Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфликт как психолого-педагогическая проблема





Панчеха: Профилактика межличностных конфликтов в группе подростков.

Глава 1. Теоретико-методологические основы понятия «конфликт» в психолого-педагогической литературе.

Конфликт как психолого-педагогическая проблема

 

Конфликт в научной литературе рассматриваются, как механизм отбора. Если конфликт возник, то главным, является держание победы. Но конфликт может проходить по-разному, это во многом зависит от самих людей. Некоторые могут сразу же прикладывать физические усилия, не разбираясь в ситуации, даже не пытаясь найти выход. Здесь возникает межгрупповой конфликт. А есть участники конфликта, которые решают его цивилизованным способом, сюда можно отнести спор. Что за ерунда, откуда Вы это взяли, где здесь наука? Нужно дать научное определение конфликта, да не одно, сравнить их между собой, рассмотреть составляющие конфликта: виды, этапы, функции. И так далее

С давних времен конфликтность, считалось свойством человека.

В философии, например, конфликт выступает в виде формы, стадии, фазы развития. Или же, конфликт - это категория отражающая фазу и форму, стадию противоречия. Тоже не научно: стадия развития чего? – ничего не понятно. Вы сами понимаете, что хотите сказать? Если берете философию, то ссылайтесь на конкретного философа, подробно анализируйте, как он рассматирвал понятия конфликта.

В тексте пишем инициал имени, фамилию, по алфавиту, сначала русские, потом иностранные (или наоборот). Проблемой в области конфликтологии занимались выдающиеся философы, деятели, психологи, педагоги, социологи таких, как: Уильям Мак-Дугалл, Герберт Спенсер, Конрад Лоренс, Курт Левин, 3игмунд Фрейд, Карл Маркс, Георг Зиммель, Льюис Козер, Кеннет Боулдинг, И. Ф. Смолянинов, Полин Гриффин, М. И. Могилевский, В. А. Кременюк, Лев Семенович Выготский, Борис Тимофеевич Лихачев, Лариса Андреевна Петровская, Роберт Львович Кричевский, Дмитрий Петрович Зеркин, Екатерина Михайловна Дубовская, Анатолий Яковлевич Анцупов, Анатолий Иванович Шипилов.

Например в Китае, конфликт считается как фундамент системы. В которой происходит противоборство положительных и отрицательных частиц, что приводит к разногласию. Кто так считал? Фундамент какой системы? Чьих частих?

Вопросы конфликтологии обсуждались и в Древней Греции. В филосовский взглядах, отсутствовало что-то единое. Анаксимандр и Гераклит считали, что явления и предметы наделены конфликтом (ну и что дальше, почему оборвали рассуждение?). Фридрих Ницше полагал, что конфликт плодотворен и свойственен человеку (раскрывайте про Ницше дальше). Адам Смит (1723-1790) проанализировал конфликт, как социальное явление, где рассматриваются причины в классах общества. Макиавелли Николло (1469-1527) полагал, что конфликт признак общества. Подробнее про все авторов с анализом: чьи и каккие взгляды совпадают, чьи отличаются? Может представители каких то конкретных течений имеют одни взгляды …..

В психологии выделяют два этапаэтапы чего? В какой психологии? В отечественной или в зарубежной?: начало ХХ в. - 50-е гг. и конец 50-х гг. - наше время. В зарубежной психологии конфликта выделяют такие направления, как:

• психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, К.Г.Юнг);

• социотропное (У. Мак-Дугалл, С.Сигеле и др.);

• этологическое (К.Лоренц, Н.Тинберген);

• теория групповой динамики (К.Левин; Д.Креч, Л.Линдслей);

• фрустрационно-агрессивное (Л.Берковитц, Д.Доллард, Н. Миллер);

• поведенческое (А.Басс, А.Бандура, Р.Сирс);

• социометрическое (Д.Морено, Г.Гурвич, Э.Дженигс, С.Додд);

• интеракционистское (Д.Мид, Т.Шибутани, Д.Шпигель).

• теоретико-игровое (М.Дойч);

• теория организационных систем (Р.Блейк, Дж. Мутон);

•теория и практика переговорного процесса (Р.Фишер, Д.Прюитт, Д.Рубин, У.Юри).

З.Фрейд считал, что появление и развитие внутриличностных конфликтов определяется внутриличностными психическими силами.

Швейцарский психолог Карл-Густав Юнг, выдвинул положение о существовании коллективного бессознательного. Если Вы называете столько направлений, изучающих конфликты, то должны подробно проанализировать, что представители этих направлений вкладывают в понятие конфликт. А это отписка.

В таких науках как, история, политология, социология, пси­хология, под конфликтом подразумевают процесс развития и разрешения противоречий, отношений и действий людей, протекающих как в индивидуальном уровне, так и в межгрупповом. (Эн­циклопедический социологический словарь /Под ред. Г.В. Осипова.-М., 1995. с. 303.)

Понятие «конфликт» имеет широкое содержание, употребляется в разнообразных значениях.

Конфликт - один из видов социального взаимодействия, отличающийся сопровождением отрицательных эмоций и деятельностью более примитивных пластов психики;

Конфликт - сложное комплексное явление, имеющее вторичные социально-психологические аспекты;

Конфликт - результат сопротивления существующим в обществе отношениям господства и подчинения;

Конфликт - результат столкновения противоборствующих тенденций деятельностного, поведенческого, характерологического, мотивационно-потребностного, целевого, эмоционально-волевого и личностного аспектов взаимодействия;

Конфликт - реакция человека на препятствия по достижению целей, на поведение другого, не соответствующее ожиданиям, на несовместимость характеров, культурных основ поведения и потребностей;

Конфликт - эскалация каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие. (Заиченко, Н.У. Структурно - содержательные характеристики и психологические особенности конфликта [Текст] / Н.У.Заиченко // Мир психологии.- 1998. - № 4. - стр. 27-33). На каждое определение должна быть ссылка на литературу.

Один из современных теоретиков в области социологии конфликта, Р. Дарендорф считает, что конфликт выступает как биполярное явление, проявляющее себя в активности сторон.

Американский исследователь Д. Майерс рассматривает конфликт как несовместимость действий или целей.

Все должно быть по порядку: сначала философия, затем можно психологию дать, затем социологию, педагогику и т.д. но должна быть логика, порядок в рассуждениях, а у Вас беспорядок.Немецкий социолог Георг Зиммель первым в научную терминологию ввел понятие «социология конфликта». Считая, что среди форм социального взаимодействия, как авторитет, договор, подчинение, сотрудничество, особое место занимает конфликт. Конфликт способствует интеграции, определяет характер, укрепляет принципы и нормы.

Благодаря исследованиям социолога, можно выделить положения, характеризующие его теорию:

- чем сильнее внутригрупповые и межгрупповые конфликты, тем вероятно, что границы между группами укрепляться;

- чем острей конфликт, тем больше вероятность жестокости конфликтных групп;

- чем острее конфликт, тем сильнее внутренняя сплоченность конфликтующих групп;

- чем меньше острота конфликта, чем более социальное целое базируется на функциональной взаимозависимости, тем более вероятно, что конфликт имеет интегративные последствия для социального целого;

- чем чаще конфликты и чем меньше их острота, тем быстрее члены подчиненных групп могут избавиться от враждебности, почувствовать себя хозяевами своей судьбы, поддержать интеграцию системы;

- чем чаще конфликты, тем более вероятно, что создадут нормы, регулирующие конфликт;

- чем продолжительнее и менее остры конфликты между группами, в различной степени обладающими властью, тем более вероятно, что они отрегулируют свое отношение к власти. (Анцупов А. Я., Шипилов А. И Проблема конфликта. Аналитический указатель. – М.: Наука, 1992. – 213 с., Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Издательство ЭКМОС,2000. – 320 с., Зеркин Д. П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. – Ростов – на Дону: "Феникс", 1998. – 480 с.).

В 1956 г. Льюис Козер в книге «Функции социального конфликта» дал новое определение конфликта. Где утверждалось, что конфликтные отношения влияют позитивно на общественные системы, функционируют их. Из его теории о конфликте, можно раскрыть положения:

- чем сильнее неимущие группы усомнятся в законном характере существующего распределения недостающих ресурсов, тем выше вероятность того, что они станут зачинщиками конфликта;

- чем больше испытываемые группами лишения превращаются из абсолютных в относительные, значит, они станут инициатором конфликта;

- чем больше группы вступают в конфликт из-за интересов, тем больше конфликт связан с ложными интересами, тем он острее;

- чем более жесткой является социальная система, тем острее конфликт;

- чем больше у участников конфликта разногласия, тем продолжительнее конфликт;

- чем меньше поддается интерпретации смысл победы, тем продолжительней конфликт;

- чем лучше лидеры конфликтных групп смогут понять, что полное достижение целей обходится дороже, тем менее продолжительным будет конфликт;

- чем острее конфликт, тем больше вероятность, что в конфликтных группах сложатся централизованные структуры принятия решений, и тем лучше он будет способствовать укреплению структурной и моральной сплоченности групп;

- чем больше отношения между главными конфликтующими группами носят первичный характер, тем острее конфликт, тем больше он приводит к подавлению инакомыслия и отклонений в каждой группе и усиливает подчинение основополагающим нормам и ценностям;

- чем чаще происходят конфликты, тем ниже вероятность того, что они отражают разногласия по поводу основных ценностей, тем в большей мере их функциональное значение состоит в том, чтобы поддерживать равновесие;

- чем чаще и слабее конфликты, тем выше вероятность, что они будут содействовать созданию средств нормального регулирования конфликта.

Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов: Учебное. Пособие. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 271 с. Шипилов А. И. Социально – психологические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении: Диссертация кандидата психологических наук. – М., 1993. – 224 с. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Издательство ЭКМОС,2000. – 320 с. Анцупов А. Я. Социально – психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. – М.: ГАВС, 1992. – 262 с.

Таким образом, социология конфликта ориентирована на рассмотрение социальных конфликтов в общественных отношениях. Подробнее надо анализировать, а не одним предложением. Это все, что Вы можете сказать?

Самые первые отечественные публикации о конфликте появились в начале 20-х годов. В России конфликтология существует с 90-х годов. Авторами первой работы в конфликтологии являлись Могилевский М.И. и Гриффин П.О., которая посвятилась трудовым конфликтам. А авторами первого учебника по конфликтологии являются А.Анцупов и А.Шипилов. Которые считали, что конфликт, это способ разрешения противоречий, возникших в процессе взаимодействия, противодействия субъектов, сопровождающиеся негативными эмоциями. [Анцупов А..Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов - М.:ЮНИТИ, 2000. с. 120].

По их мнению, в истории отечественной конфликтологии можно выделить несколько периодов.

1 период - до 1924 года. Происходит накапливание научных знаний. Конфликт изучается в рамках философии, права, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

2 период - 1924-1990 годы. Зарождение отраслей конфликтологии, проблемы конфликта в социологии, математики, социобиологии происходит публикация о проблемах конфликта, защищаются первые кандидатских диссертаций, исследования конфликта в философии, педагогике, исторических и политических науках.

3 период - 1990 год - настоящее время. Конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, создаются центры, группы по исследованию и урегулированию конфликтов.

Как в отечественной конфликтологии, так и в зарубежной науке основная заслуга в развитие конфликтологических знаний внесли психологи, социологи и политологи.

В отечественной психологии и социальной психологии теория конфликтов разрабатывалась в исследованиях В.О. Агеева (1990), А.А. Бодалева (1983), В.И. Журавлева (1983), Н.Н. Обозова (1979), И.А. Коха (1997), Я.А. Анцупова, А.И. Шипилова (2000), Ф.М. Бородкина (1989), А.К. Зайцева (1992, 1993), А.Г. Здравомыслова (1995) и др.

По мнению А.Г Здравомыслова, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе. Это форма отношений между субъектами социального действия, которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями (Гинзбург М.Р. Сформированность личностной идентичности как показатель успешности социализации в подростковом возрасте. / Мир психологии, №1, 2006. стр 94).

А.А. Ершов отмечает, что конфликт означает столкновение личностей из-за несовместимости их потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения.

К. А. Абульханова-Славская подходит к определению конфликта с нескольких позиций. С первой точки зрения, конфликт выступает как одно из средств самоутверждения, преодоления отрицаемых личностью тенденций, со второй точки зрения, конфликт - одно из крайних средств регулирования отношений.

Один из отечественных исследователей, Б.И. Хасан считает конфликт неким взаимодействием, в котором действия взаимно детерминируют и взаимно изменяют друг другу, требуя для этого специальной организации. (Колесов Д.В.; Сальверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. - М, 2007., с. 33).

В отечественной психологической литературе в работе Р. Л. Кричевского и Е. М. Дубовской, выделено четыре направления: организационное, деятельностное, мотивационное, когнитивное. Мотивационное и когнитивное, являются подходами личностного направления. Личность в нем рассматривается как центральное звено конфликтного взаимодействия. (Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. – М.: Издательство МГУ, 1991. – 206 с.)

В педагогике конфликты исследуются на разных возрастных этапах личности:

· в дошкольном возрасте (А. А. Рояк, Т. И. Юферова и др.);

· в школьном возрасте (В. М. Афонькова, Л. С. Славина и др.);

· в подростковый период (Т. В. Драгунова, Е. В. Первышева и др.);

· в молодежных, студенческих группах (В. М. Басова, А. И. Шкиль).

(Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов.-M:Юнити,1999.-стр.551), (Донцов, А.И. Психология коллектива [Текст] / А.И.Донцов.-М.:Изд-воМГУ,1984.-с 208),Первышева, Е.В. Межличностный конфликт как фактор социализации подростков: диссертация кандидата психологических наукЕ.В.Первышева.-М.,1989.-с157).

Основное внимание в педагогике и психологии, уделяется изучению направлений: конфликты в коллективе школьников (В.М. Афонькова, Е.А. Тимоховец); сущность конфликтов, их причины в педагогических коллективах (Б.С. Алишев, Т.А.Чистякова); исследованию подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов (Г.М. Болтунова); конфликты между учениками и учителем (О.Н.Лукашенок, Н.Е.Щуркова, Первышева, Е.В. Межличностный конфликт как фактор социализации подростков: диссертация кандидата психологических наук /Е.В.Первышева.-.,1989.-с. 93).

По своей структуре, конфликт имеет предмет, объект, причины, классификации, признаки, уровни, стадии.

Предмет это сами противоречия, которые возникают между сторонами, это сама проблема. Объект конфликта – это, то по поводу чего возникает столкновение интересов. Без наличия объекта конфликт не может возникнуть, а объект не может существовать сам по себе. Например, в магазине продается книга, в единственном экземпляре, но она не является объектом, до тех пор пока ею не заинтересуются люди, не возникнет желание ее присвоить себе.

Признаки конфликта

Признаками конфликта являются:

· ситуация, которую участники читают как конфликтная;

· интересы не разделяются между участниками;

· усиленное желание участников развивать конфликт, а не выход.

(Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.с.63)

Также признаком считается характер, особенности участников, потребность участника, за счет которой он борется. В теории А. Маслоу, сгруппированы потребности: физиологические; в безопасности и защищенности; социальные; потребности в уважении; потребности самовыражения. Если же не удовлетворится какой ни будь из потребностей, то участник идет на конфликт.

В конфликтологии запада (Запада), ситается,что у конфликта есть и интенсивность конфликта. Принято выделять конфликты высокой, средней, низкой интенсивности. Конфликт низкой интенсивности проходит как спор. Конфликт высшей интенсивности проходит физическим рукоприкладством. (Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.) про Запад, туда, где все о зарубежных теориях.

Причины и факторы, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты

Факторы и причины конфликтов носят определенный характер и входят в группы: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические, личностные. [Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 551 с].

Объективные факторы: столкновение интересов людей, неправильное распределение материальных и духовных благ; образ жизни, связанный с материальной неустроенностью; стереотипное разрешение конфликтных противоречий и др.

Организационно-управленческие факторы: структурно-организационные, функционально-организационные, личностно-функциональные и ситуативно-управленческие.

Социально-психологические причины конфликтов: искажение информации в общественной коммуникации; дисбаланс взаимодействия людей; выбор разных способов оценки результатов деятельности; разный подход одних событий; соревнование и конкуренция; ограниченная способность и др.

Личностные причины конфликтов: оценка поведения как недопустимого; слабая устойчивость к конфликтам; неразвитая эмпатия и др. Возникновение искаженных образов партнера, приводящие к непониманию конфликтам (Андриади И.П. Конфликты, причины их возникновения и некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт. – М.: Изд-во Гос. центр.ин-та физ. культуры, 1991. – 130 с.).

У.Ф. Линкольн выделяет пять факторов конфликтов (Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 1998. –С.12-13):

1) Информационный фактор-это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Это может быть: неполная, неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование; недооценка фактов при решении спорных проблем; дезинформация, слухи и т.д.

2) Структурный фактор - формальные и неформальные характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчины и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм и т.д.). Б. Майерс дополняет: "доступные ресурсы, процедуры принятия решения" (Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. Киев: Внешторгиздат, 1991. – 191с.)

3) Ценностный фактор-те принципы, которые провозглашаются или отвергаются; которым будут следовать все члены группы. Они вносят в группу чувство порядка и цель существования. Это такие ценности как:

- личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.);

-групповые системы верований и поведения;

- системы верований и поведения общества;

-ценности всего человечества;

- профессиональные ценности;

-религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.

4) Фактор отношения-удовлетворение от взаимодействия двух или более сторон или его отсутствие. Внимание на аспектах:

-основа отношений (добровольные или принудительные);

-сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);

-ожидания от взаимоотношений;

-важность взаимоотношений;

-ценность взаимоотношений;

-длительность взаимоотношений;

-совместимость людей в процессе взаимоотношений;

-вклад сторон во взаимоотношения и т.д.

Утверждает А.А. Бодалев, что конфликт вызывается причинами, обусловленными: трудовым процессом; психологическими особенностями, симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей. (Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551 с.).

Функции конфликта - это воздействие конфликта и результата на участников, их отношения и на социальную и материальную среду. Можно выделить функции конфликта: воздействие на психические состояния участников; воздействие на взаимоотношения; на качество их индивидуальной деятельности; на социально-психологический климат группы; на качество совместной деятельности.

По направленности выделяют деструктивные и конструктивные функции конфликта. В групповых отношениях конструктивная функция конфликта проявляется как источник новшества, появление целей, норм, ценностей. Деструктивная функция конфликта проявляется в нарушении системы коммуникаций, взаимосвязей, ослаблении ценностно-ориентационного единства, снижении групповой сплоченности и понижении в функционирования группы в целом [Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // В сб. Психология конфликта (хрестоматия) (сост. Гришина Н.В.). – СП б, Питер,. 2001. –.c.84].

 

Классификация конфликта

Конфликты подразделяются на различные виды:

1. по объёму: на внутриличностные, межличностные, личностно-груповые и межгрупповые.

· Внутриличностный. Сторонами конфликта выступают две или более составляющих одной личности, отдельных особенностей личности и поведения человека.

· Межличностный конфликт возникает между двумя и более личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок.

· Личностно-групповой конфликт возникает чаще всего при несоответствии поведения личности с требованиями группы.

· Межгрупповой, в котором происходить столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп.

2. по длительности протекания: кратковременные и затяжные.

· Кратковременные возникают из-за не понимания друг друга.

· Затяжные, возникают из-за нравственно-психологических травм.

3. по источнику возникновения: объективно и субъективно обусловленные.

· Объективный возникает по причине противоречивой ситуации, неправильно распределения чего либо.

· Субъективный возникает в связи с личностными особенностями участников, из0за преград для удовлетворения целей.

4. по столкновению ценностей или интересов;

5. по степени влияния конфликта на жизнь коллектива.

Например, В. И. Андреев предлагает следующую классификацию:

· по степени остроты конфликтов: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда;

· по проблемно-деятельностному признаку: управленческие, педагогические, производственные, экономические, творческие и др.;

· по степени вовлеченности людей в конфликт: межличностные, межгрупповые, межколлективные. (Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки// Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1980. – Т. II. – С.128-268.)

Также различают конфликты по:

· по коммуникативной направленности, их разделяют на горизонтальные, где участники не подчиняются друг другу; вертикальные, участники связаны подчинениями; смешанные где имеется подчинения и неподчинения.

· по масштабам и продолжительности конфликты бывают локальными, где вовлечена часть группы, возникают из-за разногласия и противоречий по поводу недостатков в группе.

· по составу конфликтующих сторон, затрагивающих в большинстве случаев их интересы, целеполагание, соблюдение социальных и нравственных норм, определение функциональной значимости конфликтного противостояния. В первую очередь к этим типам относятся внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые конфликты [Морозов А.В. Деловая психология. СПб.: Союз, 2000. - 576 с.].

Л.А. Петровская выделяет такие виды конфликтов как:

· адекватно понятый конфликт, в котором стороны правильно оценивают конфликт;

· неадекватно понятный конфликт, стороны ее осознают, но не понимают соответствие действительности.

· ложно непонятый конфликт, конфликтная ситуация существует, но не осознается сторонами.

· ложно понятый, когда отсутствует конфликтная ситуация, а стороны расценивают ее как конфликтную.

 

Стадии конфликта

Предполагающая стадия - связана с появлением условий, в которых может возникнуть столкновение интересов. К этим условиям относятся: а) длительное бесконфликтное состояние коллектива или группы, когда все себя считают свободными, не несут никакой ответственности перед другими, рано или поздно возникает желание искать виновных; каждый считает себя правой стороной, обиженной несправедливо, то порождает конфликт; бесконфликтное развитие чревато конфликтами; б) постоянное переутомление, вызванное перегрузками, которые ведут к стрессам, нервозности, возбудимости, неадекватной реакции на самые простые и безобидные вещи; в) инфорационно-сенсорный голод, недостаток жизненно важной информации, длительное отсутствие ярких, сильных впечатлений; в основе всего этого лежит эмоциональная перенасыщенность будничной повседневностью. Отсутствие необходимой информации в широких общественных масштабах провоцирует появление слухов, домыслов, порождает тревогу (у подростков - увлечение рок-музыкой, как наркотиками); г) разные способности, возможности, условия жизни - все это ведет к зависти к преуспевающему, способному человеку. Главное, чтобы в любом классе, коллективе, группе никто не чувствовал себя обделенным, "человеком второго сорта"; д) стиль организации жизни и управления коллективом.

1. Стадия зарождения конфликта - столкновение интересов различных групп или отдельных людей. Оно возможно в трех основных формах: а) принципиальное столкновение, когда удовлетворение одних может быть реализовано определенно только за счет ущемления интересов других; б) столкновение интересов, которое затрагивает лишь форму отношений между людьми, но не задевает серьезно их материальных, духовных и других потребностей; в) возникает представление о столкновении интересов, но это мнимое, кажущееся столкновение, не задевающее интересов людей, членов коллектива.

2. Стадия созревания конфликта - столкновение интересов становится неизбежным. На этой стадии формируется психологическая установка участников развивающегося конфликта, т.е. не осознаваемая готовность действовать тем или иным образом, чтобы снять источники дискомфортного состояния. Состояние психологического напряжения побуждает к "атаке" или к "отступлению" от источника неприятных переживаний. Окружающие люди могут догадываться о зреющем конфликте быстрее, чем его участники, у них более независимые наблюдения, более свободные от субъективных оценок суждения. О созревании конфликта может свидетельствовать и психологическая атмосфера коллектива, группы.

4. Стадия осознания конфликта - конфликтующие стороны начинают

осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов. Здесь

возможен ряд вариантов: а) оба участника приходят к выводу о

нецелесообразности конфликтующих отношений и готовы

отказаться от взаимных претензий; б) один из участников понимает

неизбежность конфликта и взвесив все обстоятельства, готов

уступить; другой участник идет на дальнейшее обострение;

рассматривает уступчивость др. стороны как слабость; в) оба

участника приходят к выводу о непримиримости противоречий и

начинают мобилизацию сил для решения конфликта в свою пользу.

· 1) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);

· 2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);

· 3) послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).

Таким образом, само понятие конфликт изучалось с давних пор. Существует множество определений данного термина. Термин рассматривается как сопротивление, столкновение, противопоставление и т.п. Конфликт имеет структуру, причины, которые сводятся от самой личности и до интересов всей группы, а также имеет свои функции. Имеет свой предмет, объект, стадии, виды и классификации. Когда Вы приведете в порядок весь параграф, то у Вас выводы сами сложатся. Сделайте все по логике: определения, анализ определений: понятие конфликта в отечественной, потом, в зарубежной науке (философии, психологии, социологии, педагогике). Чем отличается рассмотрение этого понятия в отечественной и зарубежной науке, а также конкретно в философии, психологии… ит.д. вначале все об отечественной, затем о зарубежной науке (или наоборот, но все равно, должен быть порядок и логика).


1.2. Психолого-педагогические (поправила) особенности межличностных конфликтов в группе подростков.

В отечественной психологии, основные закономерности развития подростков описываются в работах многих ученых. Например, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой и Л.И.Божовича и др.
Подростковый возраст – это стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет) чьего мнения придерживаетесь? Я и другие градации знаю…, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Подростковый возраст обычно называют как переломный, переходный, критический, период полового созревания. Лев Семенович Выготский(в тексте достаточно инициалов) разделил три точки созревания, к ним он отнес органическое, половое и социальное.формулируйте фразы полнее- не жадничайте слов.

Подростковый возраст является важнейшим периодом в человеческом развитии(в чем его важность? Раз начали - продолжайте). Он насыщен стрессами и конфликтами, нестабильностью, вспыльчивостью, эгоизмом (в этом заключается ценность подросткового возраста?).

Периоду присуще резкие изменения, которые охватывают все стороны развития ребенка. Происходит половое созревание и связанная с этим процессом половая идентификация. Наблюдается интенсивный рост, что сопровождается отставанием в развитии органов кровообращения и дыхания, в следствии возникают резкие перепады настроения и активности, быстрой утомляемости.

Меняется ведущей роль коры больших головного мозга, что влечет повышенную нервозность, неустойчивость эмоциональных реакций.

В подростковом возрасте развивается логическая память. Механическая память замедляетсвое развитие, а логическая память становится произвольной и опосредованной. Внимание, как и память, приобретает произвольность. Меняется и мышление, усложняются суждения подростков. (Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). – Р-н/Д., 1986. – 135 с.].

Период подростничества по праву, можно назвать важным и ответственным моментом в жизни. Так как именно в этот период зарождаются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, отношение к обществу. Стабилизируются черты характера и формы межличностного поведения, формируются мотивационные черты этого возраста – самопознание, самовыражение, самоутверждение.

Отмечается становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции. Меняется рефлексия, за счет которой подростки стремятся понять себя, собственные возможности, особенности, личную ответственность за совершенные действий. Также умение оценивать как собственные поступки и чужие, способность отличать и сравнивать себя с другими людьми. Сравнения с другими людьми предопределяет неустойчивость их самооценки. Самосознание подростка характеризуется усилением социальной ответственности, ответственности за какое либо дело. Для подросктов очень важно самоутвердиться в обществе.

Он последователь Выготского – соблюдайте логику. Где то выше начали про Выготского рассуждать и бросили. А теперь про Эльконина, так скупо…Д.Б. Эльконин полагал, что общение со сверстниками является ведущей деятельностью подростков (новообразование? Социальная ситуация развития?). А Д.И. Фельдштейн, считал, что ведущим выступает социальная активность, стремление ребенка занять определенное место в обществе и оценить самого себя в системе «я – общество» [Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996. – 360 с.].

Самоутверждение подростков проявляется в стремлении утвердить свое Я в системе общественных отношений. По мнению Д.И. Фельдштейна, подростковый период, отличает «выраженная индивидуализация, проявляемая в структурируемой самодетерминации, самоуправлении растущего человека, при ярко выраженной тенденции субъекта к индивидуальному проявлению на социально значимом уровне» [Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996. – c. 132].

Жду, когда же подойдете к конфликтам, а Вы все не говорите об этом…Ну и что? Физиологию уже пропустили и не перешли к конфликтам, а можно было бы. Про мышление сказали и тоже про конфликты ни слова. Про индивидуализацию сказали, и опять ни слова о конфликтах. Когда же я увижу про конфликты? В социализации проявляется проблема подростков в подчинение групповым нормам и правилам. Ведь подросток имеет свои нормы, установки, ценности, субкультуру. Принадлежность, к какой либо группе оказывает влияние на развитие личности ребенка. Надо сделать переход к конфликтам.

Подростковый возраст характеризуется появлением «чувства взрослости». Ребенок считает себя взрослым. Он не подчиняется, протестует, игнорирует требование со стороны взрослых, внешне старается подражать. Например если девочка, то это выражается в ярком макияже, одежде, если мальчик, то манеры поведения схоже со взрослым мужчиной. – не надо так просто, не научно. За счет этого подросток пытается добиться равного положения по отношению к взрослым, подчиненности нормам группы. В последствии это может нести опасность в возникновении различных форм девиантного и противоправного поведения [Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996. – 360 с.].

Различные факторы оказывают влияние на личность. Например это такие факторы как: социальная и семейная среда, воспитание и обучение, самовоспитание и деятельность. Движущей силой развития являются противоречия, к каковым непосредственно относятся конфликты.

Огромное влияние на формировании личности оказывает общение. По мнению Я.Л. Коломинского, общение - «это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения». Оно опосредует связь отдельного человека с обществом, являясь одним из путей усвоения социального опыта. В детстве межличностное общение стимулирует психическое развитие и облегчает социальную приспособляемость индивида. Именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т. д.), происходит становление человеческой личности, формирование важнейших ее свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

В подростковом возрасте на развитие личности оказывают влияние групповые и общественно нормы и правила, - это уже было… такие психологические механизмы, как интериоризация и экстериоризация.

Интериоризация заключается в превращении внешних предметных действий, норм, способов поведения в процессы психического образования. Экстериоризация предполагает переход внутренних состояний во внешние, практические действия, формы поведения, что меняет поведение человека. С каждым переходом внутреннего во внешнее происходит совершенствование поведения человека.

Также на развитие личности человека влияют психологические механизмы. А именно подражание и идентификация, внутригрупповая внушаемость, которая проявляется в некритичном принятии мнений и позиций референтной группы, самоконтроль и самоанализ. Социализация отмечается в идеалах, мечтах, целях и других психических образованиях.

Общение играет огромную роль в жизни общества, оно является условием формирования не только отдельной личности, но и психологической средой развития основных психических и социальных качеств человека. Без межличностного общения невозможно полноценное формирование психических функций человека, его психических свойств и всей личности в целом.

При нарушении общения нарушается процесс формирования личности, психических функций, процессе присвоения социальных норм и ценностей, социализации. Неразрешенный конфликт нарушает общение с собеседником. Если оппонент это группа, то возможно нарушение всей личности индивида. Роль конфликтов в подростковом возрасте достаточно велика. Любые конфликты имеют свои последствия, как позитивные, так и негативные.

Неблагополучие в отношениях, разрыв отношений друг с другом имеет для подростка отрицательные последствия, возникают тяжелые переживания. Включение ребенка в разнообразные общности, его потребность принадлежать группе, соответствовать нормам и правилам, вырабатывает потребность норм, традициям группы. Если этого не происходит, возникает конфликт, и подросток может быть отвергнут.

Некоторые подростки испытывают трудности в общении со сверстниками и переживают свое одиночество болезненно. Это приводит к нарушению деятельности, отношений, зарождаются негативные эмоции и переживания, вызывают чувство дискомфорта. Что неблагоприятно скажется на личности подростка.

Развитие интереса к собственной натуре, к личности в целом, а не к отдельным ее качествам, осознание противоречивости своих устремлений, желаний, потребностей - все это становится содержанием конфликтных переживаний подростков. Пренебрежение взрослого к новому уровню самосознания подростка, игнорирование его важнейших потребностей усугубляет конфликтную ситуацию, в которой живет подросток. Психологический дискомфорт в классе, напряженные взаимоотношения с учителями, а затем и с родителями, способствуют тому, что отрицательные формы поведения закрепляются и могут перейти в черты характера. Кроме того, деформация взаимоотношений с окружающими неизбежно ведет к снижению познавательной активности подростка. Может возникнуть общее негативное отношение к школе и к учебной деятельности вообще.

Конфликты проявляются в разных сферах противоречия подростка: учебной, семейной, публичной.

Конфликт в системе «ученик - ученик»

Больше всего подростки общаются со сверстниками. Общение подростков со сверстниками протекает в виде информационных и дискуссионных диалогов. Дискуссии подростков - это, как правило, спор с высоким эмоциональным накалом, весьма поверхностной и нелогичной аргументацией. Они редко приводят к общему выводу, а зачастую заканчиваются ссорой. В классе общение подростков идет в составе временных объединений, организованных педагогами для выполнения того или иного дела. Между одноклассниками иногда может существовать весь диапазон межличностных отношений от любви и симпатии до антипатии и ненависти. Особенности взаимодействия учащихся подросткового возраста определяются обострением разделения группы по признаку пола, общение основывается на общности увлечений и практических интересов, помощи в различных ситуациях. От наиболее близких сверстников, которых подростки считают друзьями, они в большинстве случаев ждут поддержки и понимания. Взаимоотношения с товарищами переживаются особенно остро, и любое нарушение в этой сфере воспринимается как трагедия.

Наряду с установлением личных контактов усиливается стремление найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях с товарищами. Подросток стремится занять определенное положение в системе личных отношений и структуре коллектива, зачастую тяжело переживая несоответствие между своими притязаниями и фактическим положением. Конфликты среди учеников являются обычным делом для школы. Основные поводы конфликтов между учениками - это непонимание, несовпадение интересов, неумение уступать, распускание сплетен, несправедливые обвинения, клевета и насмешки, особенности характера сверстников, споры, личная неприязнь, а, иногда, конфликты возникают просто по пустякам.

Вступая в конфликт, подростки, прежде всего, хотят доказать свою правоту, добиться справедливости и нормальных отношений, а так же уважения к их мнению, показать свое «Я», доказать, что они выше всех.

Подростки используют в своих отношениях все конфликтные стили:

· предпочитают соперничество;

· реже пытаются найти компромисс;

· еще меньше избегают конфликтов;

· хотят сотрудничать или стремятся приспособиться.

Доминирующим средством разрешения конфликтов является стремление доказать, что другой по взаимодействию подросток не прав.

Конфликт в ситеме «ученик - учитель» менее распространен. С учителями подростки конфликтуют реже, чем друг с другом. Для подросткового возраста характерно уменьшение времени затрачиваемого на общение со взрослыми. Общение с ними воспринимается как источник организации и обеспечения их жизни, причем организаторская функция взрослых воспринимается подростками чаще лишь как ограничительно-регулирующая.

У подростков начинает формироваться чувство взрослости. От взрослых он требует "морали равенства", а взрослый от него "морали послушания", которые бы регулировали их отношения. Такой вариант мотивации уже не устраивает подростка, учитель уже не такой непререкаемый авторитет, как для учеников младших классов. В подростковом возрасте происходит изменение личности, отстаивается позиция "Я - взрослый", которая способствует созданию конфликтных ситуаций со взрослыми. Отличительной особенностью этих отношений является противоречивость, активное сопротивление воспитанию, требованиям учителей. В отношениях со взрослыми возникают разного рода "барьеры", настрой на ситуацию конфликта.

Причинами такого противостояния, с точки зрения подростков, являются: оспаривание учителя, нетактичное поведение, необъективность при оценке знаний, завышенные требования. При разрешении конфликта с учителями подростки используют следующие средства:

· ищут справедливого исхода, стремясь доказать, что другой человек не прав,

· реже делают вид, что все в порядке;

· подавляют свои негативные эмоции;

· уступают немного ради поддержания отношений.


Конфликт в системе «подросток – родитель»

Конфликт "подросток - родители" вписывается в вечную тему "отцы и дети". Этот вид конфликта является наиболее распространенным. Как уже было сказано выше, резко сокращается общение подростка с родителями в процессе совместных занятий, прогулок и т.д. К мнению взрослых отношение критическое.

Наиболее частые причины ссор подростков с родителями: непонимание со стороны родителей, плохая учеба детей, асоциальное поведение, грубость подростков, отстаивание ими своей точки зрения в слишком категоричной форме, несовпадение интересов, проблемы с братьями и сестрами, несправедливость по отношению к подростку.

Чаще всего подростки не идут на открытое столкновение с родителями, но если они считают себя правыми или их очень сильно задели, тогда они готовы к конфликту. Вступая в конфликт, подростки стремятся к пониманию со стороны взрослых, хотят, чтобы их самих считали взрослыми, стремятся доказать свою правоту.

Конфликт «подросток - младшие» - самый малочисленный из всех рассматриваемых видов конфликтов. Общение с младшими ребятами весьма ограничено. Подростки по отношению к младшим ощущают себя взрослыми людьми и реализуют известные им из собственного опыта модели поведения взрослого в отношении ребенка. При этом, не обладая опытом позитивной коммуникации, подростки могут избирать крайние варианты поведения, преступать допустимые границы. Основными причинами конфликтов с младшими, по мнению подростков, выступают: непослушание, "вредность" малышей; родители заставляют с ними нянчиться; у них глупые выходки; они выводят из себя, раздражают подростков; иногда старшие подростки и младшие не могут поделить что-то. Как и в вышеописанных случаях, большинство подростков в этом виде конфликтов хотят добиться справедливости, а также самоутверждения, подчинения младших, их перевоспитания, а иногда они хотят, чтобы малыши просто от них отстали.

Наиболее распространены следующие формы поведения старших в конфликтных ситуациях с младшими: соперничество, уклонение от контактов, реже сотрудничество. При разрешении конфликтов с малышами подростки используют следующие средства: стремятся доказать малышам, что те не правы, иногда уступают немного ради сохранения отношений, стараются перехитрить.

Конфликт «подросток - другие взрослые»

Это конфликт со взрослыми, которые окружают детей в повседневной жизни. Среди них мужчины, женщины разных возрастов. Знакомые родителей, соседи, работники транспорта, пассажиры в городском транспорте, просто прохожие. Причины этого вида конфликтов похожи на предыдущие: отстаивание своей точки зрения, плохое поведение подростков, они не хотят, чтобы их воспитывали и делали им постоянные замечания. На открытое столкновение со взрослыми подростки в основном предпочитают не идти, а если идут, то в тех случаях когда их оскорбляют, вынуждают и если они уверены, что полностью правы. Вступая в конфликт со взрослыми, подростки стремятся доказать. Что они не хуже, хотят добиться справедливости и понимания.

Подростки нередко реагируют неадекватно на любые замечания и какие-то действия со стороны старших, даже не знакомых им. Они часто не хотят ни в чем уступать взрослым, идти им навстречу. Конфликты и трудности возникают из-за расхождения представлений взрослого и ребенка о характере прав и степени самостоятельности подростка.большой хороший, уместный кусок текста, а откуда это, это Вы сами придумали?

Кроме того, подростки ценят умение постоять за себя. Стремление подростков защитить себя с помощью взрослых, также вызывает осуждение сверстников.

Возможным негативным результатом межличностных конфликтов как с взрослыми, так и со сверстниками, наряду с недоеданием, недосыпанием, эмоциональной холодностью близких подростку людей и ощущением своей ненужности, наряду с чувством лишнего в семье или обществе, можно выделить обострение взаимоотношений со всеми взрослыми, в том числе и с учителями, формирование негативного отношения к учебной деятельности и к школе в целом.

Л.Н. Винокуров, считая конфликты источниками неврозов, выделяет следующие их психологические факторы:

· семейно-бытовые, конфликтные отношения между членами семьи, ее дисгармония функционирования, нарушение воспитания, создающие психотравмирующую ситуацию, невротичность самих родителей и т. п.;

· школьные конфликты, связанные с неспособностью ребенка справиться с учебной нагрузкой, враждебным отношением педагога, сменой школьного класса, неприятием детского коллектива; острые психические травмы различного происхождения; алкоголизм, наркомания, психические заболевания родителей.

Что касается позитивной роли межличностного конфликта в подростковом возрасте, то мы хотим отметить, что для развития личности необходимы конфликты, о чем неоднократно говорилось выше. Только преодолевая конфликтную ситуацию, разрешая конфликт, противоречие, внутреннее или внешнее, индивид выходит на новую ступень своего развития. Однако важно помнить, что несвоевременное или неправильное, неосторожное вмешательство в конфликт или попытка руководить или разрешить его сверху не приведут к каким-либо позитивным изменениям, и, возможно, только усилят противоречия, добавят к существующему новый конфликт – с учителем.

Несомненно, что усвоение конструктивных или деструктивных способов преодоления трудных ситуаций оказывает различное влияние на развитие личности ребенка. Преобладание конструктивных способов повышает положительный потенциал личности, способствует формированию уверенности в своих силах, развитию чувства компетентности и собственной ценности, ведет к становлению важных волевых качеств. И, наоборот, преобладание деструктивных способов поведения, которые не приводят к реальному разрешению проблем, может вызвать отклонения и деформации в развитии личности и тем самым привести к нарушениям психического здоровья ребенка.

Date: 2016-05-23; view: 1909; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию