Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Либерализм в России. Политико-правовые проекты Сперанского





К началу XIX века Россия продолжала отличаться от большинства европейских стран: она оставалась самодержавной монархией. Происшедшие в конце XVIII векалиберальные революции в Северной Америке и Франции усугубили критические настроения. Одних либерализм привлекал как идея, другие рассматривали его как инструмент для модернизации страны. К числу первых относился адмирал Николай Мордвинов, который считал необходимым создание условий для накопления частного капитала. По поручению Александра I Сперанский в конце 1808 – 1809 выработал проект реформ, который должен был кардинально изменить всю систему управления Россией. Согласно реформе Сперанского, в империи предполагалось ввести передовой принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из этих трёх ветвей получала свой высший орган: законодательная – Государственную думу, исполнительная – правительство из министров и их товарищей (заместителей), судебная ­­– Сенат. Реформа Сперанского планировала ввести в России широкое местное самоуправление трёх ступеней: волостной, окружной (уездной) и губернской. Местные органы Сперанский думал устроить не на узко-сословно-дворянском принципе, как при Екатерине II, а допустить к их выборам всех земельных собственников, к числу которых он относил и государственных (но не частновладельческих) крестьян .
Частью реформы Сперанского было также преобразование уже существовавшего при императоре (с 1801) высшего совещательного учреждения – Непременного совета – в Государственный совет. Госсовету полагалось рассматривать все предположения министров и финансовые мероприятия до их внесения в Государственную думу.
Помимо конституционной реформы Сперанский в 1808-1809 разрабатывал проект нового русского Гражданского уложения.
В 1826 г. император Николай I поручил ему составление Свода законов Российской империи. Комиссией под руководством Сперанского этот Свод был инкорпорирован за четыре года и составил 45 томов. В своих проектах он наделял дворянство всеми политическими и гражданскими правами дополнительного владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землями. Среднему сословию (владельцам любых форм недвижимости) он предоставлял все гражданские права, а политические – в зависимости от размера собственности. Рабочий народ он наделял только гражданскими правами. К крепостному праву Сперанский относился отрицательно

5. Неотомистская теория права
Виднейший представитель совр-ого томизма — французс­кий фил-ф и общ-ый деятель Жак Маритен.
Конц-я М.а, как и конц-я др-х последователей неотомизма, построена на соединении традиционных для религиоз­ной фил-фии представлений о божественном происхождении гос-ва и права с пол-ями совр-ой науки, пр-пами историзма, идеями развития культуры и соц-й обусловленно­сти пол-ки.
Источником ест-го закона, согласно конц-и М.а, является бог, который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных обязанностей. М. определял ест-ый закон как установленные боже­ственным разумом "универсальные нормы права и долга". Бог — первый пр-п ест-го права. Чел-к же имеет ест-ые права и способен осознать их в силу своей сопричастности бо­жественному разуму.
Признавая сущ-е вечного и неизменного закона, М. считал, что ест-е право раскрывается людям посте­пенно, по мере развития культуры и приближения чел-ка к богу. Каждая эпоха, полагал он, имеет свой "ист-и конкретный идеал". В связи с этим М. оценивал как бесплодные попытки составить полный каталог ест-ых прав индивида на все вре­мена. "Декларация прав чел-ка никогда не будет исчерпывающей и окончательной.
М. предложил собственную клас-ю прав чел-ка, разделив их на три вида.
Фундаментальные права личности (чел-ка как такового) включают в себя: право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной соб-ти, право на стремление к счас­тью и др. Эти права являются ест-ыми в строгом значении слова.
Пол-кие права (или права гр-нина) определяются закон-вом страны, однако косвенно они зависят от ест-го права и образуют его продолжение, ибо установления гос-венной власти становятся законом лишь в силу их соот­ветствия ест-му праву. К пол-ким правам М. относит: право народа ус­танавливать конституцию гос-ва и определять форму прав-я, право гр-н на активное участие в пол-кой жизни, в том числе в выборах, право объединения в пол-кие партии, свободу высказываний и дискуссий, рав-во гр-н перед за­коном и судом.
Наконец, социальные права чел-ка (права трудящегося) ох­ватывают: право на труд, право объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, право на соц-е обеспече­ние в случае безработицы или болезни, по старости и т.п. Признание со­циальных прав личности наряду с правом частной соб-ти позволяет, считал М., избежать пороков как капитализма, так и социализма.







Date: 2016-05-23; view: 385; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию