Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стратегия привлечения финансовых ресурсов: отечественный и зарубежный опыт ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Методические наработки в области экономического обоснования выбора источников финансирования деятельности организации, оптимизации их структуры и формирования основополагающей стратегии и механизмов ее реализации являются достаточно изученными не только на уровне зарубежной, но и российской науки. Однако необходимо отметить, что большая часть разработок принадлежит все-таки западным ученым, а российские теории чаще всего являются результатом адаптации иностранных концепций к специфическим экономическим условиям страны, что, чаще всего, положительно сказывается на результативности стратегических разработок в рассматриваемой сфере. Компиляция и структурирование многочисленных исследований в этой области дает возможность разработать методологию разработки стратегии выбора источников финансирования деятельности компании, которая представляет собой неизменную последовательность этапов, выполнение которых должно помочь предприятию принимать обоснованные и эффективные решения в сфере привлечения финансовых ресурсов[7]. В общем виде этот перечень можно определить следующим образом: 1. определение потребностей организации в финансовых ресурсах и ее полная и точная характеристика; 2. проведение анализа внутренних источников финансирования (при их наличии) в условии минимизации потребностей; 3. проведение поиска и последующего многофакторного анализа внешних источников финансирования с обязательным использованием критерия доступности капитала; 4. расчет и сравнительный анализ стоимости капитала с варьированием его долевой структуры (на практике это расчет средневзвешенной стоимости капитала для сравнения условий привлечения финансовых ресурсов и определения удобоваримого варианта). 5. сравнение величин потребностей и возможностей их покрытия из доступных источников; 6. прогнозирование экстренных и стагнационных условий и последующая разработка перечня экстренных заимствований и резервов; 7. разработка актуальной стратегии привлечения финансовых ресурсов и ее последующая реализация; 8. проведение оперативного контроля результативности управленческих решений в области выбора источников финансирования. Данный механизм формирования стратегии привлечения финансовых ресурсов на данном этапе развития предпринимательской деятельности может применяться повсеместно, поскольку имеет множество преимуществ по сравнению с другими моделями. К базисным достоинствам данной методики можно отнести: 1. комплексный подход к выбору источников финансирования; 2. анализ конкретных видов источников финансирования; 3. использование количественных индикаторов для понижения субъективности оценки; 4. использование только существенных критериев выбора источников финансирования компаний; 5. наличие механизмов многофакторного анализа экономической эффективности управленческого решения; 6. универсальность применения дополнительных индикаторов; 7. применение аналитического (коэффициент доступности капитала) и расчетных критериев (совокупность показателей финансовой устойчивости) [8]. Данный механизм определения основных этапов формирования стратегии привлечения финансовых ресурсов для обеспечения деятельности компаний, позволяет повысить эффективность деятельности, и предназначен для практического использования в условиях реальной экономики. Проведенный многими специалистами анализ результатов использования предлагаемой методики подтверждает целесообразность и эффективность ее применения. Этапы формирования стратегического управленческого решения в сфере привлечения финансовых ресурсов можно представить в виде алгоритма, блок-схема которого представлена на рисунке 8, составленном автором на основании
Рис. 8. Алгоритм выбора источников финансирования
источника[9]. Основополагающим параметром, оказывающим влияние на окончательное управленческое решение, является, как уже упоминалось, коэффициент доступности финансовых ресурсов, который в терминологическом плане представляет собой совокупность двух факторов: 1. ограничения и требования, формируемые внешней средой, сопровождающие привлечение средств (нормирование финансовых показателей, законодательно-правовые ограничения, стоимость финансирования и т.п.); 2. возможность соответствия установленным требованиям и ограничениям (достижение необходимого уровня финансовых показателей, способность оплачивать пользование ресурсами и т.п.).
Для аналитической оценки доступности источников финансирования используется формула расчета коэффициента[10]:
Кдок – коэффициент доступности источников финансирования; Иок –инвестиции в основной капитал, фактически произведенные за определенный период; i – группа источников привлечения финансовых ресурсов; П ок – потребность в финансировании основного капитала. Однако, для учета специфических факторов, которые не могут быть учтены аналитически, каждый из возможных источников финансирования должен быть подвергнут экспертной оценке. В результате необходимо построить матрицу экспертных коэффициентов (от 0 до 1) степени доступности всех предполагаемых к привлечению финансовых ресурсов. Статистические средние значения коэффициента доступности по различным источникам финансирования для предприятий среднего и крупного бизнеса в РФ и США приведены в таблице 3. Таблица 3 - Коэффициенты доступности ресурсов в РФ и США[11]
Исходя из приведенных выше актуальных статистических данных, можно сделать следующие выводы: 1. проблема недофинансирования российских компаний, обусловлена низким уровнем доступности ресурсов; 2. финансирование предприятий РФ через рынок акций и облигаций имеет чрезвычайно низкую степень доступности; 3. бюджетное финансирование является практически недоступным; 4. рынок банковского кредита труднодоступный и дорогой; В сравнении с экономикой США можно сказать, что рынок финансовых ресурсов РФ – неразвит, что негативно сказывается на работе предприятий, и на экономике страны в целом. Классификация источников привлечения финансовых ресурсов в зависимости от значения коэффициента доступности представлена на схеме, составленной автором на основе источника[12] (см. рисунок 2). Для повышения уровня доступности источников финансирования, рекомендую реализацию следующих мер: 1. Актуализация и адаптация нормативно-правовой базы в области экономики и финансов, в том числе: 1.1. закрепление гражданско-правового статуса за производными финансовыми инструментами и источниками, путем внесения поправок в основные документы, определяющие аппарат, сущность и механизм осуществления операций; 1.2. реформация НК РФ, особенно в области налогообложения производных финансовых инструментов;
1.3. введение льготных условий использования нетрадиционных источников финансирования с целью привлечения к ним интереса; 1.4. законно обоснованное закрепление перехода на системы бухгалтерского учета МСФО, US GAAP; 1.5. расширение перечня обязательного аудита и т.д[13]. 2. Совершенствование российского рынка капитала и рынка заимствований (применение плавающих процентных ставок, создание новых институтов рынка, внедрение новейших информационных технологий и т.п.).
Рис. 9. Классификация доступности финансовых ресурсов 3. Изменения основных подходов к деятельности компаний, которые должны быть призваны повысить открытость и степень прозрачности финансовых потоков. 4. Реализация особого контроля над использованием теневых схем. 5. Внедрение и использование современных подходов и методик финансового менеджмента при осуществлении выбора источников финансирования компании[14]. 6. Повышение эффективности работы финансовых служб предприятий через использование принципов экономической эффективности, финансового контроля, финансового стимулирования. Резюмируя можно отметить, что на данном этапе развития экономических отношений методика и механизм формирования стратегии привлечения финансовых ресурсов у предприятий РФ и стран Запада имеет схожие основы, методологию и способы решения поставленных задач. Основное отличие, негативно сказывающееся на процессе привлечения ресурсов, состоит в узком инструментальном аппарате и малом числе возможных источников финансирования предприятий РФ. Так же существенное отставание развития данной сферы финансовых отношений обусловлено низким уровнем доступности финансовых ресурсов, вызванным системным экономическим кризисом. Выводы по главе 2. В условиях перехода России к рыночным отношениям проблема формирования и управления финансовыми ресурсами предприятия, весьма актуальна. В разделе представлены алгоритм выбора источников финансирования и классификация доступности финансовых ресурсов Показатели финансовых ресурсов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования организации по всем направлениям его деятельности: сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития организации и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками хозяйственного процесса. Таким образом, управление финансовыми ресурсами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня финансирования его развития.
[1] Словарь русских синонимов [Электронный ресурс] URL: http://text.ru/synonym (Дата обращения: 31.01.2016) [2] Экономический словарь Михельсона [Электронный ресурс] URL: http://slovarionline.ru/bolshoy_tolkovo_frazeologicheskiy_slovar_mihelsona/ (Дата обращения: 28.12.2015) [3] Клейман А.В. Классификация ресурсов современного предприятия // [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/77/313/35082.php (Дата обращения: 08.02.2016) [4] Мельнов Д.В. К вопросу о теоретических проблемах формирования управления механизмами роста финансовых ресурсов на предприятиях металлургии // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал) [5] Мельнов Д.В. К вопросу о теоретических проблемах формирования управления механизмами роста финансовых ресурсов на предприятиях металлургии // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал) [6] Сысоева С.В. Большая книга директора магазина. – М.: Дашков и К, 2010. – 416 с.
[7] Прокофьева Е.В. Формирование финансовой стратегии коммерческой организации // Аудит и финансовый анализ. – 2012. – №2. – С. 133.
[8] Гареев И.Ф., Мухаметова Н.Н. Финансовая грамотность населения как социальный аспект экономической стабильности страны // Российское предпринимательство. – 2014. – №18. – С. 117. [9] Степаненко А.В. Теоретические аспекты разработки финансовой стратегии предприятия // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 4 – С. 96. [10] Гужва Е.Г. – Движение капитала. Формы международного движения капитала, – СПб.: Дело, 2012. – 116 с. [11] Вагизова В.И. – Финансовые инновации в отечественной экономике // Креативная экономика. – 2008. – № 8. – С. 82. [12] Гукова А.В. Особенности управления финансовой устойчивостью фирмы на различных этапах ее жизненного цикла // Сегодня и завтра российской экономики. – 2011. – №44. – С. 59–69. [13] Осипов Я.И. Финансовая стратегия компании и модель EVA // Российское предпринимательство. – 2011. – №9 – С. 69.
[14] Шаламова Д.В. Особенности долгового финансирования в условиях кризиса // Международная экономика. – 2013. – №11. – С. 91.
|