Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика содержания экстремизма в молодежной среде





Дворцова О.С.

Студентка, 4 курса факультета Экономики и права

ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».

По идейно-политической направленности субъекты экстремизма в молодежной среде могут характеризоваться соответственно характеру экстремистской идеологии. В современных условиях к основным группам экстремизма в молодежной среде по указанному выше критерию относятся: т.н. крайне левые экстремистские структуры (троцкистские, анархистские и т.д.); крайне правые (прежде всего неонацистские, националистические и т.п.); экстремистские структуры, созданные на этнонациональной основе; а также организации религиозно-политической экстремистской направленности.

По содержанию экстремистской деятельности субъекты экстремизма в молодежной среде подразделяются на экстремистские организации, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с упомянутыми выше видами экстремизма, то есть применяют формы и методы терроризма, силового давления на противника и т.д. Ко второй группе можно отнести организации, которые специализируются преимущественно на одном из них (то есть на ведении террористической деятельности, осуществлении экстремистской пропаганды и т.п.).

По степени организованности могут быть выделены, во-первых, высокоорганизованные, относительно долговременные по времени их существования организации; во-вторых, организационные структуры экстремистской направленности, имеющие сравнительно низкий уровень организации и, как правило, незначительный период существования.

Кроме того, могут быть выделены по указанному критерию стихийно возникшие группирования, существующие на ситуативной основе и возникающие обычно по тому или иному конкретному поводу.

Цели и задачи наряду с субъектами экстремизма в молодежной среде имеют базовое значение для характеристики этого явления. Они играют важную роль, как в формировании, так и развитии экстремизма в молодежной среде. Цели и задачи отражают интересы различных субъектов общественных отношений, использующих для реализации этих целей и задач экстремистские методы, моделируют результаты экстремистской деятельности и пути их достижения, определяют выбор объектов экстремистского воздействия, способы их реализации и необходимые для этого силы и средства.

Цели экстремистской деятельности определяют тот конечный или промежуточный результат, на достижение которого ориентируются силы и средства экстремистов, присущие данной деятельности формы и методы. Данный элемент содержания экстремизма в молодежной среде обусловлен той идеологической платформой, которая присуща тому или иному субъекту экстремизма, а также условиями политической и оперативной обстановки.

Задачи экстремистской деятельности определяются целями субъектов экстремизма и содержат установки (положения), являющиеся ориентирами для текущей деятельности экстремистских структур. Они направлены на реализацию вышеуказанных целей в определенной последовательности ведения экстремистской деятельности, с учетом конкретных условий обстановки.

По своей значимости цели и задачи экстремизма в молодежной среде подразделяются на стратегические и тактические.

Первые – связаны с достижением субъектами экстремизма таких результатов, которые носят, как правило, крупномасштабный характер, нередко реализуют основные интересы соответствующих субъектов экстремистской деятельности. Они обычно требуют согласованного применения значительных сил и средств, являются итогом их долговременной деятельности.

Стратегические задачи субъектов экстремистской деятельности направлены на реализацию стратегических целей и в целом определяют путь к их достижению.

Вторые, то есть тактические цели и задачи, сопряжены с достижением менее значительного результата, обычно связаны с более ограниченным по месту и времени использованием сил и средств экстремистов. В качестве примера тактических целей экстремистов можно рассматривать попытки освобождения ими из заключения единомышленников (участников) определенных экстремистских организаций. Для решения этой тактической цели экстремисты нередко решают такие задачи, как обвинение властей в неправомерной деятельности правоохранительных органов, проведение тех или иных кратковременных акций протеста, силового давления на органы власти и др.

Важным элементом содержания экстремизма в молодежной среде являются его объекты. Многоаспектность экстремизма в молодежной среде обусловливает и большое разнообразие этих объектов. В наиболее общем виде могут быть выделены две основные группы объектов экстремистской деятельности.

Первую образуют общественные отношения и институты, на которые с целью их ослабления, дезорганизации, устранения (и т.п.) посягают субъекты экстремистской деятельности. К ним относятся конституционный строй, территориальная целостность государства, его внешняя и внутренняя политика, нормальное функционирование государственных органов и легальных общественных организаций, общественно-политическая стабильность и др. Это – объекты подрыва, ослабления. Цели экстремистов в отношении к данной группе объектов достигаются посредством либо прямого, либо опосредованного нелегитимного воздействия.

Вторая группа объектов экстремистской деятельности – это физические лица, определенные группы населения (по этнонациональной, политической, религиозной и др. принадлежности), а также различные материальные объекты (промышленности, транспорта, связи, жизнеобеспечения населения и др.).

Нелегитимное воздействие субъектов экстремистской деятельности на объекты данной группы либо связано с решением задач по опосредованному воздействию на первую группу объектов (например, проведение террористических актов в отношении населения, чтобы побудить правительство изменить его политику), либо непосредственно обеспечивает решение тех или иных стратегических или тактических задач субъектов политического экстремизма (например, действия определенных групп вооруженных сепаратистов по свержению законной власти).

Методы экстремизма выражают нелегитимную принудительную сущность данного явления и представляют собой необходимый элемент его содержания и обусловлены его целями и задачами, а также характером, природой объектов экстремистского воздействия.

Рассматриваемый элемент содержания экстремизма, то есть его методы, характеризуются большим разнообразием и могут быть объединены в несколько групп по признакам их характера и целевого назначения. В соответствии с этим, прежде всего, необходимо выделить следующие группы методов:

во-первых, методы организационного характера, связанные с решением задач по формированию организаций, сил и средств экстремистов, по их подготовке и использованию в соответствии с интересами субъектов экстремистской деятельности;

во-вторых, методы преимущественно скрытого насильственного воздействия на физических лиц и материальные объекты с нанесением им того или иного (людского, материального) ущерба и вынуждающие противоборствующую сторону (например, органы государственной власти) к определенным уступкам в пользу экстремистов (методы террористического характера);

в-третьих, методы ограниченного открытого силового воздействия на противника, имеющие преимущественно демонстративный характер;

в-четвертых, методы информационно-пропагандистского воздействия на физических лиц, определенные их группы, на население для их дезориентации, привлечения на свою сторону; на общественность зарубежных стран, определенные иностранные политические круги для приобретения экстремистами политической поддержки на международном уровне и т.п.

Необходимым элементом содержания экстремизма в молодежной среде являются его силы и средства. В качестве основных сил экстремизма в молодежной среде, как правило, фигурируют сами участники соответствующих общественных объединений экстремистского толка. Вместе с тем в рамках некоторых политических партий, крупных общественно-политических движений и организаций рассматриваемой направленности создаются специализированные группы для осуществления экстремистских акций, требующих особой (специальной) подготовки исполнителей.

В качестве средств экстремизма в молодежной среде выступают различные предметы и устройства, с применением которых используются соответствующие методы экстремизма, реализуются его задачи. К ним, в частности, относятся средства вооруженной борьбы (в частности, холодное оружие), средства пропаганды и др. Активное развитие науки и техники обусловливают усиление деструктивного потенциала используемых средств.

В настоящее время на содержание экстремизма в молодежной среде серьезное влияние оказывает формирование новых политических стратегий и технологий т.н. гуманитарного вмешательства, «бархатных» (цветных) революций и др.

 

 

Социокультурные особенности проявления экстремизма в молодежной среде.

 

Результаты исследования позволили систематизировать существующие экстремистские молодежные организации религиозной и политической направленности и выделить ряд характерных личностных особенностей членов экстремистских сообществ: ограниченность сознания, деструктивность; идеализация усвоенной идеи; интолерантное отношение к представителям другой нации, инакомыслящим; агрессивное поведение, отрицание общечеловеческихценностей; утрата ролевой идентификации; обретение самоидентификации в экстремистской организации; заниженная самооценка; конформизм.

Под определением молодёжного экстремизма нами понимается асоциальное течение в молодёжной среде, основанное на поведенческих стратегиях экстремального характера, проявляющихся в радикальных формах религии, политики и других сферах жизни общества. Являясь деструктивной формой проявления молодёжной субкультуры, экстремизм локализируется в националистических, фашистских, террористических, преступных движениях, создавая угрозу для общества в целом.

Выявленная классификация молодёжных экстремистских организаций стала основой выделения уровней сформированности экстремистских установок личности: низкого (рефлексивного), характеризующегося эмоционально устойчивым отношением к представителям других наций, высокой степенью рефлексии; мотивами отношений, не связанных с совместной деятельностью, сочетающихся с принятием правомочности других точек зрения; оптимальными способами достижения результата (самостоятельность и прогнозирование в решении проблем, самоанализ поведения и речи (коррекция с позиции самого субъекта), принятием общечеловеческих ценностей; среднего (нейтрально-конфликтного) - зависит от индивидуально-психических качеств личности, от индивидуального опыта; индивидуально-выборочное толерантное отношение; положительные эмоции могут сменяться отрицательными из-за расхождения взглядов; высокого (деструктивный) характеризуется неадекватной самооценкой личности, отрицательной эмоциональной оценкой представителей других наций, низкий уровень рефлексии.

В процессе теоретического анализа экстремизма, нами были выявлены социально-культурные условия, способствующие профилактике экстремизма, которые стали основой моделирования превентивной программы по противодействию экстремизму в молодёжной среде, включающей три компонента: №1 - организационно-педагогический (кросс-культурное образование; повышение уровня информированности по проблеме экстремизма); №2 социально-психологический (формирование толерантности; активной жизненной позиции; лидерской направленности, моделирование жизненных перспектив); №3 - кадровый (кадровое обеспечение молодёжной политики, развитие молодёжных общественных движений; привлечение молодёжи в систему регионального и муниципального управления).

Анализ данных, полученных в ходе экспериментальной работы, выявил позитивные изменения по основным критериям (кросс-культурной грамотности; информационной базы по проблемам экстремизма; толерантным отношением к представителям других наций; включённостью молодёжи в общественно-политическую жизнь государства; участием в общественных молодёжных движениях) программы по профилактике экстремизма в молодёжной среде.

Таким образом, сущность экстремизма как социальной деструкции проявляется на уровне диалектической взаимосвязи экстремистских установок личности и соответствующих форм её социального поведения. При этом экстремистские установки личности основаны на радикалистских воззрениях, фанатичной преданности идеям, принимающим такие крайние формы выражения, как терроризм, а экстремизм выступает как следствие фанатичного мировоззрения, базирующегося на агрессивном поведении человека.

Молодежный экстремизм базируется на психологическом механизме экстремального поведения личности и, как асоциальное патологическое явление, актуализируется в условиях переходных периодов общественного развития на фоне нестабильного развития экономики и политики, дефицитарно-сти культурной, образовательной и духовной сфер отсутствием у молодого поколения активной гражданской позиции, утратой жизненных ориентиров.

Основаниями социокультурной классификации молодёжных экстремистских организаций является аксиологический и деятельностный подходы.

Приоритетными направлениями программы профилактики экстремизма в молодёжной среде являются: развитие системы кросс-культурного образования для преодоления этнической и межконфессиональной разобщённости, формирование толерантного сознания, лидерских качеств, необходимых навыков для выработки жизненных стратегий, работа по профориентации молодёжи, в связи с чем необходимо соблюдение комплекса организационных, социально-психологических и кадровых технологий.

Главными социально-культурными условиями проектирования программ профилактики молодёжного экстремизма является процесс преобразования молодёжной субкультуры в объект созидательного взаимодействия личности и социальной группы, развития лидерской направленности личности как субъекта социально-культурной деятельности, осуществляемых в сфере культуры, образования, досуга, спорта.

В заключение следует ещё раз подчеркнуть, что молодёжь XXI века -ресурс обновления и укрепления России. Особую роль в развитии социальных и личностных качеств у молодых людей играет культура, формирующая духовность, способность к деятельности, созиданию, творчеству, формирует нравственное и эстетическое сознание.

Молодёжная субкультура - незаменимый и важный фактор социализации поколения. Эффективность формирования качеств субъекта социально-культурной деятельности у молодёжи зависит от целенаправленного вовлечения в содержательную часть, носящую социально значимый характер, от корректного социально-педагогического регулирования её деятельности, поэтому приоритетным условием вовлечения молодёжи в социально-культурную деятельность является формирование у неё высокого уровня общей культуры. Развитие творческих инициатив осуществляется через целенаправленную самореализацию молодых людей с достаточно высоким, но невостребованным социально-культурным потенциалом. Культуротворче-ский потенциал молодежи может быть реализован не только в разветвлённой инфраструктуре, сформированной государственными органами, но и молодёжными инициативными группами, самодеятельными объединениями различной направленности.

Основные положения и выводы диссертационного исследования способствуют дальнейшему научному осмыслению проблем экстремистских установок личности, являются основой совершенствования процесса профилактики экстремизма в молодёжной среде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Модернизационные процессы, охватившие различные аспекты социальной и экономической практики, неверие в государственные и политиче-ф ские институты, недееспособность административной системы в культурном развитии народов вызвали резкое обострение в межнациональных отношениях и в значительной степени повлияли на молодежь, их традиционные модели социализации.

Увеличение числа молодёжных экстремистских организаций вызван рядом социальных проблем, среди которых отсутствие целостной системы воспитательной работы в школах и учебных заведениях; кризис идентичности, связанный с потерей жизненных ориентиров; коммерциализация досуговой сферы и недоступность объектов социально-культурной сферы; расслоением ф молодёжи по социально-экономическим показателям, безработицей; стремлением к быстрому материальному благополучию; слабой материально-технической базой информационного обеспечения молодёжи; снижением уровня жизни, социальной незащищённостью, ростом наркотической и алкогольной зависимости, негативным влиянием средств массовой информации на мировоззрение молодого поколения.

Молодежная субкультура проявляется в организации различных групп и сообществ с преобладанием норм, ценностей, образцов поведения, отлич-^ ных от господствующих в обществе, таким образом, возникают нормативные субкультуры (подростковая, богемная, преступная и др.).

Субкультурные сообщества тем более сплочены и отличны от господствующей культуры, чем более энергично и жестко они отвергаются. Подростки и молодежь чаще интегрированы в субкультурные группы, нежели взрослые. Это объясняется и естественным стремлением объединиться в условиях заброшенности и недружелюбия мира взрослых, и тысячами столь значимых дня молодежи дружеских контактов и привязанностей, пониманием ровесников при непонимании взрослыми. Многие молодежные группы социально нейтральны или признаются обществом. Другие же носят выраженный антиобщественный характер.

Мировые процессы глобализации ставят перед молодым поколением россиян новые задачи осмысления категорий патриотизма и сохранения национального самоопределения в условиях гомогенизации культурного поля.

Осуществленный нами социально-культурный анализ основ экстремистской деятельности позволил обеспечить возможность выявления социального значения культурных явлений в их соотнесенности с другими сферами социальной жизнедеятельности, прежде всего с экономикой, социальными отношениями и политикой.

В процессе изучения динамики проявления экстремистских установок в обществе нами проведён социально-культурный анализ развития экстремизма в отечественной и зарубежной истории, выявивший взаимосвязанность таких явлений, как радикализм, фанатизм, экстремизм. В ходе исследования нами была раскрыта сущность экстремизма как определённой идеологии, принудительно распространяющей нетерпимость к оппонентам, отличительными чертами которой являются: отрицание инакомыслия, нетерпимое отношение к сторонникам иных политических, экономических, конфессиональных взглядов; идеологическое обоснование применения насильственных методов к любым лицам, не разделяющим экстремистские убеждения; апелляция к известным идеологическим или религиозным учениям с их субъективной трактовкой; доминирование эмоциональных способов воздействия в пропагандистских целях; создание харизматичного имиджа лидеров экстремистских движений.

Нами выделены основные направления экстремизма: политический, экологический, религиозный, этнический.

Стремление к преодолению "кризиса идентичности", вызванного социально-экономическими изменениями в обществе, порождает ряд следствий, которые могут выступать предпосылками экстремизма, а именно: возрождается интерес людей к консолидации в первичных, естественных или этнических и конфессиональных сообществах; усиливаются проявления ксенофобии; возрастает влияние идеологии традиционализма, перерастающей зачастую в фундаментализм (идея "очищения от нововведений и возврата к истокам").

По своим качественным характеристикам экстремистское поведение варьируется в проявлениях политического радикализма, фанатизма, фундаментализма. Рассуждения Н.Бердяева и С.Булгакова о природе фанатизма и подмены понятия в образе «Героя» актуально отражают тенденции манипулирования молодежным сознанием в современной ситуации. Поэтому само обращение к отечественной истории с целью анализа русского радикализма в политике, религиозного фанатизма раскольников, большевистского террора и шовинистического атеизма может стать основой выявления сущностных причин развития экстремизма. Как ни парадоксально, но именно русский опыт переворотов является примером во всех монографиях по истории развития мирового экстремизма.

 


 

 

Российские молодежные объединения экстремистской направленности.

 

121. Психологические аспекты профилактики молодежного экстремизма.

 

 

122. Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма.

 

Асмолов А.Г.

 

ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ: ЧТО МОГУТ СМИ?

 

 

Понятия "мультикультурализм", "полиэтничность", "поликультурность", "межкультурный диалог" так же, как понятие "толерантность", все чаще поселяются в нашей социальной жизни и одновременно все более и более вызывают сопротивление в обыденном сознании. Мне бы хотелось отметить те черты сложной ситуации, связанной с толерантностью и мультикультурными подходами, которые, так или иначе, приобретают значение в современном мире.

Первая из этих черт выступает в виде оппозиции – монокультура или поликультура. Какая культура возобладает в нашей стране? В течение многих десятилетий мы привыкли жить в культурах с моноориентацией. Я имею в вицу культуры, у которых одна жесткая конечная цель. Например, христианская культура. В этой культуре мы имеем четкую конечную ориентацию, знаем, куда идем, и главное, ради чего живем. Исламская культура, я не случайно использую слово "культура", опять же имеет моноцель. Жители исламского мира знают то, ради чего живут, и знают, куда они двигаются. Я мог бы продолжить, но в этом нет нужды. Уже понятна эта логика. Я не случайно начал с идеологии религии, идеологии религиозных систем. Главная характеристика религии заключается в том, что религия – это система убеждений и верований, в которой есть ответы на все вопросы. Религия – это идеологическая система, лишенная неопределенности. Она появляется как мировоззрение и в ходе своего развития помимо чисто идеологических ценностных характеристик создает пространство ритуалов, обычаев и нормативных характеристик. Тем самым религия выступает как великий коллективный психотерапевт, в полную силу используя могучий механизм снятия неопределенности в различного рода ситуациях.

Вторые системы, о которых я хотел бы упомянуть, сосуществуют с религиозными системами. Это системы – политические, но тоже с моноориентацией. К ним относятся любые тоталитарные системы с единой всеоправдывающей конечной целью. Эту цель вы можете назвать идеалом, как и в религии. Ее вы можете назвать, как говорят психиатры, "идеей фикс" или "сверхидеей". Но как бы ее ни называть, именно наличие одной конечной цели определяет жизнь этих систем. Думаю, что по моему рассказу вы вырисовываете в своем сознании, к каким системам относится, например, коммунистическая система. Обратите внимание, я сейчас не говорю с позиции оценочной характеристики "плохо это или хорошо". Я говорю толерантно, не высказывая ту или иную негативную или позитивную позицию. Я говорю только то, что я говорю. Для коммунизма характерна четкая конечная система, конечная цель. И коммунизм как бесклассовое общество, общество без конфликтов, обращаем внимание на эту марксистскую характеристику, – это то, к чему должно стремиться в своем восхождении человечество.

Другая тоталитарная система тоже хорошо известна. Это система национал – социализма. Я специально не говорю о фашизме. Это другая линия тоталитарных систем, которые иногда путают. Но, тем не менее, чем объединяются подобного рода тоталитарные системы, о которых сегодня написано немало работ? Опять же это культура, подчиненная одной цели. И эта моноцель выступает всегда как оправдание того, что происходит в обществе. Ради рая можно пострадать на земле и потерпеть. Ради достижения светлого будущего и достижения той утопии, из–за которой в хорошем смысле страдал и переболел Карл Маркс, а затем подарил всем нам эту болезнь в виде реальности коммунизма как "светлого бесклассового общества". В чем схожесть национал – социализма и коммунизма? Лозунг коммунизма – "Рабочий класс превыше всего". Вы все хорошо помните идею диктатуры пролетариата, так или иначе действующую на разных этапах истории коммунизма. Второй лозунг – "Германия превыше всего". При всем различии психологических и многих структурных характеристик этих систем у них одна цель развития. Подобного рода моноцелевые системы долгие годы рассматривались как единственно возможные сценарии развития общества.

Сегодня мы должны отчетливо понять, что моноцелевые системы, так или иначе, проигрывают и сходят с арены истории. На их месте с трудом, с болью для понимания появляются те системы, которые я называю полицелевыми, полиценностными системами.

Что такое гражданское общество? Это полицелевое общество. Это общество, в котором сосуществуют многие цели, многие идеалы и нет одного конечного варианта движения. По сути дела, наиболее остро оппозиция между полицелевыми и моноцелевыми системами в современном мире выступает в виде оппозиции "фундаментализм–либерализм". Подчеркиваю, что когда я говорю "фундаментализм", я имею в виду не ислам, поскольку это было бы исторически и фактически неверно. К фундаментализму относится и национал–социализм, и ортодоксальные, косные варианты национал–большевизма. Смотрите, например, работы Лимонова. Среди демократов тоже может присутствовать моносистемное и моноцелевое видение мира, которое доказывает, что по своей психологической сущности демократия, при всей ее важности, тоже выступает на поверхности как стремление к какой–то одной цели. Когда демократия редуцируется до стремления к одной цели, она начинает вырождаться в фундаментализм. Я хочу напомнить вам хрестоматийный пример с Сократом. Что такое демократия? Это система, в которой большинство "имеет" меньшинство. Сократа, как вы помните, в Афинах закричали. Там же голосовали не поднятием руки, а криком. И Сократ был "крикливым" решением приговорен к изгнанию из Афин. Для него изгнание из граждан стало изгнанием из жизни. Он сам сделал такой выбор. Либерализм как система противостоит демократии, прагматизму, утилитаризму и другим философско–ценностным и государственным режимам.

Фундаментализм, как и либерализм, в известном смысле является архетипической структурой. Когда я использую понятие архетипа, я опираюсь на заботы аналитика, автора аналитической психологии Карла Юнга, который достаточно хорошо известен в мире. Фундаментализм как архетип – это фиксированная схема мышления и мировоззрения, навязываемая нам при нашем развитии в культуре. Фундаментализм есть везде, в самых разных странах. И было бы ошибочно ассоциировать фундаментализм только и исключительно с экономическим уровнем развития страны. Фундаментализм – это не экономика. Мы так привыкли мерить планку цивилизации ее экономическими достижениями, что забываем, что эта планка устанавливается многими другими критериями. В этом смысле фундаментализм мы находим в самых развитых странах, в том числе в Соединенных Штатах. И суды Линча никто не отменял. Всем известна Декларация прав человека и ее варианты, принятые в конце сороковых годов XX века. Как говорят серьезные антропологи, подобная Декларация – это легкое насилие над человечеством. США решили, что Декларация прав человека, разработанная в США – единственный документ о равенстве. Я не критикую, а прошу просто задуматься. Именно Декларация прав человека как моноцель оправдывает многие вещи и многие серьезные действия в стране, в мире, на мировой арене. Фундаментализм есть, безусловно, в целом ряде стран, связанных с Кораном. Фундаментализм есть и в России. И это не только экстремистские движения тип национал – патриотов или скинхедов, которые, к сожалению, все более и более в нашей подростковой среде начинают иметь право своего голоса. Фундаментализм есть в самых разных религиях и течениях. И действительно, фундаментализм ярко проявляется в разных ветвях ислама. Когда мы сталкиваемся с фундаментализмом либо в христианстве, либо в исламе, либо в буддизме, либо в других течениях, мы должны четко понимать, что на мировой арене идет явная или скрытая оппозиция, борьба, столкновение этих стилей, видений мира и реальности. И когда сегодня кто–то наивно обсуждает, что на Ближнем Востоке столкнулись только Израиль и Палестина – это более опасно, чем простая наивность.

Что такое сегодня Ближний Восток? В настоящее время территория Ближнего Востока – это территория сражения либерализма и фундаментализма. Это передовой край столкновения этих стилей мышления, этих различных логик цивилизаций. Я хочу, чтобы мы с вами это отчетливо осознали. Дело не только в этносах, арабах и евреях. Дело не только в экономических системах. Дело прежде всего в глубинных геополитических и психологических стилях видения мира. И столкновение именно этих стилей происходит сегодня.

Почему необходимо сейчас обсуждать эти достаточно трудные вопросы? Одна ситуация, когда мы, как рыцари Крестового похода Средневековья спокойно говорим: "Мы – христиане, вперед на фундаменталистов". Это будет чистая фундаменталистская логика к действию. Другая логика, логика толерантности, намного сложнее. Передо мной скинхед, передо мной национал – большевик... И вместо того, чтобы сказать: "Распни его", я должен попытаться освободить его от установок фундаменталистов, я должен, если я стою на позициях толерантности, сделать невозможное. Я обязан встать на позицию медиатора, посредника. Толерантность предполагает создание уникального института медиаторов, или посредников, которые должны не просто попытаться уничтожить или элиминировать фундаментализм, а пробудить в нечеловеческих мирах человеческое. Я люблю мудрую книгу своего учителя, писателя Владимира Тендрякова "Люди–нелюди". В ней Тендряков показывает, как быстро происходят трансформации людей в нелюдей. Задача программы толерантности не карать, а помочь сделать почти невозможное, помочь тем, кто сегодня действует по формуле "жажды крови", помочь тем, кто сегодня в буквальном смысле поражен фундаменталистским стилем мышления, стать иными и показать, что может быть сосуществование людей с разными взглядами, носителей разных культур. Что такое толерантность? Когда вы встречаете иного, вы не сводите его к общему знаменателю, а признаете ценность инаковости. И это не только в политике. Когда в семье между мужем и женой разгорается спор о том, кто главный, идет решение той же задачи. А если она иная, а если она на вас не похожа, или если он иной и непохожий? Пытаться сделать, "построить" его под себя или еще хуже – "выстроить". Есть другой путь: поразиться и понять, что инаковость каждого из нас, возможность иных логик, иных действий – это то богатство человечества, которым мы с вами обладаем. Если вдруг ребенок проверяет вас на то, позволено ли ему быть иным, другим, не таким, каким мы с вами как родители хотим его видеть? Родители, будьте толерантны к своим детям, как бы это ни было трудно. Толерантность – это ремесло, толерантность – это тяжелейший труд. Януш Корчак говорит слова, кажущиеся чудовищными, если не знать, что это Корчак. "Одно из первых прав ребенка – это право на смерть", – пишет Корчак в книге "Как любить детей". Эти тяжело написанные слова написаны верно и точно. Они означают право ребенка на свое решение, на свое мнение, на свою самобытную дорогу.

Чтобы немножко от этих грустных и сложных вещей отойти в сторону, приведу один пример. Только что с уникального симпозиума по экологии в Японии, где говорилось об инаковости, приехал мой коллега. Там шутливо обсуждались семейные миры, взаимоотношения. И там это выступило в форме анекдота, разрешающего эту инаковость. Муж, общаясь с женой, звонит ей по телефону и говорит: "Я хочу, чтобы ты делала все только так, как я скажу. Чтоб к моему приезду дома была горячая вода, чтобы я мог помыть посуду". Я привел этот пример, который действительно показывает возможности и варианты. Толерантность – право другого на варианты, право на действительный мультикультурализм, поликультурность как источник движения в этом мире. Как выйти на диалог? Где начинается этот диалог, в каких ситуациях?

 

Я привел ситуации, касающиеся диад: мать и ребенок, супруги. Но есть и другие диады. Чтобы вы почувствовали весь перечень и диапазон ситуаций, скажу о людях, которые вступают в контакт с террористами. Есть фильм о переговорах с террористами, который относится почему–то к жанру боевиков. В нем описывается эпизод, где блестящий актер Эдди Мэрфи идет на общение с террористом, захватившим банк и уже убившим одного человека. Он медленно движется по этому пространству между жизнью и смертью. За его спиной стоят молодой и более пожилой офицеры полиции. Молодой офицер спрашивает: Послушайте, я не понимаю, откуда он знает, что тот, кто в банке захватил людей, не выстрелит?" – "А он этого никогда не знает", – отвечает пожилой полицейский.

Роль медиатора толерантности – это роль человека, который идет на взаимодействие с фундаментализмом и никогда не знает, чем для него лично завершится это взаимодействие. Поэтому, фиксируя ваше внимание на этой программе и этих установках, я хочу повторить слова моего учителя, 1| психолога Алексея Николаевича Леонтьева. Он любил говорить: "Что такое развитие личности? Развитие личности – это процесс постоянного восхождения на костер". И когда мы с вами занимаемся вещами, которые звучат в мультикультурализме как новая философия взаимодействия, то такая философия, безусловно, существует.

Когда мы говорим о мире СМИ, когда мы говорим о политике, я хотел бы употребить иное понятие, которое более точно показывает, на что замахнулась Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознание и профилактика экстремизма в российском обществе". Эта программа замахнулась на новую философию. Это, как говорят в Одессе, две большие разницы. У нас достаточно много философии и философских подходов. Загляните в Институт философии и вы увидите на одном этаже структуралистов, на другом – оставшихся материалистов, где–то можно поискать психоаналитиков. И это нормально. Когда же возникла необходимость разработать федеральную программу "Формирование установок толерантно го сознания и профилактика экстремизма в российском обществе", я почувствовал себя полнокровным марксистом. Я чувствовал, что иду по пути навязывания, в хорошем смысле этого слова, "идеологии".

Недавно мы чурались самого слова "идеология". Это – наивность. Не бывает системы без идеологии. Что такое идеология? Идеология – это система ценностных ориентации. Это та система, в которой идея становится средством управления массовым и индивидуальным поведением. Вот что такое идеология. Идеология – это управление как массовым, так и индивидуальным сознанием. Наивно думать, что в стране по имени Россия не будет идеологии. Она есть, и она не одна. Этих идеологий несколько. Когда мы говорим о мультикультурализме, мы действительно заявляем, что мы – последователи определенной идеологии. Есть термин, который более точно, чем мультикультурализм и толерантность, передает то, к чему мы стремимся. Это термин " diversity" – разнообразие. Политика "diversity" для ряда стран стала центральной линией. И толерантность выступает как норма совместимости в мире разнообразия.

Именно толерантность как норма совместимости в мире разнообразия – это тот путь, по которому пошли некоторые страны. Какие? В первую очередь, Канада, которая приняла политику разнообразия как ключевую линию своего развития. В муниципальных службах Канады даже есть специальность "решатель проблем в ситуациях разнообразия". По сути дела, работа в мире разнообразия требует создания стратегии и тактик, идущих к культуре разнообразия. И яркий пример этого – мультикультурализм. Программы Канады пишутся как мультикультурные программы, и там термин "мультикультурализм" в образовании, в СМИ, где бы там ни было, вполне законодательно прописан. У нас он прописан недостаточно.

Я хочу подчеркнуть, что ныне как никогда в контексте той оппозиции, которую я поднял, встает вопрос: "Кто, поймите правильно это слово, выступит как агент толерантности? Кто выступит как агент мультикультурализма?" Если в стране не будет групп, в которых существуют агенты или субъекты проведения этой политики, то все напрасно. Поверьте, сегодня надо понять, что мы живем в новую эпоху, эпоху коммуникаций, которую иногда неверно называют эпохой информационного взрыва. Информация – вещь десятая, информационные технологии – это вторично по отношению к коммуникационным технологиям, что, как правило, не понимается. Сегодня медиа–образование по большому счету, хотим мы этого или не хотим, становится серьезнейшим конкурентом тому, что называется формальным образованием. Я имею в виду школьное и вузовское образование. Их границы размываются, поскольку СМИ достают до каждого человека, в отличие от формального образования при всей его доступности. Поэтому то, как будет мир двигаться дальше, во многом зависит от того, насколько в СМИ мы поймем некоторые простые вещи.

Старая формула, что журналистика отражает мир, с моей точки зрения, неверна. Очень часто мы говорили с одним из моих друзей, которого уже, к сожалению, нет, – с Валерием Аграновским – о том, что журналистика – это конструктор реальности, а не ее зеркало. Журналистика – это социальный архитектор реальности, и следует понять, что наши с вами страсти, наши дела, наши действия делают мир, а не отображают его. Это позиция философии социального конструктивизма. Журналистика – одна из мощнейших линий ремесла социального конструктивизма, так как общественное мнение делается, изобретается, конструируется. И когда мои коллеги социологи говорят: "Мы изучаем общественное мнение", я возражаю: Это неправда". Мы не изучаем общественное мнение. Каждый опрос – это конструирование общественного мнения. Каждый вопрос зависит от того, сто составил опросник, зависит от того, кто сделал заказ и, соответственно, получил за этот заказ. Поэтому то, что я называю феноменом рейфингова гипноза – это одно из конструируемых явлений. Мы живем в ситуации, когда пресса рождает многочисленные миры. И то, что СМИ размножаются мирами – это абсолютно очевидный факт. И то, какие это будут миры, накладывает на нас огромную социальную ответственность. Мы привыкли говорить, что живем в самое трудное время, время, когда наряду с нашими мирами, в буквальном смысле, стали реальностью виртуальные миры. А в виртуальных мирах к нам подбирается то, что я называю виртуальной ответственностью.

И в этих ситуациях идеология и философия толерантности выступают как та нить Ариадны, которая поможет нам быть толерантными не в Декларациях, но и в наших с вами личных и социальных действиях.

 


[1] Данные общероссийских опросов населения, проведенных Фондом «Общественное мнение» по репрезентативной выборке в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России. Объем выборки – 1500 респондентов. Июнь 1997 – февраль 2000 г. См. подробнее: http://bd.fom.ru/report/map/o000901.

[2] См. подробнее: Соловьев А. Легальное и легитимное в государственно-правовой истории России XX столетия // http://kreml.org/other/92793817?user_session=ups.

[3] См.: Howard M.M. The Weakness of Civil Society in Post-Communist Europe – Cambridge: Cambridge University Press, 2003. – P. 147.

[4] См.: Дибиров А.З. Легитимность власти и политический режим: Автореф. дис.... д-ра полит. наук. – М., 2002. – С. 6.

[5] Rosental J. New rules for war? // Naval War College Review. – 2004, Summer/Autumn. – Vol. 57. – № 3/4. – P. 91–101.

[6] См.: Sherman P., Sussex M. Foreign policy-making and institutions // Institutions and political change in Russia / Ed. by Robinson N. – L., 2000. – P. 171.

[7] Аврутина Л.Г. Легитимация политической власти в России: анализ, проблемы, приоритеты: Автореф. дис.... канд. полит. наук. – М., 2001. – С. 18.

[8] Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор / Сокр. пер. с англ. А.С. Богдановского, Л.А. Галкиной. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 365.

[9] Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретико-методологический анализ: Автореф. дис.... д-ра полит. наук. – М., 2005. – С. 3.

[10] Подробнее см.: Твирова Ю.А. Политическая коммуникация как фактор трансформации политической системы современной России: Автореф. дис.... канд. полит. наук. – Орел, 2003. – С. 14.

[11] См.: Федорова А.М. Легитимация политической власти в России: Автореф. дис.... канд. полит. наук. – Саратов, 1998. – С. 15.

Date: 2016-05-23; view: 720; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию