Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






То такое виктимность





В связи со всеми последними обсуждениями а так же с тем, что уровень насилия в последнее время что-то очень высок, считаю важным обсудить слово «виктимность».

Один приятель сказал мне, что я виктимна. Я спросила его, что он имеет в виду под этим словом. Он ответил, что это поведение, которое провоцирует агрессию и что само по себе виктимное поведение является агрессией. Каким образом? Он затруднился ответить. Тогда я спросила – если в метро двое мужчин ругаются и один из них оскорбляет другого с целью вызвать драку – это можно назвать виктимным поведением? Он затруднился еще раз.


Чаще всего я слышу про виктимность в контексте изнасилований. «Она очень виктимна, поэтому с ней это случилось». «Не будь виктимной, и тебя не изнасилуют». Что же значит это слово?

Википедия дает очень размытое определение, дескать виктимность – «склонность субъекта к поведению, повышающему шансы на совершение преступления в отношении него». Очень размыто и не понятно, что именно это может быть. Что повышает риск? Да что угодно. Профессия таксиста, например, не говоря уж о профессии милиционера. Конкретных примеров вики не приводит, кроме примера человека, который отрекается от себя, стараясь угодить окружающим. Этому всех женщин учат с детства, значит, все женщины виктимны? К тому же здесь все же речь идет не о преступлении, а об обслуживании.
Или можно понять по-другому: виктимность – как повышенная незащищенность и слабость. Но тогда в категорию виктимных попадают дети, старики, инвалиды. Беременные ужас как виктимны на поздних сроках. Роды делают виктимными всех родивших. Тоже бред. Зачем вообще тогда упоминать слово «виктимность», можно говорить просто «слабость».

Легко можно представить ситуацию, когда выходом из жесткого конфликта может быть физическая агрессия одного партнера и удовлетворенное чувство «а, ты хуже меня» другого. Можно ли назвать такую мысль виктимной? Я бы скорее назвала это копинговой реакцией – как один из способов справиться, пережить причиненный тебе вред. Скорее всего, связанный с тем, что избежать насилия невозможно. Потом, любая жесткая манипуляция или эмоциональное насилие приносит меньше вреда чем, насилие физическое – именно потому, что это не выбор потерпевшего. И в общем мысль «он ударил меня и поэтому поступил хуже меня» тут вполне адекватна – бить человека действительно хуже, чем, скажем, ругаться или кричать.
После таких размышлений я пришла к выводу, что слово «виктимность» не объясняет ничего, не понятно зачем нужно и в целом вредное, т.к. его удобно использовать для перекладывания ответственности за агрессию на потерпевшего – и особенно часто, если речь идет об изнасиловании. Тогда как за физическую агрессию ответственен всегда нападающий – и только он. В таком виде я опубликовала пост у себя в ЖЖ m-i-k-a-e-l-a.livejournal.com/4659.html.

НО! Благодаря комментариям souris_rousse я пересмотрела свою точку зрения на понятие «виктимность». Оказалось, что само понятие появилось в криминалистике для описания ПРЕСТУПНИКА или его характерного стиля, а не для описания ЖЕРТВЫ. То есть любое поведение, которое является частью преступления – виктимно и является уликой, помогающей найти преступника, и вовсе не связано с попыткой сказать потерпевшей женщине: «ты сама виновата, что это случилось потому что ты вела себя виктимно». Тот факт, что изначальный смысл слова трансформируется в бытовом сознании и получает обвиняющий оттенок – говорит о том, что наше общество насквозь пропитано 1) установками культуры изнасилования; 2) идеей виновности слабого и непогрешимости сильного; 3) идеей того, что общество может диктовать поведение более уязвимым людям. Отрадно, если это понятие по-другому употребляется хотя бы профессиональными криминалистами.

 

118. Психологические аспекты обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства от угроз социального, природного и техногенного характера.

 

 

119. Гомеостазический и гетеростазический уровни функционирования личности.

 

 

етеростатические теории личности, ориентированные на согласие, признают в качестве основания личности одну силу, которая, стремясь получить максимальное развитие, усложняет и совершенствует личность. Поскольку эта сила едина и присутствует в личности с рождения, ее реализация не подразумевает конфликт. Хотя некоторые авторы, например А. Маслоу и Э. Фромм, указывают на то, что в современном обществе многое препятствует гармоничному развитию личности; предполагается, что общество можно улучшить таким образом, чтобы ничто не мешало личностному росту, т.е. в этих теориях конфликт не является движущей силой развития личности. Позиция К. Роджерса (1902—1987) представляет собой наиболее яркий вариант такого типа теорий. Для Роджерса тенденция ядра личности заключается в том, чтобы актуализировать потенциальные возможности человека. Роджерс считает, что человек по природе хорош и не нуждается в сдерживании своей сущности со стороны общества (допущение о природе человека второго типа по нашей классификации). Роджерс воздерживался от перечисления конкретных свойств ядра личности, настаивая на уникальности каждой личности. Дело для него не в том, чтобы описать личность или привести ее к некоему стандарту. Наоборот, важно лишь воспитывать то, что заложено в естественном проекте развития человека, и тог да личность достигнет полной актуализации. Таким образом, тенденция актуализации дана человеку от природы. В отличие от тенденции к актуализации, присущей всему живому, Роджерс называет; человеческое стремление к раскрытию своего потенциала самоактуализацией. Самоактуализация отличается от актуализации ведущей ролью сознания. Другими словами, человек старается раскрыть не все свои возможности вообще, а те, которые он осознает и принимает в себе. Для того чтобы Я-концепция (то, как человек видит свой потенциал) была адекватной и продуктивной, необходимо удовлетворение двух особых потребностей личности — потребности в позитивном безусловном внимании и потребности в самопринятии.


10.4. Гетеростатические теории личности: ориентация на согласие 397

Потребность в позитивном безусловном внимании должна быть удовлетворена в первую очередь родителями ребенка. Отличие безусловного внимания от условного заключается в том, что в первом случае ребенка принимают и поддерживают независимо от того, каков он, а во втором — проявляют любовь к ребенку, только когда он поступает в соответствии с их пониманием, «что такое хорошо и что такое плохо». Поскольку ребенок стремится добиться любви родителей, он вслед за ними начинает отвергать некоторые стороны своей натуры. Формируется защитное поведение, которое, по Роджерсу, помогает человеку выжить, но препятствует открытию его истинной природы.

Человек, который принимает себя полностью, не ориентируясь на внешние запреты, называется К. Роджерсом «полноценно функционирующей личностью». Образ жизни такого человека характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, полноценно функционирующий человек демонстрирует открытость к переживаниям, которая противоположна использованию психологической защиты. К. Роджерс пишет об этом свойстве так: «Человек становится способен лучше прислушиваться к себе, к переживаниям, которые происходят внутри него. Он более открыт к ощущениям страха, разочарования, боли. Он также более открыт к ощущениям мужества, нежности и благоговения. Он свободно субъективно проживает свои чувства и также свободно осознает их наличие».


Во-вторых, полноценно функционирующий человек реализует «экзистенциальный» способ жизни. Роджерс подразумевает под этим стремление наиболее полно проживать каждый момент, не убегая от настоящего в воспоминания о прошлом или в мечты о будущем.


В качестве третьей особенности полноценно функционирующего человека Роджерс вводит понятие «организмического доверия». Под организмическим доверием понимается способность опираться в решении проблем на интуицию, полагаться на внутреннюю очевидность того, что правильно или неправильно для человека в данной конкретной ситуации.

Четвертое свойство полноценно функционирующего человека — это «эмпирическая свобода», т.е. субъективное переживание свободы выбора, которое порой может вступать в противоречие с объективной детерминированностью поступков человека.

Последняя характеристика — это высокий уровень проявления творческой способности.

Безусловно, К. Роджерс понимал, что полноценное функционирование — это некое идеальное состояние личности, к которому

Глава 10. Психология личности

следует стремиться в противовес «суженному существованию», которое влачит большинство реальных людей. Он пишет об этом: «Я думаю, стало понятно, почему для меня такие прилагательные, как «счастливый», «веселый», «радостный», не вполне подходят для общего описания процесса, который я назвал хорошей жизнью, несмотря на то, что в ходе этого процесса человек в соответствующие моменты будет испытывать все эти чувства. Прилагательные, которые подошли бы в более широком смысле, — это такие прилагательные, как «улучшающий», «волнующий», «полезный», «перспективный», «значимый». Я убежден, что процесс хорошей жизни не для трусливых. Он включает в себя растущую и увеличивающуюся реализацию врожденных потенциальных возможностей человека».

Концепция А. Маслоу также может быть отнесена к гетеростатическим концепциям, ориентированными на согласие. Тенденция ядра личности, заключающаяся в возможно более полном раскрытии внутреннего потенциала человека, разворачивается, по Маслоу, на двух ступенях. Первая ступень — это актуализация физиологического стремления к жизни, присущая человеку как живому организму, а вторая ступень — собственно самоактуализация. Иерархическая уровневая модель потребностей, разработанная А. Маслоу, оказала огромное влияние на психологию мотивации (см. гл. 4), поэтому мы не будем останавливаться здесь на ней подробно. Зафиксируем только принципиальное для Маслоу разделение на потребности дефицита (низшие потребности) и потребности роста (высшие потребности). На первой ступени личность функционирует гомеостатически, и только на второй начинает действовать принцип гетеростаза. Потребности роста ведут к нарастанию напряжения, так как, по его словам, «они относятся к стремлению обогатить существование, расширить жизненный опыт, повысить наслаждение от ощущения себя живым».

А. Маслоу провел анализ личностных особенностей людей, которые, по его мнению, достигли высокого уровня самоактуализации. Среди них были как современники ученого — его знакомые и студены колледжа, так и знаменитые личности, достигшие мирового признания в различных сферах, например: философы Гете, Дж. Рассел, Спиноза; писатели Шолом-Алейхем, У. Уитмен, Дж. Ките; ученые А. Эйнштейн, В. Джеймс, М. Вертгеймер; композитор Гайдн; политические деятели А. Линкольн, Дж. Вашингтон, Б. Франклин, Т. Джефферсон; художники К. Писсаро, П. Ренуар и др. На основе изучения биографий «самоактуализированных» людей А. Маслоу выделил 15 характеристик, которые являются существенными для


 

10.4. Гетеростатические теории личности: ориентация на согласие 399

понимания «модуса жизни» человека, мотивированного к самоактуализации:

1) реалистичное восприятие реальности;

2) принятие себя, других и природы;

3) спонтанность, простота и естественность;

4) служение (сосредоточенность на решении проблем мира, а не на удовлетворении эгоистических потребностей);

5) потребность в уединении;

6) автономность, независимость, воля и активность;

7) свежий взгляд на вещи;

8) мистические и высшие переживания, которые не обязательно связаны с религией;

9) чувство единения с человечеством (Gemeinschaftsgefuhl, по А. Адлеру);

 

 

120. Толерантность и толерантное сознание (А.Г. Асмолов).

 

Г. Асмолов отмечает, что термин «толерантность» выражает три пересекающихся значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение [1].

Как видим из этих определений, понятие «толерантность» варьируется в зависимости от того, в каком аспекте этот термин используется. Так, в социальном контексте толерантность трактуется как готовность человека позволять другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при отсутствии таких негативных явлений, как агрессивность, насилие, хулиганские действия и поступки. В социологическом энциклопедическом словаре толерантность определяется как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаю, чувствам, идеям, верованиям, как выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам [14].

Мы рассматриваем толерантность как динамическое, интегральное нравственное качество личности, характеризующееся уважительным и терпимым отношением к людям другой национальности, религии, к их взглядам, обычаям, привычкам, социальному статусу их поступкам и действиям, не приносящим вреда психическому и физическому здоровью; способностью находить конструктивное решение в спорных и конфликтных ситуациях, сохраняя при этом свою индивидуальность.

 

Политическая корректность как лингвокультуральная форма выражения толерантного сознания.

 

Экстремизм в молодежной среде как социокультурный феномен.

Экстремизм характеризуется обычно как приверженность различных субъектов общественных отношений к крайним с точки зрения общества взглядам и мерам для достижения определенных целей.

В условиях, когда приверженность таких субъектов к крайним взглядам и мерам имеет достаточно широкое распространение, она сопровождается формированием соответствующих идеологий, доктрин, учений, а также общественных практик. В определенных обстоятельствах – созданием тех или иных организационных структур для претворения в жизнь соответствующих идеологических установок и практических намерений. Экстремизм может характеризоваться как относительно устойчивый социальный феномен, как распространенное общественно опасное социальное явление.

В современных условиях экстремистский характер тех или иных идеологий и практической деятельности различных субъектов экстремизма принято идентифицировать с применением нелегитимного насилия и других крайних мер, а также с соответствующей организационной и агитационно-пропагандистской деятельности.

В зависимости от идеологической направленности экстремистских организационных структур и практической деятельности экстремистского характера в общей системе экстремизма выделяют такие достаточно устойчивые, долговременные разновидности (направления), как политический, этнонациональный, религиозный, в молодежной среде и другие виды. Указанные разновидности экстремизма взаимосвязаны друг с другом и нередко трансформируются один в другой.

Как социальное явление экстремизм обусловливается различными социальными противоречиями, не получившими своевременного разрешения и приобретшими острую конфликтную форму.

Наряду с различными социальными факторами, имеющими объективный и субъективный характер и порождающими экстремизм, важную роль в его распространении играют те социальные условия, которые благоприятствуют, способствуют формированию экстремистских взглядов и идеологии, созданию экстремистских организаций, осуществлению экстремистских действий. Это, например, распространение в обществе правового нигилизма, недостаточная эффективность правоохранительных органов, значительный уровень социальной напряженности и др.

Основными чертами экстремизма, в которых выражается его социальная сущность, являются: социально-политическая направленность идеологии и практики данного социального явления; использование нелегитимного насилия как основного метода достижения целей субъектов данного явления; агрессивность идейно-политических установок и практических действий последних; повышенная общественная опасность.

Политическая направленность экстремизма в молодежной среде выражается, прежде всего, в основных целях и объектах экстремизма, что предполагает ведение борьбы его субъектами за власть – за ее завоевание или сохранение, за изменение социально-политического устройства общества или политики государства, за устранение или ослабление их политических противников и т.д.

Применение нелегитимного насилия как сущностная черта экстремизма в молодежной среде обусловливает деструктивный характер данного явления, его повышенную опасность, несовместимость с морально-нравственными и правовыми основами современного демократического общества.

Агрессивность экстремизма в молодежной среде выражается в бескомпромиссности деятельности его субъектов, порождается нетерпимостью, а нередко и фанатизмом последних, неадекватной оценкой ими собственных и противника потребностей и интересов. Она обусловливает пренебрежение к интересам и правам противостоящей стороны, полное отсутствие или крайне малый диапазон готовности идти на поиск путей разрешения противоречий на основе компромиссов и соглашений.

Повышенная общественная опасность экстремизма в молодежной среде, обусловливаемая, прежде всего, присущим ему нелегитимным насильственным характером разрешения социальных противоречий и конфликтов, выражается в многочисленности и чрезвычайной остроте угроз рассматриваемого явления для жизненно важных интересов личности, общества и государства, для их безопасности.

Таким образом, экстремизм в молодежной среде можно рассматривать как неадекватный способ разрешения социально-политических противоречий некоторой части молодежи в области классовых, межэтнических, религиозных и иных социальных отношений соответствующими субъектами последних.

При этом в силу своего преимущественно насильственного характера, экстремизм в молодежной среде представляет серьезную угрозу для государственной безопасности – важнейшего элемента национальной безопасности].

Экстремизм в молодежной среде как негативное социально-политическое явление характеризуется сложной структурой. Ее основными составляющими, при относительно высоком уровне развития данного явления, выступают идеологический, деятельностный и организационный аспекты.

Идеологический аспект экстремизма в молодежной среде выражается в тех или иных теориях, концепциях (и т.п.) экстремистской направленности (прокоммунистического, неонацистского, анархистского характера и др.), предназначенных для идейно-политического объединения экстремистски настроенных лиц, обоснования выдвигаемых ими целей борьбы и необходимости использования для их достижения противоправных форм и методов деятельности, а также приобретения единомышленников и завоевания поддержки общества.

Организационный аспект экстремизма в молодежной среде служит для организационно-политического объединения тех или иных сил определенной экстремистской ориентации, предполагает выработку стратегических и тактических основ их деятельности, управление ими, финансовое и материально-техническое обеспечение экстремистской деятельности и т.п.

Деятельностный аспект экстремизма в молодежной среде, или его практика, выражается в непосредственном экстремистском воздействии на противников экстремистов – объектов рассматриваемого явления в различных формах нелегитимного насилия и других крайних мер и т.д. Он носит целенаправленный характер и выражается в широком комплексе экстремистских акций.

Взаимодействие упомянутых выше структурных элементов экстремизма в молодежной среде призвано обеспечить реализацию целей и задач его субъектов.

В настоящее время достаточно четко проявляются такие сформировавшиеся виды угроз экстремизма в молодежной среде, как негативные социально-политические процессы экстремистской направленности, целенаправленная деятельность тех или иных экстремистских структур, а также конкретные общественно опасные действия исполнителей конкретных экстремистских акций.







Date: 2016-05-23; view: 484; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию