как новый методологический базис для исследования будущего, для глобального моделирования и построения сценариев развития образования. Образование, построенное на принципах синергетики, наиболее эффективно отвечает потребностям всестороннего раскрытия способностей личности и способам непрерывного самообразования. На основе синергетики также возможное сближение гуманитарного и естественно-научного образования.

Взаимодействие – это сложный многосторонний процесс, в ходе которого имеет место взаимоизменения субъектов, что обусловлено их взаимовлиянием. Взаимодействие, имея непрерывный характер, являет собой действия, последовательно выполняются активными субъектами, которые имеют обоснованную заданную цель, реформирует объективную действительность и требует творческий подход.

Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Беседа - диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.

Интервью.

Анкетирование - - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.

Метод тестирования.

Эксперимент.


25. Характеристика активных методов повышения эффективности взаимодействия участников образовательного процесса. Классификация методов активного обучения, основные подходы к ее построению

Активные методы обучения - это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Характеристика основных активных методов обучения.

Анализ конкретных ситуаций один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конк­ретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинирован­ных жизненных и производственных задач.

Разыгрывание ролей - игровой метод активного обучения, ха­рактеризующийся следующими основными признаками:

- наличие задачи и проблемы и распределение ролей между уча­стниками их решения;

- взаимодействие участников игрового занятия, обычно посред­ством проведения дискуссии;

- ввод педагогом в процессе занятия корректирующих ус­ловий;

- оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как про­цесс диалогического общения участников, в ходе которого проис­ходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

На семинаре-дискуссии учащиеся учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника. В такой работе учащийся получает возмож­ность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

«Круглый стол» - это метод активного обучения, одна из орга­низационных форм познавательной деятельности учащихся, по­зволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недо­стающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Харак­терной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.

Деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирую­щих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

В тех­нологии активного обучения «вынужденная активность» участников обусловлена условиями и правилами, при которых ученик или актив­но участвует, напряженно думает, или вообще выбывает из процесса.


Date: 2016-05-23; view: 5080; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию