Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Блок приема, переработки и хранения информации 7 page





Литература уже располагает примерами именно такого типа исследований. К ним относятся работы М.Н.Ливанова и его сотрудников и последователей (Н.А.Гавриловой, Е.Б.Сологуб, Т.П.Хризман и др.), в которых используется метод анализа синхронной ра­боты потенциалов мозговой коры в зависимости от изменения форм деятельности и от уровней развития ребенка. Сюда относятся и исследования Н.П.Бехте­ревой, которой удалось проследить те изменения в элек­трической активности, вызванной речью, которые возникают в глубоких структурах мозга, и показать, что электрофизиологическая активность отдельных нейронов межуточного мозга зависит от звуковой орга­низации и семантики языка. Сюда относятся, далее, работы А.И.Ройтбака, проводимые на нейронном уров­не и посвященные проблемам памяти и пластичности нервных процессов (нейронных комплексов и глии), а также работы Е.Н.Соколова и О.С.Виноградовой, ис­следующих нейронные механизмы памяти, активность гиппокампа и хвостатого ядра, их участие в обеспече­нии мнестической деятельности.

Наконец, сюда же следует отнести и те психофи­зиологические исследования, в которых изучаются изменения различных форм биоэлектрических процес­сов при различных видах психической деятельности, влияние на них речевых заданий и особенности их нарушений при локальных поражениях мозга (Е.Д.Хом-ская и ее сотрудники).

Нет никаких сомнений, что серьезный вклад в разработку «психологической физиологии» человека вносит и новая отрасль психологической науки — ней­ропсихология, изучающая мозговые механизмы раз­личных форм психической деятельности; исследуя локальные поражения мозга, она устанавливает ту роль, которую играют первичные, вторичные и тре­тичные зоны коры, гностические, премоторные и пре-фронтальные отделы мозга в построении высших форм сознательной деятельности, что несомненно прибли­жает построение истинной «психологической физио­логии».

Итак, перед наукой стоит задача огромной труднос­ти — найти адекватные физиологические системы, осуществляющие сложнейшие виды сознательной че­ловеческой деятельности, формирующейся на после­довательных этапах социально-исторического развития, описать уровни их построения и соотнести их с конк­ретными физиологическими процессами, вовлекаю­щими различные образования и области головного мозга.

Первые успехи советской психофизиологии и ней­ропсихологии позволяют думать, что эта задача будет выполнена.


Е.Н.Соколов психофизиология локальных поражений мозга в трудах А.Р.Лурия1

На стыке нейропсихологии и психофизиологии возникло новое направление исследований — пси­хофизиология локальных поражений головного мозга. Создание этого направления — заслуга А.Р.Лурия. Если нейропсихология изучает психические функ­ции путем сопоставления их нарушений при раз­личных поражениях мозга, то психофизиология локальных поражений мозга использует для этого широкий спектр объективных показателей.

А.Р.Лурия сосредоточил свои исследования в этой области на объективном анализе познаватель­ной деятельности. Поэтому набор привлекаемых для регистрации реакций был тесно связан с механиз­мами ориентировочно-исследовательской деятель­ности.

Движения глаз и их нарушения. Наиболее важным ' показателем ориентировочно-исследовательской де­ятельности являются движения глаз, возникающие при появлении новых раздражителей и образующие сложную систему информационного поиска.

Используя фотографическую и электроокулог-рафическую регистрацию (А.Д.Владимиров, 1972; А.Л.Ярбус, 1965), А.Р.Лурия со своими сотрудниками установил, что при поражении различных отделов мозга нарушается прежде всего сложная ориентиро­вочная деятельность при рассматривании сюжетного изображения. Если локальные поражения зритель­ных отделов коры приводили к игнорированию эле­ментов изображения в определенных участках поля зрения, то поражение лобных отделов нарушает це­ленаправленный характер осмотра за счет повторе­ния стереотипных движений. Вывод о регулирующей роли лобных отделов в протекании ориентировоч-но-исследовательной деятельности получил дальней­шее развитие при регистрации вегетативных реакций.

Вегетативные компоненты ориентировочного реф­лекса рефлекса и их нарушение. Ориентировочный рефлекс как элементарный акт ориентировочно-ис­следовательской деятельности включает в себя кро­ме движений глаз и головы целый ряд вегетативных компонентов: кожно-гальваническую реакцию, деп­рессию альфа-ритма и сосудистые изменения пери­ферических и мозговых сосудов. Полиграфическая регистрация одновременно сосудов руки и головы позволяет отличать ориентировочные реакции от обо­ронительных и адаптационных (О.С.Виноградова, 1956; Е.Н.Соколов, 1958). Характерной особенностью ориентировочного рефлекса является его селектив­ное участие при многократном повторении индиф­ферентного раздражителя. В норме, однако, придание раздражителю сигнального значения сразу же вос­станавливает ориентировочный рефлекс, после чего


' А.Р.Лурия и современная психология / Под ред. Е.Д.Хомской, Л.С.Цветковой, Б.В.Зейгарник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С.173—176.

 

 

он становится трудноугасимым. В работах ученицы и сотрудницы А.Р.Лурия Е.Д.Хомской (1972) подроб­но исследовалось нарушение ориентировочного реф­лекса у больных с поражением передних отделов мозга. Оказалось, что процесс угашения ориентиро­вочного рефлекса на индифферентный раздражитель у таких больных не нарушается. Однако восстанов­ления ориентировочного рефлекса под влиянием речевой инструкции, придающей стимулам сигналь­ное значение, не происходит. Таким образом, систе­ма ориентировочного рефлекса оказалась дефектной со стороны регулирующей его функции речи. Стало очевидным, что познавательная деятельность боль­ных с поражением передних отделов мозга страдает в результате выпадения направляемых речевыми сигналами информационных процессов.

Семантические поля и их нарушения. Используя ориентировочный рефлекс как объективный пока­затель работы речевой системы, оказалось возмож­ным объективно изучать семантическое содержание словесных символов и нарушения семантики при мозговых поражениях. В этом случае ориентировоч­ная реакция вызывается путем предъявления боль­ному слова в акустической или оптической форме. Применяя слова одной смысловой категории, мож­но получить обобщенное угасание на смысловое со­держание слова. Переход к новой категории слов позволяет выяснить границы категориальных отно­шений. Однако при изучении семантики еще более эффективен метод выработки оборонительного ус­ловного сосудистого рефлекса. Этот рефлекс выра­жается в содружественном сужении сосудов головы и руки.

После выработки условного оборонительного рефлекса на определенное слово вместе с ним обо­ронительную реакцию вызывают и другие слова, близкие ему по значению. Таким образом, удается выявить семантическое поле — совокупность сло­весных символов, объединенных общим значением и эффективных в отношении вызова условной обо­ронительной реакции.

Слова, вызывающие оборонительную реакцию, составляют «ядро» семантического поля. Вокруг это­го ядра находятся слова, вызывающие сильные ори­ентировочные реакции за счет того, что они трудно дифференцируются от сигнальных слов.

Отличить ориентировочную реакцию от оборони­тельной можно потому, что она включает реципрокные отношения реакций сосудов руки и головы: сужение сосудов руки и расширение сосудов головы. Слова, вызывающие ориентировочные реакции, близкие по смыслу тому основному слову, на которое был выра­ботан условный оборонительный рефлекс, образуют «периферию» семантического поля. Далее следуют сло­ва, которые не вызывают ни оборонительных, ни ориентировочных реакций. Они отличаются по смыслу от сигнальных слов, легко дифференцируются, сосу­дистые реакции на эти слова угасают в ходе многократ­ного их повторения в качестве дифференцировочных раздражителей. Наконец, за областью неэффективных слов снова следуют слова, вызывающие ориентиро­вочные реакции. Эти слова отличаются от тех, в отно­шении которых выработано утешение, и вызывают ориентировочную реакцию как реакцию на новизну. При повторении этих слов реакции на них быстро уга­сают, и данные слова входят в фонд индифферентных раздражителей.


Структура семантического поля в норме опреде­ляется предметным содержанием, предметной отнесенностью слов. При поражениях мозга граница этой предметной отнесенности слов может сдвигаться, а граница семантического поля трансформироваться. Так, при олигофрении ряд слов начинает обобщаться не по значению, а по звуковому сходству. Соответствен­но ядро семантического поля занимают слова, близ­кие по звучанию, а не по предметной отнесенности.

Объективное изучение семантических полей по­зволяет получить информацию о принципах орга­низации речевой функции. А.Р.Лурия совместно с О.С.Виноградовой и Е.Д.Хомской занимался изуче­нием семантических полей в норме у детей, стра­дающих олигофренией, у больных с локальными поражениями мозга. Эти исследования открыли новые перспективы в изучении семантических полей и их нарушений.

Управление уровнем активации. Кроме фазичес-ких форм ориентировочного рефлекса существует его тоническая форма, которая характеризует уровень активации. Тонический ориентировочный рефлекс находит свое выражение в уровне биоэлектрической активности мозга. Напряженное внимание в полной темноте ведет к депрессии альфа-ритма и появле­нию в электроэнцефалограмме быстрых колебаний. Высшие формы управления тоническим ориентиро­вочным рефлексом связаны с регулирующей функ­цией речи.

Поражение лобных отделов ведет к тому, что тони­ческий ориентировочный рефлекс, возникая на не­посредственные раздражители, не может удерживаться произвольно в качестве компонента произвольного внимания. Нарушение управления тоническими фор­мами активации ведет к снижению того уровня эф­фективности познавательной деятельности, который характеризует здорового человека. Изучению тони­ческих форм активации во время познавательной дея­тельности посвящен ряд работ, выполненных под руководством А.Р.Лурия и опубликованных в сборни­ке «Проблемы нейропсихологии» (1977).

Нарушения управления движениями. Выпадение речевого контроля ориентировочного рефлекса состав­ляет важную, но не единственную функцию передних отделов мозга. Уже раньше были известны грубые на­рушения произвольно планируемых действий при поражении лобных отделов. А.Р.Лурия со своими со­трудниками, используя электромиографическую реги­страцию, показал, что у больных с поражением лобных отделов мозга прежде всего нарушена преднастройка органов движения. У них страдает селективное отвле­чение от несигнальных раздражителей. Отсюда много­численные межсигнальные реакции и персеверации. Особенно интересны в этом отношении опыты с применением подготовительных сигналов. В большин­стве случаев у больных не удавалось вызвать подготов­ку к реакции. Вместо облегчения подготовительные сигналы оказывали интерферирующее влияние.

Специальные средства регуляции скорости произ­вольных двигательных реакций у больных с пораже­нием задних отделов мозга приводили к значительному сокращению соответствующих показателей, что ука­зывает на специальное отношение лобных долей мозга к управлению произвольными двигательными актами.

Применение комплекса объективных показате­лей позволяет глубже понять механизмы нарушений психических процессов при различных поражениях мозга. Это направление исследований можно харак­теризовать как часть клинической психофизиологии, а именно как психофизиологию локальных поражений мозга.

А.Р.Лурия со своими сотрудниками сумел полу­чить на этом пути новые оригинальные данные от­носительно механизмов протекания познавательной деятельности и организации движений, чем внес существенный вклад в развитие психофизиологии в целом и открыл новые перспективы исследования в этой области.

 

 

Раздел 3







Date: 2016-05-13; view: 434; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию