Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текст как единица семиотики: определение, основные направления исследования. Основные функции текста: художественного и нехудожественного





Текст – это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающая свойствами связности и цельности.

Слово текст имеет сложную и разветвленную этимологию:

Лат. Textum – ткань, одежда, связь, соединение, строение, слог, стиль;

Таким образом, в этимологию текста входит три семантических компонента:

1) То, что сотворено, сделано человеком, неприродное.

2) Связность элементов внутри этого сделанного.

3) Искусность этого сделанного.

В соответствии с этими тремя значениями текст изучается тремя дисциплинами: текстологией, герменевтикой и поэтикой.

Текстология выявляет из нескольких вариантов канонический текст, комментирует его содержание и определяет принадлежность его определенной эпохе и определенному автору., закрепляющих права собственности на монастырь Сен-Дени.

Герменевтика занимается толкованием текста. Первоначально это было учение об истолковании древних текстов, исконный смысл которых неясен вследствие их давности или недостаточной сохранности источников. Понимание достигается грамматическим исследованием языка, изучением исторических реалий, раскрытием различных намеков и т.д. Герменевтика священных текстов называется экзегетикой.

Наконец, поэтика изучает искусность построения текста. Она исследует, как устроен текст, какова его структура и композиция, охватывая широкий круг проблем – от художественной речи и стиля до законов развития жанров, рода литературы и развития литературы как целостной системы.

Однако следует говорить отдельно о художественном и нехудожественном тексте. Нехудожественные тексты передают или, во всяком случае, претендуют на то, чтобы передавать информацию. Это может быть на самом деле и ложная информация, специально вводящая в заблуждение, дезинформация. Но художественный текст не передает ни истинной, ни ложной информации. Он, как правило, оперирует вымышленными объектами, так как задача искусства – это, в первую очередь, развлекать читателя, зрителя или слушателя. Конечно, бывают сключения, например, «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, который одновременно является высокохудожественным текстом и передает огромное количество информации.

Основные фукции текста.

1) коммуникативная функция языка, которая лежит на поверхности, легко схватывается наиболее простыми методами анализа и потому долгое время представлялась основной, а для некоторых лингвистов даже единственной.

2) Однако исследования текстов культуры позволили выделить ещё одну функцию языковых систем и, соответственно, текстов. Кроме коммуникативной функции, текст выполняет и смыслообразующую, выступая уже не в качестве пассивной упаковки заранее данного смысла, а как генератор смыслов. С этим связаны реальные факты, хорошо известные историкам культуры, при которых не язык предшествует тексту, а текст предшествует языку. Во-первых, это подавляющее большинство архаических текстов из фрагментарно известных нам культур. Как правило, мы получаем некоторый текст (словесный, скульптурный, архитектурный), вырванный из естественного контекста и дешифровывавшийся в этом контексте какими-то утраченными для нас кодами. Процесс понимания состоит в реконструкции кодов по тексту, а затем в дешифровке этого текста с помощью этого кода. Фактически не отличается от первого случая и второй, при котором мы имеем дело не со старыми, а с самыми новыми произведениями искусства: автор создает уникальный текст на ещё неизвестном языке, а аудитория, для того чтобы понять текст, должна овладеть новым языком, созданным ad hoc. Фактически тот же механизм и в третьем случае – при обучении родному языку. Ребенок тоже получает тексты до правил и реконструирует структуру по текстам, а не тексты по структуре. Исходно заложенный в текст смысл подвергается сложным переработкам и трансформациям, в результате чего происходит приращение смысла. Поэтому данную функцию текста можно назвать творческой.

3) Третья функция текста связана с проблемами памяти культуры. Способность отдельных текстов, доходящих до нас из глубины культурного прошлого, реконструировать целые пласты культуры, восстанавливать память наглядно демонстрируется всей историей культуры человечества. Таким образом, в современном семиотическом понимании текст перестает быть пассивным носителем смысла, а выступает в качестве динамического, внутренне противоречивого явления.

 

Date: 2016-05-23; view: 649; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию