Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неценовая конкуренция





Жесткая неценовая конкуренция — также характерная черта монополистической конкуренции. Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может применять три основных стратегии влияния на объем продаж:

§ изменять цены (т.е. осуществлять ценовую конкуренцию);

§ производить товар с определенными качествами (т.е. усиливать дифференциацию своего товара по техническим характеристикам, качеству, услугам и прочим аналогичным показателям);

§ пересмотреть стратегию рекламы и сбыта (т.е. усиливать дифференциацию своего товара в области стимулирования сбыта).

Две последних стратегии относятся к неценовым формам конкуренции и более активно используются компаниями. С одной стороны, ценовая конкуренция затруднена из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к конкретной товарной марке (снижение цены может вызвать не такой значительный отток покупателей от конкурентов, чтобы компенсировать потери в прибылях), с другой — большое количество фирм в отрасли ведет к тому, что эффект от рыночной стратегии отдельной компании распределится среди столь большого количества конкурентов, что будет практически нечувствителен и не вызовет немедленного и целенаправленного ответа со стороны других фирм.

 

33. Олигополия. Группирование фирм.

Олигополией называют тип рынка, где несколько крупных фирм контролируют основную его часть.

Товары, выпускаемые олигополией, могут быть как однородны (сталь, алюминий, цемент), так и дифференцированны (автомобили, сигареты, холодильники и т.д.).

Для олигополии характерны большие входные барьеры вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба (выше говорилось о том, что существуют отрасли, где экономия на масштабе существует даже при очень крупных размерах предприятия, например в автомобильной или сталелитейной промышленности).

Важной особенностью рыночного поведения олигополий является взаимозависимость решений фирм по объему производства и ценам. Ни одно подобное решение не может быть принято без учета ответных действий конкурентов. Таким образом, действия фирм-конкурентов становятся для олигополии дополнительным условием при определении оптимальных объема производства и цен.

При олигополии, как и при чистой монополии, возможна нечестная конкуренция, когда фирмы, входящие в олигополию, препятствуют вхождению на рынок конкурентов нерыночными методами (например, силовым давлением).

Олигополия руководствуется такими же принципами ценообразования, что и монополия: Р > MR; МС < АС. Фирма выбирает такие объем производства и цену, при которых масса прибыли становится максимальной.

Существует ряд моделей, описывающих поведение олигополий на рынке.

1.Модель "ломаной кривой спроса " описывает поведение фирмы, не проводящей стратегии тайного сговора с конкурентами.

Поскольку в олигополии фирмы взаимозависимы в отношении установления цены на продукцию, то для нее важно знать, какая реакция конкурентов наиболее вероятна в случае изменения цен. Эта модель основывается на том, что возможны варианты поведения участников рынка.

2. Модель тайного соглашения по поводу контроля за ценами. Олигополия, стремясь уменьшить неопределенность, пытается зафиксировать цены на свою продукцию в надежде, что такая стратегия обеспечит максимизацию прибыли. Средством достижения этой цели становится тайное соглашение между конкурентами о ценообразовании.

3. Модель лидерства в ценах. Она описывает ситуацию, когда какая-либо фирма доминирует на рынке и ее цена охватывает большую долю рынка. При такой ситуации именно ее цена становится рыночной. Поэтому обычно, когда крупнейшая из олигополии фирма изменяет цену, другие фирмы-олигополисты подстраиваются под нее. Но лидирующая фирма, всякий раз изменяя цену, все же рискует, так как конкуренты могут реализовать и свою самостоятельную ценовую стратегию. Это заставляет ценового лидера быть осторожным, поэтому цена меняется крайне редко.

4. Модели, основанные на теории игр. В их основе лежит учет того обстоятельства, что фирмы в условиях олигополии взаимосвязаны и ведут себя, как игроки на поле, когда действия одного игрока зависят от реакции другого. Модели описывают ситуации расчета объема производства и цены одного из участников конкуренции в зависимости от рыночного поведения другого участника.

Группирование фирм в высокоразвитой рыночной экономике бывает двух видов: а) группирование крупных фирм-олигополистов и б) группирование ряда мелких и средних фирм вокруг крупной.

Предпринимательские группы представляют сеть имущественных и контрактных отношений между крупной фирмой олигополистического типа и мелкими и средними компаниями. Интеграция предприятий в рамках такого образования преимущественно вертикальная; соответственно устанавливается идущий «сверху вниз» контроль над деятельностью участников группы. Встречается, впрочем, и горизонтальная интеграция в производстве готовых товаров и предоставлении услуг.

Почвой для создания предпринимательских групп является стремление эффективно воздействовать на рынок посредством контроля над производственно-распределительным циклом из одного центра.

Технология производства неизбежно диктует тот или иной оптимальный размер предприятия, выход за пределы этого размера влечет за собой экономический ущерб. Компании, которые покупают компоненты своих изделий у внешних поставщиков, имеют ряд преимуществ.

Такие компании существенно сокращают издержки адаптации к научно-техническому прогрессу.

Получение компонентов от внешних поставщиков имеет свои минусы: усиливается ненадежность поставок, увеличивается вероятность ухудшения качества. На преодоление этих недостатков и нацелена организация предпринимательской группы, для которой характерно постоянство связей с независимыми поставщиками.

Объединения крупных фирм олигополистического типа

Регулирование деятельности объединения крупных фирм может принимать различные формы. Первая - координация деятельности участников посредством холдинговой компании. При второй форме роль координатора могут выполнять траст-фонды и банк. Суть третьей формы состоит в том, что единство участников группы обеспечивается через взаимное владение акциями. Перекрестное владение акциями предотвращает захват компаний конкурентами. Органом координации могут быть совещания президентов фирм. Групповые отношения строятся так, чтобы обеспечивалась помощь компаниям-членам, испытывающим трудности. Поскольку при деловых операциях по взаимному соглашению члены группы имеют дело с заведомо определенными контрагентами, межфирменные сделки приобретают долговременный, постоянный характер. При гарантированности долговременных деловых связей члены группы могут осуществлять долгосрочные инвестиции, заниматься техническими разработками совместно с партнерами.

Взаимоотношения участников групп можно свести к сотрудничеству и конкуренции. Участие в группе не исключает возможности самостоятельного развития фирм, а следовательно, и конкурентных противостояний между ними.

Группирование крупных корпораций экономически целесообразно: оно обеспечивает его членам облегченный доступ к финансовым ресурсам и операциям с ценными бумагами, контроль над использованием этих ресурсов, лучшее знание экономической конъюнктуры, координацию действий, соединение средств, помощь фирмам, оказавшимся в тяжелом положении.

 

34. Антимонопольное регулирование.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — совокупность законодательных, административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Индустриально развитые страны имеют значительный опыт антимонопольного регулирования. Антитрестовское законодательство, впервые разработанное и принятое в США, затем получило распространение во всех промышленно развитых странах. Применяются также административные меры: декартелирование, детрестирование (например, в экономике Германии и Японии после второй мировой войны). Обычная экономическая мера — ограничения на рост цен для монопольных производителей. Что касается монополизма в области новых и новейших технологий, то он, как правило, преодолевается посредством конкуренции, и задача государства — поощрять ее разными способами. Указанные выше меры по преодолению монополизма в целом применимы и для советской экономики, в которой уровень монополизации — наивысший среди индустриальных государств. Антимонопольное законодательство с учетом мирового опыта уже разработано и принято, на его основе создан специальный антимонопольный комитет. Его главные функции: анализ структуры рынков, выяснение фактов монополизма, проведение в жизнь антимонопольного законодательства, антимонопольная экспертиза принимаемых законов и правительственных решений, применение санкций к предприятиям-монополистам, подготовка предложений по преобразованию и разделению монополий. В последнем случае имеется в виду как ликвидация монопольных управленческих структур, так и организационное разделение сверхкрупных, зачастую искусственно созданных производственных объединений и предприятий. Не менее серьезная проблема — демонополизация торговли, особенно оптовой, и материально-технического снабжения. Антимонопольное регулирование предполагает соответствующую ценовую политику — либерализацию цен на большинство товарных групп, за исключением инфраструктуры (транспорта, связи и др., за которыми сохранится государственный контроль). Проведение этого комплекса мер, в основном краткосрочного характера, закладывает основу средне-и долгосрочного антимонопольного регулирования. Стержень его — политика поощрения конкуренции, которая предусматривает контролируемое допущение на отечественные рынки иностранных производителей, разработку и принятие системы мер по финансовому, налоговому и кредитному стимулированию производителей — конкурентов, противостоящих существующим монополиям, поощрение диверсификации производства. Предстоит освоить разнообразные методы ценовой и неценовой конкуренции: фирменное обслуживание, скидка с цен постоянным покупателям, продажа в кредит и пр. Важное значение имеет и создание в обществе социально-политического и психологического климата, поощряющего предпринимательство, конкуренцию, в том числе поддержка малого бизнеса и семейного производства. Общеэкономические условия эффективного антимонопольного регулирования закладываются по мере финансовой стабилизации, достижения сбалансированности спроса и предложения на макроуровне.

35. Особенности и значение биржевой торговли. Товарная биржа.

Биржевой товар — это взятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к бирже­вой торговле. Он заменимый, определяется не индивидуальными, а родовыми признаками, ему свойственны массовость, делимость, взаимозаменяемость, введение стандартизации. Все это предостав­ляет неограниченные возможности вести торговлю по образцам, эталонам, описаниям, сводить товар в биржевые единицы — лоты (партии однородного товара). Согласно Закону "О товарных бир­жах и биржевой торговле" не могут быть биржевым товаром не­движимое имущество и объекты интеллектуальной собственности, что значительно затруднило работу многих российских бирж, спе­циализировавшихся на торговле такого рода товарами.

Биржевой сделкой является договор (соглашение), заключаемый участни­ками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевой торговли. В целом правовая природа биржевых сделок та же, что и сделок, заключаемых вне товарных бирж. Всего выделено четыре вида биржевых сделок. Первый вид — сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара. Второй — форвардные сделки по взаимной передаче прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки. Третий — фьючерс­ные сделки по взаимной передаче прав и обязанностей в отноше­нии стандартных контрактов на поставку биржевого товара. Чет­вертый — опционные сделки, связанные с уступкой прав на бу­дущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара. Приведен­ный перечень видов сделок не является исчерпывающим. Биржи в своих внутренних документах могут предусмотреть соверше­ние также иных сделок в отношении биржевого товара, контрак­тов или прав.

Законодательная характеристика биржевых сделок позволя­ет свести их в две крупные группы. Одну составляют сделки, которые совершаются с реальным товаром. Фигурирующий в них то­вар уже произведен, имеется в наличии и хранится в определен­ном месте или находится "в пути". Поэтому имеется возможность исполнить такую сделку сразу после ее заключения и по фиксиро­ванной в ней цене. К другой группе относятся сделки, заключае­мые при отсутствии реального товара. Подлежащий передаче то­вар еще не изготовлен или продавцу предстоит его приобрести у других лиц. Наиболее ярко общие особенности биржевой торговли про­являются в субъектах, которые могут быть ее участниками. Бир­жевая торговля представлена весьма разнообразными участника­ми. Их статус неодинаков и четко определен законодательством, а также учредительными документами самой биржи. Для товарной биржи характерен непривычный для нас институт — биржевое посредничество, осуществляемое исключительно биржевыми по­средниками.

Биржевое посредничество осуществляется в процессе брокер­ской и дилерской деятельности. Брокерская деятельность имеет три различных варианта: совершение биржевых сделок бирже­вым посредником от имени клиента и за его счет; от имени клиента и за свой счет; от своего имени и за счет клиента. Во всех трех вариантах в той или иной роли присутствует клиент — лицо, поручение которого выполняет брокер. Дилерская деятель­ность, в отличие от брокерской, одновариантна. Биржевой по­средник — дилер совершает биржевые сделки от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи. Дилерская дея­тельность очень похожа на спекуляцию, до недавнего времени яв­лявшуюся уголовно наказуемым деянием. Спекуляция определя­лась как скупка и перепродажа товаров и иных предметов с целью наживы. Отличие дилера от памятного нам спекулянта, главным образом, состоит в том, что и покупать, и перепродавать товары дилер должен в одном и том же месте — на бирже. Кстати, термин "спекуляция" широко распространен в научной литературе при описании биржевой торговли.

Под биржевыми посредниками понимаются три различных субъекта: брокерские фирмы — организации со статусом юри­дического лица; брокерские конторы — филиалы или дру­гие обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный счет; независимые брокеры — физические лица, зарегистрированные в установленном поряд­ке как индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.

Непосредственными участниками биржевой торговли являются, прежде всего, члены товарной биржи — учредители и другие чле­ны биржи, выступающие при этом в двух различных качествах. Во-первых, как брокерские фирмы или независимые брокеры. Это позволяет им проводить в биржевой торговле как дилерскую дея­тельность (осуществлять биржевую торговлю непосредственно от своего имени и за свой счет), так и брокерскую (осуществлять бир­жевую торговлю от имени клиента и за его счет; от своего имени за счет клиента; от имени клиента за свой счет). Во-вторых, не буду­чи брокерскими фирмами или независимыми брокерами. В данной ситуации возможности членов биржи несколько ограничены. Они участвуют в биржевой торговле: непосредственно от своего име­ни — только при торговле реальным товаром, исключительно за свой счет, без права на биржевое посредничество; через органи­зуемые ими брокерские конторы; на договорной основе с брокер­скими фирмами, брокерскими конторами и независимыми броке­рами, осуществляющими свою деятельность на. данной бирже.

Участие членов биржи в биржевой торговле строго персони­фицировано.

Кроме членов биржи в биржевой торговле участвуют посе­тители биржевых торгов.

В зависимости от номенклатуры товаров, продаваемых и покупаемых на бирже, их можно разделить на универсальные и специализированные. Самые крупные по объему совершаемых сделок международные товарные биржи (МТБ) являются универсальными. Например в Чикагской торговой палате (Chicago Board of Trade) торгуют пшеницей, кукурузой, овсом, соевыми бобами, соевым шротом, соевым маслом, золотом, серебром, ценными бумагами. На Чикагской товарной бирже (англ. Chicago Mercantile Exchange) — крупным рогатым скотом, живыми свиньями, беконом, золотом, пиломатериалами, ценными бумагами, иностранной валютой. Для специализированных бирж характерна более узкая товарная специализация, в основном по группам товаров. К таким биржам относятся, например, Лондонская биржа металлов (англ. The London Metal Exchange, LME, группа цветных металлов: медь, алюминий, никель, олово, свинец, цинк, серебро и с марта 2005 года пластмассы), Нью-Йоркская биржа кофе, сахара и какао (англ. Coffee, Sugar and Cocoa Exchange), Нью-Йоркская биржа хлопка (англ. New York Cotton Exchange) и т. п.

Международные товарные биржи (МТБ), являющиеся признанными центрами мировой торговли тем или иным товаром, выполняют следующие основные функции.[1]

1. Ежедневное установление цены на товар (Pricing). Результаты торгов на МТБ становятся моментально известны во всем мире благодаря современным средствам связи и информации. Таким образом, цены МТБ являются индикатором соотношения спроса и предложения на конкретный товар в данный момент в мире.

2. Хеджирование (Hedging). Это форма страхования цены, по которой продается или покупается товар в будущем. Хеджирование является одной из первейших функций биржи уже более ста лет.

3. Гарантия поставки товара (гарантия исполнения обязательств по контракту) (Delivery). Гарантия поставки реального товара, купленного или проданного на бирже, обеспечивается наличием достаточного количества товара, имеющегося наскладах биржи, а также созданием специальной системы расчетов, принятием законодательства о биржах и разработкой правил совершения сделок на бирже, контролем за деятельностью бирж со стороны государственных органов.

 

Date: 2016-05-14; view: 697; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию