Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования слога и слогосложения





Современные лингвистические исследования свидетель­ствуют о том, что слогосложение остается одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетики. При этом исследователями не дано единого определения сущности слога, его роли в языке.

В лингвистическом словаре слог определяется как фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом.

А.А. Леонтьев определяет слог как минимальный сег­мент потока речи, который может быть произнесен в изоли­рованной позиции: «Слог - это особенно неуловимая едини­ца, психолингвистическая единица, имеет множество корре­лятов как в языковом стандарте, так и вне его, на разных уровнях физиологической активности организма». По мне­нию автора, условием для выделения слога является крите­рий «актуальной изолированности».

А.Л. Трахтеров указывает на особенности, присущие только слогу и отличающие его от фонемы. Фонема — это лингвистически неделимая единица, обладающая общей функцией образования звуковой оболочки слов и отличаю­щаяся крайне пестрыми неравноценными физико-акустиче­скими свойствами. Автор считает, что слоги представляют собой более сложные фонетические образования, разнооб­разные по составу, но всегда обладающие общностью физи­ко-акустических свойств.

Физические свойства выделения слога, по мнению А.Л. Трахтерова, должны быть заложены в нем независимо от ударности, так как они обеспечивают его языковую спе­цифику. К материальным средствам выделения слога автор относит все физические свойства звука: силу, высоту, долго­ту, тембр.

В совокупности своих акцентных вершин слоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи. Воз­никающий при этом мелодический рисунок слога представ­ляет собой фонетическое оформление синтагмы и предложе­ния. Наличие тонального элемента является условием, необ­ходимым для образования слога. Основная лингвистическая функция слога, по мнению автора, - служить кратчайшим звеном акценто-тонического строя речи.

Независимо от подходов к проблеме и различных тракто­вок вершиной слога признается гласный как слогообразую­щий элемент, согласный считается периферическим элемен­том, выступающим при этом инициатором слога.

Л.А. Чистович отмечает, что все артикуляторные призна­ки гласного содержатся в структуре, которая соответствует слогам типа СГ и принята универсальной во всех языках ми­ра. Известно, что в программе любой произносимой конст­рукции используется набор однотипных сегментов, соответ­ствующий слогам типа СГ, только на базе СГ формируются структуры более сложные. Любые конструкции проявляют тенденцию к разложению на последовательности типа СГ.

Термин «структура слова» трактуется как соотношение частей звуковых единиц. Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков рас­сматривают «звуковое членение речи» как «деление речево­го потока на отрезки, отдельные единицы, выделяемые раз­личными фонетическими средствами». Такими единицами являются фраза, фонетическое слово, слог, звук. Фонетиче­ское слово рассматривается авторами как отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением.

Принято считать, что составляющие элементы слога об­ладают монолитностью или слитностью. Р.И. Аванесов рас­сматривает слитность как основной критерий целостности

слога. Монолитность трактуется А.Л. Трахтеровым как единство однородного элемента и как максимальная слит­ность элементов друг с другом. Таким образом, понятие ре­чевого звука не имеет прямого коррелята в потоке речи, слог - минимальный сегмент этого потока.

Сущность процессов восприятия, опознания и прогов-ривания лексических единиц представлена в психологиче­ских, лингвистических, психолингвистических исследова­ниях, которые свидетельствуют о том, что восприятие и вос­производство речи характеризуются общими психологиче­скими особенностями. Именно эта согласованность опреде­ляет речь как сложный интермодальный процесс.

Выдвинутая П.К. Анохиным гипотеза о существовании «закона опережающего отражения действительности как ос­новной формы приспособления живой материи к простран­ственно-временной структуре неорганического мира, в кото­рой последовательность и повторяемость являются основны­ми временными параметрами», получила свое проективное развитие при рассмотрении речевого поведения человека.

Исследования Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, Л.Р. Зин-дера и других ученых свидетельствуют о том, что в перцеп­тивной гностической деятельности человека принцип опе­режающего отражения проявляется в более сложной фор­ме - в вероятностном прогнозировании (в процессе воспри­ятия речи), а в праксической сфере речевой деятельности человека - в упреждающем синтезе (в процессе производ­ства речи).


«Вероятностное прогнозирование является тем поняти­ем, которое фокусирует в себе основные категории, отра­жающие обусловленность восприятия деятельностью и со­стоянием самого субъекта, и индивидуальную значимость объекта восприятия. Оно может быть определено как про­цесс упреждения целого, предвидения элементов, последую­щих за данным элементом, на основе оценки априорной ве­роятности их появления в апперцептируемом целом» [28, с. 228]. Упреждающий синтез «характерен для всех речевых об­разований - слога, слова, фразы и способа их соединения» [22, с. 38].

Таким образом, предугадывание, предвосхищение, пред­варение следующего действия является той психологиче­ской характеристикой, которая определяет общность про­цессов восприятия и производства речи.

В ряде зарубежных исследований содержится представ­ление развернутой программы прогнозирования и анализа через синтез, свидетельствующее о том, что слушатель начи­нает с предположения о сигнале на входе, на основе которо­го порождается внутренний сигнал, сравниваемый с воспри­нимаемым.

Феномен идентификации является универсальным для восприятия человека и проявляется в сенсорной речевой деятельности. Усвоение происходит на основе сопоставле­ний воспринимаемой структуры с акустическим эталоном, хранящимся в памяти индивида. В коре головного мозга че­ловека образуется «чувственный конкрет» сенсорного этало­на, различные характеристики которого (ритмические, структурные, просодические) должны быть генерализованы, в этом случае сенсорный эталон обладает степенью опреде­ленности. Феномен генерализации — еще одно условие адек­ватности процесса восприятия.

Многочисленные исследования в области психолингви­стики свидетельствуют о том, что адекватность идентифика­ции денотатов обеспечивается контролем языковой правиль­ности, названным А.А. Леонтьевым механизмом регуляции. Автор неоднократно указывает на необходимость различе­ния «механизма осуществления деятельности и механизма контроля над этим осуществлением». В работах И.А. Варта-нян акцентируется внимание на том, что «раздельный кон­троль исполнения (качества речевой продукции) и конечно­го результата (смыслового содержания высказывания) дает человеку возможность выявить причины неудачи речи как способа коммуникации». С этим согласуется проведенное А.А. Залевской разграничение механизмов когнитивного и коммуникативного контроля, которые трактуются как взаи­модействующие и функционирующие на разных уровнях реализации речемыслительной деятельности.

Исследования И.А. Зимней свидетельствуют о том, что анализ входного речевого сигнала представляет собой много­мерную функцию. Процесс восприятия с точки зрения ха­рактера обработки речевого сигнала может быть представ­лен как априорно-апостериорный, параллельно-последова­тельный, континуально-дискретный и текуще-отсроченный. Восприятие и проговаривание слов различной структуры оп­ределяется как процесс создания пространственной схемы параллельно с ее временным анализом.

Н.И. Жинкин говорит о том, что для носителей языка восприятие слова выступает как реализация феномена «се­миотического преобразования сенсорных сигналов в пред­метную структуру» [22, с. 58]. В процессе анализа входящий материал претерпевает посегментную линейную обработку, после которой он может быть адекватно воспринят [26, с. 324].


Звуко-слоговая расстановка в потоке речи подчинена ка­нонам эвфонии, т.е. благозвучия. В языкознании данным термином называют приятность звучания, произносительное удобство, характеризующее звукосочетания и целые слова.

Законы эвфонии реализуются на уровне языковой спо­собности, в частности — ее фонопросодического компонента. В работах А.А. Леонтьева языковая способность опреде­ляется как «многоуровневая, иерархически организованная система, формирующаяся в психике носителей языка в про­цессе онтогенетического развития» [37, с. 212]. Чувство язы­ка может быть развито в разной степени. Выделяют три уров­ня развития чувства языка или языкового чутья: 1) овладе­ние системой языка, 2) овладение основными речевыми нор­мами, 3) способность к догадке [65; 66; 28].

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что фонопросодический компонент, как и другие, обладает соб­ственной структурой. Гармония, ритм и лад, вероятно, вы­ступают как его фоновые компоненты, длительность и соразмерность являются просодическими составляющими. В реализации слоговой структуры слова участвуют все пере­численные составляющие фонопросодического компонента. В ряде работ указано, что процесс речевого производства является не чем иным, как реализацией языковой програм­мы, т.е. переход от языкового правила к языковому дейст­вию обусловлен определенной системой норм, принятой для данного языка [26; 28; 43; 36; 37].

Общность психологических характеристик производства и восприятия речи рассматривается как одно из проявлений полиморфизма их взаимозависимости в процессе вербально­го общения, что свидетельствует о том, что производство и восприятие речи - одно из проявлений единой лингвистиче­ской способности [26; 27; 28].

Анализ литературных источников по психологии, пси­холингвистике, языкознанию позволяет говорить о том, что для адекватного восприятия и производства речи необходи­мо функционирование ряда механизмов: вероятностного прогнозирования и упреждающего синтеза, идентификации и генерализации, линейного посегментного анализа языко­вых единиц, контроля их языковой правильности.

Возрастной предел, с которым связывают овладение ре­бенком структурными особенностями слов родного языка, по данным различных источников, определен трехлетним возрастом. К трем годам ребенок способен воспроизводить структуру любой степени сложности. Исключения могут со­ставлять слова многосложной слоговой структуры и недос­тупной указанному возрасту семантики (паспортистка, квартиросъемщик и др.)

С указанным возрастным пределом различные авторы связывают обнаружение у ребенка нормативного чувства правила, когда он научается определять, является ли выска­зывание правильным относительно некоего языкового стан­дарта. Таким образом, дети рано обнаруживают способность реализовывать структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к эвфоническим канонам за­ложена в ребенке изначально, с рождения.

 







Date: 2016-05-23; view: 558; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию