Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческая реконструкция как объект социологического анализа. Концепция игровой культуры Й





Концепция игровой культуры Й. Хейзинги позволила проанализировать реконструкторов как игровое сообщество. Важнейшие принципы функционального подхода к культуре как скрепляющей силе социального организма разработаны в трудах Э. Дюркгейма. В классических трудах М. Вебера, П. Бурдье и Т. Парсонса намечены подходы к анализу социальных практик и социальных систем. При этом, с точки зрения концепции Т. Парсонса, историческую реконструкцию необходимо рассматривать с позиции социальной системы внутри системы российского общества и культуры – в частности – молодежной культуры и субкультуры. Истоки субкультурных исследований находятся в трудах представителей социологической школы США, среди которых Д. Майерс, У. Уайт в первой половине прошлого столетия посвятили свои научные работы изучению образа жизни и социальной самоидентификации различных группировок из городских трущоб. Концепция трансакционизма Х. Беккера и С. Коэна послужила переходным звеном от исследований девиации и частично экстремизма молодежных социальных группировок к изучению молодежной субкультуры как звена системы с особым внутренним структурно-содержательным наполнением. В 70-х годах XX столетия в центре изучения субкультур молодого поколения были теория гегемонии А. Грамши и неомарксистский подход Франкфуртской школы (Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер), где популярная культура как первооснова дальнейшего вычленения субкультур рассматривалась сквозь призму понятия меняющейся среды обитания. Субкультурные практики осмысливались как не совсем организованные модели поведения молодежи в контексте их сопротивления индустрии культуры. Значительный вклад в развитие субкультурной теории внесла деятельность Бирмингемского центра современных культурных исследований – С. Холла, Дж. Кларка, М. Брейка. Была сформирована научно-методическая база для переосмысления теории субкультур в традициях постмодерна: С. Редхэд, С. Торнтон, детально проанализировали и обосновали понятия «гибридность», «стиль жизни», «клубные культуры», «клубные объединения». Субкультурные объединения стали рассматриваться в тесной связи с производимым социальным эффектом. Значимое место исследователи отводят ценностному аспекту, связывающему деятельность клубов исторической реконструкции с контекстом развития патриотических настроений у их представителей.[6]

1. Развитие исторической реконструкции из субкультуры в движение свидетельствует о возрастании ее популярности и новом феномене молодежной культуры. Сущность исторической реконструкции заключается в ее социальном характере, проявляющемся в воссоздании позитивных чувств и отношений к историческому прошлому. Определение понятия историческая реконструкция даёт возможность толковать его, как в широком, так и в узком смысле, учитывать его статику и динамику. В наибольшей степени указанным критериям отвечает определение, трактующее историческую реконструкцию как социальное действие, направленное на воссоздание материальной и духовной культуры прошлого.

2. Движение исторической реконструкции, согласно типологии Г. Блумера и Д. Эберли, можно охарактеризовать как специфическое игровое экспрессивное движение альтернативного типа, направленное на воссоздание боевых практик и событий прошлого, обрядов и ритуалов, отличающееся достаточно высокой степенью вовлеченности, формирующее у участников специфические навыки и интерес к изучению истории, экспериментальной археологии, этнографии и фольклора. Как показали результаты эмпирического исследования, привлекательность исторической реконструкции обеспечивают многообразие практик и их содержательность, что дает индивиду возможность полного самовыражения, способствует его успешной социализации отображению и возвышению его духовной сущности, формированию патриотических чувств. Характер исторической реконструкции позволяет рассматривать ее как эффективную меру профилактики негативных девиаций, молодежного экстремизма, ксенофобии, эксклюзии.

3. Фольклор как словесное выражение этнографии придает этнографическому представлению, основной практике исторической реконструкции, особую выразительность, красочность и завершенность. Этнографическое представление, фольклор способствуют повышению интереса к исторической реконструкции, поэтому могут рассматриваться как значимая функциональная часть социального процесса молодежной политики. Комбинированная форма фольклорного и этнографического представления, при которой осуществляется одновременное воссоздание материальной и духовной культуры прошлого, является закономерным следствием эволюции практик исторической реконструкции, обеспечивающей наибольший эффект историчности и достоверности воссоздаваемого периода.

4. Феномен движения исторической реконструкции, формирующийся в отдельное направление социокультурного развития молодёжи, в этой связи может рассматриваться как отдельный самостоятельный объект для молодежной политики. Такой подход позволит сохранить феномен движения исторической реконструкции и обеспечить его дальнейшее развитие, усиливая его влияние на молодое поколение. Молодежная политика в таком случае выступит организационной основой, обеспечивающей развитие движения и организационно-функциональную взаимосвязь всех участников исторической реконструкции.

5. Молодежная политика сегодня слабо учитывает масштабность движения исторической реконструкции, ее усиливающееся культурное и социальное влияние на мировоззрение молодежи. Системное взаимодей-ствие всех элементов системы социокультурной среды, частью которой является историческая реконструкция, представляет собой определенную программу организационно-функциональных мероприятий, но эффект их воздействий определяется тем, насколько они целенаправлены. Молодежная политика сможет строиться на целостном концептуальном подходе, учитывающем, в первую очередь, поддержку и усиление социального влияния исторической реконструкции.

6. Развитие движения исторической реконструкции, в том числе, как части социальной работы с молодежью, пока полностью еще не поддерживается на уровне государственной молодежной политики, хотя и предполагает разработку на основе системного подхода целостной концепции организации исторической реконструкции. Это напрямую следует из результатов исследования, которое выявило интенцию участников движения к сотрудничеству с государством в сфере патриотического воспитания и работы с молодежью в целом. Такая концепция определяет организацию исторической реконструкции важнейшим ресурсом социальной работы с молодежью, взаимосвязи организационно-функциональных элементов и структурной иерархии, контроля и управления. В этой перспективе программно-стратегические установки молодежной политики получат согласованность с потребностями повседневных реалий современного молодежного соо-щества. Связующим организационным звеном может стать постоянно действующий специализированный Форум «Историческая реконструкция. Прошлое в настоящем» с международным статусом.[7]

Можно предположить, что клубы исторической реконструкции способны развивать программы расширения сознания и духовного мира молодого человека. Основополагающую роль в этом играет эффект погружения (историчности), который достигается путем восприятия себя в глазах других изначально через материальную реконструкцию. Одна из самых сложных задач духовной реконструкции заключается в воссоздании образа мысли (и поведения) исторического объекта (персонажа). Если исключить один из компонентов, то историческая реконструкция не перестает быть таковой, но сводится к одному из двух компонентов, и в результате теряется эффект погружения, что не может не сказаться на качестве действия индивида. Реконструктор должен соответствовать требованиям организаторов, он совершает определенное действие и вкладывает в это действие субъективный смысл, достигая целерациональности, ценностной рацио-нальности, определенной аффективности и традиционности (М.Вебер). Он может рассматриваться как исполнитель социального действия и старается проверить теоретические данные практическим путем через методы прямого копирования, переноса, предположения (В.В. Хабаров), чтобы сосредоточиться на существенной стороне воссоздаваемого предмета посредством приобретенных знаний и накопленного опыта.

Движение военно-исторической реконструкции сочетает в себе несколько направлений деятельности:

1. Воспроизведение материальной культуры прошлого в виде оружия, доспеха и других, связанных с воcпроизводимым образом воина вещей.

2. Воссоздание бытовых и социальных отношений эпохи, реконструируемых в группе ВИР.

3. Реконструкция условий, приемов и других спортивных особенностей исторического поединка.

4. Реконструирование и инсценирование определенных исторических событий, связанных с военной историй.

5. Создание и воплощение сценарного действа для показательных выступлений, не связанных с какими-либо конкретными историческими военными событиями (инсценировка).

6.Участие в коммерческих шоу.

Движение ВИР, возникнув как неформальное молодежное движение, приобрело характерные черты игровой культурной инсценировки: поведенческий код, символическую экипировку, определенные пространства для презентации, собственный жаргон. (111) [8]

 

Date: 2016-05-23; view: 892; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию