Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формационная концепция культуры К. Маркса





 

Историко-экономическая концепция К. Маркса.

Концепция Маркса может рассматриваться как переходная от "линейных", "европоцентристских" теорий развития культуры, возникавших в европейской науке до конца XIX-начала ХХ века под воздействием христианской картины мира, к теориям локальных цивилизаций, доминирующим с XX века. В отличие от чисто линейной схемы исторического процесса, Маркс в своей концепции видит скорее развитие по спирали: от равенства при отсутствии материальных благ в первобытной общественно-экономической формации, к равенству в их избытке в коммунистической. То есть для него развитие есть движение не к окончательному результату, а к новому уровню освоения материального мира.

Придерживаясь материалистических взглядов, Маркс постулирует тесную взаимосвязь экономики и культуры. Выделяя пять основных способов производства, он тем самым выделяет и пять основных историко-культурных этапов: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Культура – тесно связана со всеми сферами жизни общества, но зависит от экономической системы, присущей данному обществу. В антагонистических формациях – культура делится на две, принадлежащие разным классам. Так, например, при феодальной общественно-экономической формации это будут культуры аристократическая и народная.

В концепции Маркса утверждается необходимость последовательного развития экономики как основы материальной культуры и существование объективных законов исторического и культурного развития.

Именно материальная культура, которая зависит от уровня развития орудий труда, и, соответственно, от способа производства материальных ценностей, является основой для духовной культуры: религии, философии, науки, искусства.

Маркс признает возможность сосуществование различных элементов общественно-экономических формаций в один исторический промежуток времени: в рамках любого уровня экономического развития могут присутствовать элементы как прошлых моделей, так и зачатки будущих. А переход от одной формации к другой может занимать в разных культурах разное время.14

Основные понятия: общественно-экономическая формация, способ производства, производственные отношения, объективные законы развития.

 

14. Теория культурно исторических типов О. Шпенглера.

 

В своем основном труде "Закат Европы" Шпенглер рассматривает жизнь человечества как бесконечный процесс рождения и умирания различных культур, представляющих собой замкнутые, неспособные к контакту между собой, неповторимые «организмы», от чего ни одна из которых не занимает и не может занять доминирующего положения.

Проводя аналогию между культурой и растением, Шпенглер говорит о том, что каждая культура рождается, развивается в собственном ландшафте, принося плоды, и умирает. Культура обладает внутренним единством, душой, которую можно опосредованно наблюдать во всех достижения этой культуры и выразить в «пра-символе». Именно через прасимвол может быть выражена специфика культуры, ее душа. «Таким образом, прасимвол – это часть окружающего мира, или элемент ландшафта, типичный для данной культуры. Так, для греков прасимволом было отдельное тело, для арабов – пещера или арка, для египтянина узкий, заранее предначертанный путь, для европейца – бесконечное пространство, а для русского – бесконечная холмообразная равнина»1.

Под Цивилизацией Шпенглер подразумевает последний этап жизни культуры, специфическую форму ее одряхления и умирания, при которой уже не будет «плодов», творческих достижений, только повторение ранее созданного, переход в мертвую механистичность.

 

 

13. Концепция развития культуры А. Тойнби. «Вызов» и «Ответ».

 

 

Date: 2016-05-23; view: 1950; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию