Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии психотерапии по А. Адлеру

Конспект

1. Метод свободных ассоциаций заключается в том, что психолог-аналитик предлагает клиенту высказывать любые предположения, которые появляются у клиента и отражают его переживания. Высказывания могут вестись в случайном порядке, они являются спонтанными, непроизвольными. Для консультанта-аналитика важны следующие моменты:

— содержание высказываний;

— последовательность высказываний;

— блокировка высказываний.

Последние два момента являются ключами к неосознаваемой проблематике, определить которую и обязан психоаналитик, исходя из той школы или направления психоанализа, которой он придерживается.

2. Толкование (интерпретация) сновидений клиента, которое сам Фрейд называл «самым коротким путем в подсознательное». Во время сна ослабляются «Ego»-защитные механизмы и проявляются скрытые от сознания переживания. Сновидения — это не только иллюстрация подавленных переживаний, но и процесс их перевода в более приемлемую для сознания форму. Именно эту функцию сновидения Фрейд обозначил как «работа сновидения».

Задача консультанта-аналитика состоит в обеспечении интерпретаций, раскрытии латентного содержания сновидений и побуждении клиента к высказыванию свободных ассоциаций, связанных со сновидением, а отсюда и помощь ему в осознании реальных событий прошлого и настоящего, вызвавших те или иные картины снов.

3. Интерпретация представляет собой разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения. При этом неосознанные феномены становятся осознанными. Интерпретация включает три основные процедуры:

1. Идентификацию (обозначение).

2. Разъяснение (собственно толкование).

3. Перевод толкования на язык повседневной жизни клиента.

 

Основные правила интерпретации

 

Идти от поверхности вглубь.

Интерпретировать то, что клиент способен уже принять.

Прежде чем интерпретировать то или иное переживание клиента, необходимо указать ему на защитный механизм, лежащий в его основе.

 

4. Анализ сопротивления. Основные функции этой техники — обеспечить осознание клиентом своих «Ego»-защитных механизмов и принять необходимую конфронтацию по отношению к ним, учитывая, что именно сопротивление «Ego» является главной помехой осознания личных проблем. Главное правило психоаналитика заключается в использовании для интерпретации наиболее очевидных «Ego»-защитных механизмов. Существенным моментом в анализе сопротивления является не преодоление «Ego» (ибо психологическая защита необходима), а именно осознание защиты как психологического механизма, вслепую действующего там, где, как оказывается, защитная функция уже не нужна.

5. Анализ переноса. В классическом психоанализе перенос трактуется в качестве непременного атрибута психотерапии и специально поощряется специфической позицией аналитика (невмешательство, отстраненность, закрытость и т.д.).

Анализ «невроза переноса» — ключевой момент, так как он способствует осознанию фиксаций, определяющих поведение и переживание клиента таким образом, что фигура психолога становится как бы фантомом, на который налагаются отношения и переживания, связанные с эмоциональными травмами первых лет жизни клиента. Смысл анализа переноса состоит в обнаружении подлинных психоэмоциональных основ, зафиксированных форм поведения, интерпретации их и тем самым помощи в их проработке и изживании.

Конспект.

А. Адлер во многих отношениях занимал позиции, не совпадающие, а иногда противоположные взглядам 3. Фрейда. Он ввел многие новшества в теорию и практику психокоррекционной работы. Человек, по А. Адлеру, прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет к жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации человека — базисное чувство неполноценности, в преодолении которого состоит личностное развитие. Концепция Адлера построена на принципах целостности, социальности, целевой ориентированности и гуманизма и во многом стала предтечей гуманистического направления в коррекционной работе.

Основные положения концепции А. Адлера

 

Субъективное восприятие действительности. Согласно концепции А. Адлера, мир воспринимается с позиций «системы отсчета», т.е., в сущности, проявляется феноменологическая ориентация. Адлер не отрицал внешнеобъективную обусловленность поведения человека, но считал ее менее значимой, чем влияние на сознание и подсознание ценностей, целей, представлений, системы самооценок и выводов, которыми руководствуется человек в своем реальном поведении. А отсюда ее центральное для психокоррекции Адлера понятие «частная логика», т.е. система представлений и способов рассуждении, свойственных данному клиенту. Любимый афоризм Адлера: «Надо смотреть не в рот человеку, а на его кулаки» (Мартин Лютер).

Целостность и целесообразность. Основной предпосылкой концепции Адлера выступает рассмотрение личности как неделимой целостности, являющейся интегральной частью социума. Поэтому основной упор в коррекционной работе делается на внутриличностные проблемы клиента, а не на межличностные. Отсюда следует положение о том, что все человеческое поведение носит целенаправленный характер. В коррекционной работе важен учет сразу трех моментов: 1) прошлого опыта клиента; 2) настоящей ситуации и 3) направления движения.

Комплекс неполноценности и компенсация. Появившаяся в 1907 г. идея о неполноценности того или иного органа человека как существенного обстоятельства, оказывающего влияние на поведение, в совокупности с понятием компенсации стали фундаментальными положениями в концепции Адлера. Неполноценность, ее компенсация и социальная среда — это три переменные, результирующая сила воздействия которых приводит к формированию стремления к значимости и превосходству.

По Адлеру индивидуальность — это неповторимый путь выработки способа самоутверждения, стиля жизни. Утверждая, что поведение личности целенаправлено, Адлер в своих ранних работах говорил о прототипе как о первичной форме адаптации индивида к жизни. Этот прототип формируется в течение от 3 до 5 лет жизни. Большинство прототипов неосознаваемы. Важно другое — как только прототип (план) адаптации возник, он становится костяком, который обрастает смыслами, почерпнутыми из жизненного опыта, и обладает направляющей силой.

Адлер считал, что цели поведения человека не меняются в течение жизни, изменяется только система отношений, а отсюда одна из основных задач — коррекция этих отношений. Идея Адлера лежит в основе последующей теории когнитивного диссонанса Фестингера.

Телеология вымысла — еще один базисный термин. Адлер предполагал, что люди живут вымыслом и представлениями о должном, и на поведение человека гораздо больше влияют ожидания, связанные с будущим, чем события прошлого. Адлер исходил из того, что люди, определяя с помощью вымысла свои личные цели, тем самым (посредством этих целей) определяют свое поведение и стиль жизни.

Удовлетворенность жизнью исходит от социального интереса как основы человеческого существования. По Адлеру, здоровая личность — это личность, способная к продуктивной социальной активности, которая, в свою очередь, предполагает социальное личностное чувство, поведение и когнитивное допущение.

Социальное личностное чувство — это принадлежность дому, общности, вера в других, мужество быть несовершенным, человечность, оптимизм. Социально-ориентированное поведение — это помощь, участие, кооперация, эмпатия, ободрение, улучшение, реформация, уважительность.

Когнитивные социально-ориентированные допущения:

«Мои права и обязанности равны правам и обязанностям других»; «Мои личные цели могу быть достигнуты во благо общности»; «Выживание общества зависит от желания и способности граждан учиться жить вместе в гармонии»; «Я полагаю, что к другим стоит обращаться так же, как я бы хотел, чтобы другие обращались ко мне»; «Решающая мера моего характера то, какова степень, до которой я продвинут благополучием моего сообщества».

Идея социального интереса Адлера основана на предположении, что человек не самодостаточное существо, и поэтому он должен учиться взаимозависимости.

Цели коррекции вытекают из основных положений концепции. Их можно представить следующим образом:

> снижение чувства неполноценности;

> развитие социального интереса (просоциальной направленности);

> коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни.

Позиция психолога. Психологи, работающие в адлерианском русле, в центр своей деятельности выдвигают когнитивные аспекты психокоррекции, основная предпосылка их работы — найти ошибку ««картине мира» клиента, из-за которой возникают психологические проблемы. Возможны четыре типа ошибок.

1. Недоверие.

2. Себялюбие.

3. Нереалистические амбиции.

4. Недостаток уверенности.

Требования и ожидания от клиента. Основное для клиента — занять партнерскую позицию, т.е. позицию «на равных» по отношению к психологу. От клиента ожидаются активность, ответственность, стремление к сотрудничеству и взаимное доверие. Главное направление совместного поиска — базисные ошибки в мышлении о мире, поиск возможностей их коррекции. Клиент трактуется как «растерявшийся», «обескураженный», поэтому подбадривание, обращения к его личностным ресурсам — важное условие совместной работы. В начале психокоррекционных воздействий именно клиент формулирует условие контракта: цели, план осуществления, возможные препятствия, пути эффективного преодоления и т.д.

 

Техники

 

Техника психокоррекционной работы данного направления включает в себя следующие процедуры: установление правильных отношений, анализ и проработка личностной позиции клиента, подбадривание, поощрение развития самопонимания (инсайта) и помощь в переориентации. Эти процедуры соответствуют следующем четырем этапам психокоррекции:

1. Установление правильных отношений. Основа этого этапа — формирование соответствующие установок в отношении клиента: уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка и подбадривание. Для этого используются коммуникативные навыки и умения.

2. Анализ личностной динамики. Главное на этом этапе ~ добиться понимания, осознания специфики жизни клиента. Важное место уделяется опросу о целях жизни: «В чем вы видите свое предназначение?»; «Вам нравится то, на что вы расходуете свою жизнь?» и т.д. Для этого существуют специальные техники.

Опросник семейного созвездия содержит вопросы типа:

«Как ваш отец относится к детям?»; «Кто был любимым ребенком в семье?»; «В каких отношениях вы были с отцом и матерью?»; «Каким ребенком вы были?» Смысл подобных вопросов — получить картину восприятия и раннего эмоционального опыта клиента, повлиявших на дальнейшее личностное развитие.

Набор вопросов «Раннее воспоминание». Спрашивается примерно следующее: «Я бы хотел услышать о ваших самых первых детских воспоминаниях»; «Пожалуйста, расскажите что-нибудь из самых первых ваших впечатлений» либо «Хотелось бы услышать ваше самое яркое воспоминание, относящееся к первым шести годам жизни». Как правило, число таких просьб ограничивают четырьмя. В ответах клиента фиксируют: доминирующую тему; повторяющуюся реакцию; позицию (участник или наблюдатель); одиночество или включенность в группу; центральное чувство, которое выражается в воспоминаниях.

Анализ сновидения. В отличие от классического психоанализа в адлерианском подходе отсутствует фиксированная символика. Большое значение уделяется детским снам. Кроме того, сновидения рассматриваются как репетиция будущих действий.

Приоритеты. Выделяют четыре приоритетные ценности, важные для осмысления жизни: 1) превосходство; 2) контроль; 3) комфорт и 4) желание быть приятным. С целью установления свойственных клиенту приоритетов его просят рассказать о своем обычном дне: что он делает, как себя чувствует, что думает, чего избегает под любым предлогом и какие чувства вызывает у других. При этом в задачу консультанта не входит изменение приоритета, а только приложение усилий по осознанию его.

Подведение итогов. По каждой из предыдущих техник готовится резюме. Резюме обсуждается с клиентом, причем сам клиент читает текст резюме вслух, при этом обращается внимание на его невербальное поведение. Смысл процедуры — нахождение главных ошибок в суждении о мире: гиперобобщения типа: «Нет в жизни счастья»; неверие и неосуществимые цели, например: «Я хочу нравиться всем»; ошибочное восприятие жизненных требований, например: «Все несправедливы ко мне»; отрицание собственной основополагающей ценности типа: «Я — конченый человек»; мнимые ценности, например: «Главное — добиться своего, неважно, какой ценой».

От консультанта требуется ориентировка в системе осознаваемых допущений клиента по отношению к резюме.

3. Подбадривание. На этом этапе работы основная функция — признание личного мужества клиента, его духовных сил и главное — наличия свободы выбора в поступках на основе приобретенного самопознания.

4. Поощрение инсайта. Задача психолога — создание условий для инсайта (озарения) путем сочетания психологической поддержки и конфронтации, а также соответствующих интерпретаций с тем, чтобы высветить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности, стиль жизни. В интерпретациях полезны намеки, подсказки и предположения, с помощью которых снижается уровень психологической защиты клиента. Реальное самопонимание — вот смысл третьего этапа.

5. Помощь в переориентации. Эта заключительная стадия работы известна также под названием «Воплощение инсайта в действие». Существуют специальные приемы, способствующие изменению прежних целей и принятию новых решений.

Антисуггестия (парадоксальная интенция) — смысл этой техники состоит в многократном преувеличении пропорций нежелательной активности, благодаря чему обеспечивается помощь клиенту в осознавании неадекватности и неуместности нежелательных действий. Смысл техники не только в том, что она идет в ногу с защитными механизмами благодаря отлаженному механизму действия, но и в том, что принудительное, многократно усиленное осуществление действия, с которым следовало бы бороться, обесценивает это действие для клиента.

А.Ф. Бондаренко приводит следующий пример из собственной практики:

«Один из молодых руководителей жаловался на то, что когда он волнуется, начинает перекладывать вещи из кармана в карман. Наблюдения на работе и в группе показали, что при любом обострении ситуации клиент начинал рассовывать по карманам предметы, снова выкладывать их на стол и т.д.

В один из острых моментов в группе тренинга ему предложили, как только он заволновался и стал перекладывать вещи, продолжать это делать и не обращать внимания больше ни на что. Через 10 мин вся группа как завороженная следила за клиентом. Через 15 мин клиент сказал, что ему уже надоело, но руководитель настоял на продолжении действий. Еще через 5 мин вся группа покатывалась со смеху, и клиент, вняв нашей нижайшей просьбе, сосредоточенно перекладывал вещи.

Через полчаса после начала процедуры потный и злой клиент выбежал из комнаты. После этого привычка практически не проявлялась».

Действие «Если бы...». Данная психотехника основана на типичной жалобе: «Ах, если бы». Клиенту предлагается действовать так, словно пожелание «если бы» осуществилось. По сути, данная техника есть ролевая игра, в которой клиент изыскивает возможности компенсации неадекватных или неполноценных чувств, установок, действий, причем не только в ситуации общения с психологом с глазу на глаз, но и на протяжении определенного временного периода, например в промежутке между двумя коррекционными встречами.

Постановка целей и принятие обязательств. Правила использования этой техникой просты: цель должна быть достижима, реалистична, а время — ограничено. «Делай только то, что приятно» — так сформулировал Адлер смысл этого приема. Если все же цель не осуществляется, ее можно пересмотреть. В случае удачи клиент поощряется к принятию более долгосрочных обязательств в желаемом для него направлении.

Поймай себя. Клиенту предлагается отслеживать свое деструктивное поведение, не впадая в самообвинение, скорее с теплым юмором в отношении себя. Прием продуктивен, если клиент уже осознал свои цели и мотивирован к переориентации. В пользовании приема важна временная отсылка к прошлому: «Как прежде».

«Нажатие кнопка». Прием эффективен с клиентами, чувствующими себя жертвами противоположных эмоций.

Клиенту предлагается расслабиться и обратить внимание на то какие образы и мысли вызывают неприятные чувства, а какие — приятные. После этого его обучают произвольно регулировать свое эмоциональное состояние «нажатием кнопки», т.е. принимая решение о том, на каких образах или мыслях стоит сосредоточиться.

«Избегание плакунчика». Смысл этой техники — не попасть в ловушку той психологической позиции, с которой приходит клиент, в частности привычной поведенческой позиции типа: «Меня никто не любит, никому я не нужен». Психолог ни в коем случае не должен подкреплять эту позицию, наоборот, его задача — непрестанно поощрять поведение, соответствующее психологической зрелости, когда выбор самой позиции зависит от человека, от его свободного решения.

В концепции психологического консультирования Адлер выделял 3 аспекта: понимание и принятие клиентом индивидуального стиля жизни; помощь клиенту в понимании себя; тренировка и усиление социального интереса, потребности в социальной кооперации.

Как правило, сессия психологического консультирования начинается с анализа индивидуального стиля жизни клиента, т. е. поиска тех проблем, которые отражаются в поведении его на разных этапах онтогенеза. Этому помогает анализ самых ранних воспоминаний или наиболее значимых событий детства.

Воспоминания, которые первыми придут на ум, по мнению Адлера, далеко не случайны, а соответствуют тем психологическим проблемам, которые клиент самостоятельно решить не мог как в прошлом, так и в настоящем. В рассказе клиента найдут отражение негативные обстоятельства, повлиявшие на его личностный рост, а именно - органическая неполноценность, эмоциональное отвержение или избыточное потворство со стороны родителей. Важно также обращать внимание на невербальные сообщения клиента - мимику, жесты, интонацию голоса, а также ключевые слова (глаголы), которыми он выражает прошлые действия (прообраз практики нейролингвистического программирования).

Само психологическое консультирование представляет собой процедуру, отличную от психоанализа Фрейда. В беседах с клиентом психолог создает атмосферу безопасности, доброжелательности, сочувствия и поддержки. Он собирает материал, интегрирует те части прошлого и настоящего опыта клиента, которые ускользали от его осознания.

А затем возникшая вновь целостность «с улыбкой возвращается психологом клиенту». Непременными условиями психологического консультирования является установление визуального контакта и эмпатического раппорта.

Следующий шаг в психологическом консультировании Адлера - оказание помощи клиенту в понимании себя.

Что в прошлом опыте переживалось и переживается как слабость, недостаточность, некомпетентность? Какие цели ставит перед собой клиент, чтобы достигнуть невротических атрибутов превосходства? Если когнитивное осознание этих реалий клиентом достигнуто, то он оказывается готовым воспринять этот опыт и эмоционально, а в дальнейшем через выполнение конкретных заданий психолога реализовать его в поведении.

Наконец, сотрудничество психолога и клиента становится предметом их совместного обсуждения. Что испытывает клиент по отношению к психологу? Какие переживания из его раннего опыта он проецирует на психолога-консультанта? Клиент, удовлетворив свою потребность быть услышанным, понятым, принятым, становится способным открыться альтруистическому опыту и осознать собственную противоречивость. Своим новым поведением, интересом к проблемам ближних он инициирует изменения в социальном контексте, от которого, в свою очередь, сам зависит.

Таким образом, схема развития психологического процесса консультирования в индивидуальной психологии выглядит следующим образом:

1. вхождение психолога-консультанта в контакт с клиентом с помощью эмпатии, доброты, поддержки;

2. формирование ответственности клиента за успех психологического консультирования (сигналом о готовности его к сотрудничеству с психологом служит, в частности, желание вспомнить собственное прошлое);

3. когнитивное осознание клиентом жизненного стиля и проблем самости;

4. эмоциональное отреагирование и соприкосновение с ранее неосознаваемым чувственным опытом;

5. проверка в реальности нового опыта [4, с 168-170].

 

Понятия: жизненные цели, стиль жизни, схема апперцепции, чувство общественного и связанная с ним потребность в социальной кооперации, самость.

К основным идеям и принципам Альфреда Адлера в первую очередь следует отнести:

- принцип целостности, или холизм (от англ. whole, которое переводится как целый, цельный, целостный);

- единство индивидуального стиля жизни;

- социальный интерес, потребность в кооперации или общественное чувство;

- направленность поведения на достижение цели.

В отличие от Фрейда Адлер считал, что на поведение, образ мышления и эмоциональные состояния людей влияет не столько прошлое (предыдущий жизненный опыт и тем более постоянно упоминаемый Фрейдом самый ранний период детства), сколько будущее (цели и ожидания). При этом основным мотивом, прямо или косвенно детерминирующим (причинно обусловливающим) поведение, мысли, чувства и ожидания человека, является явное или скрытое (даже от сознания самого этого человека) стремление к первенству, превосходству над другими, к расширению сферы влияния, так сказать, к завоеванию жизненного пространства, расширению (увеличению) собственности, приобретению чего-то нового.

То, что это не каждому удается, не отрицает изначальное существование этого мотива. Напротив, именно его «нереализация» и порождает неврозы и многие психологические проблемы, на первый взгляд и даже по мнению самого клиента, никак не связанные с такими стремлениями.
Именно Адлер ввел в психологию и психотерапию такой популярный в настоящее время (и употребляемый к месту и не к месту) термин комплекс неполноценности, считая, что этот комплекс и желание компенсировать его являются мощным генератором энергии в достижении целей, в том числе самыми выдающимися людьми.

Основанием такого комплекса, формирующегося обычно с детства, могут быть маленький рост, отставание от сверстников в физическом или умственном развитии, реальные или надуманные недостатки во внешности, чувство социальной, национальной и другой неполноценности. Именно чувство неполноценности, которое в дальнейшем может быть частично и даже полностью вытеснено в сферу бессознательного, является по Адлеру источником агрессивной энергии борьбы за власть в прямом и косвенном смыслах.
Адлер первым стал рассматривать агрессию не только как стремление уничтожить, разрушить фрустрирующий объект или (при невозможности сделать это) сорвать злость, нанести ущерб тому, кто и что попадется под руку. Адлер, а вслед за ним и многие психологи считают агрессию важнейшим врожденным качеством выживания и достижения жизненных целей, она может выражаться в социально приемлемых и даже престижных формах, таких, как повышенная целеустремленность, инициативность, активность и жизнестойкость.

При этом агрессию и волю к власти Адлер считал необходимыми компонентами стремления не только к превосходству над другими, но мощным генератором энергии самосовершенствования, стремления побеждать самого себя, свои слабости и недостатки, максимально реализовать свои способности.

Как уже отмечалось, стремление к превосходству может иметь как положительную, так и отрицательную реализацию с социальной точки зрения. Положительная реализация происходит во взаимопонимании с другими, на благо если не общества в целом, то хотя бы отдельного социума (семьи, окружающих), включая здоровое стремление к саморазвитию и раскрытию способностей, формированию наиболее совершенного образа жизни, то есть напоминает стремление спортсмена честно победить соперников или хотя бы показать наилучший результат (при уважении к соперникам и честно соблюдая правила соревнований).

Если же люди борются за власть и первенство над другими для эгоистического самоутверждения, в ущерб другим, под девизом «цель оправдывает средства» или «победа любой ценой», то это, согласно Адлеру, сочетание невротического извращения, когда энергия достижения, вызванная сильным комплексом неполноценности, сочетается с социальной незрелостью, отсутствием социальных интересов или их искаженностью.
В зависимости от масштабов личности и социальных условий такая социально извращенная жажда первенства может распространяться от желания унижать тех, кто слабее тебя (среди сверстников, членов семьи, в группе и т.п.), до стремления к общегосударственному или мировому господству, но именно с позиции сугубо эгоистичного самоутверждения за счет унижения, подчинения, страха других.

Положительная или отрицательная реализация комплекса неполноценности во многом определяется системой личностных ценностей индивида, которые формируются уже на первых этапах воспитания.
Таким образом, первая естественная реакция ребенка, ощутившего комплекс (реальной или надуманной) неполноценности и порожденное им чувство неуверенности, незащищенности и стремления избавиться от них, может получить различное развитие в зависимости от условий воспитания.

Например, как считает Адлер, многие из таких детей впоследствии стали врачами, считая, часто неосознанно, что эта профессия лучше защищает их от страха болезней и смерти.

Как и Фрейд, Адлер считал, что дети и взрослые, страдающие теми или иными неврозами, как правило, обманывают в первую очередь себя, а затем уже и других, в истинных причинах их отдельных поступков и моделей поведения в целом. При этом Адлер настаивал, что все эти самообманы вызваны явным, а чаще всего вытесненным из сознания сочетанием комплекса неполноценности и стремления к его компенсации в виде превосходства над другими и повышения самоуважения.

Вышеупомянутый принцип холизма (целостности), ставший одним из основных в системе Адлера, предписывает психотерапевту постоянно помнить, что отдельные поступки, мысли и чувства индивидуума, какими бы случайными и независимыми друг от друга они ни казались, обязательно объединены в уникальный для каждого человека жизненный стиль, который в различной степени осознанно и неосознанно, под влиянием сочетания внутренних (врожденно-биологических задатков) и внешних (социальных: от семейных до общественных) факторов, выбирает каждый человек.
Признавая роль бессознательного, Адлер в то же время признавал решающую роль осознанного активного и творческого начала в каждой личности и в формировании собственного жизненного стиля, а также заложенные в каждой здоровой личности социальные потребности к подавляющему или зависимому, кооперативному (дружескому или хотя бы партнерскому) положению, к взаимоподдержке и взаимопомощи.
При этом он не разделял резко биологическое и социальное в человеке. Так, социальные потребности человека он считал во многом врожденным (хотя и не всегда осознаваемым) чувством «общности со всем человечеством».

Вообще, социальному чувству, стремлению ко взаимодействию с другими, учету и развитию этих потребностей Адлер отводил очень большую роль в психотерапии неврозов, предотвращении и преодолении отклоняющегося поведения. Он считал, что именно это (социальное) чувство при его правильной реализации помогает преодолеть комплекс неполноценности и использовать его компенсаторную энергию на пользу (а не во вред) себе и другим.

Он так и определял ориентиры развития здорового индивидуума, в котором должно равно и одновременно сочетаться стремление к совершенствованию (включая честную борьбу за первенство) и сильное общественное чувство - стремление ко взаимодействию с другими.

Важно отметить, что признаком социального здоровья является именно одновременное чувство стремления ко взаимодействию и к самоутверждению, а не невротическая зависимость (стадность) от других в силу индивидуальной слабости, с одной стороны, или взаимодействие с другими с целью их подавления и самоутверждения за их счет - с другой стороны. Иногда у невротических личностей встречается одновременное присутствие этих двух негативных проявлений: стремление к другим - не от здоровой социальной потребности, а от слабости (в том числе при затаенной ненависти к ним), и одновременно попытка самоутверждаться за счет того, кто оказался еще слабее или вынужден терпеть, как, например, члены семьи невротика, его капризы, а нередко и унижения от него.

Такие извращенные реакции легко тестируются бытовым наблюдением. Типичная реакция социально зрелой личности - адекватность общения: чем с ним лучше обращение, тем и он лучше к вам относится. Невротическая реакция социально незрелой личности, психология раба - чем с ним лучше, тем он хуже (садится на шею); чем с ним хуже (строже), тем он - лучше.

К сожалению, такая социальная незрелость встречается довольно часто.

Это определенный психологический тип социально незрелой личности, ориентирующейся не на внутренние критерии ответственности и долга, а лишь на страх наказания.

Это отсутствие внутренней социальной зрелости и ответственности делает таких людей и их поведение чрезвычайно зависимыми от внешних обстоятельств и окружения. Они чаще других становятся девиантами (от англ. deviation - отклонение), то есть под влиянием обстоятельств легко сбиваются с пути самореализации на отклоняющиеся, причем не только в психоневрозы, развивающиеся иногда до тяжелых форм неврастении и истерии (включая суицидные исходы), легче попадают под алкогольную и наркотическую зависимости, становятся под влиянием дурных компаний правонарушителями и даже преступниками.

Стадии психотерапии по А. Адлеру

Основные стадии психотерапии по А.Адлеру (а соответственно и задачи психотерапевта) можно сформулировать следующим образом. Психотерапевт должен:

- составить четкое представление об индивидуальном стиле жизни клиента;

- помочь клиенту правильно (без самообмана) понять самого себя;

- развить и закрепить его социальное чувство.

Для выявления и уточнения индивидуального жизненного стиля клиента Адлер рекомендовал создавать благоприятную (максимально доверительную и благожелательную) атмосферу собеседования, в которой, при ненавязчивых «подправлениях» хода беседы со стороны психотерапевта, клиент рассказывает о своей жизни, начиная с воспоминаний самого раннего детства.

Здесь Адлер в значительной мере согласен с Фрейдом в том, что неврозы, а точнее - невротический стиль жизни в решающей мере формируется из негативных условий раннего детства.

Поэтому психотерапевту очень важно тактично, но весьма детально уточнить такие негативные условия, как избалованность, с одной стороны, или отверженность - с другой. Адлер считает, что именно эти две крайности и порождают главным образом зачатки невротического жизненного стиля, который потом может существенно внешне модифицироваться, но по типу основных отношений к себе и другим останется все тем же.
Только после уточнения всех этих моментов психотерапевт должен переходить к следующей стадии, главной задачей которой является объяснение самому клиенту истинных причин тех проблем, с которыми он не смог справиться самостоятельно и потому обратился к психотерапевту.

Основной задачей Адлер считает осознание клиентом не отдельных своих чувств, поступков, а в первую очередь реальное (без самообмана) понимание индивидуального жизненного стиля. Тогда отдельные тревожащие клиента мысли, чувства и поступки впишутся в единый контекст жизненного стиля и подскажут общую (а не каждую для отдельного случая) схему их объяснения и коррекции.

Важным условием эффективной психотерапии А.Адлер считал кооперацию, сотрудничество психотерапевта и клиента как равных партнеров, объединенных общей целью и промежуточными задачами (ступенями) ее достижения.

Психотерапевт должен создать максимально раскрепощенную, благожелательную и доверительную атмосферу, которая позволит клиенту ощутить то, чего ему не хватало в семье, где он либо подвергался гиперопеке, либо недополучал внимания. Либо в результате потакания всем капризам данный индивидуум не ощущал определенных социальных (внутрисемейных) требований и, при кажущейся свободе, не получал в этих ограничениях определенной опоры в виде привычки делать не всегда приятные, но необходимые вещи или признавать необходимость определенных ограничений своих желаний [5].

Идеи Адлера нашли широкое применение не только у профессиональных психотерапевтов, но и в различных сферах общественной жизни и, пожалуй, главным образом в воспитании детей, подростков да и взрослых людей (с целью их максимальной самореализации).

 

Конспект.

Эрик Берн писал, что “..каждое человеческое существо рождается принцем или принцессой; полученный в раннем возрасте опыт убеждает некото­рых людей в том, что они лягушки, и это убеждение лежит в основе их патологического развития”.

Э. Берн был убежден, что “каждый человек владеет в полной мере неврологическим аппаратом, который позволяет ему функционировать как Взрослому.... каждый от рождения имеет стремление к психическому и физическому здоровью.” (Berne, 1966, 289-290).

Следовательно, задачей трансактного аналитика является оказание помощи природе в удалении преград, мешающих эмоциональному и психическому здоровью клиента.

В Трансактном анализе четкой границы между консультированием и психотерапией нет, также, как и нет её и в других психологических модальностях.

Однако, почему же последнее время так активно говорят и выделяют психологическое консультирование?

В чем особенности современного подхода в психологическом консультировании?

А в том, что человек, а не проблема ставится во главу угла. Цель - не решить отдельную проблему клиента. А помочь клиенту “повзрослеть”, чтобы он самостоятельно справился с существующей, а также с последующими проблемами. Цель работы - “интегрированная (Взрослая) личность клиента, обладающая достаточной целостностью, независимостью, ответственностью, ясно мыслящая и хорошо организованная”. Удивительно, но это слова Карла Роджерса о задачах консультанта.

Как добиться этого?

Стратегия консультанта, работающего в концепции трансактного анализа следующая:

  • Делать упор на стремление клиента к лично­стному росту, здоровью и адаптации.
  • Уделять внимание эмоциональным, чувственным аспектам в равной степени, как и интеллектуальным.
  • Работать с настоящим и будущим клиента.
  • Использовать психологический альянс консультанта с клиентом как модель новых более продуктивных отношений.
  • Опробовать модели нового поведения на взаимоотношениях с консультантом, в первую очередь, а потом уже вне стен кабинета.

Консультирование (Р.Нельсон-Джоуне) можно рассматривать в трёх аспектах, как вид помощи, как воздействие и как психологический процесс.

Помощь реализуется через активное слушание, в ТА “мотивационное слушание в сочетании с вознаграждением” (с поглаживаниями).
Для того, чтобы у клиента произошли конструктивные изменения, используются методы воздействия. Для большинства школ психологического консультирования они одинаковые. Методы воздействия следующие: интерпретация, директива, со­вет, самораскрытие, обратная связь, логическая последовательность, воздействующее резюме.

Консультирование это психологический про­цесс, консультант в ТА работает с сознанием клиента и ближайшим бессознательным, активизируя мыслительные процессы. Консультативный процесс воздействует на чувства, мысли и действия (поведение) клиента и консультанта. Информация, полученная клиентом на сессии, осознается и используется им в интервалах между сессиями, для самопомощи и самопознания. Консультирование не является статичным, это процесс творческий для обеих сторон.

По задачам консультирование разделяют на консультирование, связанное с коррекцией, и консультирование, обеспечивающее условия роста и развития личности клиента. В ТА разделительная линия обозначается типом контракта, который заключается между клиентом и консультантом. Контракт по социальному контролю над симптомом, используется для коррекционной, исправительной работы. Контракт направлен на чувства, мысли и поведение клиента, которые не удовлетворяют его в настоящее время. Например, клиент агрессивен по отношению к ребенку. Контракт - не бить ребенка, даже если он провоцирует на это.

Коррекционная работа позволяет клиенту почувствовать себя лучше, однако Эрик Берн расценивал это, как превращение клиента в более довольную лягушку.

Задачи развития включают в себя как устранение негативных характеристик, так и усиление положительных качеств. В ТА используется контракт на автономию. Контракт на автономию заключается, когда симптомы негативного поведения прошли, и клиент желает продолжить работу.

Автономия - основная цель ТА. Автономность характеризуется высвобождением или восстановлением трёх человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности. Осознание - способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать мир вокруг без оценок, сравнений и обесценивания. Спонтанность предполагает наличие способности чувствовать непосредственно и выражать свои чувства прямо, а не в соответствии с тем, как человек был вос­питан.

Интимность - это способность поддерживать отношения с людьми без игры и манипуляций, осознанно, спонтанно и с любовью.

Контракт на автономию включает в себя как психологическое консультирование, так и личную психотерапию.

Выполнение контракта на автономию Эрик Берн рассматривал, как “достижение выздоровления” или “излечения”, выхода из кожи лягушки и возобновления прерванного развития принца или принцессы (Берн, 1966, ст. 290).

Получение автономии и формирование интегрированного Взрослого позволяют достигнуть главной цели ТА - обрести жизненную позицию “Я благополучен - Ты благополучен”.

В процессе психотерапевтического консультирования клиент формирует качества интегрированного Взрослого. Они напоминают детские и родительские качества, однако, их способ интеграции во Взрослое эго-состояние клиента отличается от контаминации.

Свойственное детям обаяние и открытость, и этические качества, такие как, храбрость, искренность, надёжность, ответственность поддерживаются у клиента, и поощряются. В терапевтическом альянсе (раппорте, союзе) консультант (терапевт) дает поглаживания клиенту за проявление таких чувств и поступков. Трансакции терапевта, консультанта направлены ко всем трём эго-состояниям клиента. Он предлагает клиенту активизировать свои способности к объективной обработке данных, к творческому анализу Взрослого. Он приглашает Детское состояние к эмоциональной чувствительности, личной привлекательности.

Чем для клиента, с нашей точки зрения, привлекательно ТА консультирование?

Сильной стороной ТА является разработка языковой системы, которая позволяет терапевту и клиенту говорить на одном языке и не прятаться за неясные конструкты. Эта демистификация процесса консультирования является основой равных, партнерских отношений.

Современное ТА консультирование включает в себя обязательные навыки “эмоциональной грамотности” Клода Стейнера. Умение просить, принимать, давать поглаживания является эффективным способом изменения экзистенциальных позиций клиента и активизации его ресурсов. Клиент, который владеет этими навыками, достигает больших результатов в консультативном процессе.

Итак, современный Трансактный анализ имеет значительный багаж теоретических и практических средств для выполнения задач психологического консультирования.

Конспект.

Коррекционные воздействия должны быть направлены на разрушение условных ценностей, их пересмотр и отказ от них.

Психолог, по мнению К. Роджерса, должен концентрироваться на субъективном, или феноменологическом, опыте клиента. К. Роджерс считал, что человек обладает тенденцией к самоактуализации, которая способствует здоровью и росту. Психолог действует как помощник в устранении эмоциональных блоков или препятствий к росту и способствует большей зрелости клиента (с устранением препятствий высвобождаются силы роста и открывается путь для саморазвития и самосовершенствования).

В центр своей деятельности К. Роджерс поставил личность клиента как таковую, отмежевавшись от медицинской терминологии типа «психотик», «невротик». Он отказался от традиционных тогда психотехник типа «интерпретация», «суггестия», «научения», утверждая, что такой подход ориентирован прежде всего на самого психолога.

Исходя из этой позиции, можно рассмотреть те понятия в подходе К. Роджерса, относящиеся к самому процессу коррекционной работы: «эмпатия», «забота», «конгруэнтность», «психологический климат».

Эмпатия — особое отношение психолога к клиенту, при котором последний воспринимается и трактуется не через призму инструментальных концепций, а непосредственно через позитивное личное отношение и принятие феноменологического мира клиента.

Забота — традиционный термин экзистенциализма — в концепции Роджерса имеет выраженный оттенок безусловного принятия клиента таким, каков он есть, причем именно сочувственного принятия с выраженной готовностью откликнуться на актуальное состояние клиента и с перспективой видения личностного потенциала клиента.

Конгруэнтность обижает следующие существенные признаки поведения психолога:

— соответствие между чувствами и содержанием высказываний;

— непосредственность поведения;

— неотгороженность;

— инструментальность концепций;

— искренность и пребывание таким, какой психолог есть.

Психологический климат — одно из ключевых понятий, поскольку оно концентрирует в себе отношения, профессиональные (личностные) умения, свойства и рассматривается как главное условие позитивного роста (изменения) личности в психокоррекции. Для Роджерса психологический климат включает всю гамму переживаний (от самых болезненных до самых возвышенных), подлинное проявление которых создает возможность для личностного роста. По словам К. Роджерса, психологический климат — не панацея и не все решает, но он «применим ко всем».

Цель коррекции состоит в выработке у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его «Я»-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями. С самого начала внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем самом, на его «Я», поэтому задача, которая ставится и решается в рамках взаимодействия психолога и клиента, — это помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы. А второстепенная задача — создание соответствующего психологического климата и соответствующих отношений.

К. Роджерс выдвигал четыре условия, необходимые для поддержания атмосферы, способствующей такому процессу:

1. Прежде всего важно, чтобы психолог сохранял безуспешное позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они будут идти вразрез с его собственными установками. Клиент должен чувствовать, что его воспринимают как самостоятельного, значительного человека, который волен говорить и действовать, не опасаясь ©суждения.

2. Эмпатия. Психолог старается увидеть мир глазами клиента и переживать события так же, как их переживает клиент.

3. Аутентичность. Психолог должен доказать ее, отказавшись от маски профессионала или от какого-нибудь иного камуфляжа, который мог бы разрушить атмосферу эволюций клиента, лежащую в основе этого метода.

4. И наконец, психолог должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решений его проблем. Ему нужно только выслушивать и всего-навсего выполнять функцию зеркала, отражающего мысли и эмоции клиента и формулировать их по-новому. Такое отражение и приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистичному самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди. Согласно Роджерсу именно в результате развития реалистического представления о самом себе человек приобретает способность разрешать проблемы, с которыми он сталкивается.

Когда созданы и соблюдаются указанные выше условия, возможно осуществление процесса психокоррекции, который протекает в следующем направлении:

— клиент все более свободен в выражении своих чувств, которое осуществляется как по вербальным, так и по моторным каналам;

— выраженные клиентом чувства имеют все большие отношения к «Я» и все реже остаются безликими;

— клиент все чаще дифференцирует и распознает объекты своих чувств и восприятии (включая среду, окружающих лиц, собственное «Я», переживания и взаимоотношения между ними);

— выраженные чувства клиента все больше относятся к несоответствию между каким-то из его переживаний и его «Я-концепцией», и клиент начинает осознавать угрозу такого несоответствия;

— клиент осознает переживание чувств, в отношении которых в прошлом отмечались отказы или искажения;

— «Я-концепция» клиента реорганизуется таким образом, чтобы ассимилировать ранее искаженные и подавляемые переживания;

— по мере реорганизации «Я-концепции» ослабляются защиты и в нее включаются такие переживания, которые ранее были слишком угрожающими, чтобы осознаваться;

— клиент развивает способность переживать безусловное положительное отношение со стороны психолога без какого-либо чувства угрозы;

— клиент все отчетливее чувствует безусловную положительную самооценку;

— источником представления о себе все в большей степени являются собственные ощущения;

— клиент реже реагирует на опыт, исходя из оценок,

даваемых значимыми другими.

Для такого коррекционного процесса характерно следующее:

— основной акцент делается на эмоциональных аспектах, чувствах, а не на интеллектуальных суждениях, мыслях, оценках;

— коррекционная работа ведется по принципу «здесь и теперь»;

— преимущество отдается инициативе клиента, который является главным во взаимодействии и стремится к саморазвитию, а психолог лишь направляет это стремление в нужное русло. Клиент сам определяет те изменения, которые ему необходимы, и сам их осуществляет.

Позиция психолога. Основное требование — отказаться от попыток играть какую-либо роль; быть самим собой. Главная профессиональная обязанность психолога — создать соответствующий психологический климат, в котором клиент сам бы отказался от защитных механизмов. При этом самое трудное — быть настоящим в общении с клиентом, проявлять уважение, заботу, принятие и понимание клиента.

К. Роджерс указывает на необходимые условия успешного коррекционного процесса, которые относятся к личности психолога и достаточно независимы от частных характеристик самого клиента — это так называемая «триада К. Роджерса»:

> конгруэнтность в отношениях с клиентом;

> безусловная положительная оценка по отношению к клиенту;

> эмпатическое восприятие клиента.

Конгруэнтность, или подлинность, означает необходимость правильной символизации психологом его собственного опыта. Под опытом понимаются как неосознаваемые события, так и феномены, представленные в сознании и относящиеся к определенному моменту, а не к некоторой совокупности прошлого опыта. Открытость опыту означает, что каждый стимул (внутренний или из внешней среды) не искажается защитными механизмами. Форма, цвет, звук из окружающей среды или следы памяти из прошлого — все это вполне доступно для сознания. Осознание — это символическая репрезентация некоторой части опыта.

Когда «Я-переживание» (т.е. информация о воздействии сенсорных или иных событий в данный момент) символизируется правильно и включается в «Я-концепцию», тогда возникает состояние конгруэнтности «Я» и опыта. У открытой для опыта личности «Я-концепция» символизируется в сознании вполне конгруэнтно с опытом. Если психолог переживает угрозу или дискомфорт в отношениях, а осознает только принятие и понимание, то он не будет конгруэнтен в данных отношениях и коррекция не будет полноценной. Психолог не всегда должен быть конгруэнтной личностью, достаточно того, чтобы каждый раз при непосредственных отношениях с определенным клиентом он целиком и полностью был бы самим собой, со всеми присущими ему переживаниями данного момента, правильно символизированными и интегрированными.

Положительная оценка клиента предполагает сердечность, расположение, уважение, симпатию, принятие и т.д. Безусловно, положительно оценивать другого означает оценивать его позитивно, независимо от того, какие чувства вызывают его определенные поступки. Поступки могут оцениваться по-разному, но принятие и признание клиента не зависят от них. Психолог ценит личность клиента в целом, в равной мере чувствует и проявляет безусловную положительную оценку как тех переживаний, которых боится или стыдится сам клиент, так и тех, которыми тот доволен или удовлетворен.

Эмпатическое восприятие клиента означает восприятие субъективного мира (охватывающего весь комплекс ощущений, восприятии и воспоминаний клиента, доступных сознанию в данный момент), восприятие с присущими эмоциональными компонентами и значениями, как если бы воспринимающий сам был этим другим человеком. Это означает — ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и так же, как он, относиться к причинам, их породившим, но при этом ни на минуту не забывать, что это — «если бы» (когда это условие утрачивается, состояние эмпатии становится состоянием идентификации).

Требования и ожидания от клиента. В концепции Роджерса существуют определенные пропозициональные предпосылки, касающиеся клиента. Ожидается, что, придя на прием, клиент будет чувствовать себя беспомощным, вести себя неконгруэнтно, ожидать помощи и быть достаточно закрытым. По мере установления отношений, в процессе изменения их состояния, мировосприятия и формирования иного отношения к себе происходит их рост, т.е. они становятся более зрелыми.

 

Техники

 

В работах К. Роджерса выделяется семь этапов коррекционного процесса, знание и полноценное использование которых можно отнести к методической стороне подхода:

1. Заблокированность внутренней коммуникации (отсутствуют «Я-сообщения») или сообщения личностных смыслов, отрицается наличие проблем, отсутствует желание к изменениям.

2. Стадия самовыражения, когда клиент начинает в атмосфере принятия приоткрывает свои чувства, проблемы, со всеми своими ограничениями и последствиями.

3—4. Развитие процесса самораскрытия и принятия себя клиентом во всей своей сложности, противоречивости, ограниченности и незавершенности.

5. Формирование отношения к своему феноменологическому миру как к своему, т.е. преодолевается отчужденность от своего «Я» и, как следствие, возрастает потребность быть собой.

6. Развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление свободной внутренней коммуникации. Поведение и самоощущения «Я» становятся органичными, спонтанными, происходит интегрирование всего личностного опыта в единое целое.

7.Личностные изменения, открытость себе и миру. Психолог уже становится ненужным, так как достигнута основная цель психокоррекционной работы. Клиент находится в состоянии конгруэнтности с собой и миром, открыт новому опыту, существует реалистический баланс между «Я»-реальным и «Я»-идеальным.

Основные компоненты роджеровской психотехники: установление конгруэнтности, вербализация, отражение эмоций.

Первый компонент мы обсудили выше. Остановимся на двух других.

1. Вербализация. Прием заключается в пересказе психологом сообщения клиента. При этом необходимо использовать собственные слова, избегая истолкования сообщения или внесения собственного видения проблем клиента. Цель такого перефразирования — выделение в высказывании клиента наиболее существенного, «острых углов». Клиент также получает подтверждение тому, что его не только слушают, но и слышат.

2. Отражение эмоций. Суть приема заключается в назывании психологом тех эмоций, которые клиент проявляет во время рассказа о себе, событиях своей жизни. Например:

Психолог: Правда ли, что когда вы рассказывали о своем детстве, вы испытывали грусть?

Клиент: Да, но еще и досаду.

Психолог: Правильно ли я вас понял, что, когда вы рассказывали о своей собаке, вы чувствовали умиление и гордость?

Клиент: Совершенно верно.

Процесс коррекции можно считать завершенным, когда у клиента появляются следующие относительно постоянные изменения:

— становится более конгруэнтным, открытым для опыта, меньше прибегает к защитам и вследствие этого более реалистичен, объективен, экстенционален в восприятии;

— эффективнее решает свои проблемы;

— улучшается психологическая приспосабливаемость. приближаясь к оптимальной, уменьшается ранимость;

— восприятие своего «Я»-идеального становится более доступным и реалистичным;

— вследствие увеличения конгруэнтности уменьшается тревожность, а также физиологическое и психическое напряжение;

— повышается степень положительной самооценки;

— оценку и выбор воспринимает локализованными внутри себя, доверяет себе;

— становится более реалистичным, правильнее воспринимает окружающих и окружающие воспринимают поведение клиента как более социально зрелое;

— происходят различные изменения в поведении, поскольку увеличивается доля опыта, ассимилированного в «Я-структуру» и увеличивается доля поведения, которое может быть «присвоено» как принадлежащее «Я»;

— поведение становится более креативным, более адаптивным по отношению к каждой новой ситуации и к каждой вновь возникающей проблеме и кроме этого представляет более полное проявление экспрессии его собственных намерений и оценок.

Концепция К.Роджера нашла широкое применение в конфликтологии, в работе с подростками в школе и в психиатрической клинике. Однако существуют и ограничения, которые были известны создателю этой концепции. Так, существует опасность оказания психологической помощи клиенту без обеспечения условий его личностного роста, т.е. наступает эйфория, не имеющая реальных оснований. Для психолога также существует опасность чрезмерной идентификации с личностью и переживаниями клиента. Остается нерешенным вопрос о длительности психокоррекционного эффекта и о том, какие проблемы может создавать для клиента переход от психокоррекционных отношений к реалиям повседневной жизни.

Гуманистическое направление в психологическом консультировании. Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое, направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом, А. Маслоу. Оно ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека - жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении. Действуя в мире, человек должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Гуманистическое направление практической психологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента, основанный на стремлении к максимальной самоактуализации. Задача психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения. Работа с миром клиента требует от психолога соблюдения некоторых условий, способствующих процессу позитивных изменений.

1. Психолог должен сохранять безусловно позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они идут вразрез с его установками.
2. Необходима эмпатия, стремление видеть мир глазами клиента.

3. Аутентичность терапевта, отказ от маски "профессионала".

4. Психолог должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решения его проблем. Ему нужно выполнять лишь функции зеркала, отражающего мысли и чувства клиента, и формулировать их по-новому. Такое отражение приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистическому самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди.

В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяющими клиенту проявить свое мироощущение. Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и техник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии:
- восприятие "здесь и теперь";

- директивность;

- речевые изменения;

- метод пустого кресла: беседа с частью своего "Я";

- диалог "верхней собаки" - авторитарной, директивной, и "нижней собаки" - пассивной, с чувством вины, ищущей прощения;
- фиксированное ощущение;

- работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гуманистической психологии используются техники логотерапии:

- перемены отношения;

- парадоксальные намерения; переключение;

- метод убеждений (призыва);

- сократовский диалог.

Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.

Психолог, чтобы работать эффективно, не должен начинать работу с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента. Практическая работа психолога - это работа с конкретной индивидуальностью человека. В том числе и с собственной индивидуальностью - составной частью его профессиональной позиции. Психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и профессиональные возможности, чтобы избежать ригидности или излишней свободы в развитии личных понятий.

Конспект.

Гештальттерапия – один из популярнейших подходов психотерапии в мире. Она широко используется в психологическом консультировании.
Что такое гештальт? Этот термин немецкого происхождения, переводится как "форма". Следовательно, гештальттерапия – это теория формы.
Это направление зародилась в 40-50-е гг. ХХ столетия. Благодаря гению Ф. Перлза и его коллег (JIapы Перлз, Поля Гудмана) были синтезированы многочисленные направления европейских, американских и восточных философий, терапий. Плодом этого синтеза стала гештальттерапия, нечто новое, совершенно оригинальное, построенное на традиционном. Т. е. образовался новый гештальт, в котором "целое есть нечто иное, чем сумма частей". Гештальт располагается на пересечении психоанализа, психотелесных видов терапии, психодрамы, экзистенциальных подходов и восточной философии.
Гештальт помогает узнать себя, принять себя таким, какой ты есть, и изменить себя, ориентируясь на эталон (социальный или индивидуальный, внутренний или внешний).
Перлз называет пять способов убить в себе личность, индивидуальность. Это интроекция, проекция, дефлексия, рефлексия, конфлуенция. Попытаемся разобраться, что все эти слова обозначают.
Интроекция. Интроект – чужой опыт, тот, что усваивается человеком в детстве без критических замечаний. Человек усваивает чувства, опыт, взгляды, нормы других людей, которые вступают в противоречие с его собственным опытом. Со временем интроекты и свои убеждения сложно разделить.
Проекция. При проекции человек не признает в себе те качества, которые не укладываются в его "Я-концепцию", но видит эти качества в других.
Дефлексия. Человек, для которого она характерна, избегает неформальных контактов, минимальных проблем. Дефлексия выражается в ритуальности, болтливости, условности поведения.
Рефлексия. Она наблюдается, когда потребность личности блокируется социальной средой, в этом случае неизрасходованная на реализацию потребностей энергия направляется на себя. Неудовлетворенные потребности – это незавершенные гештальты. Худшим вариантом незавершенного гештальта является обида, которая мешает полноценному общению. Поэтому завершить незавершенное, освободиться от невыплеснутых эмоций – существенный момент в гештальткоррекции.
Конфлуенция – слияние человека с его средой, ситуация, когда свои мысли, желания не отличаются от чужих.
В результате этих способов обезличивания человек отказывается от своего подлинного "Я".
С помощью гештальткорреции можно открыть истинное "Я" клиента. Это долгий и болезненный процесс, включающий несколько уровней. В результате совместной работы психолога и клиента, последний сможет сбросить все фальшивое, привнесенное и начать жить и действовать от своего "Я". Психолог в процессе гештальттерапии – это помощник, соавтор, который пытается облегчить выражение чувств клиента и активизировать его резервы для личностного роста.
Чтобы дать самое беглое представление о гештальттерапии, следует перечислить техники, наиболее распространенные и чаще всего используемые в гештальттерапии. Они именуются играми и экспериментами.
1. Техника усиления. Одна из задач гештальттерапии – понять и осознать свое "Я". Техника усиления помогает выполнить это путем проецирования на внешнюю сторону того, что проигрывается внутри. Для этого можно использовать игру "Преувеличение". Клиенту предлагается усилить какие-либо телесные, вокальные движения (громче и громче произносить фразу, усилить жест), чтобы яснее осознать смысл и причину подобных действий.
2. Монодрама. Это вариант психодрамы, в которой диалог ведется между фрагментами одной личности, значимыми для клиента. Например, между его активным и пассивным началом. Происходит это так: на "горячий стул" сажают воображаемого собеседника. Клиент поочередно меняет стулья, отождествляя себя то с одной, то с другой позицией.
Еще одним широко распространенным приемом в рамках монодрамы является использование двух игровых позиций: "Большой пес" и "Щенoк". Большой пес олицетворяет обязанности, требования, оценки. Щенок – уловки, отговорки, уклонение от обязанностей. Включаясь в такую игру, клиент начинает осознавать бессмысленность манипуляций над своей личностью, учится продуктивно управлять самим собой.
3. Гештальтистская драматизация. Она помогает освободиться от чувства обиды, вины, т. е. завершить незавершенный гештальт. Для этого клиенту предлагают с помощью "горячего стула" высказать свои чувства воображаемому обидчику или обиженному.
4. Интегрирующее осознание. Состоит оно в том, чтобы быть чрезвычайно внимательным к постоянным изменениям своих чувств, эмоций, переживаний, физических ощущений. Психологу надо быть вдвойне внимательным, так как он должен осознавать и замечать свои изменения и одновременно изменения, происходящие с клиентом.
5. Прямое обращение. В гештальттерапии речь адресуют только тому, о ком говорят. Так, например, претензии умершему выговаривают, представляя его на стуле напротив.
Перечислены далеко не все техники гештальттерапии. Их огромное количество, но все они направлены на психологическую поддержку личности, освобождение человека от психологических проблем, на личностный рост.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Практическое применение | Инвестиционная стоимость

Date: 2016-05-23; view: 2144; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию