Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственные органы: понятие и виды
Понятие и признаки государственного органа Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, т.е. явления, обладающего определенными интегративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение. Первичным элементом механизма государства выступает государственный орган. Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки государственного органа: представляет собой самостоятельный элемент механизма государства; действует от имени государства и по его поручению; образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов; на государственные органы не распространяется правовой принцип "разрешено все, что не запрещено законом"); выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения); имеет соответствующую компетенцию (круг ведения); состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы; имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач; обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание; в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности). Под компетенцией (кругом ведения) государственного органа понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа. Орган государства осуществляет свою компетенцию тремя способами: принятием нормативных актов (предписаний общего характера); принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); конкретно-организационной деятельностью; Виды государственных органов Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев: 1) по порядку образования: избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации); формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.). 2) по форме реализации государственной деятельности: на законодательные (представительные); исполнительно-распорядительные; судебные; контрольно-надзорные органы. 3) по принципу разделения властей: законодательные; исполнительные; судебные; 4) по иерархии: центральные; республиканские; местные; 5) по характеру подчиненности: исключительно "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.); "двойного", или "вертикально-горизонтального", подчинения (полиция, государственные банки и т.д.); 6) по срокам полномочий: постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, полиция, суд); временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения); 7) по порядку осуществления компетенции: коллегиальные; единоначальные; 8) по правовым формам деятельности: правотворческие; правоприменительные; правоохранительные; 9) по характеру компетенции: органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство); органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).
23. Политический режим: понятие и виды Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание. Существуют следующие виды политического режима: 1) авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства; 2) переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан; 3) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству. Признаки авторитарного политического режима: 1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти; 2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны; 3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом; 4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата; 5) доминирование противоправных решений. Выделяют следующие виды авторитарного политического режима: 1) деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер; 2) тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны; 3) тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни; 4) конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы. Признаки демократического политического режима: 1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов; 2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная); 3) полное подчинение государства праву; 4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы. Выделяют также следующие виды демократического политического режима: 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.
24. Государство и политические партии В политической системе общества наряду с государством важную роль играют и партии, которые в процессе борьбы за власть могут по-разному взаимодействовать с государственным аппаратом. Политическая партия — это наиболее активная и ор-ганизованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действует несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении именно своей политики. 1) выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп; 2) активизация и объединение определенной части людей; 3) борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.); 4) подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью; 5) разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения; 6) политическое воспитание общества в целом или его части; 7) подготовка и выдвижение кадров для партии, гос-ударственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты. Политические партии призваны выражать интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества. И естественно, в связи с этим они весьма многообразны. Их можно классифицировать по следующим критериям: 1) по социальной направленности программы и деятельности политические партии подразделяются на социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственнопатриотические и т.п.; 2) по идейным основаниям их деятельности — на доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера); 3) по методам выполнения своей программы — на революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений); 4) по характеру политических действий — на консервативно-реакционные, умеренные, радикально экстремистские; 5) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике — на правящие и оппозиционные (последние в свою очередь могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные); 6) по месту в политическом спектре — на левые, центристские и правые. 26. Государство и личность. Гражданство как правовой институт В правовом специализированном смысле личность - ϶ᴛᴏ член общества, наделенный правовым статусом, комплексом прав, свобод и обязанностей, правосубъектностью, участник (субъект) многообразных правовых и иных общественных отношений, определяющих ᴇᴦο социальную роль и положение в обществе. Именно в данном смысле личность выступает как субъект правовых отношений, наделенный правосубъектностью, ᴛ.ᴇ. юридическим качеством, позволяющим ему быть носителем субъективных прав и обязанностей. Это юридическое качество субъекта права включает два элемента˸ правоспособность и дееспособность. Существенно то, что содержание правосубъектности различается применительно к разным отраслям права как по условиям возникновения ᴇᴦο элементов (к примеру, исходя из возраста человека), так и по возможности правообладания (правами имущественными, трудовыми, семейными и др.). В правоведении, в аспекте определения структуры личности выделяют следующие её элементы˸ сознание, воля и способность к деятельности. Сознание – цементирующий (ключевой) элемент личности, означающий её способность отражать действительность, быть активным участником общественных отношений, отдавать отчет в своих поступках. В случае если деформировано самосознание личности (психическое заболевание, невменяемость), то как отмечалось ранее, не имеет смысла говорить о полноценной личности. Воля как компонент структуры личности - ϶ᴛᴏ способность к выбору варианта деятельности, направленной на осуществление поставленных целей. Волевое поведение включает принятие решения, нередко сопровождаемое борьбой мотивов относительно возможных будущих последствий, согласия с ними коллектива, общества и др. Деятельность – это всегда процесс социального взаимодействия, связанный с использованием интеллектуальной и физической энергии, обретающий объективированную форму, как правило, в виде определенных результатов. Человек в условиях современной российской государственности выступает в двух ипостасях˸ как индивид – носитель частных интересов, и как гражданин – член государства, действующий в сфере публичных интересов (участие в выборах и др.). Соответственно, для характеристики личности в её взаимодействии с публичными институтами используются такие понятия, как гражданин, гражданство. Гражданин - в теории государства, конституционном и международном праве - ϶ᴛᴏ лицо, принадлежащее на правовой базе к определенному государству, имеющее гражданство данного государства, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных конституцией.
Date: 2016-05-23; view: 713; Нарушение авторских прав |