Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Учение епископа Игнатия (Брянчанинова) о спасении и святости





«…если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19; 21).Так ответил Господь вопрошавшему, о совершенстве юноше, епископ Игнатий основываясь на этих словах, делает вывод, что спасение возможно и при сохранении имения, и в жизни посреди мира; но для снискания совершенства требуется предварительное отрешение от мира. «Спасение необходимо для всех; снискание совершенства предоставлено произволяющим»[62].

Что же значит наследовать спасение, или спастись? По учению Святитель Игнатий это значит, усвоить себя Христу, пребывать в этом усвоении во время всей земной жизни, а по смерти, по причине такого усвоения Искупителю, перенестись душою в селения блаженных духов, с ними наслаждаться святым наслаждением в ожидании всеобщего воскресения мертвых; потом, при воскресении мертвых, соединиться с телом, которое оживит Господь, соделает нетленным, и с телом наследовать сугубое, вечное блаженство. Господь наш Иисус Христос есть Жизнь и Источник жизни: мы соделываемся причастниками этой жизни верою во учение Христово, крещением во имя Отца и Сына и Святаго Духа, крещением, запечатлеваемым чрез помазание крещенного святым миром. Мы поддерживаем и питаем усвоение наше Господу, принося покаяние в согрешениях, в которые впадаем по нашей немощи, причащаясь Его Телу и Крови, жительствуя по Его всесвятым заповедям. «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15:10).

Что значит христианское совершенство, или святость? Пред этим вопросом, советует епископ Игнатий, удобнее молчание, нежели ответ, — удобнее плач, нежели витийство. Человека сподобившегося, «посмотреть на наружность царского дома, или даже часто видеть его», сравнивает с нищим, которому постоянно возбраняется войти туда по причине его рубищ, по причине его зловония и нищеты, по причине его совершенной неспособности явиться приличным образом в царском чертоге. И это обстоятельство только усугубляет скорбь нищего, для которого бедственное положение его кажется тем отяготительнее, чем великолепнее и богаче предметы, недосягаемые для наслаждения ими, досягающие его зрений. Такой нищий правильно поступит, если, отказавшись от суетных мечтаний о недоступном для него чертоге, позаботится об узнании средств, как доставить себе насущный хлеб и о самом доставлении этого насущного хлеба. Поэтому нам, современным христианам, связанным мирскими попечениями и обязанностями, святитель Игнатий рекомендует позаботиться о спасении, тщательным исполнением заповедей Божиих, нежели мечтать и мудрствовать о христианском совершенстве. «Такие мечты, такое мудрование почти всегда бывают ошибочны, потому что о духовном, то есть о совершенном христианине, может рассуждать только один духовный, понять его и оценить может только один духовный»[63].

 

4.1.О возможности спасения только в лоне Православной Церкви

Святое писание словами апостола Петра, говорит нам о том, что: «нет другого имени (кроме имени Иисуса Христа) под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4.12).

Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере 1723 г. провозглашает: «Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: "Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие" (Ин. 3:5)... И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: "Кто не родится..." то есть, по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться... А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и следовательно, не спасаются».[64]

Несмотря на все это, к сожалению, в наше время среди некоторых православных людей укоренилось заблуждение о том, что будто бы можно спастись и вне созданной Господом Церкви, и без крещения, без веры в Евангелие, - не важно, веришь ли ты в Бога, или не веришь, признаёшь ли Христа как Спасителя, или не признаёшь, живёшь ли по Евангелию или не живёшь, главное, быть сравнительно неплохим человеком, делать хорошие дела и тебя Господь за это спасёт. Обличая это страшное заблуждение, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что «признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства».

Своё, вполне однозначное мнение, по этому вопросу, святитель излагает в одном из своих писем, отрывки из которого предлагаются ниже.

«Христиане! Вы разсуждаете о спасении, а не знаете, — что такое спасение, почему человеки в нем нуждаются, наконец — не зная Христа — единственное средство нашего спасения! — Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой, Вселенской Церкви: Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев. Весь род человеческий — разряд существ погибших. Погибель — удел всех людей, и добродетельных и злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе»[65].

«Чтоб возстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческаго было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ, — совершено было Самим безпредельным Богом. Казни — жребий рода человеческаго, заменены Его казнию; недостаток заслуг человеческих заменен Его безконечным достоинством. Все добрыя дела человеческия немощныя, нисходившия во ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа.»[66]

«Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! она признавала, что величайшие добродетели падшаго естества нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святый, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущаго Искупителя, нисходили во ад, то как Вы хотите, чтоб язычники и магометане, за то что они кажутся Вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю Вам, средством, — верою в Искупителя?»[67]

«Конечно, в ереси Вы не видите ни разбоя, ни воровства! Может быть единственно потому не считаете ее грехом? Тут отвергнут Сын Божий, тут отвергнут и похулен Дух Святый — только! Принявший и содержащий учение богохульное, произносящий богохульство не разбойничает, не крадет, даже делает добрыя дела естества падшаго — он прекрасный человек! Как может Бог отказать ему в спасении!.. Вся причина последняго Вашего недоумения, так, как и всех прочих, — глубокое незнание христианства! Не думайте, что такое незнание — маловажный недостаток! Нет! его следствия могут быть гибельными, особливо ныне, когда ходят в обществе безчисленныя книжонки с христианским заглавием, с учением сатанинским»[68].

«Не играйте Вашим спасением, не играйте! иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Новаго Завета и св. Отцов Православной Церкви. Изучите, как правильно понимать Писание, какое жительство, какия мысли и чувствования приличествуют христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и христианство. Прежде нежели придет грозный час, в который Вы должны будете предстать на суд пред Богом, стяжите оправдания, даруемые Богом туне всем человекам — при посредстве христианства»[69].

Из приведённых отрывков мы видим, насколько решительно святитель Игнатий отвергает, воистину еретическую мысль, о возможности спасения вне Православной церкви. Всем истинно ищущим спасения очень важно помнить то, что Господь смирился и стал как один из нас, и пошёл на великие муки ради нас, Сам будучи безгрешным, и душу Свою положил за нас, - и всё это Он совершил именно потому, что ни наши добрые дела, ни наши познания о Боге, и вообще ничто другое спасти нас не могло и не может.

Но что же такое есть Православная церковь, и что значит находиться в

Ней? Святитель Игнатий отвечает на этот вопрос в своей проповеди в первую неделю великого поста в Неделю Православия. «Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан, «Кто верует в Меня, у того, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7, 39). Где нет Духа, там нет Православия».[70]

Нет Православия в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует лжеименный разум – плод падения. В день торжества православия, святая Церковь исчисляет во всеуслышание те учения, которые порождены и изданы сатаною, которые являются выражением вражды к Богу, которые препятствуют нашему спасению, похищают его у нас. Церковь обличает эти учения; охраняя нас от них и воззывая из погибели обольщенных ими, она предает анафеме эти учения и тех, которые упорно держатся их.

Словом анафема означается отлучение, отвержение. Когда Церковью предается анафеме какое-либо учение – это значит, что учение содержит в себе хулу на Святаго Духа и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи. Когда предается анафеме человек – это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей.

Ересь есть грех, совершаемый преимущественно в уме. Грех этот, будучи принят умом, сообщается духу, разливается на тело, оскверняет самое тело наше, имеющее способность принимать освящение от общения с Божественною благодатию и способность оскверняться и заражаться общением с падшими духами. Грех этот малоприметен и малопонятен для незнающих с определенностию христианства, и потому легко уловляет в свои сети простоту, неведение, равнодушное и поверхностное исповедание христианства.

Св. Иоанн Лествичник о врачевании ереси пишет следующее «Святая Соборная Церковь принимает еретиков, когда они искренне предадут анафеме свою ересь, и немедленно удостаивает их Святых Тайн, а впавших в блуд повелевает, по Апостольским правилам, на многие годы отлучать от Святых Тайн».[71]Без этого врачевства яд богохульства остается в духе человеческом и не престает колебать его недоумениями и сомнениями, производимыми неистребленным сочувствием к ереси; соделывающие неудобным спасение для одержимого ими, одержимого непокорством и противлением Христу, пребывшего в общении с сатаною.

«Создам Церковь Мою, — говорит Господь — и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Вратами адовыми Слово Божие назвало мучительство безбожников и хулы еретические, так как, всему этому противостав, Божия Церковь первыми не преодолевается, а со вторыми борется. Свт. Игнатий заканчивает свою проповедь призывом христиан к решительному отказу от всяческих не православных учений «…отвергнем искренно и решительно те гибельные учения, которые Церковь будет поражать анафемою во спасение наше. Если мы и всегда отвергали их, то утвердимся голосом Церкви в отвержении их. Духовная свобода, легкость, сила, которые мы непременно ощутим в себе, засвидетельствуют пред нами правильность церковного действия и истину возвещаемого ею учения»[72].

Божественная Истина вочеловечилась, чтоб спасти Собою нас, погибших от принятия и усвоения убийственной лжи. Если пребудете в слове Моем, – вещает Она, – то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 31-32). Прeбыть верным учению Христову может только тот, кто с решительностью отвергнет и постоянно будет отвергать все учения, придуманные и придумываемые отверженными духами и человеками, враждебные учению Христову, учению Божию, наветующими целость и неприкосновенность его. В неприкосновенной целости хранится откровенное учение Божие единственно и исключительно в лоне Православной Восточной Церкви.

 

4.2.Состояние спасения и состояние совершенства

«Если же хочешь войти в жизнь вечную (то есть спастись), соблюди заповеди» (Мф. 19:17), так говорит Господь. Рассмотрим подробнее, в чем же заключаются условия спасения, так как получение спасения вожделенно всем христианам и доступно всем христианам.

И так, необходимо для желающего спастись веровать в Бога, Создателя и Искупителя. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3), «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36). Под вечной жизнью подразумевается — спасение.

Необходимо для желающего спастись принадлежать Православной Церкви, единой истинной Церкви, и повиноваться ее установлениям. «Каждый из нас, произнося Символ Веры, исповедует, что он верует во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь, исповедует, следовательно, что, кроме этой единой Церкви, нет другой Церкви, тем более нет других Церквей, хотя бы разные общества человеческие и присваивали себе наименование Церкви»[73].

Необходимо для желающего спастись быть крещенным в недре Православной Церкви во имя Отца и Сына и Святаго Духа, как сказал Сам Господь: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).

Необходимо для желающего спастись раскаяние в своих согрешениях и очищение их исповедью, как свидетельствует Священное Писание: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас.

Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1:8—9).

Необходимо для желающего спастись приобщаться святых Христовых Тайн, всесвятаго Тела Христова и всесвятой Крови Христовой. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53—54). Великое таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы совершается чрез призывание и наитие Святаго Духа при предшествующих и последствующих молитвах, которые в совокупности составляют Божественную Литургию. Без Божественной Литургии, совершенной православным архиереем или иереем, не может последовать пресуществления в Тело Христово предложенного хлеба, а в Кровь Христову предложенного вина.

Необходимо для желающего спастись любить ближнего. «Потому что любовь к Богу заключается в любви к ближнему, и тот, кто возделает в себе любовь к ближнему, вместе с нею стяжевает в сердце своем неоцененное духовное сокровище — любовь к Богу».[74]

«Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Ин. 4:12).

Христианину, стремящемуся к совершенству, мало раздать все имение и взять свой крест, нужно еще и последовать за Христом. Последовать Христу — значит жить на земле единственно для неба, подражая в этом Богочеловеку. Отречение от мира, взятие креста своего и последование за Христом Спасителем — вот что ведет к христианскому совершенству, но не есть еще само совершенство. В одном из писем архимандрит Игнатий пишет следующее «тот, кто расточил имение, оставил все приятное земное, уединился в пустыню, — еще ничего не сделал, только обнажился для вступления в поприще, — неизвестно, достигнет ли цели».

Совершенство, по определению епископа Игнатия, есть «...ощутительное и явное обновление христианина Святым Духом, могущее совершиться только над тем, кто умер для греха и для мира на кресте Христовом»[75]. Тот, кто сподобился достичь совершенства, обновляется Духом, и «делается Богоносцем», «храмом Божиим и священником», который священнодействует в этом храме и поклоняется Богу Духом и Истиною.

Как и спасение, совершенство есть дар Божий, а не плод человеческих усилий. Своими усилиями — трудами и подвигами — человек лишь доказывает свое искреннее желание получить этот высочайший дар.

Достигнуть высоты христианского совершенства может как монах так и мирянин. Святая Церковь в сонме своих святых имеет мужей, жен, которые жили в миру и достигли совершенства. Однако так как непременным условием к достижению совершенства есть нестяжание и отречение от мира, то естественно, что монашествующим, дающим эти обеты при пострижении, практически легче приблизиться к пути, который ведет к совершенству, чем мирянину, живущему посреди мира и обремененному многими житейскими попечениями.

Спасение и его высшая степень — совершенство — основная тема всех сочинений епископа Игнатия. О чем бы ни писал владыка: о покаянии, молитве, любви к Богу, ближним или о многих других христианских добродетелях, — основной целью его было — призвать всех ко спасению, а преуспевающим указать правильный путь к совершенству.

 

4.3. О опасностях на пути спасения

Духовный мир являет собой неизмеримую глубину пред теми, кто вступает в него. На нашем пути к Богу имеется множество препятствий, не распознав которые с самого начала, можно направить свою душу в иную сторону и вместо богообщения достичь прелести – самообольщения, бесовского обмана. И значит, необходимо заранее знать, какие ошибки нас могут поджидать при прохождении духовного пути. В этом отношении творения святителя Игнатия (Брянчанинова) являются прекрасным руководством, которое убережет христианина от вероятных преткновений, обнаружит подводные камни, скрывающиеся на нашем личном пути к Богу.

В православной аскетической традиции началом всех зол и началом самообольщения единогласно признается принятая ложная мысль, доверие всем помыслам и ощущениям, рождающимся в нашем испорченном естестве. Мир падших духов, хотя и невидим, реально воздействует на нас чрез приносимые нам помыслы, образы и сердечные ощущения. И очень часто падшие ангелы вкладывают в нас помыслы, мечтания и ощущения таким образом, что мы воспринимаем их как собственные. «Греховные и суетные помыслы, мечтания и ощущения, – учит святитель, – тогда могут несомненно повредить нам, когда мы не боремся с ними, когда услаждаемся ими и насаждаем их в себя. От произвольного содружества с грехом и от произвольного общения с духами отверженными зарождаются и укрепляются страсти, может вкрасться в душу неприметным образом прелесть»[76].

Первая серьезная ошибка, которая может случиться, например, с молящимся человеком, есть доверие своему воображению. «Самый опасный неправильный образ молитвы, – пишет святитель, – заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины, заимствуя их по видимому из Священного Писания, в сущности же из своего собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения; этими картинами льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя. Очевидно, что все сочиняемое мечтательностию нашей падшей природы, извращенной падением природы, не существует на самом деле – есть вымысел и ложь, столько свойственные, столько возлюбленные падшему ангелу. Мечтатель с первого шагу вступает в область лжи, в область сатаны, подчиняется произвольно влиянию сатаны».[77]

Другой ошибкой, малоприметной, но, пожалуй, самой опасной, является, по выражению святителя, мнение сердца. Нашему сердцу свойственно чувствовать, ощущать, и если, допустим, чувства сердца в молитве примут неправильный порядок и строй, то это повлечет за собой гибель души. Подобная ошибка возникает тогда, когда человек стремится к высоким духовным ощущениям, намеренно настраивается и ищет в сердце ощущений святых, благодатных, божественных. Стремление насладиться этими чувствами когда-нибудь легко произведет в душе мнение, что благодатные ощущения уже достигнуты. Святитель Игнатий постоянно акцентирует внимание на том, что в нашем состоянии падения и удаленности от Бога единственно дозволенным сердцу чувством и должно быть чувство нашей падшести, то есть чувство покаяния, печали о грехах.

Есть еще одна ошибка, о которой имеют представление очень немногие. Святитель Игнатий обращает внимание на то, как некоторые, ощутив расположение к духовной жизни, доброделанию, молитве, безрассудно предаются этому со всей ревностью и разгорячением, тогда как это, по выражению святителя, наиболее плотские и кровяные разгорячение и ревность. «Всякое разгоряченное чувство, – пишет святитель, – кровяное! Не сочти его усердием, ревностию по благочестию, любовию к Богу и ближним. Нет, это движение души, произведенное в ней нервами, кровию. А кровь приводится в движение душевными страстями, которые – орудия и цепи миродержца, его скипетр, держава. Храни себя в глубоком мире и отвергай все нарушающее мир как неправильное, хотя бы оно имело наружность правильную и праведную»[78].

Тщеславный замысел достичь каких-то особых, благодатных дарований (с потерей покаяния) произведет определенное движение крови, которое представится как тепло Божественной благодати. «Должно держать себя в состоянии ровности, тишины, спокойствия, нищеты духа, удаляясь тщательно от всех состояний, производимых разгорячением крови и нерв. Не ударяй себя ни в грудь, ни в голову для исторжения слез: такие слезы – от потрясения нервов, кровяные, не просвещающие ума, не смягчающие сердца. Ожидай с покорностью слез от Бога. Какой-то святый, невидимый перст, какой-то тончайший помысл смирения коснется сердца – и придет слеза тихая, слеза чистая, изменит душу, не изменит лица; от нее не покраснеют глаза – кроткое спокойствие пролиется в выражение лица, соделает его ангелоподобным».[79]

Есть еще одна возможная ошибка, может быть, и не так распространенную в среде православных христиан, но все же вполне реальная. Это желание достичь духовных видений и излишнее доверие всему чувственно являемому из мира невидимого. «Если в тебе кроется ожидание благодати, – говорит святитель, – остерегись: ты в опасном положении! Такое ожидание свидетельствует о скрытном удостоении себя, а удостоение свидетельствует о таящемся самомнении, в котором гордость. За гордостью удобно последует, к ней удобно прилепляется прелесть».[80]

 

4.3.1.Критика западного понимания спасения.

Вероучение западной церкви, как католической так и протестантской, согласно святителю Игнатию, должно быть безусловно отвергнуто, так-как оно заражено ересью, которая является хулой на Св. Духа. В своих сочинениях святитель не однократно дает определение ереси: «Ересь есть примесь к откровенному Богопознанию учения, заимствованного из плотского мудрования, общего отступникам духам и отступникам человекам. Откровенное Богопознание преподано Самим Богом; оно не терпит никакой примеси; оно вполне отвергается как прямым отрицанием, так и примесью. Такая примесь - отрицание прикрытое». Ересь, - это прежде всего «грех ума», «возмущение и восстание твари против Творца, восстание и возмущение ничтожнейшего, ограниченнейшего существа - человека против всесовершенного Бога», против Его откровения, котороерое не нуждается в человеческом вмешательстве и должно быть «принято и содержимо одною смиренною верою, как вполне превысшее человеческого разума», с благоговением и покорностью.

Как католицизм так и протестантизму, свт. Игнатий оценивал исключительно как ересь, а сами эти сообщества признавал соответственно не церковными, а еретическими. Такая оценка отнюдь не была, каким-то особым частным мнением Святителя, напротив, здесь, как и, в целом, во всем своем как аскетическом, так и догматическом учении, он был выразителем Предания Церкви.

Католицизм свт. Игнатий называет «папизмом», «так, – определяет он, – называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христовы и тем отвергает Христа. Папа есть идол папистов; он – божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане, изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и таинства, а Божественную литургию лишили существенного значения, выкинув из нее призывание Святого Духа и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они пресуществляются в Тело и Кровь Христовы»[81].

Протестантизм, согласно свт. Игнатию, отвергнув одни погрешности католицизма, усвоил, еще более усилил и умножил другие. «Протестанты из всех заблуждений папистов отвергли только нечестивое мнение их о папе; прочим заблуждениям папистов они последовали, многие погрешности усилили, к прежним заблуждениям и ошибкам присовокупили много новых. Так, например, они отвергли все таинства, само священство; отвергли вовсе литургию; отвергли все церковные предания и предоставили каждому из своих последователей объяснять Священное Писание по произволу, между тем как оно, будучи произнесено Святым Духом, может быть и объяснено только Святым Духом»[82]. «Новейшие наиболее стремятся отвергнуть действия Святого Духа: с ужасными хулами они отвергли Божественную литургию, все таинства, все, все, где Вселенская Церковь всегда признавала действие Святого Духа. Они назвали это установлениями человеческими, – дерзче: суеверием, заблуждением!»[83].

Святитель Игнатий чётко разделял понятия «Восток» и «Запад» как два мира, которые имеют очень мало точек соприкосновения не только в религи, но и в отношении культуры: просвещения, искусства и т. д. Эти «миры» не связывает даже общеевропейское наследие христианского откровения, смысл которого закрыт для Запада. Лишь научные знания и достижения точных наук святитель признавал равнозначным свидетельством о Боге для Запада и Востока: «Мечтатели сделались безбожниками, а изучившие глубоко математику всегда признавали не только Бога, но и христианство, хотя и не знали христианства как должно. Таковы были Невтон и другие… Мудрец греческий Платон воспрещал упражнение в философии без предварительного изучения математики. Верный взгляд на дело!»[84]. Святитель признавал возможность религиозного диалога между Востоком и Западом, только на языке науки и считал желательным, «чтобы кто-либо из православных христиан, изучив положительные науки, изучил потом основательно подвижничество православной Церкви и даровал человечеству истинную философию, основанную на точных знаниях, а не на произвольных гипотезах».[85]

Святитель Игнатий резко разделял Восток и Запад, и столь же резко высказывался по вопросу о границах Церкви. Он не допускал возможности существования «не чисто истинной» Церкви, и утверждал, что только Православная Церковь способна восхвалить Бога похвалою богоугодною; одни истинные сыны ее, верные недру ее - ее догматическому и нравственному преданию - способны наследовать благословение. За границами этой единственной «истинно чистой» Церкви нет никакой существенной разницы между язычниками, мусульманами, католиками, лютеранами; спасение в основанных на лжи учениях невозможно: «Молитвы тех, которые действиями своими противятся Богу, не приняты, отвергнуты Богом.- Раскольник и еретик чужды смирения, как чужд смирения диавол, а потому они чужды спасения, как чужд его диавол»[86].

 

 

4.3.2.О чтении книг, содержащих лжеучение.

Епископ Игнатий неодобрительно относился к духовной литературе, написанной на Западе, и в этом вопросе был весьма принципиален и строг. Владыка признавал, что книги инославных писателей могут содержать хорошие мысли, но по своему духу они не соответствуют нравственному преданию Православной Церкви и чаще всего написаны людьми, подвиг которых имел неправильное направление. Такие книги наряду с истинными содержат и много ложных мыслей, и читающий их, часто сам того не замечая, уклоняется на путь лжи. «Опыт доказывает, — пишет Владыка, — как гибельны последствия без разборчивого чтения. Сколько можно встретить между чадами Восточной Церкви понятий о христианстве самых сбивчивых, неправильных, противоречащих учению Церкви, порочащих это святое учение, — понятий, усвоенных чтением книг еретических!»[87]

Святитель Игнатий считал, что тот, кто читает книги лжеучителей, приобщается непременно лукавому, темному духу лжи. В подтверждение этому, он приводит слова священномученика Петра Дамаскина: «Никто да не читает не служащего к угождению Божию. Если же и прочтет когда что таковое в неведении: то да подвизается скорее изгладить его из памяти чтением Божественных Писаний и из них именно тех, которые наиболее служат ко спасению души его, по состоянию, которого он достиг... Противных же сему книг никак да не читает. Какая нужда принять духа нечистого, вместо Духа Святого? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность».

О религии позволено читать только те книги, которые написаны святыми Отцами вселенской Восточной Церкви, и если же человек рассуждает иначе, и находит повеление Церкви менее основательным, нежели рассуждение своё и других, согласных с ним: то таких Святитель называет уже не сынами Церкви, а судьями ее.

Современный человек, (впрочем, как и современники Святителя), легко поддаётся соблазну западного понимания духовности. Потому что, прежде всего незнаком с нравственным преданием Восточной Церкви. С большим интересом и увлечением читают они подобные книги, потому что они льстят их греховным чувствам и привлекают быстротою движения высших переживаний. Человек, несведущий в духовной жизни, принимает эти переживания за истинные и, приняв ложь за истину, становится на путь самообольщения и гибели. «Не прельщайся громким заглавием книги, обещающим преподать христианское совершенство тому, кому нужна еще пища младенцев; не прельщайся ни великолепным изданием, ни живописью, силою, красотою слога, ни тем, что писатель будто святой, будто доказавший свою святость многочисленными чудесами», — убеждает епископ Игнатий своих читателей. Ясно и кратко изложил епископ Игнатий свое отношение к чтению святых отцов и иностранных писателей в одном из писем к сестре своей Елизавете Александровне. Он пишет, что она познакомилась с вечностью не по «романтическим иностранным книжкам», которые приводят к самообольщению, но под руководством отцов Восточной Церкви, в творениях которых нет ничего «романтического, мечтательного, льстящего и обманывающего ум и сердце». Чтение святых отцов открывает человеку, каково должно быть отношение к Богу, Творцу и Искупителю, и научает покаянием приближаться к Нему, а не льстить себе «сладостными чувствованиями мнимой духовной любви». «Духовная любовь есть достояние совершенных, а достояние благочестивых и спасающихся есть страх Божий, зрение своих грехов и недостатков, результат того и другого — сердце сокрушенно и смиренно, выражающееся покаянием. Вот истинно нравственное учение Православной Церкви, чуждое обмана и самообольщения»[88].

Книги, содержащие неправославное учение, можно читать лишь совершенным мужам, тем, у кого мысли и сердце просвещены Святым Духом. В древние времена пастыри Церкви Христовой читали еретические книги с той целью, чтобы обличить заблуждения и предостеречь своих пасомых от еретического учения.

Своим же духовным чадам, Святитель Игнатий строго заповедует: «Оставь... беспорядочное чтение, наполняющее ум понятием сбивчивым, превратным, лишающее его твердости, самостоятельности, правильного взгляда, приводящее в состояние скептического колебания. Займись основательно изучением Восточной Церкви по Ее преданию, заключающемуся в писаниях святых отцов. Ты принадлежишь этой Церкви? Твоя обязанность узнать Ее как должно»[89]. Так будем же и мы смиренно внимать этой спасительной заповеди Святого Игнатия.

 

4.3.3.О духовной прелести.

Основной опасностью в духовной жизни святитель Игнатий считал уклонение в прелесть. «Прелесть есть повреждение естества человеческаго ложью»[90]. Еще в раю диавол использовал ложь, чтобы соблазнить Адама и Еву. Прародители рода человеческого приняли ложные слова искусителя за истину, а в словах Божиих усомнились. В результате они нарушили заповедь, данную Богом, и отпали от источника жизни. Пораженное грехом человеческое естество в потомках Адама и Евы стало больше стремиться к злу, чем к добру, принимая наслаждение от общения со злом за благо. Причина подобного обмана в том, что силы души человека - воля, чувство, разум - извращены грехом. «Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы - в прелести»[91]. Из этого обмана, которому подпало все человечество, освободил людей Господь Иисус Христос, Который Сам есть Истина (Ин 14. 6) и возвестил ее всему миру. Человеку предоставлена свобода, подчиниться Богу или диаволу, который искушает каждого человека. «Он старается обольстить и обмануть нас, опираясь на наше состояние самообольщения; наши страсти - эти болезненные влечения - он приводит в движение; пагубные требования их облачает в благовидность, усиливается склонить нас к удовлетворению страстям»[92]. Те, кто не сопротивляются искушению с помощью евангельского учения, по мысли святителя, попадают в полное подчинение диаволу и из самообольщения переходят в состояние бесовской прелести.

Со времени падения человека диавол получил к нему постоянно свободный доступ. Диавол имеет право на этот доступ: его власти, повиновением ему, человек подчинил себя произвольно, отверг повиновение Богу. Бог искупил человека. Искупленному человеку предоставлена свобода повиноваться, или Богу, или диаволу, а чтоб свобода эта была непринужденной, диаволу оставлен доступ к человеку. Очень естественно, что диавол употребляет все усилия удержать человека в прежнем отношении к себе, или даже привести в большее порабощение. Для этого он употребляет прежнее и всегдашнее свое оружие - ложь.

«Все мы - в прелести,– пишет святитель – знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос».[93]«Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8.32).

Неверные учению Христову, последующие своей воле и разуму, подчиняются врагу, теряет остаток своей свободы, вступает в полное подчинение диаволу. Состояние людей в бесовской прелести бывает очень разнообразно, соответствуя той страсти, которою человек обольщен и порабощен, соответствуя той степени, в которой человек порабощен страсти. Но все, впавшие в бесовскую прелесть, то есть, чрез развитие собственнаго самообольщения вступившие в общение с диаволом и в порабощение ему,- находятся в прелести, «суть храмы и орудия бесов, жертвы вечной смерти, жизни в темницах ада»[94].

Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душею, целию молитвы. В качестве подтверждения своих слов, святитель приводит цитату Григория Синаита – «Если кто, с самонадеянностью, основанною на самомнении, мечтает достигнуть высокие молитвенные состояния, и стяжал ревность не истинную, а сатанинскую: того диавол удобно опутывает своими сетями, как своего служителя". «Всякий, – добавляет святитель – усиливающийся взойти на брак Сына Божия не в чистых и светлых одеждах, устроиваемых покаянием, а прямо в своем рубище, в состоянии ветхости, греховности и самообольщения, извергается вон, во тьму кромешную: в бесовскую прелесть»[95].

Покаяние, и все, из чего оно составляется, как то: сокрушение или болезнование духа, плач сердца, слезы, самоосуждение, памятование и предощущение смерти, суда Божия и вечных мук, ощущение присутствия Божия, страх Божий - суть дары Божии, дары великой цены, дары первоначальные и основные, залоги даров высших и вечных. Без предварительного получения их, подаяние последующих даров - невозможно. Преподобный Иоан Лествичник, на которого часто ссылается святитель, пишет: «На молитве стой с трепетом, как осужденный преступник стоит пред судиею, чтобы тебе и внешним видом и внутренним устроением угасить гнев Праведного Судии: ибо Он не может презреть душу-вдовицу, предстоящую Ему с болезненным чувством и утруждающую Неутруждаемого». «Плач по Богу есть сетование души, такое расположение болезненного сердца, которое с исступлением ищет того, чего оно жаждет, и не находя его, с трудом за ним стремится и горько рыдает в след его. Или иначе: плач есть златое жало, уязвлением своим обнажающее душу от всякой земной любви и пристрастия, и в назирании сердца святою печалию водруженное. Покаяние есть бесскорбное отвержение всякого утешения телесного»[96]. Из приведённых выше цитат можно уверенно сделать вывод, – основанием и результатом духовной жизни христианина является покаяние. Оно же есть, главной защитой от сатанинской прелести.

И так, покаянное чувство является свидетельством правильности молитвенного подвига; отсутствие его - признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести, которая становиться неизбежным последствием неправильного упражнения молитвою, а неправильное упражнение молитвою неразлучно с самообольщением.

Святитель Игнатий указывает, что самым опасным неправильным образом молитвы является, когда молящийся сочиняет силою своего воображения, мечты или картины, заимствуя их, по-видимому, из Священнаго Писания, в сущности же из своего собственного состояния. «Из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения, - этими картинами льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя»[97]. Святые Отцы описавшие подвиг умной молитвы, воспрещают не только воображать такие мечты, но и не поддаваться сочувствию этим мечтам и привидениям, которые могут представиться молящемуся неожиданно, независимо от нашего желания.

"Никак не прими, - говорит преподобный Григорий Синаит, - если увидишь что либо, чувственными очами или умом, вне или внутри тебя, будет ли то образ Христа, или Ангела, или какого Святаго, или если представится тебе свет... Будь внимателен и осторожен! Не позволь себе доверить чему либо, не вырази сочувствия и согласия, не вверься поспешно явлению, хотя бы оно было истинное и благое; пребывай хладным к нему и чуждым, постоянно сохраняй ум твой безвидным, не составляющим из себя никакого воображения и не запечатленным никаким изображением. Увидевший что либо в мысли или чувственно, хотя бы то было и от Бога, и принимающий поспешно, удобно впадает в прелесть, по крайней мере обнаруживает свою наклонность и способность к прелести, как принимающий явления скоро и легкомысленно. Новоначальный должен обращать все внимание на одно сердечное действие, (покаяние) одно это действие признавать непрелестным, - прочего же не принимать до времени вступления в безстрастие. Бог не прогневляется на того, кто опасаясь прелести, с крайней осмотрительностью наблюдает за собою, если он и не примет чего посланного от Бога, не рассмотрев посланное со всею тщательностью; напротив того, Бог похваляет такого за его благоразумие"[98].

Так же, большой опасностью для подвижника является желание и стремление сердца насладиться ощущениями святыми, духовными, Божественными, когда оно еще вовсе неспособно для таких наслаждений. «Как ум нечистый, желая видеть Божественные видения и не имея возможности видеть их, сочиняет для себя видения из себя, ими обманывает себя и обольщает: так и сердце, усиливаясь вкусить Божественную сладость и другия Божественныя ощущения, и не находя их в себе, сочиняет их из себя, ими льстить себе, обольщает, обманывает, губит себя, входя в область лжи, в общение с бесами, подчиняясь их влиянию, порабощаясь их власти»[99].

Этот род прелести одинаково душепагубен как и первый, но менее явен; он редко оканчивается сумасшествием, самоубийством, но растлевает решительно и ум и сердце. По производимому им состоянию ума Отцы назвали его "мнением". «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом» (Кол 2.18) – предупреждает Апостол Павел.

Определить человека зараженного таким видом прелести можно по словам святителя, так – «Всякий, неимеющий сокрушеннаго духа, признающий за собою какия бы то ни было достоинства и заслуги, всякий, не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но разсуждающий о каком либо догмате, или предании произвольно, по своему усмотрению, или по учению инославному, находится в этой прелести. Степенью уклонения и упорства в уклонении определяется степень прелести»[100].

Святитель Игнатий считал, что одно ощущение из всех ощущений сердца, в его состоянии падения, может быть употреблено во время молитвы: печаль о грехах, о греховности, о падении, о погибели своей, называемая плачем, покаянием, сокрушением духа. Мнящий же о себе, что он безстрастен, никогда не очистится от страстей; мнящий о себе, что он исполнен благодати, никогда не получит благодати; мнящий о себе, что он свят, никогда не достигнет святости.

 

Заключение

Первая заповедь, данная Спасителем мира всему без исключения человечеству, есть заповедь о покаянии: «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Матф.4,17). Эта заповедь объемлет, заключает, совмещает в себе все прочие заповеди. Тем людям, которые не понимали значения и силы покаяния, Спаситель говорил не раз: «пойдите, научитесь, чтó значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». (Матф. 9,13). Это значит: Господь, умилосердившись над падшими и погибшими людми, всем даровал покаяние в единственное средство к спасению, потому что все объяты падением и погибелию. Он не взыскивает, даже не желает от них жертв, к которым они неспособны, а желает, чтоб они умилосердились над собою, сознали свое бедствие, освободились от него покаянием. Господь называет праведниками - тех несчастных, ослеплённых страстями грешников, которые, будучи обмануты самомнением, не находят покаяние существенно нужным для себя, и потому, или отвергают его, или небрегут о нем. Святитель Игнатий приводит слова Макария Великого - «Горе душе, не чувствующей язв своих и мнящей о себе, по причине великого, безмерного повреждения злобою, что она вполне чужда повреждения злобою. Такой души уже не посещает и не врачует благий Врач, как оставившей произвольно язвы свои без попечения о них, и мнящий о себе, что она здрава и непорочна. Не требуют, - говорит Он, - здравии врача, но болящии (Матф.9,12). Ужасная жестокость к себе - отвержения покаяния! Ужасная холодность, нелюбовь к себе - небрежение о покаянии. Жестокий к себе не может не быть жестоким и к ближним. Умилосердившийся к себе приятием покаяния, вместе делается милостивым и к ближним»[101]. Из этого видна вся важность ошибки: отнять у сердца заповеданное ему Самим Богом, существенно и логически необходимое для сердца чувство покаяния.

Покаяние во всех своих проявлениях и аспектах, как единственно-правильное основание духовной жизни, есть главная мысль, которую пытался донести до читателя Святитель. Святой Игнатий это человек, который открыл последующим поколениям (в частности и нашему), что такое христианство. Он указал законы духовной жизни, указал в чём она заключается, что такое молитва, какими бывают разные аскетические заблуждения, что такое прелесть, в которой находится и всё человечество и отдельные подвижники, каковы опасности на духовном пути жизни. Он переложил всех древних святых отцов на современный язык, и не просто переложил, а применительно к скудным духовным силам современного человека, оставил за скобками очень многие вещи, о которых святые отцы писали, как о возвышеннейших состояниях (они уже не для нас). Он указал самую суть: то, что нам нужно.

О нём с восхищением писали Оптинские старцы. Макарий Оптинский говорил: «Это великий ум», Варсонофий Оптинский писал: «Когда я читаю его сочинения, я удивляюсь прямо ангельскому уму, его дивно глубокому разумению Священного Писания. Я как-то особенно располагаюсь к его сочинениям, они как-то особенно располагают к себе мое сердце, мое разумение, просвещая его истинно евангельским светом», Иоанн Валаамский: «Епископа Игнатия я читал еще новоначальным послушником, но все его слова помню и теперь», Иоанн Крестьянкин: «Читайте Игнатия Брянчанинова! Изучайте его! Его молитвами вы сможете правильно идти по пути христианской жизни», Игуменья Арсения (Себрякова. †1903) о пятом томе сочинений свт. Игнатия: «Я читаю этот том, как изречения святых Отцов». «Читала с большим удовольствием, с душевным утешением и назиданием. Дороги слова самого Владыки», Игумен Никон Воробьёв: «Как я благодарен ему за его писания! Не понять и не оценить его — значит, ничего не понимать в духовной жизни», «Все его писания взяты из Отцов и приспособлены для нас. Он пишет о самом нужном — о покаянии, которое есть единственная дверь ко всему доброму»[102].

Такие высказывания подтверждают только то, что в его творениях истинный святоотеческий, Божий дух. Такой дух вызывает ожесточённую неприязнь в людях мира сего, обличая глубочайшую нашу поврежденность, вскрывает язвы сатанинской прелести, которой подвержено всё человечество. Своими творениями Святой епископ разрушает пелену эгоизма, которую с таким усердием навязывает нам современный мир. И именно по этому, творения Святителя Игнатия Брянчанинова являются Божиим даром для современного христианина, и для всего человечества в целом.

 

 

Список литературы:

1. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке. http://брянчанинов.рф/tom3/9.shtml

2. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание Творений. - Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005.

3. Послание восточных Патриархов о Православной вере 1723г. http://www.orthodoxia.de/poslanie1723.htm

4. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/208

5. Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова), http://azbyka.ru//simfonija-po-pismam-svjatitelja.

6. Преп. Иоан Лествичник. Лествица. АО – Санкт – Питер. № 6.

7. Письмо о. Серафима (Роуза) по поводу критики епископом Феофаном учения епископа Игнатия. http://psylib.ukrweb.net/books/rouzs01/txt14.htm

8. А. И. Осипов, Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия, http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/uchenie-o-molitve-bryanchaninova.

 


[1] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.8.

[2] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.26.

[3] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.41.

 

[4] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.69.

[5] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.79.

[6]Св.Игнатий. Слово о человеке. http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/slovo_o_cheloveke

[7] Св. Игнатий. Слово о человеке. http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/slovo_o_cheloveke.

[8] Там же.

[9] Св. Игнатий. Слово о человеке. http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/slovo_o_cheloveke.

[10]Свт. Игнатий. Слово о человеке http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/slovo_o_cheloveke.

[11]Свт. Игнатий. Слово о человеке. http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/slovo_o_cheloveke.

[12]Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. - Св-Усп. Поч. Лавра, 2005 - С101.

[13]Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке. http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/slovo_o_cheloveke.

 

[14] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. - Св-Усп. Поч. Лавра, 2005 - С101.

[15] Там же.

[16] Письмо о. Серафима (Роуза) по поводу критики епископом Феофаном учения епископа Игнатия. http://psylib.ukrweb.net/books/rouzs01/txt14.htm

[17] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.132.

[18] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Там же. – С.132.

[19] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Там же. – С.133.

[20] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Там же. – С.133.

 

[21] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.134.

[22]Симфония по письмам святителя Игнатия, http://Ignatij_Brjanchaninov/simfonija-po-pismam.

[23]Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.134.

[24] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.137.

[25] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Там же. – С.134.

[26] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Там же. – С.137.

[27]Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.137.

[28]Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Там же. – С.139.

[29] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.162.

[30] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Там же. – С.162.

[31] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.163.

[32] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Там же. – С.163.

[33] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.168.

[34] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Там же. – С.171.

[35] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.171.

[36] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 7, Письма. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.271..

[37] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.171.

[38] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Там же. – С.172.

[39] Преп. Иоан. Лествица. – Слово 28-е – АО - Санкт – Питер. № 6. – С.235.

[40] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.173.

[41] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Там же. – С.178.

[42] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С177.

[43] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Там же. – С.322.

[44] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 2, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.394.

[45] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Там же. – С.229.

[46] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С334.

[47] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 2, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.272.

[48] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Там же. – С.411.

[49] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Там же. – С.272.

[50] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 4, Аскетическая проповедь. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.463.

[51] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.119.

[52] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Там же. – С.120.

[53] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.121.

[54] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Там же. – С.121.

[55] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Там же. – С.122.

[56] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.126.

[57] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 4, Аскетическая проповедь. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.164.

[58] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Там же. – С.164.

[59] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.129.

[60] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 7, Письма. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.291.

[61] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 7, Письма. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.353.

[62] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 2, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.432

[63] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 4, Аскетическая проповедь. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.443.

[64] Послание восточных Патриархов о Православной вере 1723 г. http://www.orthodoxia.de/poslanie1723.htm.

[65] Симфония по письмам святителя Игнатия,http://azbyka.ru//simfonija-po-pismam-svjatitelja.

[66] Симфония по письмам святителя Игнатия,http://azbyka.ru//simfonija-po-pismam-svjatitelja.

[67] Там же.

[68] Там же.

[69] Симфония по письмам святителя Игнатия,http://azbyka.ru//simfonija-po-pismam-svjatitelja.

[70] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 4, Аскетическая проповедь. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С104.

[71]Преп. Иоан Лествичник. Лествица. – (Слово 15,47) – АО – Санкт – Питер. № 6.С128.

[72]Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 4, Аскетическая проповедь. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С111.

[73] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 4, Аскетическая проповедь. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С438.

[74] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 4, Аскетическая проповедь. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С441.

[75] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 4, Там же. – С444.

[76]Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 2, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.360

[77]Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Там же. – С.288

[78]Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 7, Письма. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.106.

[79]Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 7, Там же. – С.167.

[80]Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 2, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.405.

[81] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе. http://lib.pravmir.ru/library/readbook/208.

[82] Там же.

[83] Симфония по письмам святителя Игнатия,http://azbyka.ru//simfonija-po-pismam-svjatitelja.

[84] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 3,Слово о смерти. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.158.

[85] Там же.

[86] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 4,Аскетическая проповедь. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.357.

[87] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.143.

[88] Симфония по письмам святителя Игнатия,http://azbyka.ru//simfonija-po-pismam-svjatitelja.

[89] Симфония по письмам святителя Игнатия, http://azbyka.ru//simfonija-po-pismam-svjatitelja.

[90] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С283.

[91] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1,Там же. – С283.

[92] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С283.

[93] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1,Там же. – С286.

[94] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. - С286.

[95] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Там же. – С287.

[96] Преп. Иоан Лествичник. Лествица. – (Слово 7.1,3,11) – АО – Санкт – Питер. № 6.С86-88.

[97] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С289.

[98] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С290.

[99] Там же – С302.

[100] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т 1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005.– С308.

[101] Свт. Игнатий (Брянчанинов). – Т1, Аскетические опыты. – Св.- Усп. Почаев. Лавра, 2005. – С.305.

[102] А. И. Осипов, Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия, http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/uchenie-o-molitve-bryanchaninova.

Date: 2016-05-23; view: 1144; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию