Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формационная концепция культуры К. Маркса ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Историко-экономическая концепция К. Маркса. Концепция Маркса может рассматриваться как переходная от "линейных", "европоцентристских" теорий развития культуры, возникавших в европейской науке до конца XIX-начала ХХ века под воздействием христианской картины мира, к теориям локальных цивилизаций, доминирующим с XX века. В отличие от чисто линейной схемы исторического процесса, Маркс в своей концепции видит скорее развитие по спирали: от равенства при отсутствии материальных благ в первобытной общественно-экономической формации, к равенству в их избытке в коммунистической. То есть для него развитие есть движение не к окончательному результату, а к новому уровню освоения материального мира. Придерживаясь материалистических взглядов, Маркс постулирует тесную взаимосвязь экономики и культуры. Выделяя пять основных способов производства, он тем самым выделяет и пять основных историко-культурных этапов: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Культура – тесно связана со всеми сферами жизни общества, но зависит от экономической системы, присущей данному обществу. В антагонистических формациях – культура делится на две, принадлежащие разным классам. Так, например, при феодальной общественно-экономической формации это будут культуры аристократическая и народная. В концепции Маркса утверждается необходимость последовательного развития экономики как основы материальной культуры и существование объективных законов исторического и культурного развития. Именно материальная культура, которая зависит от уровня развития орудий труда, и, соответственно, от способа производства материальных ценностей, является основой для духовной культуры: религии, философии, науки, искусства. Маркс признает возможность сосуществование различных элементов общественно-экономических формаций в один исторический промежуток времени: в рамках любого уровня экономического развития могут присутствовать элементы как прошлых моделей, так и зачатки будущих. А переход от одной формации к другой может занимать в разных культурах разное время.14 Основные понятия: общественно-экономическая формация, способ производства, производственные отношения, объективные законы развития.
14. Теория культурно исторических типов О. Шпенглера.
В своем основном труде "Закат Европы" Шпенглер рассматривает жизнь человечества как бесконечный процесс рождения и умирания различных культур, представляющих собой замкнутые, неспособные к контакту между собой, неповторимые «организмы», от чего ни одна из которых не занимает и не может занять доминирующего положения. Проводя аналогию между культурой и растением, Шпенглер говорит о том, что каждая культура рождается, развивается в собственном ландшафте, принося плоды, и умирает. Культура обладает внутренним единством, душой, которую можно опосредованно наблюдать во всех достижения этой культуры и выразить в «пра-символе». Именно через прасимвол может быть выражена специфика культуры, ее душа. «Таким образом, прасимвол – это часть окружающего мира, или элемент ландшафта, типичный для данной культуры. Так, для греков прасимволом было отдельное тело, для арабов – пещера или арка, для египтянина узкий, заранее предначертанный путь, для европейца – бесконечное пространство, а для русского – бесконечная холмообразная равнина»1. Под Цивилизацией Шпенглер подразумевает последний этап жизни культуры, специфическую форму ее одряхления и умирания, при которой уже не будет «плодов», творческих достижений, только повторение ранее созданного, переход в мертвую механистичность.
13. Концепция развития культуры А. Тойнби. «Вызов» и «Ответ».
|