Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нужны новые идеи, действительно новые, а не такие, чья новизна заключается исключительно в том, чтобы поиздеваться над старыми





Когда я готовился к этому выступлению, у меня не было в плане говорить на эту тему, но для меня, пожалуй, размышления о роли театра в обществе, и есть самые трудные и самые важные. И это потому, что я сам руковожу театром.

Сегодня будет поднята тема: «Художник и государство: формы и принципы взаимодействия на современном этапе развития общества». Докладчик - известный исследователь театра, ученый, доктор искусствоведения Дмитрий Трубочкин. Мы все с интересом его послушаем, и я надеюсь, что завтра, когда мы встретимся с вами, разговор будет продолжен. Мне важно, что думаете по этому поводу вы.
Дорогие мои! Я хотел бы обсудить еще один важнейший документ - Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года.

До истечения срока действия Концепции остается четыре с половиной года и понятно, что скоро станет необходимым разработать аналогичный документ уже на период с 2021 года. Действующая Концепция создавалась Союзом театральных деятелей Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации в 2008 – 2010 годах, когда наша страна находилась в полосе экономических кризисов. Поэтому в Концепции заложены меры защиты театрального искусства от стагнации и потерь, и к сожалению, сегодня необходимость в этих мерах вновь становится актуальной. Сегодня наша страна переживает не лучшие времена, это и санкции, и сложности экономического характера, а потому мы должны быть, что называется, на страже.

Мы не должны допустить сокращения количества театров в стране, мы не можем потерять театральные здания, а ведь и такое тоже может случится - вдруг кому-то приглянется красивый старинный особняк в центре города.

Вот только что я получил письмо из Ростова — помещение театра кукол им. В.С. Былкова передается в распоряжение Епархии в Ростове -на - Дону только потому, что когда-то на этом месте была церковь. Весь город против такого решения, потому что детям нужен театр, он единственный, а церквей в городе много. Причем против выступили действительно абсолютно все, в том числе и верующие люди, и прихожане церкви. Но уже есть постановление, согласно которому театр переселяется куда-то далеко в неприспособленное для театральной деятельности здание. При всем моем уважении к церкви — это неправильно, это не способствует единению, а служит расколу, что в принципе не должна, не может допустить церковь.

Дальше. Мы должны сделать все, что чтобы театральные здания, нуждающиеся в срочном капитальном ремонте, были отремонтированы.

Наконец, мы должны сохранить театральные кадры, сохранить опытных квалифицированных руководителей и других специалистов театров. И вот тут есть один важный момент. Союзу театральных деятелей часто приходится разрулировать конфликтные ситуации, например, довольно часто по неизвестным причинам вдруг увольняют опытного руководителя театра. При том, что весь коллектив театра выступает против такого решения, но местное министерство культуры никого не слушая, настаивает на своем, пользуясь своей неограниченной властью. Этот театр обращается к нам в СТД с просьбой помочь, а мы обращаемся к губернатору с просьбой разобраться в ситуации, пробуем вразумить местного министра культуры, таким образом, пытаясь из Москвы повлиять на ситуацию. Естественно, прежде, чем начинать что-либо предпринимать, мы связываемся с нашим региональным отделением, чтобы правильно оценить ситуацию. И здесь снова вспоминаешь про этот заветный пункт из Основ государственной культурной политики про принцип «делегирования государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам». Я совершенно не настаиваю на том, чтобы региональное отделение Союза театральных деятелей самостоятельно принимало кадровые решения, но хотя бы посоветоваться можно. Необходимо!

Помните знаменитое - «кадры решают все» - и это действительно, правда. Но кто занимается всерьез кадровой политикой в области театра в целом по стране? К сожалению, уверен — никто. Департаменты культуры или региональные министерства культуры занимаются соответственно театрами своего города или региона, но всеми театрами как единой системой, организованной по принципу сообщающихся сосудов, никто не управляет. Невозможно заниматься кадрами, не зная расстановку сил по всем театрам страны. Не видя перед собой всей шахматной доски, нельзя сделать правильный ход, нельзя защитить короля, не зная, сколько у тебя осталось фигур. И поэтому талантливые молодые режиссеры используются театрами только как постановщики разовых спектаклей, а они могли бы где-то возглавить театр, стать очередным режиссером, и я уверен, что где-то есть в этом острейшая необходимость.
Но кто-то элементарно должен знать, что они есть эти режиссеры, знать их имена. И снова этим кем-то может выступить и Союз театральных деятелей России, который знает расклад сил по стране, и Гильдия режиссеров при СТД РФ, то есть те же общественные институты.


И еще важный момент, на котором стоит остановиться. Региональные органы культуры не подчиняются Минкультуры России, но я считаю, не нарушая установленное законодательством разграничение полномочий, необходимо закрепить, причем даже законодательно, порядок, при котором региональные органы культуры не могли бы принимать решения без учета мнения Министерства культуры Российской Федерации. И особенно при решении таких важных вопросов, как создание, ликвидация или реорганизация путем объединения театров, и, конечно же, вопросы назначения и увольнения художественных руководителей и директоров театров.

Еще на чем я бы настаивал: Министерство культуры Российской Федерации должно установить единые принципы финансирования и единые показатели государственного задания для всех государственных театров.

Я сейчас попрошу показать вам один слайд. Все знают эту знаменитую формулу Альберта Эйнштейна. Она проста и понятна, и в этом ее величие.

А вот еще одна формула, ее придумали современные наши экономисты, честно говоря, она просто пугает своим видом, но главное, что за этой псевдонаучностью и сложностью скрывается пресловутая оптимизация, то есть банальное сокращение бюджета.

Я еще раз хочу от имени участников Форума обратиться к Министерству культуры и Министерству финансов принять выработанные Союзом театральных деятелей простые и ясные принципы финансирования театров.

Мы предлагаем простую формулу, которая понятна даже школьнику, не просто школьнику, а даже школьнику – будущему артисту, который с детства ненавидит математику.

Объем финансирования на следующий год вычисляется простым способом: складывают объемы финансирования за три предыдущие годы, полученная сумма делится на три, а затем умножается на коэффициент инфляции. И все, не надо учиться в Высшей школе экономики.

Может кто-то из вас помнит, что по итогам встречи Председателя Правительства Российской Федерации с деятелями театра и кино в 2011 году было поручено органам исполнительной власти проработать вопросы служебного жилья для сотрудников театров, но насколько мне известно, эта проблема до сих пор не решена во многих городах, и зачастую по этой причине театры не могут приглашать ни артистов, ни режиссеров, ни других специалистов. Должен сказать, что эту проблему московское правительство стало постепенно решать и уже не так страшно брать на работу не москвичей. И кроме того, теперь появился дополнительный мотив держаться за театр - если ты уходишь, то лишаешься и служебной квартиры. Мы должны обратиться к руководству каждого региона, чтобы эта проблема была решена.
Я присутствую, будучи членом Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, на всех заседаниях, и пользуюсь возможностью выступать от имени нашего театрального сообщества. Вносить предложения, рассказывать о наших проблемах, решать главные вопросы, от которых зависит развитие отечественной театральной культуры. На последнем заседании, в частности, я обратился к В.В. Путину с просьбой решить проблему со званиями.


Сегодня деятели театра ждут десятилетиями почетного звания, словно дается оно за выслугу лет, а не за талант и мастерство. Иногда артисты уходят из жизни, так и ничего не дождавшись.

Вот только один пример, хотя таких примеров много по всей России. В Свердловской области работают 36 (!) театров. За прошедшие 5 лет, с 2011 года, в Комиссию по государственным наградам направлены несколько десятков кандидатов для присвоения им почетных званий: заслуженных и народных артистов, заслуженных деятелей искусств, заслуженных работников культуры. И только два человека, из десятков кандидатов(!), повторяю, только два человека, получили почетные звания. И я доподлинно знаю, что так происходит повсеместно.

Но как говорится: свято место пусто не бывает. Не признаете нас, - решили в регионах, - тогда мы будем учреждать собственные звания и награды. И понеслось! Уже есть заслуженный деятель культуры Омской области, заслуженный деятель искусств Кубани и много другого. В принципе, почему бы нет? Но меня настораживает, что это не только снижение уровня признания, но в этой тенденции я вижу и угрозу обособления регионов, распада на отдельные «княжества», живущих по своим законам.

Это неправильно, я бы даже сказал, абсурдно.

Я об этом писал не только письма, но и выступил со статьей в журнале «Театрал». Мне кажется, наши обращения не остались без ответа. Уже 17 мая Министерство культуры собирает заседание коллегии, на котором будет обсуждаться эта проблема, и я надеюсь, дело будет сдвинуто с мертвой точки.
Вам известно, что мы выступили с инициативой объявить Год театра. И сразу закономерный вопрос скептика: «А что это нам даст?» Денег? Вряд ли. Дай Бог, чтобы финансирование сохранилось в прежнем объеме. Будем выпускать больше спектаклей? Нет, конечно. Появятся новые имена талантливых режиссеров и артистов? Уверен, что вероятность их появления совершенно не зависит оттого, это Год театра или Год астрономии. Тогда, что мы ждем?







Date: 2016-05-23; view: 270; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию