Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие. Теории восприятия.Методы изучения





Общая психология.

Перцептивный уровень психического отражения. Перцептивная психика явл. высшей стадией развития псих. отражения. На перцептивные стадии псих. отражения находятся все млекопитающие, имеющие достаточно развит. ГМ. Для этой стадии характерна способность синтетического отражения разных свойств одного объекта, часто сложного. Процесс становления перцептивного образа. Формируется представление, совершенствуется память. Но одни из свойств объекта явл. для животных более значимыми, тогда как другие играют меньшую роль. Для развития психики большое значение имеет образ жизни животных. Птицы, рыбы, £ живут в единообразной среде, имеют менее развитую психику, чем большинство наземных животных.

Стадии перцептогенеза Низкий уровень. Отражение внеш. дейст-ти в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в Целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти. (Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. двигат. способности весьма сложны и разнообразны. Актив. поиск полож. раздражителей, избегание отриц., развитое защитное поведение.). Высший уровень. Элементарные формы мышления. Складывание определенной "картины мира".(Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению. Высшие позвоночные). Наивысший уровень. Выделение в практ. деят-ти особой, ориент.-исследовательской, подготов. фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деят-ти примитивных орудий. Способность к познанию окруж. дейст-ти независимо от начальных биолог. потр-тей. Непосредст. усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт). Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков).

Пространственно-временные, модальные и интенсивностные характеристики восприятия. В образах восприятия отражаются такие параметры воспринимаемых объектов, как местоположение, удаленность от субъекта, направление движения относительно наблюдателя или друг друга, форма, величина, временная последовательность и длительность воздействия. Эти харак-ки опр. пространственно-временную стр-ру восприятия. Восприятие харак-ся также модальностью и интенсивностью. В модальности отражаются качеств. различия раздражителей. Модальность восприятия указывает на особый «вид», систему эмпирич. качеств относительно чистых зрительного, акустического, осязательного и др. образов, опред. специфической природой воспринимаемых объектов, и вместе с тем подчеркивает смешанный, полимодальный х-р данности в перцепте сложных по природе объектов. Интенсивностные параметры восприятия отражают кол-нные-энергетические особенности воздействующих объектов. У подавляющего большинства людей представления гораздо менее яркие, чем образы, возникающие при непосредственном восприятии объектов и ситуаций. Встречаются, люди с очень яркими, насыщенными представлениями, наприм. люди с эйдетической памятью. В отличие от интенсивности ощущ., интенсивность восприятия, как специф. св-во перцептивного образа, изучено на примере восприятия светлоты. Интенсивность, модальность и пространственно-вр. харак-ки явл. исх-ными, поэтому их выделяют уже на уровне ощ-ний. Относ. перцепта данные харак-ки не явл. специф-ми. Их специфика проявл., когда и где актуализируются др. специф. св-ва первичного образа восприятия.

Предметность, целостность, константность, обобщенность, избирательность и осмысленность восприятия. Предметность – это св-во восприятия, позволяющее выделить объект как обособленное в пространстве и времени специф. физ. тело. Опредмечивание происходит в акте объективизации, т.е. отнесения знаний, получаемых их внешнего мира, к этому миру. Целостность – это св-во восприятия, позволяющее принимать предметы или явл. как единое целое независимо от кол-ва и св-тв входящих в него частей и эл-тов. Константность – это относительная независимость образа от условий восприятия. В основе эффекта лежит способность перцептивных систем компенсировать изменения условий восприятия, в рез-те чего объекты в нашем субъект. поле остаются тождественными самим себе в любых обст-вах. Это св-во обычно относят к зрит. восприятию, оно касается постоянства величины, формы и цвета. Хотя можно отнести его и к др. модальностям. Обобщенность – это св-во, позволяющее отнести воспринимаемый объект к определенной группе уже известных предметов или явлений. Избир-сть – это св-во, способст. выделению из среды актуально значимых объектов и акцентированию на них текущей перцепции. Осмысленность – это св-во восприятия, позволяющее осознать и понять выделенный перцепцией объект.

Апперцепция. Воспринимают предметы не глаз, не ухо, не язык сами по себе. Мир воспринимает ч-к. Конкретный жив. ч-ек с присущими ему интересами, устремлениями, чувствами, хар-ром, темпераментом, объемом знаний и опыта. Все это, естественно, сказывается как на процессе восприятия, так и на его образах – перцептах. Эта зав-ть восприятия от содержания психич. жизни ч-ка и особен. его личности наз. аппер-ей.

Виды перцептивных образов. Виды: осознанные субъективные представления, носящие квазисенсорный, но не перцептивный х-р (Хольт). 1. мысленный образ – смутное воспроизведение при отсутствии адекватного сенсорного воздействия (образ памяти и образ воображения) 2. фосфены – при наличии внеш. воздействия, неадекватного рецептору (пятна при надавливании на глаз) 3. фантомный 4. синестезии – сопровождение восприятий одного типа образами др. сенсорных модальностей 5. образ собственного тела 6. гипнагогический – при засыпании или пробуждении, воспринимается как реальный 7. галлюцинации – уверенность в их реальности, нет сенсорного воздействия 8. псевдогаллюцинация – субъективное осознание 9. сновидения 10. эйдетический – неперцептивный образ перцептивного происхождения.

Восприятие ч-ка ч-ком как специф. вид перцепции. Восприятие ч-ка ч-ком –восприятие внеш. признаков партнера, соотнесение их с личностными, психолог. хар-ками воспринимаемого индивида и интерпретация на этой основе его поступков и достижений (Андреева). При исследовании восприятия ч-ка ч-ком изучаются содержание и механизмы межличн. перцепции, здесь исследуются хар-ки объекта и субъекта восприятия. Ч-к выступает как своеобразный стимул, как особого рода источник инфо. Образ другого – носитель 3-х типов инфо: физ. облик; экспрессивно-выразительные движения; оформ. внешности. Физ. облик – элементы внешности, обусловл. наследственностью: тип телосложения; рост; национальные признаки. Выраз. движ.: жесты; мимика; поза; походка. Пр-сс восприятия одним ч-ком другого выступает как обяз. сост. часть общения и составляет то, что часто наз. соц. перцепцией. Соц. перцепция – восприятие так наз. соц. объектов.

Структуралистская теория. Основатели структурализма: Э. Титченер, В. Вундт. Предмет иссл. по Титч.: Осн. положения: 2 класса эл-тов сознательного опыта: ощущения и образы памяти; Восприятие есть сумма этих 2-ух классов эл-тов сознания. Форм-ние ощущений: Гипотеза постоянства: одно и то же внеш. воздействие приводит к одному и тому же ощущению; Гипотеза суммации: сложный комплекс ощущений есть сумма отдельных локальных ощущений.. Метод исследования: аналитическая интроспекция. Формирование образа восприятия: Закон ассоциация. Гештальттеория. М. Вертгаймер, В. Кёллер, К. Коффка. Гештальт – целостность образов восприятия как осн. содержание сознания. Св-ва целостной стр-ры образа: выделение фигуры на фоне – всегда воспринимается как более яркая, четкая, близкая по отношению к наблюдателю. Принципы гештальт-группировки: Близость по пространству: фигура образуется легче из элементов, находящихся ближе друг к другу; Фигура образуется легче из элементов, имеющих сходство по отдельному качеству; Хорошее продолжение. Фигура легче образуется из элементов, имеющих хорошее продолжение; Прегнантность: мы стремимся воспринимать фигуру как состоящую из простых частей; Принцип изоморфизма: физический мир, физиологический мир – феноменальный мир. Фи феномен. Э кологическая теория. Дж.Гибсона, Восприятие – есть процесс непосред. «вычерпывания» инфо об окр. среде, кот. необходима для организации поведения. Основу восприятия окр. мира составляют поверхности, события и возможности. Стимуляция – объемлющий оптич. поток света, приходящий в каждую потенциальную точку наблюдения. Стр-ра оптич. потока меняется для различ. Событий. Изменения оптич. строя специфичны и неповторимы для каждого из перцептивных событий. Восприятие пространства: Основу восприятия пространства составляет восприятие поверхностей; Поверхности имеют текстуру: неравномерность окраски, шероховатости и т.д.; Ориен. поверхности задается стимульной переменной, которую Гибсон наз. «градиент плотности текстуры поверхности». Теория бессознательных умозаключений Г.Гельмгольца Основные положения: Восприятие – есть чувств. представления о форме и положении внеш. объектов; В основе 3 вида образов: первичные образ, образ представления и перцептивный образ; Механизм форм. образа – синтез первичного образа и образа представления, кот. осущ. поср-вом бессознательных умозаключений. Определения 3 видов образов: Первичный образ – сов-ть впечатлений, формирующихся на основе таких ощущений, в кот. отсутствуют следы прежнего опыта; Образ представления – впечатления, не имеющие текущей чувственной основы, основанные только на прошлом опыте; Перцептивный образ – синтез прошлого опыта и текущих ощущений; Бессознательные умозаключения: Подобны по своей природе логическим умозаключениям; Неосознаваемы, поэтому непреодолимы; Отвечают на вопрос о том, какой предмет воздействовал на рецепторную поверхность, в результате чего произошло возникновение определенного первичного образа. Восприятие как процесс категоризации (Джером Брунер) Основные положения: Восприятие – есть процесс категоризации, т.е. приписывание объекта к какому-либо классу объектов; Этапы процесса категоризации; Перцептивная готовность. Процесс категоризации подобен процессу решения перцептивной задачи: Первичная категоризация. Выделение объекта в поле восприятия; Поиск признаков. Т. внимания, предложенная Д. Канеманом. предположил, что существует ограничение на способность человека выполнять умственную работу. Внимание – это внутреннее усилие, для которого необходимы ресурсы. Акт внимания зависит не столько от желаний и интенций субъекта, сколько от объективной сложности задачи. При этом с возрастанием сложности задачи количество ресурсов растёт гораздо медленнее, чем сложность задачи. Основная трудность, которую они пытаются преодолеть на этом пути – определение объёма и состава когнитивных ресурсов в процессе внимания. Восприятие как перцептивный цикл (Ульрих Найссер) Восприятие – конструктивный процесс предвосхищения некоторой инфо., делающий возможным для ч-ка принятие этой инфо., когда она становится доступной. Когнитивная схема – психич. стр-ра, активизирующая сбор инфо.об объекте. Перцептивный цикл – развернутый во времени процесс внутреннего ментального действия. Информационный подход в восприятии. Д. Марр. Считал сетчаточное изоб. достаточным для построения перцептивного образа, т.к. в нем находится вся необходимая для анализа стимульная информация. Выделяет 4 иерер. уровня анализа инфо: образ – пространственно-врем. распределение световой энергии на сетчатке; Первонач. эскиз, набросок – выдел. текстуры, контуров, формы, взаимного располодения объектов в пространстве; 2,5 мерный эскиз – опр. общей ориентации и глубина контуров; Построение трехмерной модели – создается сцена видения ситуации.

Date: 2016-05-23; view: 802; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию