Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Блок приема, переработки и хранения информации 7 page
Литература уже располагает примерами именно такого типа исследований. К ним относятся работы М.Н.Ливанова и его сотрудников и последователей (Н.А.Гавриловой, Е.Б.Сологуб, Т.П.Хризман и др.), в которых используется метод анализа синхронной работы потенциалов мозговой коры в зависимости от изменения форм деятельности и от уровней развития ребенка. Сюда относятся и исследования Н.П.Бехтеревой, которой удалось проследить те изменения в электрической активности, вызванной речью, которые возникают в глубоких структурах мозга, и показать, что электрофизиологическая активность отдельных нейронов межуточного мозга зависит от звуковой организации и семантики языка. Сюда относятся, далее, работы А.И.Ройтбака, проводимые на нейронном уровне и посвященные проблемам памяти и пластичности нервных процессов (нейронных комплексов и глии), а также работы Е.Н.Соколова и О.С.Виноградовой, исследующих нейронные механизмы памяти, активность гиппокампа и хвостатого ядра, их участие в обеспечении мнестической деятельности. Наконец, сюда же следует отнести и те психофизиологические исследования, в которых изучаются изменения различных форм биоэлектрических процессов при различных видах психической деятельности, влияние на них речевых заданий и особенности их нарушений при локальных поражениях мозга (Е.Д.Хом-ская и ее сотрудники). Нет никаких сомнений, что серьезный вклад в разработку «психологической физиологии» человека вносит и новая отрасль психологической науки — нейропсихология, изучающая мозговые механизмы различных форм психической деятельности; исследуя локальные поражения мозга, она устанавливает ту роль, которую играют первичные, вторичные и третичные зоны коры, гностические, премоторные и пре-фронтальные отделы мозга в построении высших форм сознательной деятельности, что несомненно приближает построение истинной «психологической физиологии». Итак, перед наукой стоит задача огромной трудности — найти адекватные физиологические системы, осуществляющие сложнейшие виды сознательной человеческой деятельности, формирующейся на последовательных этапах социально-исторического развития, описать уровни их построения и соотнести их с конкретными физиологическими процессами, вовлекающими различные образования и области головного мозга. Первые успехи советской психофизиологии и нейропсихологии позволяют думать, что эта задача будет выполнена. Е.Н.Соколов психофизиология локальных поражений мозга в трудах А.Р.Лурия1 На стыке нейропсихологии и психофизиологии возникло новое направление исследований — психофизиология локальных поражений головного мозга. Создание этого направления — заслуга А.Р.Лурия. Если нейропсихология изучает психические функции путем сопоставления их нарушений при различных поражениях мозга, то психофизиология локальных поражений мозга использует для этого широкий спектр объективных показателей. А.Р.Лурия сосредоточил свои исследования в этой области на объективном анализе познавательной деятельности. Поэтому набор привлекаемых для регистрации реакций был тесно связан с механизмами ориентировочно-исследовательской деятельности. Движения глаз и их нарушения. Наиболее важным ' показателем ориентировочно-исследовательской деятельности являются движения глаз, возникающие при появлении новых раздражителей и образующие сложную систему информационного поиска. Используя фотографическую и электроокулог-рафическую регистрацию (А.Д.Владимиров, 1972; А.Л.Ярбус, 1965), А.Р.Лурия со своими сотрудниками установил, что при поражении различных отделов мозга нарушается прежде всего сложная ориентировочная деятельность при рассматривании сюжетного изображения. Если локальные поражения зрительных отделов коры приводили к игнорированию элементов изображения в определенных участках поля зрения, то поражение лобных отделов нарушает целенаправленный характер осмотра за счет повторения стереотипных движений. Вывод о регулирующей роли лобных отделов в протекании ориентировоч-но-исследовательной деятельности получил дальнейшее развитие при регистрации вегетативных реакций. Вегетативные компоненты ориентировочного рефлекса рефлекса и их нарушение. Ориентировочный рефлекс как элементарный акт ориентировочно-исследовательской деятельности включает в себя кроме движений глаз и головы целый ряд вегетативных компонентов: кожно-гальваническую реакцию, депрессию альфа-ритма и сосудистые изменения периферических и мозговых сосудов. Полиграфическая регистрация одновременно сосудов руки и головы позволяет отличать ориентировочные реакции от оборонительных и адаптационных (О.С.Виноградова, 1956; Е.Н.Соколов, 1958). Характерной особенностью ориентировочного рефлекса является его селективное участие при многократном повторении индифферентного раздражителя. В норме, однако, придание раздражителю сигнального значения сразу же восстанавливает ориентировочный рефлекс, после чего ' А.Р.Лурия и современная психология / Под ред. Е.Д.Хомской, Л.С.Цветковой, Б.В.Зейгарник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С.173—176.
он становится трудноугасимым. В работах ученицы и сотрудницы А.Р.Лурия Е.Д.Хомской (1972) подробно исследовалось нарушение ориентировочного рефлекса у больных с поражением передних отделов мозга. Оказалось, что процесс угашения ориентировочного рефлекса на индифферентный раздражитель у таких больных не нарушается. Однако восстановления ориентировочного рефлекса под влиянием речевой инструкции, придающей стимулам сигнальное значение, не происходит. Таким образом, система ориентировочного рефлекса оказалась дефектной со стороны регулирующей его функции речи. Стало очевидным, что познавательная деятельность больных с поражением передних отделов мозга страдает в результате выпадения направляемых речевыми сигналами информационных процессов. Семантические поля и их нарушения. Используя ориентировочный рефлекс как объективный показатель работы речевой системы, оказалось возможным объективно изучать семантическое содержание словесных символов и нарушения семантики при мозговых поражениях. В этом случае ориентировочная реакция вызывается путем предъявления больному слова в акустической или оптической форме. Применяя слова одной смысловой категории, можно получить обобщенное угасание на смысловое содержание слова. Переход к новой категории слов позволяет выяснить границы категориальных отношений. Однако при изучении семантики еще более эффективен метод выработки оборонительного условного сосудистого рефлекса. Этот рефлекс выражается в содружественном сужении сосудов головы и руки. После выработки условного оборонительного рефлекса на определенное слово вместе с ним оборонительную реакцию вызывают и другие слова, близкие ему по значению. Таким образом, удается выявить семантическое поле — совокупность словесных символов, объединенных общим значением и эффективных в отношении вызова условной оборонительной реакции. Слова, вызывающие оборонительную реакцию, составляют «ядро» семантического поля. Вокруг этого ядра находятся слова, вызывающие сильные ориентировочные реакции за счет того, что они трудно дифференцируются от сигнальных слов. Отличить ориентировочную реакцию от оборонительной можно потому, что она включает реципрокные отношения реакций сосудов руки и головы: сужение сосудов руки и расширение сосудов головы. Слова, вызывающие ориентировочные реакции, близкие по смыслу тому основному слову, на которое был выработан условный оборонительный рефлекс, образуют «периферию» семантического поля. Далее следуют слова, которые не вызывают ни оборонительных, ни ориентировочных реакций. Они отличаются по смыслу от сигнальных слов, легко дифференцируются, сосудистые реакции на эти слова угасают в ходе многократного их повторения в качестве дифференцировочных раздражителей. Наконец, за областью неэффективных слов снова следуют слова, вызывающие ориентировочные реакции. Эти слова отличаются от тех, в отношении которых выработано утешение, и вызывают ориентировочную реакцию как реакцию на новизну. При повторении этих слов реакции на них быстро угасают, и данные слова входят в фонд индифферентных раздражителей. Структура семантического поля в норме определяется предметным содержанием, предметной отнесенностью слов. При поражениях мозга граница этой предметной отнесенности слов может сдвигаться, а граница семантического поля трансформироваться. Так, при олигофрении ряд слов начинает обобщаться не по значению, а по звуковому сходству. Соответственно ядро семантического поля занимают слова, близкие по звучанию, а не по предметной отнесенности. Объективное изучение семантических полей позволяет получить информацию о принципах организации речевой функции. А.Р.Лурия совместно с О.С.Виноградовой и Е.Д.Хомской занимался изучением семантических полей в норме у детей, страдающих олигофренией, у больных с локальными поражениями мозга. Эти исследования открыли новые перспективы в изучении семантических полей и их нарушений. Управление уровнем активации. Кроме фазичес-ких форм ориентировочного рефлекса существует его тоническая форма, которая характеризует уровень активации. Тонический ориентировочный рефлекс находит свое выражение в уровне биоэлектрической активности мозга. Напряженное внимание в полной темноте ведет к депрессии альфа-ритма и появлению в электроэнцефалограмме быстрых колебаний. Высшие формы управления тоническим ориентировочным рефлексом связаны с регулирующей функцией речи. Поражение лобных отделов ведет к тому, что тонический ориентировочный рефлекс, возникая на непосредственные раздражители, не может удерживаться произвольно в качестве компонента произвольного внимания. Нарушение управления тоническими формами активации ведет к снижению того уровня эффективности познавательной деятельности, который характеризует здорового человека. Изучению тонических форм активации во время познавательной деятельности посвящен ряд работ, выполненных под руководством А.Р.Лурия и опубликованных в сборнике «Проблемы нейропсихологии» (1977). Нарушения управления движениями. Выпадение речевого контроля ориентировочного рефлекса составляет важную, но не единственную функцию передних отделов мозга. Уже раньше были известны грубые нарушения произвольно планируемых действий при поражении лобных отделов. А.Р.Лурия со своими сотрудниками, используя электромиографическую регистрацию, показал, что у больных с поражением лобных отделов мозга прежде всего нарушена преднастройка органов движения. У них страдает селективное отвлечение от несигнальных раздражителей. Отсюда многочисленные межсигнальные реакции и персеверации. Особенно интересны в этом отношении опыты с применением подготовительных сигналов. В большинстве случаев у больных не удавалось вызвать подготовку к реакции. Вместо облегчения подготовительные сигналы оказывали интерферирующее влияние. Специальные средства регуляции скорости произвольных двигательных реакций у больных с поражением задних отделов мозга приводили к значительному сокращению соответствующих показателей, что указывает на специальное отношение лобных долей мозга к управлению произвольными двигательными актами. Применение комплекса объективных показателей позволяет глубже понять механизмы нарушений психических процессов при различных поражениях мозга. Это направление исследований можно характеризовать как часть клинической психофизиологии, а именно как психофизиологию локальных поражений мозга. А.Р.Лурия со своими сотрудниками сумел получить на этом пути новые оригинальные данные относительно механизмов протекания познавательной деятельности и организации движений, чем внес существенный вклад в развитие психофизиологии в целом и открыл новые перспективы исследования в этой области.
Раздел 3 Date: 2016-05-13; view: 434; Нарушение авторских прав |