Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегия привлечения финансовых ресурсов: отечественный и зарубежный опыт





 

Методические наработки в области экономического обоснования выбора источников финансирования деятельности организации, оптимизации их структуры и формирования основополагающей стратегии и механизмов ее реализации являются достаточно изученными не только на уровне зарубежной, но и российской науки. Однако необходимо отметить, что большая часть разработок принадлежит все-таки западным ученым, а российские теории чаще всего являются результатом адаптации иностранных концепций к специфическим экономическим условиям страны, что, чаще всего, положительно сказывается на результативности стратегических разработок в рассматриваемой сфере. Компиляция и структурирование многочисленных исследований в этой области дает возможность разработать методологию разработки стратегии выбора источников финансирования деятельности компании, которая представляет собой неизменную последовательность этапов, выполнение которых должно помочь предприятию принимать обоснованные и эффективные решения в сфере привлечения финансовых ресурсов[7]. В общем виде этот перечень можно определить следующим образом:

1. определение потребностей организации в финансовых ресурсах и ее полная и точная характеристика;

2. проведение анализа внутренних источников финансирования (при их наличии) в условии минимизации потребностей;

3. проведение поиска и последующего многофакторного анализа внешних источников финансирования с обязательным использованием критерия доступности капитала;

4. расчет и сравнительный анализ стоимости капитала с варьированием его долевой структуры (на практике это расчет средневзвешенной стоимости капитала для сравнения условий привлечения финансовых ресурсов и определения удобоваримого варианта).

5. сравнение величин потребностей и возможностей их покрытия из доступных источников;

6. прогнозирование экстренных и стагнационных условий и последующая разработка перечня экстренных заимствований и резервов;

7. разработка актуальной стратегии привлечения финансовых ресурсов и ее последующая реализация;



8. проведение оперативного контроля результативности управленческих решений в области выбора источников финансирования.

Данный механизм формирования стратегии привлечения финансовых ресурсов на данном этапе развития предпринимательской деятельности может применяться повсеместно, поскольку имеет множество преимуществ по сравнению с другими моделями. К базисным достоинствам данной методики можно отнести:

1. комплексный подход к выбору источников финансирования;

2. анализ конкретных видов источников финансирования;

3. использование количественных индикаторов для понижения субъективности оценки;

4. использование только существенных критериев выбора источников финансирования компаний;

5. наличие механизмов многофакторного анализа экономической эффективности управленческого решения;

6. универсальность применения дополнительных индикаторов;

7. применение аналитического (коэффициент доступности капитала) и расчетных критериев (совокупность показателей финансовой устойчивости) [8].

Данный механизм определения основных этапов формирования стратегии привлечения финансовых ресурсов для обеспечения деятельности компаний, позволяет повысить эффективность деятельности, и предназначен для практического использования в условиях реальной экономики. Проведенный многими специалистами анализ результатов использования предлагаемой методики подтверждает целесообразность и эффективность ее применения.

Этапы формирования стратегического управленческого решения в сфере привлечения финансовых ресурсов можно представить в виде алгоритма, блок-схема которого представлена на рисунке 8, составленном автором на основании

 

 

 


 

 

Рис. 8. Алгоритм выбора источников финансирования

 

 

источника[9]. Основополагающим параметром, оказывающим влияние на окончательное управленческое решение, является, как уже упоминалось, коэффициент доступности финансовых ресурсов, который в терминологическом плане представляет собой совокупность двух факторов:

1. ограничения и требования, формируемые внешней средой, сопровождающие привлечение средств (нормирование финансовых показателей, законодательно-правовые ограничения, стоимость финансирования и т.п.);

2. возможность соответствия установленным требованиям и ограничениям (достижение необходимого уровня финансовых показателей, способность оплачивать пользование ресурсами и т.п.).

    n      
  = Иокi  
Кдок i =1   , где (1)  
     
    Пок  

Для аналитической оценки доступности источников финансирования используется формула расчета коэффициента[10]:

 

 

Кдок – коэффициент доступности источников финансирования;



Иок –инвестиции в основной капитал, фактически произведенные за определенный период;

i – группа источников привлечения финансовых ресурсов;

Пок – потребность в финансировании основного капитала.


Однако, для учета специфических факторов, которые не могут быть учтены аналитически, каждый из возможных источников финансирования должен быть подвергнут экспертной оценке. В результате необходимо построить матрицу экспертных коэффициентов (от 0 до 1) степени доступности всех предполагаемых к привлечению финансовых ресурсов.

Статистические средние значения коэффициента доступности по различным источникам финансирования для предприятий среднего и крупного бизнеса в РФ и США приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Коэффициенты доступности ресурсов в РФ и США[11]

Наименование 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год
п/п источника РФ США РФ США РФ США РФ США
Собственные средства 0,09 0,12 0,11 0,15 0,12 0,13 0,13 0,14
Прибыль 0,04 0,07 0,05 0,11 0,06 0,11 0,06 0,14
Амортизационные 0,04 0,08 0,05 0,09 0,05 0,11 0,05 0,09
  отчисления                
Банковский кредит 0,05 0,17 0,04 0,16 0,04 0,14 0,04 0,15
Заемные средства 0,01 0,06 0,02 0,14 0,02 0,15 0,02 0,19
  других организаций                
Бюджетные средства 0,004 0,07 0,005 0,08 0,006 0,06 0,007 0,04
Средства от выпуска ≤0,01 0,09 ≤0,01 0,08 ≤0,01 0,11 ≤0,01 0,10
  облигаций                
Средства от эмиссии ≤0,01 0,05 ≤0,01 0,07 ≤0,01 0,10 ≤0,01 0,11
  акций                

 

Исходя из приведенных выше актуальных статистических данных, можно сделать следующие выводы:

1. проблема недофинансирования российских компаний, обусловлена низким уровнем доступности ресурсов;

2. финансирование предприятий РФ через рынок акций и облигаций имеет чрезвычайно низкую степень доступности;


3. бюджетное финансирование является практически недоступным;

4. рынок банковского кредита труднодоступный и дорогой;

В сравнении с экономикой США можно сказать, что рынок финансовых ресурсов РФ – неразвит, что негативно сказывается на работе предприятий, и на экономике страны в целом.

Классификация источников привлечения финансовых ресурсов в зависимости от значения коэффициента доступности представлена на схеме, составленной автором на основе источника[12] (см. рисунок 2).

Для повышения уровня доступности источников финансирования, рекомендую реализацию следующих мер:

1. Актуализация и адаптация нормативно-правовой базы в области экономики и финансов, в том числе:

1.1. закрепление гражданско-правового статуса за производными финансовыми инструментами и источниками, путем внесения поправок в основные документы, определяющие аппарат, сущность и механизм осуществления операций;

1.2. реформация НК РФ, особенно в области налогообложения производных финансовых инструментов;

 

1.3. введение льготных условий использования нетрадиционных источников финансирования с целью привлечения к ним интереса;

1.4. законно обоснованное закрепление перехода на системы бухгалтерского учета МСФО, US GAAP;

1.5. расширение перечня обязательного аудита и т.д[13].

2. Совершенствование российского рынка капитала и рынка заимствований (применение плавающих процентных ставок, создание новых институтов рынка, внедрение новейших информационных технологий и т.п.).

 

 

 
 

 

 


Рис. 9. Классификация доступности финансовых ресурсов

3. Изменения основных подходов к деятельности компаний, которые должны быть призваны повысить открытость и степень прозрачности финансовых потоков.

4. Реализация особого контроля над использованием теневых схем.

5. Внедрение и использование современных подходов и методик финансового менеджмента при осуществлении выбора источников финансирования компании[14].

6. Повышение эффективности работы финансовых служб предприятий через использование принципов экономической эффективности, финансового контроля, финансового стимулирования.

Резюмируя можно отметить, что на данном этапе развития экономических отношений методика и механизм формирования стратегии привлечения финансовых ресурсов у предприятий РФ и стран Запада имеет схожие основы, методологию и способы решения поставленных задач. Основное отличие, негативно сказывающееся на процессе привлечения ресурсов, состоит в узком инструментальном аппарате и малом числе возможных источников финансирования предприятий РФ. Так же существенное отставание развития данной сферы финансовых отношений обусловлено низким уровнем доступности финансовых ресурсов, вызванным системным экономическим кризисом.

Выводы по главе 2.

В условиях перехода России к рыночным отношениям проблема формирования и управления финансовыми ресурсами предприятия, весьма актуальна. В разделе представлены алгоритм выбора источников финансирования и классификация доступности финансовых ресурсов Показатели финансовых ресурсов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования организации по всем направлениям его деятельности: сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития организации и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками хозяйственного процесса. Таким образом, управление финансовыми ресурсами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня финансирования его развития.

 

 

 


[1] Словарь русских синонимов [Электронный ресурс] URL: http://text.ru/synonym (Дата обращения: 31.01.2016)

[2] Экономический словарь Михельсона [Электронный ресурс] URL: http://slovarionline.ru/bolshoy_tolkovo_frazeologicheskiy_slovar_mihelsona/ (Дата обращения: 28.12.2015)

[3] Клейман А.В. Классификация ресурсов современного предприятия // [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/77/313/35082.php (Дата обращения: 08.02.2016)

[4] Мельнов Д.В. К вопросу о теоретических проблемах формирования управления механизмами роста финансовых ресурсов на предприятиях металлургии // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал)

[5] Мельнов Д.В. К вопросу о теоретических проблемах формирования управления механизмами роста финансовых ресурсов на предприятиях металлургии // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал)

[6] Сысоева С.В. Большая книга директора магазина. – М.: Дашков и К, 2010. – 416 с.

 

[7] Прокофьева Е.В. Формирование финансовой стратегии коммерческой организации // Аудит и финансовый анализ. – 2012. – №2. – С. 133.

 

[8] Гареев И.Ф., Мухаметова Н.Н. Финансовая грамотность населения как социальный аспект экономической стабильности страны // Российское предпринимательство. – 2014. – №18. – С. 117.

[9] Степаненко А.В. Теоретические аспекты разработки финансовой стратегии предприятия // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 4 – С. 96.

[10] Гужва Е.Г. – Движение капитала. Формы международного движения капитала, – СПб.: Дело, 2012. – 116 с.

[11] Вагизова В.И. – Финансовые инновации в отечественной экономике // Креативная экономика. – 2008. – № 8. – С. 82.

[12] Гукова А.В. Особенности управления финансовой устойчивостью фирмы на различных этапах ее жизненного цикла // Сегодня и завтра российской экономики. – 2011. – №44. – С. 59–69.

[13] Осипов Я.И. Финансовая стратегия компании и модель EVA // Российское предпринимательство. – 2011. – №9 – С. 69.

 

[14] Шаламова Д.В. Особенности долгового финансирования в условиях кризиса // Международная экономика. – 2013. – №11. – С. 91.








Date: 2016-05-23; view: 1114; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию