Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Игра как вид деятельности





2.1 Понятия «деятельность», «игра».

Деятельность – форма проявления человеческой активности. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Деятельность – внутренняя(психическая) и внешняя(физическая) активность человека, регулируемая сознанием. Деятельность можно так же определить как совокупность взаимосвязанных актов(действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями.(Кравченко)

В дошкольном возрасте существуют различные виды деятельности: игровая, интеллектуальная, художественная. Ведущей деятельностью является игра.

Игра – центральная деятельность ребёнка, наполненная для него особым смыслом и значением, она – необходимая составляющая здорового развития ребёнка. Именно игра даёт возможность педагогам и родителям без лишней нагрузки преподать множество жизненных уроков.

Таким образом, игра является ведущей деятельностью. Существует три признака, по которым можно обозначить ведущую деятельность:

1. ведущая деятельность способствует возникновению новых для ребенка действий, которые он осваивает со временем;

2. благодаря ей идет формирование и перестройка отдельных функций психики растущего человека;

3. от нее зависят видимые изменения личности.

Психическое развитие малыша определяется соответствующим типом ведущей деятельности. Смена ее видов означает переход с одной ступени развития на другую, более совершенную.

Ведущее положение игры определяется:

- не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности;

- в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности;

- игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника.

Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых.

. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться: а)от начала к концу; б)от первой игры к последующим играм той же группы детей; в) наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.

По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.

2.2. Виды игр, их характеристика.

Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П.Ф. Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. По мнению П. Ф. Лесгафта, «...первые игры ребенка бывают всегда имитационны: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться... При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался... Он приобретает, таким образом, известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни».


П.Ф. Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.

Классификация игр по П.Ф. Лесгафту

- Имитационные (подражательные)

- Подвижные (игры с правилами)

Несколько другой подход к классификации игры у Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой. они предлагают следующий вариант:

Игры с правилами,
Подвижные игры,
Сюжетные игры
Режиссерские
Драматизации

Игры с правилами

1. Игры с правилами иногда называют закрытыми, поскольку возможности дошкольника модифицировать такие игры ограничены Большинство из этих игр разрабатывается взрослыми.

Подвижные игры дошкольников часто называют "школой произвольности" Они привлекают детей своим динамизмом, возможностью физической активности, одновременно оказывают важное влияние на развитие их психики и личности подвижностью игры относятся к группе игр по правилам, их компонентами выступают игровые действия, определенное оборудование (мяч, обруч, флажок и т.д.), роли и сюжет С такими играми детей знакомят взрослые. Впоследствии дети хорошо усвоив правила, по собственной инициативе разыгрывают их. Правила составляют важное условие проведения подвижных игр, благодаря которой от ребенка требуется соответствующая регуляция своего поведения приобретении я навыков саморегуляции становится основой для развития у ребенка произвольности как черты его личности Например, в игре "Волк и козлята" нужно внимательно следить за поведением и намерениями "волка", чтобы не угодть в его «лапы».

Подвижные игры оказывают развивающее влияние и на другие стороны психики и личности ребенка. В их процессе формируются важные интеллектуальные качества: наблюдательность, внимательность, воображение, память Снижение внимания ведет к проигрышу. Ребенок должен заранее представлять действия партнеров по игре, чтобы вовремя «спрятаться», «замереть» и т.д. В течение игры нужно помнить ее правила. В подвижных играх происходит совместная декабря а детей, благодаря чему возникают мотивы соревнования, соперничества, стремление к лучшим результатам.

Дидактические (обучающие) игры позволяют приблизить процесс обучения к возрастных особенностей дошкольника. В них тесно переплетаются игровая и учебная цели, сочетается игровая и познавательная мотивация Ребенок переживает интерес и зад доволення в процессе таких игр Так, как и обучение, дидактическая игра позволяет обогатить знания детей и закрепить их в ходе выполнения различных игровых заданий. Инициатива в таких играх сначала принадлеж ить взрослому, который разрабатывает правила, обеспечивает игровой материал, привлекает детей к игре Розыгрыш дидактических игр детьми под руководством взрослого выступает одновременно как особая форма взаимодействия д орослого и ребенка, имеет ведущее значение в умственном воспитании дошкольников Дидактические игры выступают, прежде всего, \"школой ума\", развивая интеллектуальные процессы дошкольников: способность рас снять, объединять, группировать, наблюдать тощпостерігати тощо.

В дидактических играх также присутствуют сюжет и роль, однако здесь они имеют второстепенное значение, выступают как необязательные компоненты На первый план выходят дидактическая и игровая задачи, правила, игровые ди ее на основе выполнения определенных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, аналогии), результат и дидактически-игровой материал..

Игра предметная

В период раннего возраста значима предметная игра. Она не является ведущим видом деятельности, но очень важна для развития ребенка. Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях. Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного. Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.







Date: 2016-05-23; view: 535; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию