Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления в историографии психоистории: 2000 – 2016 гг





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛАРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

Кафедра источниковедения

 

 

ХОЛОКОСТ В ИСТОРИОГРАФИИ ПСИХОИСТОРИИ

 

Курсовая работа

 

 

Гацевич Анны Руслановны

студентки 2 курса

 

специальность историко-архивоведение

 

научный руководитель: доцент Петровская Виктория Александровна

 

 

Минск, 2016


 

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

 

Психоистория – наука на стыке истории и психологии. Она изучает историческую мотивацию [42]. Почву для развития психоистории заложил еще Зигмунд Фрейд. На сегодняшний день эта наука развивается достаточно активно. Существуют специализированные публицистические издания, так же заложена база основных направлений исследований. На сегодняшний день психоистория – это наука, которая не всецело завоевала авторитет в историческом мире. Но стоит понимать, что восприятие исторических фактов через призму психологии, с применением психологических методов, является важным для историка, так как многие исторические события, явления, факты не могут быть интерпретированы верно, без учета психологических особенностей человеческого мировоззрения определенного исторического периода. Психоистория – это ключ к пониманию общественных явлений, поступков в различные периоды развития общества. Сегодня важно понимать, что в адекватном трактовании истории невозможно следовать только историческим методам, которые в ряде случаев не приводят к единственно верному ответу. Важным является понимание мотивов общества, так как это может помочь в прогнозировании развития современного общества.

В истории человечества много черных пятен. Психоистория может помочь разобраться в мотивах подобных вещей. История помогает нам не забывать о страшных реалиях прошлого, а психоистория помогает разобраться в мотивах и не допустить в будущем их повторения.

Тяжелое воспоминание для человечества – это война. Для Беларуси – этот период особо сложен, так как война сровняла с землей почти все, что было у белорусов. На территории нашей страны находился крупный лагерь смерти – Тростенец. Это место памяти не только для белорусов, так как жертвами Холокоста стали не только белорусские евреи, но и поляки, цыгане, безнадежно больные, инвалиды и другие. Важно понять мотивы этого явления, сохранить память о холокосте.

Важно рассмотреть холокост через призму психоистории, так как историческая мотивация данного вопроса – это сложный и неоднозначный момент, о котором нельзя забывать.

Эта тема не раз поднималась в работах как отечественных историков, так и зарубежных. Но в рамках психоисторической науки говорить о достаточной разработанности темы еще рано.

Среди отечественных психоисториков стоит отметить О.М.Шутову и Д.С.Самохвалова.

Книга О.М. Шутовой «Психоистория: школа и методы» [46], изданную в 1997 году. В работе осуществляется обзор историографии по психоистории как англоязычной, так и отечественной. О.М. Шутова поставила своей целью дать максимально полное представление о психоистории, раскрыть процесс ее развития как научного направления, проанализировать теоретические основы психоисторического анализа и основные сферы исследований психоисториков. Ее исследование дает всесторонний анализ психоистории, одному из наиболее спорных направлений в современной мировой историографии.

Большое внимание уделяется методологии психоистории. Так же важным моментом является раскрытие многих основных понятий, таких как «психокласс», «фетальная драма», «групповые фантазии», «символизм» и другие.

Значимой является статья Д.С.Самохвалова «Анализ групповых фантазий в современной психоистории: проблемы деконструкции и интерпретации». В ней описаны некоторые методологические моменты, а так же конкретика о развитии различных направлений психоистории, историографические данные.

Большой заслугой Д.С.Самохвалова в области психоистории является его научная деятельность в этом направлении, так как им написано большое количество работ. Так же стоит отметить его членство в Институте психоистории, что свидетельствует о должном уровне развития этого направления в Беларуси.

Основная часть историографии представлена на английском языке. Такая ситуация сложилась потому, что центр исследований находится в США [5]. С этим связано и то, что большая часть историографии психоистории, находящейся в свободном доступе, представлена именно зарубежными авторами. В Нью-Йорке, США находится Института психоистории, его основатель Ллойд де Моз, так же он является основателем журнала «The Journal of Psychohistory».

Он же считается основоположниками психоисторической науки на уровне с Эриком Эриксоном.

Эрик Эриксон – американский психоисторик, психоаналитик. Годы жизни: 1909 – 1994 гг. Известен своей теорией кризиса идентичности, что во многом связано с его собственной судьбой. Основной темой его работ была история детства.

Важнейшими трудами Эриксона являются: «Детство и общество» (1950 г.), «Молодой Лютер. Историко-психоаналитические исследование» (1958 г.), «Истина Махатмы Ганди: о происхождении воинствующего ненасилия» (1969 г.), «Жизненная вовлеченность в старости» в соавторстве с Дж.М.Эриксоном и Х.Кивник (1986 г.), «Жизненный цикл завершен» (1987 г.).

Переводы на русском языке стали издаваться с 1996 года в Москве. Это были работы «Идентичность: юность и кризис» и «Молодой Лютер. Психоаналитические историческое исследование». В 2000 году в Санкт-Петербурге выходит книга «Детство и общество».

Крупнейшим вкладом Эриксона в психоисторию можно назвать его теорию деления жизни человека на восемь стадий. Эриксон утверждал, что характер хотя и формируется в детстве, но на протяжении жизни под влиянием различных факторов он меняется.

Так же с историей детства работал Ллойд де Моз. Это была основная тема его работ. Де Моз считается одним из основателей психоистории. Родился он в 1931 году в США.

Ллойд де Моз является автором шести доминирующих моделей отношения к детям на протяжении истории, он обосновал значение влияния воспитания в детстве на особенности взрослой личности.

Особую важность для психоисторической науки представляет связь выделенных им моделей воспитания детей с особенностями развития цивилизации в каждый период.

Де Моз так же обращается к теме фетального опыта, психологическим травмам человека в состоянии эмбриона в чреве матери, к проблеме генезиса исламского терроризма, которые он связывает с традиционными методами воспитания, отношением в мусульманском мире к женщине и с семейными отношениями.

Основными трудами де Моза являются «Библиография психоистории» (1975 г.), «Новая психоистория» (1975 г.), «Джимми Картер и американская фантазия: психоисторические исследования» (1977 г.) в соавторстве с Эбелем Генри, «Основы психоистории» (1982 г.), «Америка Рейгана» (1984 г.), «История детства» (1995 г.), «Эмоциональная жизнь наций» (2002 г.).

На русском языке перевод одной из его книг, она была издана под названием «Психоистория» в 2000 году [42].

Основные направления, изучаемые на данном современном этапе – холокост, история детства, тема личностей, смертной казни, семьи, гендерного различия, женская тема, рассматриваются политические режимы, продолжается разработка «фрейдовских» тем. Вместе с этим, на современном этапе появляются новые направления. Среди них экологическая тема и тема ядерного вооружения.

Историография психоистории на современном этапе представлена широко. Основная масса научных работ опубликована в журнале «The Journal of psychohistory».

Среди современной литературы стоит отметить, что тема истории детства представлена широко. Появились новые направления, такие как ядерное вооружение, тема экологии, все более актуализируется женская тема. Достаточно хорошо представлена тема холокоста.

Можно назвать следующие фамилии среди зарубежных исследователей: Я.Шалюта, Д.Дэрвин, Колин А.Росс, А.Чечельницкая, Дж.Брунер, Дж.Тогай, П.Стейнер, Л.Шенгольд и другие.

К историографии на современном этапе стоит отнести и интернет ресурсы. Это продиктовано тем, что более доступными являются именно интернет ресурсы, нежели опубликованные бумажные издания.

Среди них сайт журнала «The Journal of Psychohistory» – «Psychohistory: the science of historical motivation», где можно найти книги Ллойда де Моза в открытом доступе для прочтения, сред и их и книга «A Suicidal Embrace: War as Self-Punishment and Suicide» [6]. Так же интерес для психоисторика представляет сайт «Перемены: толстый веб-журнал». Стоит отметить проект «Project No Spank: The Web presence of Parents and Teachers Against Violence in Education, Inc.». Это интернет ресурс, где размещены статьи, касающиеся истории детства, например, статья Ллойда де Моза «The Task of the Future» [10].

Более подробно историография рассматривается в двух главах работы.

Была выделена следующая цель: выявить степень изученности темы холокоста в историографии.

Задачи:

1. охарактеризовать основные направления в историографии психоистории на современном этапе;

2. проследить процесс зарождения и становления темы Холокоста в историографии психоистории;

3. выявить степень изученности темы Холокоста на современным этапе.


 

ГЛАВА 1

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСТОРИОГРАФИИ ПСИХОИСТОРИИ: 2000 – 2016 ГГ.

 

 

Историография психоистории развивается в рамках современных тенденций общества. Если говорить о предшествующем современности этапе, то он достаточно хорошо представлен в историографических работах отечественных и зарубежных исследователей. Если обращаться к современному этапу, то стоит отметить, что он нуждается в детальном рассмотрении современных направлений и историографии по ним.

В связи с вышесказанным, в данной главе предлагается рассмотрение англоязычной историографии психоисторической науки за 2000 – 2016 год.

В самом начале XX века, 2000-м году, был написан ряд работ по психоистории. Среди них работа Leonard Shengold, профессора психиатрии Нью-Йоркской школы медицины, автора многочисленных работ по психоистории на английском языке, «Is There Life Without Mother? Psychoanalysis, Biography, Creativity» (2000г.) [33]. В работе рассмотрено влияние родительского воспитания на становление ребенка как личности: негативные последствия плохого обращения с детьми и влияние этого на будущее восприятие ими окружающего мира. Детские переживания, страдания, которые в будущем становятся доминирующей фантазией, выливающейся в бессознательное повторение того, что они сами испытали.

В направлении истории детства к современному моменту исследовано многое. Ранее эта часть психоисторической науки так же активно развивалась. Еще в XIX – XX веках были заложены основы этого направления, актуального и сегодня.

В более ранний период данной темой занимались Э.М.Орл («Детская жизнь в колониальный период», 1899 г.), У.Прайджэр («Ум ребенка», 1896 г.), Г.Ф.Мост («Человек в первые годы его существования», 1839 г.), Х.Скаддэр («Детство в литературе и искусстве», 1894 г.), Дж.Бэдфорд («Английские дети в древности», 1907 г.), Ч.Л.Пауэлла («Английские домашние отношения в 1487 – 1663 годах», 1917 г.), Г.Г.Каултон «Социальная жизнь в Британии», 1918 г.). Это были первые работы, близкие по методологии и содержанию к современным психоисторическим исследованиям в данном направлении [44].

В двадцатые годы прошлого века продолжалось изучение истории детства. Можно выделить следующих исследователей: О.Крисман и С.Левин. В сороковые годы на арену выходит Э.Эриксон, психолог в сфере психологии развития и психоаналитик, который создал значимые труды, в его понимании история детства является средой, формулирующей роль и место последующих поколений в историческом процессе. Именно Э.Эриксон считается основоположником психоистории как независимой дисциплины. Так же значимый вклад в развитие данного направления в сороковые годы сделали П.Хазард, Г.Хоул, А.Кан, Б.Рус. В пятидесятые годы закончилось формирование направления истории детства. В этот период выходят работы Э.Эриксона «Детство и общество» и «Молодой Лютер». Так же известны фамилии авторов П.Ковэрэй, Ф.Эриз, С.Эрмез, которые в своих работах рассматривали образы семьи; Г.Эвэри анализировал отношения к детям в XIX веке; Ф.Дэртон описывал развитие детской литературы в Англии. В 60-е – 80-е годы историей детства в Средневековье занимаются Д.Эбрэхимз, Ф.Бэрон, Д.Бэнкэр, Л.Диметр, Р.Френкен, И.Форис, М.Гудич, Р.Трэкслер [44].

Расцвет психоисторической науки пришелся на семидесятые годы двадцатого века. В это время начинают выпускаться журналы The Jornal of Psychohistory (под редакцией Ллойда де Моза), Psychohistory Review, History of Childhood Quarterly. В семидесятые годы тему истории детства начинает исследовать Ллойд де Моз, американский психолог и историк. На протяжении тридцати лет в своих работах Ллойд де Моз поднимает тему истории детства. В 1995 году выходит его книга «The History of Childhood» [38], где подробно рассмотрены теории де Моза по поводу истории детства[50].

В 2002 году выходит его книга «The Emotional Life of Nations» [11]. В ней автор доказывает оправданность суждения о воздействии воспитания детей, выражения любви на национальный и международный уровень развития государства.

В 2003 году вышла книга «After the Empire: The Breakdown of the American Order» авторства Emmanuel Todd [38], книга была издана в Нью-Йорке. Автор – научный сотрудник Французского национального института демографических исследований. В книге рассматривается перспектива США. Автор видит в будущем снижение значения США на мировой арене, а так же некоторые внутренние проблемы в этом государстве.

В 2005 году выходит книга с названием «The Roots of War and Terror» авто – Anthony Stevens [35]. Книга о происхождении военных конфликтов, объединение концепций архетипа и коллективного бессознательного, Стивенс объясняет такую тягу мужчин к оружию, причины появления добровольцев в армии. Так же автор раскрывает бессознательные фантазии, воплощенные в военных действиях.

Так же в 2005 году в журнале «The Journal of psychohistory» выходит статья «Childrearing Reforms: The Seeds of Democracy and Human Rights» авторства Robin Grille [17]. В работе рассмотрены изменения в обществе, воспитании детей, связанные с демократизацией общества и ростом социальной справедливости в таких странах как Франция, США и Швеция.

В этом же номере журнала под авторством Robert Rousselle вышла статья «Father Avoidant, Mother Dependent: The First Seven Years in a Child’s Life in Classical Greece» [32] о принятых еще в Древней Греции периодах детства.Холокост рассматривается как актуальная проблема человечества, как травма нации. В работах ведется поиск истоков этого явления, а так же оценивается влияние холокоста в недавнем прошлом на современное восприятие мира ущемленным народом. Richard Morrock в своей работе «The Psychology of Genocide and Violent Oppression: A Study of Mass Cruelty from Nazi Germany to Rwanda» 2010 год.Роль мужчины в современном американском обществе, изменение его роли в связи с развитием феминизма отражены в книге Michael Kimmel «Angry White Men» 2013 года, изданной в Нью-Йорке, США [23]. Развитие движений за права женщин и меньшинств привело к тому, что роль мужской, традиционно доминирующей, половины общества снижается. Так же затронуты расовые моменты, что актуально для США на протяжении всей истории их существования.Следующая публикация – «A Psychological Profile of Elian Gonzalez» Colin A. Ross [2], доктора психиатрии, впервые вышедшая в свет в журнале «The Journal of psychohistory». В статье рассказана нашумевшая история XXI века о мальчике, который в двухтысячном году находился в центре скандала между США и Республикой Куба. Книга биографична, однако основная цель не рассмотрение биографии, а оценка насильственных методов, которые применялись для разрешения скандала, и влияния череды несчастий, связанных с бегством мальчика из Кубы и смертью его матери. Яркие негативные эмоции, которые испытал ребенок во время обыска квартиры, когда на мальчика было направлено боевое оружие – это так же рассмотрено как фактор, повлиявший на формирование личности ребенка.Еще одна из работ, посвященная теме детства, а именно, воспитания ребенка и отношений в семье – статья «Domestication: The Dawn of Parenting and the Enduring Human/Animal Link» Dan Dervin’s [12], опубликованная в журнале «The Journal of Psychohistory» в 2014. В работе проводится эволюционная параллель между воспитанием человеком ребенка и животным детеныша. Так как в животном мире воспитание детенышей имеет определенную модель, схожую с раннеисторическими практиками предков человека. Статья «The Family Romance of the Group’s Political Delegate» [13] этого же автора рассказывает о том, как ребенок может стать воплощением несбывшихся желаний родителей, при этом ярким примером в статье выступает Гитлер, мать которого воспитывала в подобных настроениях.Теме Америки посвящена работа авторов Harriet Fraad and Tess Fraad-Wolff – статья «Capitalist Profit and Intimate Life: A Cruel Couple» 2014 год [18]. А именно, связи между экономикой и интимной жизнью персоналий, играющих особую роль в экономическом развитии страны.Так же актуальна тема личностей, которая пересекается с политическими интересами. Juhanis Ihanu в статье «Putin’s Macho Pose: On Masculinity and Psychopolitics» (2014 г.) [21] описывается характер Путина, рассматриваются некоторые стереотипы, сложившиеся в процессе восприятия этой личности. Подобный интерес свидетельствует о неоднозначном отношении к данной личности. В статье осуществляется опровержение определенных стереотипов, сложившихся у американцев. Сам автор является англоязычным, поэтому стоит отметить, что и его работы так же ориентированы на англоязычного читателя.Так же популярной темой современного мира, где преобладают демократические настроения, является смертная казнь. Многие страны мира еще до сих пор не отказались от подобной меры наказания. И статья авторства Jamshid A. Marvasti 2014 года «War Crimes and Atrocities Committed by the Western Superpowers» [22] освещает эту тему. Стоит отметить, что статья затрагивает политические аспекты – определенные разногласия, которые возникают на политической арене в связи с неоднозначностью отношений к данной проблеме.Еще одной насущной проблемой для современного мира является экологическая тема. Эта тема впервые поднимается в 2014 году в работе Elizabeth Kolbert – книге «The Sixth Extinction: An Unnatural History» [24]. Автор приводят аргументы в пользу шестого вымирания. Выводы делаются на основе анализа уже состоявшихся пяти периодов, которые выделяет автор, результатом которых стало вымирание.Продолжение Фрейдовских тем всегда актуально в психоисторической науке. В этом настроении работают такие авторы как Jacques Szaluta – «Sigmund Freud’s Literary Ego Ideals» 2014 год [37], Adam Phillips – «Becoming Freud: The Making of a Psychoanalyst,» 2014 год [29].Так же в современной психоистории представлена женская тема. Она затронута в статье Joan Lachkar «The Rising Power of Japanese Woman a Pop Culture Revolution»2014 года [25]. Отношения мужчин и женщин, их гендерные роли, стереотипы в японском обществе. С нашей точки зрения современная японская культура кажется не очень понятной: традиционность в смешении с новыми поп-культурными явлениями японского общества. Так же затрагиваются некоторые аспекты жизни в браке, трудоспособность японцев, которая иногда находится на грани с трудоголизмом. Ранее женская тема затрагивалась в шестидесятые годы, это была работа о положении женщин в колониальной Америке К.Холидэй.Женская тема тесно связана с темой семьи, так как именно женщина, в основном, является хранителем семейных отношений в различных обществах. И, в связи с этим, ясна зависимость положения женщины в обществе и семейных традиций.Не новой для психоисторической историографии является тема семейных отношений, гендерных ролей, места в истории мужчины и женщины. В рамках религиозных аспектов на сегодняшний день эта тема проблемна. Многие современные религий неоднозначно относятся к современному пониманию данного вопроса, так как в обществе все больше назревают тенденции к неразделению по половому признаку в отношении многих вещей, особенно это касается профессиональных моментов. Но в религиозных кругах восприятие ролей мужчин и женщин в обществе, религии, традициях категорично отлично. Этот момент затрагивает статья 2015 года Allan S. Mohl «Monotheism: Its Influence on Patriarchy and Misogyny» [1]. В современном мире рамки гендерных ролей мужчин и женщин становятся размытыми, но если обратиться к истокам, то роль женщины и мужчина абсолютизируется: мужчина охотится, женщина охраняет очаг. В статье так же рассматриваются религиозный аспект жизни людей и влияние сельскохозяйственной революции. В статье «U.S Masculinity Crisis: Militarism and War» Victor Meladze [27] описывается влияние родителей на формирование будущего мировоззрения ребенка, а также затронуты вопросы гендерных стереотипов. Проблемой современного мира является терроризм. В 2015 году к этой теме обращается Colin A. Ross в статье «A Psychological Profile of Osama bin Laden» [3]. Работа отражает психоисторический портрет основателя и бывшего главы международной исламской террористической организации на основе фактов, которые были преданы огласке. Очевидно, что не все, что касается этой личности было опубликовано, поэтому нельзя сказать, что книга охватывает все жизненно-важные события. Но что касается обнародованной информации о его отношениях с родителями, отношении к религии и стране, то эти моменты поданы в психоисторическом контексте. Так же стоит сказать, что статья затрагивает актуальную тему современного мира – терроризм. Эта тема актуальна и для психоисторической науки на современном этапе.Актуальной темой двадцать первого века является ядерное оружие. Статья авторства Lloyd deMause «Nuclear War as an Anti-Sexual Group Fantasy» [11], которая была опубликованная только в 2015 году, хотя написана была в 1987 или 1988 году. Статья рассказывает о том, как люди воспринимают реальность, в которой постоянно существует потенциальная угроза ядерного взрыва. Ядерное вооружение, которое способно уничтожить жизнь на земле, тому причина. Пусть оно не вседоступно, но мир, в котором оно появляется, воспринимается психологчески по-иному. Статья представляет интерес и по той причине, что она написана в конце 80-х. Это дает нам представление о том, как в то время воспринимали этот момент.Так же стоит отметить статью американского автора Norman Simms «Forerunner of the Science of Psychoanalysis? An Essay on the Spanish and Portuguese Inquisition» [28], опубликованную в 2015 году в журнале «The Journal of psychhistory». Автор касается событий, которые присходили в Средневековье, касается особенностей, которые выделяли инквизицию именно в этих странах. Эту тему современной психоисторической науки можно назвать темой насилия. На современном этапе актуальна тема политичнских режимов. Она рассматривается в статье авторства Scott Graybow, MPhil, LCSW, Jennifer Eighmey, LMSW, CASAC and Sharon Fader, LCSW «Privatization and Psychoanalysis: The Impact of Neo-liberalism on Freud’s Tool of Social Justice» 2015 года [16].К этой теме обращались многие авторы еще с пятидесятых годов. Ими были Г.Быковский, Дж.Тэлмон, Г.Гилбэрт, И.Шилз. Особенное внимание исследованию уделялось тоталитарного режима, этим занимался Р.Лифтон. Национал-социализм рассматривали в своих работах С.Сименс, Е.Вебер. В семидесятые годы темой немецкого фашизма занимались Х.Дикс, Б.Смит, Р.Вайт, Р.Банион, П.Левенберг.В 2015 году выходит статья Pamela Steiner «Henry Morgenthau’s Voice in History» [34]. Книга написана правнучкой самого Моргенто. Сам он был послом США в Османской империи, с 1913 по 1916, председателем Лиги Наций по делам беженцев Расчетной комиссии (RSS) для Греции с 1923 по 1924 годы. В книге описаны события жизни Моргенто, которые повлияли на его становление как личности, а так же его переживания и мысли.Статья «Dr. Rudolph Binion: Professor, Mentor, Psychohistorian» написана в 2015 году, автор – Jacques Szaluta [36], «The Journal of psychohistory». Из названия понятно, что сам автор является учеником доктора Рудольфа Биниона. В книге автор делится своими переживаниями по поводу получения им высшей ступени образования. Основное место в книге занимает ментор автора, который на протяжении обучения был его научным руководителем, как это принято называть в нашей системе образования.Одним из наиболее актуальных источников современности является журнал «The Journal of psychohistory». Это научное англоязычное издание, которое издается в Нью-Йорке, США. Сам журнал существует с 70-х годов, основал его Ллойд де Моз. На сегодняшний день журнал является ведущим публицистическим изданием в данном направлении.

Так же в США, в Нью-Йорке, находится центр Международной психоисторической ассоциации, основателем которой является так же Ллойд де Моз. В Беларуси существует Белорусская психоисторическая ассоциация с центром в городе Минске.

Для характеристики историографии современного периода недостаточным является обращение только к изданным источникам. Это продиктовано тем, что в современном мире гораздо проще обратится к просторам интернета для того, чтобы опубликовать научную работу. Интернет – это неограниченное пространство, где можно найти большое множество наиболее актуальных источников, но нельзя говорить о том, что эти источники будут действительно надежными.

Среди них сайт журнала «The Journal of Psychohistory» – «Psychohistory: the science of historical motivation». На сайте представлены анонсы статей за лето 2005 года, весну 2014 года – весну 2016 года. Представлены книги де Моза: «Regran’s America» [7], «The Origins of War in Child Abuse» [10], «The Emotional Life of Nations» [10], «Foundation of Psychohistory» [7]. Так же доступными любому пользователю являются некоторые статьи и перечень авторов и их статей за 1973 – 1998 годы. Вся информация на сайте доступна только на английском языке. Таким образом можно сказать, что этот сайт является источником, где можно найти литературу по психоистории, а так же ознакомиться с неполным содержанием журнала «The Journal of Psychohistory», найти авторов, которые печатались в журнале за период его существования.

Так же интерес для психоисторика представляет сайт «Перемены: толстый веб-журнал». Где есть возможность ознакомиться со статьями современных авторов. Среди них есть как личные мнения авторов, и переводы известных психоисториков, стоит отметить, что не всегда личная критика автора бывает уместной. Поэтому главной ценностью сайта являются переводы. Примером могут служить переводы книг де Моза авторства Андрея Девятова в его блог-книге «Осьминог». Так же его авторству принадлежат и собственные психоисторические статьи, например, «Без-образье. Торжество православия. Над кафкианством» [39], «Идеи Чучхэ и санкции против КНДР» [40], «Исламизация Европы и Красный проект» [41] и другие. Статьи иногда можно назвать провокационными, автор не всегда придерживается научного стиля изложения, поэтому настоящим источником авторские статьи назвать сложно, но в ознакомительных целях статьи могут быть полезными.

Таким образом можно сделать вывод, что на современном этапе психоистория исследует огромное количество тем. Развитие этих тем открывает новые границы как для психоистории, так и для других исторических школ.

Основная масса источников представлена на английском языке. Это связано с тем, что на сегодняшний день центром психоисторических исследований являются США.

В последние годы появились переводы работ известных западных исследователей, что является хорошим показателем развития отечественной психоистории. Но стоит отметить, что развитие данного направления нуждается в более интенсивном развитии.

Можно сказать, что на современном этапе психоистория занимает особое место в исторической науке. Многое сделано для развития данного направления, но среди белорусских ученых не так много специалистов в этой области. Многие историки изучают этот предмет как побочный, без которого история не может трактоваться истинно. Стоит понимать, что научный мир еще не всецело смирился с важностью развития психоисторической науки. В развитии отечественных исторических школ, психоистория только начинает занимать крепкую позицию.

Принимая во внимание то, что не так давно психоисторическая школа заняла достойное место в отечественном научном мире, с чем по сей день могут спорить некоторые исследователи, нужно сказать, что круг тем, затронутых этой наукой, широк.

Основные темы, рассматриваемые на современном этапе, – это холокост, история детства, тема личностей, смертной казни, семьи, гендерного различия, женская тема, рассматриваются политические режимы, продолжается разработка «фрейдовских» тем. Вместе с этим, на современном этапе появляются новые направления. Среди них экологическая тема и тема ядерного вооружения.

Одной из основных тем является история детства. За последние шестнадцать лет, с 2000 до 2016 года, в историографии психоистории теме истории детства было посвящено большое количество статей, что подтверждает ее актуальность на современном этапе. В рамках истории детства могут рассматриваются исторические события, личности, движения, политика и прочее, поэтому тема безгранично велика.

Среди авторов работ по история детства можно назвать Leonard Shengold («Is There Life Without Mother? Psychoanalysis, Biography, Creativity», 2000 г.), Robin Grille («Childrearing Reforms: The Seeds of Democracy and Human Rights», 2005 г.), Robert Rousselle («Father Avoidant, Mother Dependent: The First Seven Years in a Child’s Life in Classical Greece», 2005 г.), Margaret Peacock, Chapel Hill («Innocent Weapons: The Soviet and American Politics of Childhood in the Cold War», 2014 г.), Dan Dervin («Domestication: The Dawn of Parenting and the Enduring Human/Animal Link», 2014 г.), Colin A. Ross («A Psychological Profile of Elian Gonzalez», 2014 г.), Victor Meladze («U.S Masculinity Crisis: Militarism and War», 2014 г.), Helene Lewis («Britain’s Bastard Child», 2016 г.) [26] и других.

Так же широко представленной темой является психоисторический анализ биографий. Первая работа в этом направлении была написана еще З.Фрейдом в соавторстве с У.Буллитом – книга «Вудро Вильсон. Двадцать восьмой президент США. Психоисторический портрет». Под влиянием именно этой работы начинает формироваться направление психоисторической биографии. В тридцатые годы эта тема актуализируется, затем ее разработка до шестидесятых годов двадцатого века немного сокращается [44].

В период с 60-х по 80-е выходит ряд работ, над которыми работают Л.Лотте и Д.Вотэрз – биографии Джимми Картера и Джорджа Буша, Ч.Кэрлтон – биография английского короля Карла Первого. В 1969 году выходит исследование Э.Эриксона «Истина Ганди». Это психоисторический портрет уникальной личности Ганди, оценка его деятельности с точки зрения психоисторика [44].

Что касается психоисторической биографии, то на современном этапе этой темой занимаются исследователи Juhanis Ihanu, Pamela Steiner, Jacques Szaluta, Colin A. Ross и другие.

Многие работы, как можно заметить, посвящены историческому развитию США. Это связано с тем, что центр психоисторических исследований на современном этапе находится в США. Ранее центр находился в Германии из-за близости Австрии, исторического центра психоанализа.В современной историографии затронута тема экономики. Она представляет интерес в современном научном мире не только для психоисториков, но и для специалистов прочих областей, так как современная обстановка мирового кризиса обязывает искать пути выхода из него. При этом научный мир должен обеспечить гарантии того, что в будущем это будет преодолено.Политика так же представляет интерес для психоистории на современном этапе. Эта тема затрагивалась и ранее, она не является новой для историографии психоистории.Таким образом можно сказать, что современная историография психоисторической науки характеризуется разносторонней направленностью. Превалирует англоязычная литература, в основной массе, это статьи.

 

ГЛАВА 2

Date: 2016-05-23; view: 1620; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию