Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регулирует пропорции общественного производства. Увеличивает дифференциацию товаропроизводителей. Так Стимулирует развитие производительных сил





10. Рыночное ценообразование.

Цена на каждый конкретный вид товара складывается под воздействием спроса и предложения.

Спрос - это количество товара, которое люди хотят и могут купить по любой цене в определенный промежуток времени.

Связь между ценой товара и величиной спроса на него описывает закон спроса. Графическая интерпретация этого закона называется график спроса

Эффект изменения цены при прочих равных условиях проявляется в перемещении из одной точки кривой в другую. Такое перемещение называется изменением величины спроса. На действия покупателей оказывает влияние не только цена. Изменение других параметров также может повлиять на спрос. Эти параметры называются факторами спроса. К ним относятся:

• потребительские вкусы. • количество покупателей на рынке. • доходы потребителей. • ожидания потребителей. • изменения цен на другие товары.

Когда меняется какой-либо фактор спроса, происходит перемещение самой кривой спроса, т.е. при той же цене люди будут покупать большее или меньшее количество блага.

Предложение - это количество товара, которое производители (продавцы) хотят и могут предложить на определенный рынок по любой цене за какой-то промежуток времени при прочих равных условиях. Закон предложения говорит, что при прочих равных условиях продавцы планируют предложить большее количество товара, когда цена на товар повышается. Когда меняются (факторы предложения, наблюдается изменение предложения. В этом случае перемещается кривая предложения, что означает, что при той же цене продавцы будут продавать больше или меньше.

Вот наиболее типичные причины, приводящие к уменьшению или увеличению предложения:

• изменение количества продавцов на рынке;

• изменение технологии производства товара.

• изменение цен на ресурсы, используемые при производстве товара или услуги.

• изменение налогов и дотаций.

• ожидания продавцов, касающиеся каких-либо перемен

11. Эластичность спроса по цене и по доходу.

Эластичность — это мера чувствительности одной переменной к изменению другой, или число, которое

показывает процентное изменение одной переменной в результате изменения другой переменной.

Эластичность спроса относительно цены (EDP) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%:

EDP = (Q/Qd)/(P/P)

где Q/Qd - относительное изменение спроса;
P/P- относительное изменение цены.

или

EDP = %Qd/%P

%Qd - изменение спроса в процентах, %Р - изменение цены в процентах.

Смысл и сущность эластичности спроса: на сколько процентов изменится спрос, если цена изменится на 1%.

Коэффициент эластичности рассматривается по модулю, т.е. его абсолютное значение |EDP|.

Виды спроса по эластичности.

1. EDP = 0. Совершенно неэластичный спрос - товары первой необходимости (соль, спички);

  1. EDP < 1. Неэластичный спрос - при изменении цены на 1% спрос изменяется менее, чем на 1%. Падение цены приведет к снижению выручки;
  2. EDP = 1. Единичная эластичность. Выручка максимальная. При изменении цены на 1% спрос изменяется тоже на 1%. Максимальная выручка;
  3. EDP > 1. Эластичный спрос. При изменении цены на 1% спрос изменяется более, чем на 1%. Падение цены приведет к росту выручки;
  4. EDP = ∞. Совершенно эластичный спрос - товары роскоши;

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене

  1. наличие заменителей (чем больше товаров - субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар;
  2. удельный вес товара в бюджете потребителя (чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность);
  3. размер дохода;
  4. качество товара (чем качественнее товар, тем менее эластичен спрос на него);
  5. степень необходимости товара, универсальность товара;
  6. размеры запаса (чем больше запас, тем более эластичен спрос);
  7. психология покупателя.

Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя. Коэффициентом эластичности спроса по доходу называют отношение относительного изменения объема спроса на i -тый товар к относительному изменению дохода потребителя:

Если ej < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар

Если e I > 0, товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар.

 

12. Эластичность предложения. Перекрестная эластичность спроса

Эластичность предложения (ESP) показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1%:

ESP = (ΔQ/Qs)/(ΔP/P)

где ΔQ/Qs - относительное изменение предложения;
ΔP/P- относительное изменение цены.

или

ESP = %Qs/%P

%Qs - изменение предложения в процентах, %Р - изменение цены в процентах.

или

Смысл и сущность эластичности предложения: на сколько процентов изменится предложения, если цена изменится на 1%.

Коэффициент эластичности предложения всегда положителен, т.к. для большинства рассматриваемых товаров, кривая предложения имеет восходящий характер.

Виды предложения по эластичности.

  1. ESP = 0. Абсолютно неэластичное предложение - сырьевые товары (нефть, газ, руда);
  2. ESP = 1. Единичная эластичность. При изменении цены на 1% предложение изменяется тоже на 1%;
  3. ESP > 1. Эластичный предложение. При изменении цены на 1% предложение изменяется более, чем на 1%. Нормальные товары;
  4. ESP = ∞. Совершенно эластичный предложение - факторы производства (труд, капитал);

Перекрестная эластичность характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого товара.

EDxy = (ΔQ/Qd)/(ΔPy/Py)

где ΔQ/Qd - относительное изменение спроса на товар X;
ΔPy/Py- относительное изменение цены товара Y.

или

EDxy = %Qdx/%Py

%Qdx - изменение спроса на товар X в процентах, %Рy - изменение цены товара Y в процентах.

или

Смысл и сущность перекрестной эластичности: на сколько процентов изменится спрос на товар X, если цена товра Y изменится на 1%. Перекрестная эластичность широко используется при проведении антимонопольной политики: доказательством того, что какая-то фирма не является монополистом того или иного товара служит тот факт, что производимый этой фирмой товар имеет положительную перекрестную эластичность спроса с товаром другой фирмы.

Виды товаров по эластичности.

  1. EDxy = 0. Совершенно неэластичный спрос - товары первой необходимости (соль, спички);
  2. EDxy < 1. Взаимодополняющие товары (кофе - сливки, шашлык - соус);
  3. EDxy = 1. Единичная эластичность. Выручка максимальная. При изменении цены на 1% спрос изменяется тоже на 1%. Максимальная выручка;
  4. EDxy > 1. Взаимозаменяющие товары (товары конкурентов);
  5. EDxy = ∞. Совершенно эластичный спрос - товары роскоши;

13. Бюджетное ограничение потребителя. Эффекты дохода и замещения.

Бюджетное ограничение (budget constraint) показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.

Бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде неравенства:

P1Q1 + P2Q2 ≤ R

§ P1 P2 — цены на соответствующие товары Q1 и Q2

§ R — доходы потребителя

Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает. Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отра­жает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.

14. Кривые безразличия. Потребительское поведение.

Кривая безразличия — совокупность наборов благ, обеспечивающих потребителю равный объем удовлетворения потребностей, т. е. приносящих ему одинаковую полезность. Взяв другие возможные сочетания благ, соответствующие различным величинам совокупной полезности, можно составить карту безразличия.

Любая кривая безразличия представляет одинаковую совокупную полезность различных благ для потребителя. Кривая безразличия (U) состоит из точек, символизирующих наборы то­варов Х и Y. Совокупные полезности всех наборов, представленные точками на этой кривой одинаковы, т. е. потребителю безразлично, какую именно комбинацию товаров Х и Y он приобретет. Переходя от точки А к точке В, потребитель сокращает потребление блага Y на ΔY и наращивает потребление товара X на ΔХ, но общий уровень удовлетворения потребителя (совокупная полезность) остается неизменным

Потребительское поведение — это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов.

Теория потребительского поведения исходит также из того, что имеющие выбор покупатели ведут себя рационально.

Механизм, организующий поведение потребителя, – мотив, а процесс формирования мотива – мотивация.

Сначала определяются причины мотива на основе социально-психологических особенностей потребителя и необходимые требования к качеству и количеству товара. Далее формируется план покупки: выбор цели (количество и качество товара), путей ее достижения (как будет приобретаться товар, представленный на рынке), а также оценка субъективной вероятности достижения успеха и прогноза последствий.

Покупатели всегда выбирают товар по своим доходам, который при определенных ограничениях на розничные цены может максимально удовлетворить их потребности. Рациональность потребительского поведения предполагает, что все покупатели владеют необходимой информацией о цене товаров, количестве и качестве покупаемых товаров, при покупке товаров учитывают уровень своих доходов.

Предпосылки потребительского поведения можно сформулировать следующим образом:

• потребители очень хорошо знают, какие товары для них предпочтительнее;

• потребители действуют рационально;

• потребители совершенно точно знают уровень своих доходов и владеют информацией о ценах товаров;

• выбор потребителей ограничен их доходами и временем.

15. Сущность и виды предпринимательства. Фирма.

Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли

Выделяют следующие виды предпринимательства:

  • производственное;

Производственное предпринимательство — это про­цесс производства конкретных товаров, осуществления работы и оказания услуг для их реализации потребителям (покупателям). Осуществляется в мате­риальной сфере.

  • коммерческо-торговое;

Коммерческо-торговое предпринимательство — ос­новной вид российского предпринимательства. Предприниматель здесь выступает в качестве непосредственного торговца, доводя готовые товары до конкретных потребителей. Торговое предпринимательство более мобильно, так как непосредственно связано с конкретными потребителями.

  • финансово-кредитное;

В финансово-кредитном предпринимательстве пред­метом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облига­ции и др.), валюта и национальные деньги.

· страховое;

При страховом предпринимательстве страховые орга­низации в соответствии с законодательством и договором страхо­вания гарантируют страхователям возмещение ущерба от потери имущества, утраты здоровья, жизни и других видов потерь

· посредническое.

вид предпринимательской деятельности, при кото­ром субъекты экономической деятельности непосредственно не производят и не продают товары, а выступают в качестве посред­ников между производителями и потребителями.

Фи́рма — это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажи товаров и услуг с использованием различных факторов производства

Фирма предполагает концентрацию факторов производства, единоначалие, использование административных и экономических методов управления. Фирма создается сознательно, для реализации конкретных целей.

Основные функции фирмы:

- мобилизующая – заключается в объединении различных факторов производства для создания благ и услуг;

- производственная – связана с рациональным использованием ресурсов;

- инвестиционная – связана с инвестированием денежных средств в развитие основного капитала.

Главной (целевой) функцией фирмы является максимизация прибыли при минимизации затрат.

16. Организационно-правовые формы предпринимательства.

К хозяйствующим субъектам относятся юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Все юридические лица в соответствии с Гражданским кодек­сом РФ делятся на два вида: коммерческие и некоммерческие организации

Коммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах, а именно:хозяйственные то­варищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

1. Хозяйственные товарищества

В Гражданском кодексе РФ закреплены две разновидности товарищества - полное и коммандитное (товарищество на вере).
Полным товариществом признается коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключен­ным между ними договором занимаются предпринимательской де­ятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Лицо (юридическое или физическое) может быть участником только одного полного товарищества. От полного коммандитное товарищество отличается наличи­ем в нем помимо полных товарищей также вкладчиков (комман­дитистов), которые отвечают по обязательствам товарищества лишь в пределах своего вклада. Они не несут ответственности по обязательствам товарищества, и в свою очередь, не имеют права участвовать в управлении и ведении дел товарищества.
Товарищество (как полное, так и коммандитное) создается и действует на основании учредительного договора, подписываемо­го всеми его участниками.

2. Хозяйственные общества

К хозяйственным обществам относятся: общества с ограничен­ной ответственностью (ООО), общества с дополнительной ответ­ственностью (ОДО) и акционерные общества (АО), которые, в свою очередь, делятсяна открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО).
Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) при­знается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных уч­редительными документами размеров; участники ООО не отвеча­ют по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с де­ятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Размер уставного капитала ООО должен быть не менее 100 минимальных размеров оплаты труда (далее — МРОТ) – 10 000 тыс. рублей. ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хо­зяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участ­ников ООО не должно быть более 50-ти. Если число участников превысит 50, то в течение года общество должно быть преобра­зовано в открытое акционерное общество или в производствен­ный кооператив.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) отли­чается от ООО тем, что его участники несут дополнительную по­мимо стоимости вклада в уставный капитал ответственность по обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех разме­ре, кратном к стоимости их вкладов, определяемом учредительны­ми документами общества. Форма ОДО является крайне редкой в России, так как она считается менее выгодной для участни­ков в связи с тем, что возлагает на последних дополнительную ответственность по долгам общества за счет собственного иму­щества.

Акционерным обществом (АО) признается общество, устав­ный капитал которого разделен на определенное число акций; уча­стники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, называетсяоткрытым ак­ционерным обществом (ОАО). Минимальный размер уставного капитала ОАО - не менее тысячекратного размера МРОТ (100 000 рублей). Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, определяемых законом и иными правовыми актами. ОАО обязано ежегодно пуб­ликовать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Число учредителей открытого акционерного общества не ограничено.

АО, акции которого распределяются только среди его учреди­телей или иного заранее определенного круга лиц, называется зак­рытым акционерным общество (ЗАО). Минимальный размер устав­ного капитала ЗАО — не менее стократного размера МРОТ (10 000 рублей). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускае­мые им акции, либо иным образом предлагать их для приобрете­ния неограниченному кругу лиц. Число акционеров ЗАО не дол­жно превышать 50-ти. В остальном статус акционерных обществ аналогичен статусу ООО.

3. Производственные кооперативы (артели)

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для со­вместной производственной или иной хозяйственной деятельно­сти (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохо­зяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бы­товое обслуживание, оказание услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участни­ками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива (ПК) несут по его обязательствам дополнительную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных Феде­ральным законом и уставом кооператива. Число членов коопе­ратива не должно быть менее пяти. Имущество, находящееся в собственности кооператива, делится на паи его членов в соответ­ствии с уставом.

17. Кругооборот и оборот капитала.

Движением капитала является его кругооборот и оборот. Кругооборот капитала - движение самостоятельно возрастающей стоимости, в процессе которого капитал последовательно приобретает и избавляется трех форм - денежной, производительной и товарной и проходит три стадии - обращения, производства и снова обращения и происходит самозростання стоимости - производство и реализация средств стоимости.

Первая стадия кругооборота промислового капитала осуществляется в сфере обращения и начинается с денежной формы капитала (Г). Содержанием этой стадии являются отношения купли промышленным капиталистом товаров (Т), средств производства (Зв) и рабочей силы (РС), т.е. превращение денежной формы капитала в производительную форму (Т3вРс), способную создать дополнительную стоимость.

Второй стадией кругообороту капитала являются производство товаров и добавочной стоимости. На этой стадии капитал с производительной формы превращается в товарный капитал (Т '), т.е. приобретает товарной формы.

Товарный капитал (Т ') является особой функциональной формой существования увеличенной стоимости в процессе производства. Под промышленным, в отличие от торгового, ссудного и других видов капитала, понимают капитал, который функционирует в отраслях материального производства. Третья стадия кругооборота капитала вновь осуществляется в сфере обращения. На этой стадии (Т 'Г') реализуются произведенные товары и воплощена в них дополнительная стоимость, а товарный капитал приобретает начальной - денежной формы, что означает завершение кругообороту капитала. Общая формула кругообороту промышленного капитала имеет следующий вид:

Денежный, производительный и товарный капитал - это не самостоятельные виды, а функционально особые формы одного и того же промышленного капитала. Функцией денежного капитала является подготовка материально-вещественных условий для создания добавочной стоимости, функцией производительного и товарного капитала - производство и реализация дополнительной стоимости.

Промышленный капитал одновременно пребывает во всех трех функционально особых формах, т.е. одна его часть функционирует в форме денег, вторая - в форме средств производства и рабочей силы, а третий - в виде готовых товаров. Различие функций этих форм промышленного капитала является предпосылкой их видособлення и превращения в самостоятельные виды капитала - торговый, Позичковий т.д. Движение капитала не ограничивается его одноразовым кругооборотом - стремление капиталиста к увеличению массы дополнительной стоимости побуждает его к непрерывного возобновления процесса кругообороту капитала, который обозначается понятием «оборот капитала».

Оборот капитала - непрерывно повторяющийся кругооборот капитала от момента авансування капитала до момента его возвращения капиталист в той же форме.

Содержание оборота капитала составляет прохождения всей авансованою капитальной стоимостью всех стадий производства и обращения товаров. Капитал, авансований в средства труда (здания, машины и оборудование), не может полностью обернуться в пределах одного кругообороту одновременно, поскольку на товары, которые производятся в течение одного кругообороту капитала переносится лишь та часть стоимости средств труда, которая в нем потребляется. Поэтому полный оборот стоимости различных элементов производительного капитала, воплощенного в средствах труда, требует разного количества кругооборотив и различных сроков времени. Время оборота капитала определяется как сумма промежутков времени, в течение которого стоимость всех элементов авансованого капитала проходит стадии производства и обращения. Поэтому время оборота капитала - это период, который длится от момента авансування капитала в денежной форме до момента его возвращения своему владельцу в той же форме.

Фактором, влияющим на скорость оборота капитала, является состав производительного капитала. Различные элементы производительного капитала по-разному переносят свою стоимость на продукт. В зависимости от способа такого переноса производительный капитал делится на основной и оборотный.

Основной капитал - элементы производительного капитала (здания, сооружения, машины, оборудование), стоимость которых переносится на товары постепенно и возвращается в денежной форме по частям, по мере их потребления и износ.

Оборотный капитал - элементы производительного капитала (сырье, топливо, электроэнергия, вспомогательные материалы и т.п.), которые полностью потребляются в одном цикле производства и стоимость которых полностью переносится на продукт в пределах одного кругообороту капитала. К оборотного относится и та часть капитала, авансуеться на покупку рабочей силы.

18. Основной капитал. Амортизация.

Основной капитал (или основные фонды) – это средства труда, участвующие в производстве МНОГОКРАТНО, при этом постепенно физически и морально изнашиваются, постепенно перенося свою стоимость на стоимость произведенной продукции (амортизация).

Таким образом, стоимость основного капитала возмещается в стоимости готового продукта постепенно. После сбыта товаров она возвращается предпринимателю в денежной форме частями в виде амортизационных отчислений, которые используются на ремонт, модернизацию и реновацию (замену изношенных) средств труда. Основные фонды в денежной форме называют основными средствами.

В структуре основного капитала выделяют активные фонды (непосредственно участвующие в производстве – станки, машины и другое оборудование) и фонды пассивные (которые создают необходимые условия для производства – производственные здания, сооружения и другие объекты).

Можно выделить три главных показателя эффективности использования основных фондов.

ФОНДООТДАЧА – отражает степень продуктивности фондов и определяется стоимостью продукции, приходящейся на единицу стоимости фондов.

ФОНДОЕМКОСТЬ – показатель, обратный фондоотдаче, характеризующий затраты (стоимость) основных фондов на выпуск единицы продукции.

КОЭФФИЦИЕНТ СМЕННОСТИ работы оборудования. Он показывает, сколько смен в сутки в среднем работала каждая единица установленного на предприятии оборудования в течение определенного периода.

Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости основных средств на производимую продукцию (работы, услуги).

Сумма амортизации определяется ежемесячно, отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества, т.е. по тем основным средствам, которые подлежат амортизации.

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

  • при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;
  • при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией;
  • при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

По основным средствам, используемым в организациях с сезонным характером производства, годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.

Амортизация не начисляется по:

  • объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др).
  • объектам жилищного фонда (если они не используются для получения дохода)
  • объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам дорожного хозяйства
  • продуктивному скоту
  • многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста
  • объектам основных средств, используемым для реализации законодательства РФ о мобилизационной подготовке и мобилизации, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование

19. Оборотный капитал. Активы и пассивы фирмы.

Часть капитала компании, которая задействована в ее повседневной коммерческойдеятельности. Он состоит из текущих активов (главным образом это товарно-материальные запасы, дебиторская задолженность и наличные деньги) за вычетом из них текущих обязательств (восновном кредиторской задолженности). При нормальном производственно-торговом цикле – поставка поставщиком товара, продажа товарного запаса без предоплаты, оплата товара наличными, использование поступившей наличности на оплату поставщиков – оборотный капитал представляет собой показательчистых активов в обороте, иногда называемых оборотными активами (working assets).

К оборотному капиталу относятся:
- материальные оборотные средства;
- денежные средства;
- краткосрочные финансовые вложения;
- средства в текущих расчетах.

Активы предприятия-Те объекты, которыми владеет предприятие, и которые оно использует в экономической деятельности с целью получения прибыли, называются активами. То есть это все то имущество предприятие, с помощью которого предприятие планирует получить прибыль.

К активам относят:

§ движимое и недвижимое имущество;

§ основные и производственные фонды;

§ товарно-материальные ценности;

§ денежные средства;

§ дебиторская задолженность;

§ ценные бумаги.

Пассивы предприятия Активы не возникают внезапно из воздуха, они все откуда-то берутся, их источники возникновения – это и есть пассивы. Таким образом, пассивы формируют активы, подтвердим это, проанализировав несколько примеров:

-Уставный капитал – вклады учредителей, которые становятся стартовым капиталом в деятельности предприятия (то есть пассив «уставный капитал» формирует актив «денежные средства, ТМЦ» в зависимости от того, каким образом делаются взносы учредителей). Подробнее об особенностях учета уставного капитала читайте здесь.

§ Кредиты, займы – в результате взятия кредита мы получаем денежные средства, на которые может купить товары, отремонтировать станок, построить новый офис и т.д. То есть кредит – это источник формирования активов.

§ Добавочный капитал – дополнительные финансовые средства, которые появляются в процессе деятельности организации, например, за счет переоценки основных средств. Данные средства будут являться источником для, допустим, закупки материалов для производства, то есть, несомненно, добавочный капитал – это пассив.

§ Нераспределенная прибыль – это чистая прибыль организации за год, в дальнейшем может быть использована для закупки материалов, основных средств или их модернизации, ремонта.

К пассивам относят:

-уставный капитал;

§ нераспределенная прибыль;

§ резервы;

§ кредиты и займы у других предприятий и физических лиц;

§ кредиторская задолженность;

§ налоги и пр.

Активы тесно связаны с пассивами. Если изменяются первые, то, соответственно, на эту же сумму изменяются и вторые. Причем при увеличении активов, пассивы также увеличиваются на ту же сумму. Аналогично и при уменьшении. Именно поэтому в бухгалтерском балансе итоговая величина активов должна быть равна итоговой величине пассивов.

20. Сущность и виды издержек производства.

Издержки производства – это денежное выражение затрат производственных факторов (оплата труда, аренда земли, расходы на основные и оборотные фонды, а также оплата производства и сбыта), необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности.

Издержки – это текущие затраты на производство и реализацию продукции.

Различают следующие виды издержек:

1) бухгалтерские издержки – это издержки, рассчитанные на определенный объем продукции по соответствующим элементам затрат на основе установленных норм и нормативов;

2) экономические издержки – это издержки явные и неявные. При этом неявные издержки называют издержками упущенных возможностей;

3) альтернативные издержки возникают вследствие утраченных возможностей. Особое их значение приобретает учет при принятии решений при строительстве нового цеха, проведении реформы по изменению формы собственности, организационно-правовой формы предприятия;

4) постоянные издержки – это издержки, которые с увеличением объема производства не изменяются;

5) переменные издержки меняются с изменением объема производства (сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, заработная плата рабочих);

6) средние издержки – это издержки, которые зависят от степени влияния экономии материальных и трудовых ресурсов;

7) общие издержки – это общие затраты, независимо от места их возникновения;

8) предельные издержки – показывают прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции или отношение прироста переменных издержек к вызванному ими приросту продукции.

21. Себестоимость и ценообразование.

Себестоимость – это затраты на изготовление и реализацию продукции, представленные в денежной форме

Себестоимость продукции является минимальным значением цены предложения.

В процессе обоснования определенной цены предприятием регламентируются статьи расчета себестоимости одной единицы продукции. Статьи расчета себестоимости включают:

1) использованное сырье и материалы;

2) возвратные отходы (они вычитаются из себестоимости);

3) использованные покупные изделия, полуфабрикаты и производственные услуги других фирм и организаций;

4) топливно—энергетические затраты;

5) зарплату рабочих производства;

6) отчисления на общественные нужды;

7) расходы общепроизводственного характера;

8) хозяйственные расходы;

9) потери, связанные с браком;

10) другие производственные расходы;

11) коммерческие расходы.

Единую систему цен образуют все действующие цены, связанные между собой. Систем цен находится в непрерывном движении, обусловленном воздействием множества факторов рыночной экономики. Система цен включает в себя отдельные блоки цен, взаимосвязанные и взаимодействующие.

Основные составляющие блоки системы цен:

1) оптовые цены;

2) закупочные цены;

3) розничные цены;

4) транспортные тарифы.

Основные составляющие блоки системы цен включают в себя подблоки. В состав блока оптовых цен входят оптовые (отпускные) цены предприятия и промышленные оптовые цены.

Блок транспортных тарифов включает тарифы железнодорожного транспорта, автотранспорта, морского транспорта.

Так как все цены единой системы взаимосвязаны, то изменение цен одного из блоков влечет за собой соответствующее изменение цен во всех остальных блоках.

Главную роль в системе играют цены, устанавливающиеся в базовых отраслях промышленности. К ним принадлежат топливно—энергетические и металлургические отрасли. В частности, изменение цен на энергоносители в самые короткие сроки отражается на ценах абсолютно всех отраслей экономики.

Причины взаимосвязи и взаимодействия цен:

1) все цены имеют единую основу: закон спроса, закон предложения и закон стоимости;

2) все предприятия, производства и отрасли, деятельность которых привязана к ценам, взаимосвязаны и представляют собой единый хозяйственный комплекс.

Цена в рыночной экономике представляет собой один из основных критериев оценки конкурентоспособности продукции. Однако для верной оценки необходимо иметь представление о составных частях цены и обоснованности каждого ее элемента.

Оптовая цена включает:

1) себестоимость;

2) прибыль.

Отпускная цена включает:

1) себестоимость;

2) прибыль;

3) акциз (для подакцизных товаров);

4) НДС.

Цены на продукцию, поставляемую посредниками, включают, кроме составных частей отпускной цены:

1) снабженческо—сбытовые надбавки;

2) торговые надбавки.

Закупочная цена включает в себя:

1) себестоимость;

2) прибыль.

Акцизы и НДС не входят в состав закупочных цен.

Состав цены находится в прямой зависимости от каналов товародвижения. В случае, если в торговую сеть товар от производителя поставляет оптовый посредник, розничная цена будет включать в себя следующие элементы:

1) себестоимость;

2) прибыль;

3) акциз (для подакцизных товаров);

4) НДС производителя;

5) снабженческо—сбытовую надбавку;

6) НДС снабженческо—сбытовой организации;

7) торговую надбавку.

В случае, если товар от производителя непосредственно попадает в торговую сеть, розничная цена будет включать:

1) себестоимость;

2) прибыль;

3) акциз (для подакцизных товаров);

4) НДС производителя;

5) торговую надбавку.

Если товар поступает в торговую сеть через несколько оптовых посредников, то снабженческо—сбы—товая надбавка в составе цены возрастет.

На основе того, какую долю в составе цены составляют прибыль, затраты и косвенные налоги, определяются резервы понижения себестоимости, ценовая стратегия предприятия и метод ценообразования, отвечающий целям предприятия.

22. Прибыль и норма прибыли.

По К. Марксу, прибыль — это превращенная форма прибавочной стоимости.

Фактически прибыль промышленного капитала представляет собой не что иное, как превращённую форму прибавочной стоимости, продукт переменного капитала. Суть превращения заключается в том, что прибавочная стоимость в форме прибыли предстает как порождение всего капитала (переменного и постоянного) и всех фаз его движения (как процесса производства, так и процесса обращения). Распадение стоимости товара на издержки производства и прибыль свойственно только капиталистической форме товарного производства. Оно неприложимо к простому товарному хозяйству, где непосредственный производитель осуществляет процесс труда собственными средствами производства. У простого товаропроизводителя стоимость и издержки производства совпадают. Можно, конечно, и здесь выделить стоимость средств производства и рассматривать их как издержки производства. Но для простого товаропроизводителя нет никакого различия между частями вновь созданной стоимости. Все части вновь созданной стоимости — суть воплощение его собственного труда. Отношения простого товарного производства не дают оснований для выделения прибыли как особой части стоимости товара.

Из самой природы прибыли как превращённой формы прибавочной стоимости вытекает, что её количественное выражение должно отличаться от количественных выражений прибавочной стоимости. Это сказывается прежде всего в отличии нормы прибыли от нормы прибавочной стоимости.

Поскольку прибыль представляется порождением всего капитала, её норма определяется отношением прибавочной стоимости (обычно годовой массы) ко всему авансированному капиталу (p’ = m/(c+v)), между тем как норма прибавочной стоимости есть отношение прибавочной стоимости к переменному капиталу (m’ = m/v). Если норма прибавочной стоимости характеризует степень возрастания переменного капитала, то норма прибыли показывает степень возрастания всего капитала, доходность капиталистического предприятия.

Норма прибыли — превращённая форма нормы прибавочной стоимости. Она маскирует капиталистическую эксплуатацию, поскольку прибыль представляется как порождение всего авансированного капитала, а не переменного. «Так как в норме прибыли прибавочная стоимость исчисляется на весь капитал и относится к этому последнему как к своей мере, — писал К. Маркс, — то вследствие этого кажется, будто сама прибавочная стоимость возникла из всего капитала, и притом равномерно из всех его частей, и таким образом органическое различие между постоянным и переменным капиталами погашается в понятии прибыли…» [5].

Норма прибыли определяется отношением ко всему капиталу, в то время как норма прибавочной стоимости определяется отношением прибавочной стоимости к переменному капиталу. Следовательно, норма прибыли на данный капитал всегда меньше нормы его прибавочной стоимости, поскольку капитал состоит не только из переменной, но и из постоянной части. Разница между ними тем больше, чем больше разница между всем капиталом и его переменной частью, т. е. чем больше доля постоянного капитала во всем капитале.

Норма прибыли прежде всего зависит от нормы прибавочной стоимости. Чем выше норма прибавочной стоимости, тем при прочих равных условиях выше норма прибыли.

Если рассматривать годовую норму прибыли, то её величина определяется также скоростью оборота капитала. С ускорением оборота переменного капитала увеличивается масса прибавочной стоимости, создаваемая с помощью этого капитала. Поэтому капитал с относительно коротким периодом оборота за год приносит более значительную прибыль, нежели капитал, совершающий оборот в течение относительно длительного времени.

Норма прибыли зависит также от органического строения капитала (отношения постоянного капитала к переменному, c/v).

 

23. Экономическое равновесие конкурентной и неконкурентной фирмы.

24. Производственная функция. Эффект масштаба.

Производственная функция характеризует зависимость между количеством используемых ресурсов (факторов производства) и максимально возможным объемом выпуска, который может быть достигнут при условии, что все имеющиеся ресурсы используются наиболее рациональным образом.

Производственная функция обладает следующими свойствами:

1. Существует предел увеличения производства, который может быть достигнут при увеличении одного ресурса и постоянстве прочих ресурсов. Если, например, в сельском хозяйстве увеличивать количество труда при постоянных количествах капитала и земли, то рано или поздно наступает момент, когда выпуск перестает расти.

2. Ресурсы дополняют друг друга, но в определенных пределах возможна и их взаимозаменяемость без сокращения выпуска. Ручной труд, например, может заменяться использованием большего количества машин, и наоборот.

3. Чем длиннее временной период, тем большее количество ресурсов может быть пересмотрено. В этой связи различают мгновенный, короткий и длительный периоды. Мгновенный период — период, когда все ресурсы являются фиксированными. Короткий период — период, когда, по крайней мере, один ресурс является фиксированным. Длительный период - период, когда все ресурсы являются переменными.

Обычно в микроэкономике анализируется двухфакторная производственная функция, отражающая зависимость выпуска (q) от количества используемых труда () и капитала (). Количество труда измеряется в человеко-часах.

Как правило, рассматриваемая производственная функция выглядит так:

A, α, β — заданные параметры. Параметр А — это коэффициент совокупной производительности факторов производства. Он отражает влияние технического прогресса на производство: если производитель внедряет передовые технологии, величина А возрастает, т.е. выпуск увеличивается при прежних количествах труда и капитала. Параметры α и β — это коэффициенты эластичности выпуска соответственно по капиталу и труду. Иными словами, они показывают, на сколько процентов изменяется выпуск при изменении капитала (труда) на один процент. Коэффициенты эти положительны, но меньше единицы. Последнее означает, что при росте труда при постоянном капитале (либо капитала при постоянном труде) на один процент производство возрастает в меньшей степени.

Эффект масштаба - это изменения средних издержек в зависимости от объема производства в долгосрочный период.

Различают положительный и отрицательный эффект масштаба. Положительный эффект масштаба заключается в том, что себестоимость продукции (средние издержки) сокращается при увеличении объемов производства. Отрицательный эффект масштаба проявляется в росте себестоимости продукции (средних издержек) при том же увеличении объемов производства.

Факторы положительного эффект масштаба означают такие преимущества крупного производства, которые способствуют снижению средних издержек.

Факторы положительного эффекта масштаба делятся на:

1) технические факторы;

2) экономический маркетинг;

3) финансовая экономия;

4) экономия, связанная с фактором риска.

1) Технические факторы экономичности - это, во-первых, увеличение возможности большей специализации работ на крупном предприятии, что позволяет повышать производительность труда; во-вторых, на крупном предприятии мощное оборудование может использоваться полностью, а на малом предприятии крупное оборудование практически нельзя загрузить полностью.

2) Крупные предприятия имеют возможности сокращать издержки производства за счет маркетинговых операций. Такие предприятия обычно делают оптовые закупки материалов (покупают крупные партии материалов). Когда материалы продаются оптом, цены на них снижаются. Таким образом крупная фирма экономит деньги за счет снижения цен, а также за счет сокращения затрат на погрузку, упаковку и транспортировку оптовых закупок. Кроме того, при размещении крупных заказов фирма может получать у поставщиков привилегии по качеству и срокам поставки товаров. Крупные фирмы могут нанимать специалистов по маркетингу для расширения рынков сбыта, контролю за поставками, качеством и ценами покупных материалов, что также позволяет получать снижение издержек. Объем расходов на рекламу у крупной фирмы значительно больше расходов малого предприятия, но в расчете на единицу продукции эти расходы будут значительно ниже у крупной фирмы.

3) Крупные компании имеют больше доверия у кредиторов при получении денег в долг: во-первых, они более известны; во-вторых, у них стоимость активов (имущества) намного больше, чем у какой-либо малой фирмы, поэтому банки считают, что заем крупной компании связан с меньшим риском. В результате крупные фирмы имеют доступ к большему числу кредиторов.

4) Крупная фирма распределяет риск торговых операций между несколькими видами продукции: падение спроса на один вид продукта может компенсироваться ростом спроса на другой вид. Крупная фирма бывает ориентирована не только на местный или национальный рынок, но и на внешний. Вследствие этого при падении спроса на продукт на внутреннем рынке фирма может увеличить объемы продаж на внешнем рынке, таким образом уйти от больших убытков.

Но фирма не может бесконечно увеличивать масштабы производства, так как вступает в силу фактор отрицательного эффекта масштаба.

Фактором отрицательного эффекта масштаба является сложность в управлении крупным производством. Рост бюрократизма, слабость контроля за многочисленными службами и отдаленность руководителей от рабочих способствуют развитию неэффективного производства.

25. Особенности рынка факторов производства. Равновесие фирмы на рынке ресурсов.

Факторы производства — это задействованные в производственном процессе ресурсы экономики. По устоявшейся традиции факторами производства являются труд, земля и капитал.

Факторы производства формируются из общенациональных экономических ресурсов, относящихся к собственности государства, его субъектов, юридических или физических лиц. Процесс превращения общенациональных ресурсов в факторы производства, которые могут использоваться государственными или частными фирмами для своей хозяйственной деятельности, в том числе и для получения доходов, определяется законодательно-правовыми нормами, а также общественно-политическими, демографическими и другими особенностями каждой страны.

В процесс рыночного оборота, т.е. в сферу спроса и предложения факторов производства, включены такие группы ресурсов, как, например, земля с се природными ископаемыми, лесными, водными массивами, воздушным пространством, сферой распространения электромагнитных и радиоволн. Свою специфику имеют рынки труда, в том числе труда различных специальностей и квалификации. Относительно самостоятельными, локальными, но связанными с другими рынками, являются рынки капитально-технических, сырьевых, информационных средств. В условиях развитой экономики насчитываются десятки миллионов наименований ресурсов и факторов производства. Их обращение в рыночной сфере обслуживается относительно самостоятельными рынками кредитных денег и псиных булки, превращающих ресурсы в инвестиционные потоки для различных отраслей экономики. Рынки ресурсов и обслуживающие их фондовые рынки регулируются соответствующей экономической политикой государства, смягчающей нежелательные противоречивые тенденции и стимулирующие рост производства.

Особенности рынков факторов производства проявляются в специфике действия законов спроса и предложения. Спрос на факторы производства является вторичным от спроса, формирующегося па рынках потребительских благ. Вторичный характер спроса фирм-производителей объясняется тем, что их потребность в ресурсах и факторах производства возникает лишь в том случае, если они могут быть применены для выпуска тех конечных потребительских товаров, которые пользуются спросом покупателей. Таким образом, спрос фирм на факторы и ресурсы производства возникает только при наличии и под влиянием покупательского спроса на обычных потребительских рынках. Спрос на факторы производства может возрастать или снижаться прежде всего в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары. По мере того как под влиянием покупательского спроса изменяются ассортимент и структура потребительских товаров и услуг, меняется ассортимент и структура привлекаемых для их выпуска ресурсов и факторов производства. Для организации производственного процесса требуется множество факторов, которые в большей или меньшей степени взаимно дополняют или заменяют друг друга. Таким образом, спрос на факторы производства — это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из этих ресурсов, но и на все остальные сопряженные с ним ресурсы и факторы. Специфика спроса на факторы производства проявляется и в характеристиках эластичности. Так, спрос более эластичен на те факторы, которые имеют более низкую цену. Это позволяет осуществлять взаимное замещение, вытеснять дорогостоящие ресурсы, снижать издержки производства. Высокие или растущие рыночные цены вызывают "переключение" спроса на альтернативные ресурсы, имеющие относительно низкие цены. Эластичность спроса по каждому конкретному фактору производства может изменяться в зависимости от следующих обстоятельств:

1) уровня доходов фирм и спроса на выпускаемую ими продукцию;

2) возможностей взаимного замещения применяемых в производстве ресурсов и факторов;

3) наличия рынков взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства по приемлемым ценам.

При этом наличие на рынках всех групп взаимозаменяемых ресурсов вызывает тенденцию снижения спроса на каждый ресурс в отдельности, тогда как широкие возможности для приобретения взаимодополняемых ресурсов создают тенденцию общего роста спроса на производственные ресурсы.

Рынки ресурсов и рынки готовой продукции имеют много общего в принципах их организации и установления равновесия. Однако имеются и некоторые отличия, обусловленные перечисленными выше особенностями этих рынков.

Как и кривые спроса на продукты производства, кривые спроса для факторов производства имеют нисходящий (отрицательный) наклон. Однако в отличие от потребительского спроса на товары и услуги, спрос на факторы производства является производным спросом: зависит от уровня производства фирмы и затрат на факторы производства.

следовательно, будут приобретать лишь те ресурсы, которые обеспечат им получение либо увеличение прибыли. Приобретая дополнительные ресурсы, фирмы одновременно увеличивают и объем выпускаемой продукции, и издержки производства. В тех случаях, когда доход от реализации дополнительного объема продукции больше, чем издержки на приобретение ресурсов, обеспечивших этот дополнительный объем, прибыль будет увеличиваться, в противном случае – прибыль будет уменьшаться либо будут расти убытки. Отсюда правило: дополнительные единицы ресурсов имеет смысл использовать лишь в том случае, если дополнительный доход, обусловленный их применением, больше или равен издержкам на их приобретение.

Дополнительный продукт, полученный от использования дополнительной единицы ресурса при условии, что количество других ресурсов осталось неизменным, называется предельным продуктом МР. Прирост дохода фирмы от реализации предельного продукта называется предельным продуктом в денежном выражении MRP, или предельной производительностью ресурса. MRP рассчитывается по формуле:

MRP = MP х MR, (15.1)

где MP – предельный продукт фактора производства;

MR – предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции.

Издержки на приобретение каждой дополнительной единицы фактора производства получили название предельных издержек ресурса MRС.

Следовательно, условием максимизации прибыли фирмы будет равенство предельной производительности ресурса и предельных издержек: MRP = MRС. Эта закономерность выполняется в отношении любого ресурса.

При анализе поведения фирм на рынке факторов производства следует учитывать, что для каждой из них разные факторы производства служат одновременно и взаимозаменяющими, и взаимодополняющими товарами. Практически любой продукт производства может быть произведен с использованием различных сочетаний ресурсов, то есть различных технологий. Следовательно, изменение цены любого из ресурсов сопровождается изменением спроса на каждый из них. Выбирая наиболее выгодное сочетание ресурсов, фирма для каждого из них сопоставляет предельные издержки с предельной производительностью при сложившихся рыночных ценах как на готовую продукцию, так и на факторы производства. Причем, ресурсы имеет смысл приобретать до тех пор, предельная производительность ресурса не меньше, чем затраты на его приобретение (предельный продукт в денежном выражении). Максимизирующее прибыль сочетание ресурсов будет обеспечено при следующих условиях:

MRP11=MRP22=MRP33= 1, (15.2) где MRPi - предельный продукт i-того ресурса в денежном выражении;

Pi - цена дополнительной единицы i-того ресурса.

Важнейшими факторами производства являются труд, капитал, земля и предпринимательские способности. Каждый из ресурсов обладает своими особенностями, что накладывает отпечаток как на специфику спроса и предложения ресурса, так и на форму дохода.

26. Особенности рынка труда.

Рынок труда - специфический рынок, так как на нем продаются не просто товары и услуги, а способность людей их создавать. Этот рынок не может существовать на принципе полного саморегулирования. Государство издревле регулирует трудовые отношения в экономике.

Важнейшей категорией рынка труда является заработная плата - сумма денег, которую получает работник за труд. Однако заработная плата - это не только форма дохода для продавца, но и цена труда - для покупателя, уплаченная им за право использования в течение определенного времени.

Рыночный спрос на труд в соответствии с законом спроса находится в обратной зависимости от величины зарплаты. Эта зависимость находит графическое выражение в кривой спроса на труд. Кривая спроса на труд специфична, так как имеет ограничения сверху и снизу. Спрос на труд диктуется необходимостью для предпринимателя получить прибыль. Кроме того, человеку необходимы различные социальные, духовные и материальные блага (религия, досуг, культура, спорт и т.д.).

Все перечисленное требует средств и должно быть объективно учтено в цене труда. На основе нижней границы цены труда формируется минимальная заработная плата работника. Предложение труда на рынке также зависит от размера заработной платы, но эта зависимость противоположна спросу: с ростом зарплаты увеличивается предложение

На стороне предложения труда проявляются два эффекта - замещения и дохода.

Совместное действие этих эффектов приводит к тому, что кривая предложения модифицируется и принимает необычную форму

Если объединить графики спроса и предложения труда, то получится график, характеризующий равновесную цену

27. Формы и системы заработной платы.

Под системой оплаты труда понимается определенная взаимосвязь между показателями, характеризующими меру (норму) труда и меру его оплаты в пределах и сверх норм труда, гарантирующая получение работником заработной платы в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда (относительно нормы) и согласованной между работодателем и работником ценой его рабочей силы.

Форма заработной платы – это тот или иной класс систем оплаты, сгруппированных по признаку основного показателя учета результатов труда при оценке выполненной работником работы с целью его оплаты.

Наибольше распространение на предприятиях получили две формы оплаты труда: сдельная и повременная.

Сдельная оплата труда основана на определении сдельных расценок с учетом разряда выполняемой работы и тарифной ставки первого разряда.

Сдельная форма оплаты труда подразделяется на системы по способам:

- определения сдельной расценки (прямая, косвенная, прогрессивная, аккордная, подрядная);

- расчетов с работниками (индивидуальная или коллективная);

- материального поощрения (с премиальными выплатами или без них).

При прямой коллективной сдельной системе заработок рабочих определяется аналогичным образом с использованием коллективной сдельной расценки и общего объема произведенной продукции (выполненной работы) бригады в целом.

При сдельно-премиальной системе рабочему-сдельщику или бригаде выплачивается премия за выполнение и перевыполнение установленных количественных и качественных показателей, предусмотренных положением о премировании.

Премирование рабочих может осуществляться как из фонда заработной платы, так и из фонда материального поощрения на основе следующих показателей:

- повышение производительности труда и увеличение объема производства, в частности выполнение и перевыполнение производственных заданий и личных планов, технически обоснованных норм выработки, снижение нормируемой трудоемкости;

- повышение качества продукции и улучшение качественных показателей работы, например, увеличение производства продукции высшего качества, повышение сортности продукции и т.д.;

- экономия сырья, материалов, инструмента и других материальных ценностей.

Система премирования и размер премии определяются задачами улучшения деятельности предприятия, значением и ролью данного производственного участка, характером норм, объемом и сложностью плановых заданий. Эффективное премирование сдельно-премиальной системы оплаты труда зависит прежде всего от правильного выбора показателей и условий премирования, которые должны зависеть непосредственно от результатов труда данного работника. Важное значение имеет также точный учет выполнения установленных показателей.

При сдельно-прогрессивной системе труд рабочего в пределах выполнения норм оплачивается по прямым сдельным расценкам, а при выработке сверх этих исходных норм – по повышенным расценкам. Предел выполнения норм выработки, сверх которого работа оплачивается по повышенным расценкам, устанавливается, как правило, на уровне фактического выполнения норм за последние три месяца, но не ниже действующих норм.

При косвенно-сдельной системе оплаты труда размер заработка рабочего ставится в прямую зависимость от результатов труда обслуживаемых им рабочих-сдельщиков. Эта система, как правило, применяется для оплаты вспомогательных рабочих.

Аккордная система заработной платы – это такая система, при которой заработок рабочего (группы рабочих) определяется за весь объем качественно произведенной ими работы. Размер аккордной оплаты определяется на основе действующих норм времени (выработки) и расценок, а при их отсутствии – на основе норм и расценок на аналогичные работы. Обычно за выполнение задания в срок при качественном выполнении работ рабочим выплачивается премия. Такая система оплаты труда применяется обычно при разовых и договорных работах, как правило, ремонтных, отделочных.

Повременной называется такая форма оплаты труда при которой заработок работнику начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное им время.

По этой системе размер оплаты труда за определенный период времени зависит только от вида требований, предъявляемых к работнику на данном рабочем месте. При этом исходят из того, что в рабочее время работник добивается в среднем нормальных результатов.

По способу начисления заработной платы данная система подразделяется на три вида: почасовая, дневная, месячная. При часовой оплате расчет заработной платы производится из часовой тарифной ставки рабочего и фактического количества отработанных им часов за расчетный период. При дневной оплате заработную плату рабочего рассчитываем на основе дневной тарифной ставки рабочего и фактического количества отработанных дней (смен). При месячной оплате расчет заработной платы осуществляется исходя из твердых месячных окладов (ставок), числа рабочих дней, предусмотренных графиком работы на данный месяц, и числа рабочих дней, фактически отработанных работником в данном месяце.

При повременно-премиальной системе рабочим сверх оплаты отработанного времени по тарифным ставкам устанавливается премия за обеспечение определенных количественных и качественных показателей

Эффективное применение премирования возможно при строгом закреплении рабочих повременщиков за оборудованием, рабочими местами, при правильном выборе показателей премирования.

Система оплаты труда должна быть гибкой, стимулировать повышение производительности труда, обладать достаточным мотивационным эффектом. Рост оплаты труда не должен опережать темпов роста производительности, эффективности. Гибкость системы оплаты труда заключается в том, что определенная часть заработка ставится в зависимость от общей эффективности работы предприятия.

В современных условиях для стимулирования повышения эффективности и производительности необходимо менять не только систему оплаты труда, но и сам подход к ее формированию, нужны иные психологические установки, мышление и шкала оценок.

28. Дисконтирование. Инвестирование.

Дисконтирование является универсальной методико

Date: 2016-05-14; view: 362; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию