Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Блок приема, переработки и хранения информации 6 page
Развитие прямолинейного бихевиоризма без компромиссов продолжалось лишь одним Скиннером, которого многие американские ученые считают крупным психологом (добавляя к этому, что, «впрочем, он почти не имеет последователей»). Надежды, которые возлагались на это направление, все больше и больше угасали, пока вся система бихевиористичес-кого редукционизма не встретила резкой критики как у психологов, так и у представителей смежных наук'. Разоблачение теоретической бесплодности бихевиоризма достигло своей кульминации после опубликования Скиннером книги «По ту сторону свободы и достоинства», в которой сам автор довел до абсурда идеи «всеобщей обусловленности» поведения. В целом американский бихевиоризм сыграл в истории психологической науки своеобразную роль. Пользуясь его собственной терминологией, можно сказать, что он выступил в роли «отрицательного подкрепления», показав, что сведение всего богатства психологических фактов к упрошенным схемам «стимул—реакция», «совпадение — подкрепление» по сути оказывается неспособным адекватно объяснить ни одно сложное явление сознательной жизни, поскольку из этих концепций выпадают все подлинно содержательные проблемы психологии, такие, как структурное восприятие, стратегия активного поиска, принятие решения и др. Вот почему с начала 50-х годов американская психология, переключившаяся на решение только что обозначенных проблем, начала фактически развиваться вне бихевиоризма. Прямой отказ от попыток физиологического анализа сложных психических явлений содержится в работах таких виднейших физиологов XX столетия, как Ч.Шеррингтон и Дж.Экклз. Ч.Шеррингтону и его сотрудникам удалось сделать открытия решающей важности. Именно они впервые проследили функциональную организацию двигательной коры головного мозга и открыли главнейшие законы протекания спинальных рефлексов, описание которых легло в основу всей дальнейшей нейрофизиологии. Однако, продолжая старую традицию дуалистической философии, Ч.Шеррингтон не сделал из этих открытий нужных выводов, и описание основных механизмов координированных рефлекторных актов не отразилось на его понимании психических процессов. Сложные явления сознательной жизни относились им к совершенно иной, отличной от естественных наук, «духовной сфере», и не случайно, что к концу своей жизни он выпустил две книги — «Мозг и его механизмы» и «Человек о своей природе», в которых сформулировал свое дуалистическое мировоззрение, согласно которому субъективные состояния, как и высшие формы сознательной деятельности, относятся к принципиально другому — духовному — миру явлений и никогда не будут раскрыты объективными физиологическими методами исследования. Фактический последователь Ч.Шеррингтона Дж.Экклз, разработав с большим успехом тончайшие механизмы синаптической передачи возбуждения и внеся в современную нейрофизиологию важнейший вклад, решительно отказался перенести приемы объективного физиологического исследования на сложные формы психической жизни и, так же, как и Ч.Шеррингтон, опубликовал в последний период своей работы две книги — «Мозг и человеческий опыт» и «Лицом к лицу с реальностью», в которых открыто провозгласил, что сознательные процессы относятся к «духовному миру», доступному лишь для субъективного опыта и не подлежат никакому объективному физиологическому исследованию2. 1 Пожалуй, наиболее сильной была критика бихевио 2 Анализу взглядов Дж.Экклза посвящена специальная Попытки редукционизма обнаружили свою полную бесплодность и при построении новых отношений между психологией и физиологией, когда возникла настоятельная потребность перехода к новому синтетическому периоду развития науки, а следовательно, и к новому поиску физиологических моделей сложнейших психических процессов. IV Новый этап взаимоотношений между психологией и физиологией ознаменовался коренным пересмотром психологической науки. В основе этого пересмотра лежала важнейшая идея о целостности сложных форм психической деятельности человека, о несводимости этих форм к элементарным явлениям. Что же могло соответствовать этим единицам сознательной психической деятельности, и каковы могли быть их физиологические модели? Ответом на эти вопросы явилось создание «целостной», «структурной» психологии типа гештальтпсихологии, которая продержалась сравнительно недолго, придя к тупику — позитивистской феноменологии «целостных форм» психической жизни, не имеющих исторического ге-неза (В.Келер, М.Вертгеймер, К.Коффка). Требование раскрыть сложнейшие формы сознательной деятельности человека без сведения сложных психических явлений к элементарным становится основной задачей психологической науки. Ее реализация привела к перестройке психологии. Она перестала быть описанием субъективных состояний и все больше стала превращаться в объективную науку о сложнейших формах сознательной, целенаправленной деятельности человека. Она начала преодолевать концепции ассоцианизма, сводившего процессы сознательной деятельности к элементарным ощущениям и их ассоциациям, и выдвинула новые вопросы: объективный анализ познавательных процессов и переработка информации с помощью кодов языка и речевой деятельности. Она стала изучать проблемы стратегии интеллектуальной деятельности, процессы выработки системы обобщений и категориальных приемов анализа реального мира, процессы принятия решения и регуляции активного, целенаправленного поведения. В западной науке выделилась целая новая отрасль психологии — психология познавательных процессов (cognitive psychology), анализирующая познавательные процессы с помощью теории информации; возникла новая область исследований — психолингвистика, опирающаяся на новые теории языка, изучающие глубинные грамматические структуры и законы их трансформации; оформилась и новая область биологической психологии — этология, решительно отбросившая механистические концепции поведения животных и вставшая на путь изучения сложнейших форм врожденного и приобретенного поведения. В советской психологической науке эти изменения были особенно велики и приняли форму коренного пересмотра основных исходных положений о природе высших форм психической деятельности на основе диалектико-материалистического мировоззрения, что и позволило преодолеть тот кризис, который создался в психологии к началу XX в. Эти преобразования были в значительной мере связаны с именами замечательного советского психолога Л.С.Выготского и его учеников, которые по-новому поставили вопрос о соотношении психологии и физиологии. В начале XX в. в психологической науке возник глубочайший кризис. Произошел распад психологии на две изолированные области — физиологическую (или объяснительную) и «духовную» (или описательную) психологию, что явилось следствием дуалистического мировоззрения. Исходя из марксистского положения о роли общественно-исторических условий в формировании психики человека Л.С.Выготский предложил новое понимание психических процессов, явившееся выходом из этого тупика. Чтобы понять природу высших форм сознательной деятельности, говорил он, нужно выйти за пределы организма и искать их корни не в глубинах мозга или глубинах духа, а в тех реальных формах общественной жизни человека, которые и составляют основное условие развития высших психических функций. Только обращение к истории общества, употреблению орудий, появлению языка как средства общения дает возможность проникнуть в процесс формирования высших форм сознательной жизни человека. Человек, применяющий орудие, создает тем самым новые, опосредствованные формы психической деятельности. Человек, использующий язык, по-новому кодирует свой опыт, получает возможность проникнуть за пределы чувственного впечатления в сущность вещей и передать общечеловеческий опыт дальнейшим поколениям. Это новое понимание сложнейших форм психической деятельности, их социального происхождения и их опосредствованного строения требует создания новых физиологических представлений, соответствующих сущности психических явлений. Возникла настоятельная необходимость создать новую отрасль пауки — физиологию целостных форм психической деятельности, которая могла бы ответить на вопрос о физиологических механизмах наиболее сложных видов сознательного, целенаправленного и саморегулирующегося поведения, описать в физиологических понятиях ту архитектуру нервных процессов, которая предопределяет эти формы деятельности. Попытки создать такую соответствующую задачам психологической науки физиологию были сделаны двумя крупнейшими советскими учеными — НА.Берн-штейном и П.К.Анохиным. Первому из них, работавшему над теорией построения движений человека, удалось сформулировать основы «физиологии активности», второму, бывшему учеником И.П.Павлова и посвятившему свою жизнь экспериментальному анализу физиологических механизмов саморегулирующегося поведения животных, удалось создать «теорию функциональных систем», которая вошла в фонд подлинной «психологической физиологии». Тот вклад, который был сделан в современную «психологическую физиологию» Н.А.Бернштейном, возник из его исследований целостных, активных движений человека — его ходьбы, трудовых движений, действий с орудиями и предметами. Эти работы Н.А.Бернштейна, проведенные с помощью циклографического метода, дали основание к построению теории, созданию которой он отдал едва ли не половину своей жизни. Исходный факт, послуживший основой «физиологии активности», сводился к следующему. Наблюдая движения человека, их высокую точность, выражающуюся как в построении пространственной траектории движений, так и в системе тех ускорений и переменах усилий, с которыми они протекали, Н.А.Бернштейн пришел к необходимости разрешить один коренной парадокс: с одной стороны, движения человека характеризуются при ближайшем анализе поистине удивительной точностью, с другой — костно-мышечный и суставный аппарат, с помощью которого эти движения осуществляются, обладает таким бесконечным числом «степеней свободы», при котором выбор только что отмеченной точности пространственных траекторий и системы силовых и пластически изменяющихся ускорений и усилений казался просто невозможным. Достаточно вспомнить, что один шаровой сустав плечевого сустава обладает неограниченным числом степеней свободы; если при* соединить к этому такой же бесконечный набор степеней свободы, который возникает благодаря участию остальных суставов локтевого и лучезапястного сочленения, сочленений пальцев, и если прибавить к этому постоянно меняющуюся вязкость мышц,— возможность выполнить таким аппаратом четкие, строго организованные в пространстве и времени целевые движения, покажется поистине фантастической. Однако такие движения ежесекундно выполняются человеком. Н.А.Бернштейн доказал, что прямое управление движениями с помощью одних лишь эфферентных импульсов невозможно (это положение он назвал положением о «принципиальной неуправляемости движений одними лишь эфферентными импульсами») и что это управление осуществляется посредством афферентных импульсов — тех сигналов, которые приносят в мозг информацию о внешнем мире (пространственном поле), с одной стороны, и о положении конечности в каждый данный момент (кинестетическом поле), с другой. Именно эти афферентные сигналы создают тот «афферентный синтез», который обеспечивает некое «следящее устройство», позволяющее осуществлять постоянные коррекции движения, ограничивать число степеней свободы и отбирать нужные движения в соответствии с изменившимися условиями их протекания. Система таких афферентных импульсов, последовательных уровней их организации (начиная со спин-но-мозгового уровня, через уровень красного ядра и таламостриальную систему и кончая кортикальным пространственным уровнем и уровнем, обеспечивающим предметные действия) была прослежена Н.А.Бернштейном. Этот анализ стал содержанием его классического труда «О построении движения» (1947), который с полным основанием был отмечен высоким признанием. Как показали исследования Н.А.Бернштейна, постоянно меняющиеся афферентные импульсы приходят к опорно-мышечному аппарату с известным запозданием и вызывают лишь «вторичную» коррекцию уже начавшегося движения. Лишь со временем в результате упражнений и «функционального развития» движений афферентные импульсы образуют пластически меняющееся «афферентное поле», которое обеспечивает нужные изменения движений раньше, чем они начинаются, приводя таким образом к ликвидации ошибочных движений или к созданию заранее формируемого аппарата «первичных коррекций». Н.А.Бернштейну удалось создать подлинно научную основу для анализа построения двигательных умений и навыков, в значительной степени раскрыть их механизмы. Как известно, произвольные движения человека не «реактивны» и не просто воспроизводят воздействия влияющей на человека среды. Они целенаправлены, активны и меняются в зависимости от произвольного замысла человека. Для детерминистического объяснения активного, произвольного действия Н.А.Бернштейн должен был перейти от классической физиологии реакций и рефлексов к новой физиологии — «физиологии активности». Эта физиология была призвана дать материалистическое объяснение активным целесообразным действиям человека. Н.А.Бернштейн рассматривает активное произвольное движение как детерминированное извне, но не прямо, а через «модель потребного будущего» («Soll-wert»). Эта модель сличается человеческим мозгом с картиной наличной ситуации («Ist-wert»), и различие между обеими картинами (по обозначению Н.А.Бернштейна «delta-wert») и образует реальную движущую силу, определяющую дальнейшее построение произвольного движения. Этот фактор входит как решающее звено в ту замкнутую саморегулирующуюся систему поведения, которую Н.А.Бернштейн (одновременно с П.К.Анохиным) описал еще в 1935 г. — за 12 лет до появления знаменитой публикации Н.Винера — основателя современной кибернетики. Хотя положения Н.А.Бернштейна, разработанные в его последней публикации «Очерки физиологии движений и физиологии активности» (1966), во многом являются лишь теоретическими схемами, эвристическими предвидениями, они открывают путь для будущих экспериментальных исследований, которые, по всей видимости, займут еще не одно поколение. Его теория — это один из первых вариантов той «психологической физиологии», о которой идет речь в этой статье, и в этом ее несомненное значение. VI Вторая и столь же серьезная попытка построить «психологическую физиологию» — физиологию целого, активного саморегулирующегося организма — была сделана выдающимся советским физиологом П.К.Анохиным, которого с полным основанием можно назвать преемником и творческим продолжателем И.П.Павлова. В отличие от Н.А.Бернштейна П.К.Анохин был экспериментатором, работавшим на животных. Однако широта его философских интересов к большим теоретическим проблемам поведения вообще в значительной мере способствовала раскрытию реальных механизмов целостных форм психической деятельности. Уже на начальных этапах своей творческой деятельности П.К.Анохин отчетливо понял, что кардинальные проблемы физиологии поведения не могут быть решены в рамках аналитической физиологии, изучавшей механизмы отдельных рефлексов. Позднее он повторил то же в отношении попыток прийти к каким-либо общим физиологическим механизмам целостного поведения на основании исследований на уровне отдельного нейрона. Исходные позиции вирховской целлюлярной физиологии и патологии были с самого начала глубоко чужды ему. Он прекрасно понимал, что законы отдельного рефлекса — так же, как и законы, лежащие в основе работы изолированного нейрона — одинаковы, с какими бы рефлексами или нейронами мы не имели бы дело. Специфические, конкретные формы нервных процессов возникают тогда, когда отдельные нейроны или рефлекторные акты вступают в целые «функциональные системы», осуществляющие какие-нибудь конкретные жизненные задачи. Именно место данного рефлекторного звена (как и данного нейрона) в общей архитектонике живой деятельности определяет его функциональные особенности и его значение для целостного поведения. Эти исходные положения выявились с полной отчетливостью уже в ранних работах П.К.Анохина с перешивкой нервов, в результате которой старый центр связывался с новой периферией (результаты этих опытов были сведены в книге П.К.Анохина «Проблемы центра и периферии», 1935). Эти эксперименты привели к неожиданным результатам. Они показали новый и фундаментальный факт: включенный в новую функциональную систему, «центр» начинал работать по-новому и выполнять новую роль. Центральный аппарат, который, казалось бы, прочно обеспечивал одну функцию — сгибание конечности — перестраивался и начинал осуществлять новую функцию разгибания, обеспечивая тем самым осуществление требуемого акта (дыхания, оборонительной реакции, ходьбы и т.п.). Дальнейшие наблюдения позволили автору сделать еще один, очень существенный шаг — проследить различные уровни построения функциональных систем. Одни, филогенетически наиболее древние функциональные системы, опирающиеся на работу стволовых образований мозга, продолжали сохраняться независимо от вмешательств в кору и «перешивок» нервных стволов; вовлеченные в них рефлекторые фрагменты оставались сохранными, несмотря на деафферентацию конечности; другие же, более дифференцированные и формирующиеся в онтогенезе, зависели от сохранности афферентации и нарушались, если их афферентная основа была разрушена. Эти факты показывали, что работа изолированных нервных центров зависит от их включения в различные функциональные системы и что только целостный, синтетический подход может создать физиологию, способную подойти к анализу реальных механизмов, лежащих в основе поведения организма. Позже П.К.Анохин провел ряд исследований, предметом которых были уже не изменения в протекании отдельных рефлексов в зависимости от их включения в целые функциональные системы, а физиологические законы целостного поведения животного. В этих исследованиях П.К.Анохин исходил из гипотезы, что поведение животного определяется не изолированным сигналом, а целостным афферентным синтезом доходящей до него информации. В этих исследованиях и была выявлена та роль, которую играют «афферентные синтезы» в формировании функциональных систем. Было показано, что «афферентные синтезы» запускают в ход сложные формы поведения животных (например, пищевые реакции только что вылупившихся птенцов грачей). Таким образом П.К.Анохин вплотную подошел к тем проблемам, которыми позднее стала заниматься этология. Дальнейшими исследованиями П.К.Анохин, использовавший принципиально новую комбинированную двигательно-секреторную методику и методы экстирпации отдельных участков мозга, показал, какую роль в афферентных синтезах играют лобные доли мозга и как распадается обстановочная афферентация, приводящая к организованному, целесообразному поведению, у животных, лишенных лобных долей мозга. Эти опыты П.К.Анохина и его сотрудников (в первую очередь Н.И.Шумилиной) дали возможность подойти к физиологическим механизмам целесообразного поведения и к установлению той роли, которую играют в этом поведении лобные отделы головного мозга. Все эти факты послужили основой для создания теории функциональных систем, которая стала делом жизни П.К.Анохина. Теория функциональных систем исходит из предшествовавших ей представлений о рефлекторной природе поведения, но вместе с тем существенно дополняст эту теорию. Если схема рефлекторной дуги, из которой исходила вся классическая физиология, подходила к поведению как к ответной реакции на непосредственный стимул и считала, что поведение заканчивается двигательной или секреторной реакцией, то теория функциональной системы отвергает эти положения. Согласно новым представлениям, движущей силой поведения могут быть не только непосредственно воспринимаемые воздействия, имеющие место в настоящем (и лишь частично включающие в свой состав элементы прошлого), но и ожидаемый эффект, ожидаемое будущее, которое оказывается столь же реальной силой, как и настоящее и прошлое. С другой стороны, согласно новым представлениям, поведение вовсе не заканчивается ответной реакцией; от этой реакции «обратная афферентация» направляется вновь к мозгу и сигнализирует об успехе или неуспехе действия. Если сличение ожидаемого результата с эффектом выполненного действия не дает расхождений, тогда действие прекращается. Если же сличаемые компоненты оказываются «рассогласованными», т.е. если обратная афферентация указывает на неудачу действия, возбуждение возникает снова и вновь совершается выбор нужного действия и его сличение с ожидаемым результатом. В этих новых представлениях следует отметить три важных момента. Первый из них состоит в замене упрощенного понимания стимула как единственного побудителя поведения более сложным представлением о факторах, определяющих поведение, с включением в их число модели потребного будущего, или образа непосредственно ожидаемого результата действия. Это представление направило внимание П.К.Анохина на точные физиологические механизмы «опережающего возбуждения», и исследования, предпринятые в этом направлении, показали, что модель ожидаемого эффекта вызывает систему дифференцированных возбуждений, приходящих к периферии значительно раньше того момента, когда периферические рецепторы начинают воспринимать непосредственно действующие на них раздражители. Тем самым был предпринят физиологический анализ того явления, которое было описано в психологии под названием установки. Изучение этой группы явлений, так же как и подготовительные «волны ожидания», описанные Греем Уолтером (1964 и др.), создало надежную базу для «психологической физиологии». Вторым существенным дополнением к классическим представлениям было уже упомянутое выше положение о роли «обратной афферентации» и ее значении для дальнейшей судьбы выполняемого действия. Это новое, четвертое звено, внесенное в классическую схему рефлекса, вводило физиологию функциональных систем в те концепции, которые развивались в работах по «инструментальным условным рефлексам», показавшим, что судьба дальнейшего поведения зависит от сигналов об успешности уже выполненного действия. Эти идеи во многом предвосхищали идеи саморегуляции, которые были внесены в науку значительное время спустя после работ П.К.Анохина. Наконец, третьим и исключительно важным дополнением к классической физиологии было введение понятия о новом функциональном аппарате, осуществляющем сличение исходного образа ожидаемого результата действия с эффектом реального действия, — аппарате, который был обозначен П.К.Анохиным термином «акцептор результата действия». Тем самым П.К.Анохин вплотную подошел к физиологическим механизмам процесса «принятия решения», ставшего последнее время одним из центральных понятий психологии. Принципиальное значение этих представлений, введенных П.К.Анохиным, состояло в том, что они открывали новые пути для конкретных физиологических исследований, подводили вплотную к анализу важнейших сторон организации психической деятельности. Дальнейшие исследования П.К.Анохина и его школы приняли очень разветвленный характер. В них вошли исследования происхождения и раннего развития функциональных систем, а также исследования, посвященные дифференцированным биохимическим основам функциональных систем, в которых было показано, что отдельные функциональные системы и те нервные аппараты, на которые они опираются (начиная от стволовых ядер и ретикулятор-ной формации и кончая корой), различно реагируют на разные фармакологические агенты. Далее результаты исследований П.К.Анохина и его сотрудников были приложены к изучению нейронного уровня. Целью этого цикла работ было показать, что основные формы работы нейрона определяются тем, в какую целостную функциональную систему они включены. Итак в концепции П.К.Анохина мы имеем классический образец отказа от тенденций сводить сложнейшие формы психической деятельности к изолированным, элементарным физиологическим процессам и попытку создать новое учение о физиологических основах активных форм психической деятельности, иначе говоря, — пример того, что мы условно обозначили термином «психологическая физиология». VII Было бы неправильно думать, что «физиология активности» и «теория функциональных систем» уже создали законченную физиологическую систему, полностью соответствующую основной задаче — описанию физиологических основ высших форм сознательной деятельности. Обе теории — и в этом их огромная заслуга — лишь заложили основы для решения этой проблемы, но отнюдь не разрешили ее. При дальнейшей разработке этой проблемы следует помнить, что высшие формы сознательной деятельности человека не возникли путем эволюции из биологических законов развития мозга, а являются продуктом сложнейших общественно-исторических процессов — результатом общественного труда, применения орудий и общения людей друг с другом посредством кодов языка, сформированных в общественной истории. Именно под воздействием общественно исторической практики в мозговых системах образуются новые «узлы», создаются новые функциональные системы, новые «функциональные органы», благодаря которым в мозгу человека, анатомически существенно не изменяющемся, возникают все новые и новые функциональные констелляции. Следовательно, ни о каком «изоморфизме» психических процессов и мозговых структур не может идти и речи, и «наложение психологического узора на физиологическую канву» оказывается несравненно более сложной задачей, чем это представлялось классикам психологии и физиологии. Учение о «физиологии активности», учитывая все это, пока ограничилось лишь общими теоретическими схемами, но не перешло к анализу конкретных нервных процессов, лежащих в основе сложных форм психической деятельности человека. Теория «функциональных систем» сформулировала общие положения о построении основных единиц работы мозга и начала переходить к раскрытию их реальных нейрофизиологических механизмов. Вместе с тем она пока описала лишь обшие для всех форм деятельности принципы и еше не приступила к анализу того, чем же отличаются отдельные уровни построения функциональных систем, т.е. чем же отличаются сложнейшие виды саморегуляций, совершающиеся в процессе сознательной деятельности и применения языка, от более элементарных функций. Утверждения, что такие процессы, как выбор адекватного ответа или «принятие решения», осуществляются с помощью аппарата «акцептора результатов действия», правильны в своей основе, однако они не затрагивают вопроса о том, в чем заключается различие аппаратов, на которые опирается «принятие решения» на уровнях элементарного рефлекса, практического действия или сознательного решения сложной вербально-логической задачи. Легко видеть, что такое положение вызывает новую опасность редукции сложнейших форм психической деятельности человека к довольно общим схемам, и эта опасность теперь уже «кибернетического редукционизма» оказывается ничуть не меньшей, чем опасность характерного для классиков физиологии «рефлекторного редукционизма», т.е. редукции психических процессов к элементарным рефлекторным связям или простейшим ассоциациям их. По-прежнему актуальной остается задача найти реальные физиологические механизмы, осуществляющие сложнейшие формы психической деятельности, использующие все те же нейрофизиологические процессы, но вовлекающие различные звенья и принимающие различные формы на разных уровнях построения психических процессов человека. Сложность этой задачи такова, что решить ее могут только поколения исследователей. Мы должны быть благодарны тем большим ученым, на трудах которых мы остановились; однако лишь на путях творческого развития их мыслей, а вовсе не на путях догматического повторения высказанных ими положений должно формироваться дальнейшее создание «психологической физиологии» человека, Даже для того, чтобы только приступить к решению этой большой задачи, необходим ряд условий. Мы ни в какой мере не можем предвидеть их все и ограничимся указанием лишь на важнейшие. Первым из них является переход исследований по созданию «психологической физиологии» на изучение человека и анализ тех изменений в реальных нейрофизиологических процессах, которые наступают у него при реализации различных по построению форм сознательной деятельности. Иначе говоря, исследователи должны ставить протекание изучаемых ими нейрофизиологических процессов в зависимость от тех психологически хорошо обоснованных задач, структура которых им достаточно известна и которые могут быть построены на разных уровнях. Физиология нервных процессов вообще должна разрешить основную задачу — изучить физиологические основы реальной психической деятельности человека. Естественно, что это требует объединенных усилий психолога и физиолога, что необходимо до тех пор, пока не сложится новый тип ученого — подлинного психофизиолога, объединяющего в себе обе компетенции.
Важное условие состоит в перехоле к изучению работы мозга во время осуществления различных форм психической деятельности. Нет сомнений в том, что исследования, проводимые на уровне отдельных нейронов, так же как и электрофизиологические исследования, регистрирующие спонтанную электрическую активность мозга, должны продолжаться и усиленно развиваться. Однако изучение электрофизиологических процессов, протекающих в отдельных нейронах или в отдельных зонах коры головного мозга, следует соотносить с ролью этих нейронных популяций или различных отделов мозга в общей архитектонике функциональных систем, осуществляющих конкретную психическую деятельность. Date: 2016-05-13; view: 409; Нарушение авторских прав |