Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственные органы: понятие и виды





Понятие и признаки государственного органа

Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, т.е. явления, обладающего определенными интегративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение.

Первичным элементом механизма государства выступает государственный орган.

Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;

действует от имени государства и по его поручению;

образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов; на государственные органы не распространяется правовой принцип "разрешено все, что не запрещено законом");

выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);

имеет соответствующую компетенцию (круг ведения);

состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы;

имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;

обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;

в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

Под компетенцией (кругом ведения) государственного органа понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа.

Орган государства осуществляет свою компетенцию тремя способами:

принятием нормативных актов (предписаний общего характера);

принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);

конкретно-организационной деятельностью;

Виды государственных органов

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:

1) по порядку образования:

избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации);

формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.).

2) по форме реализации государственной деятельности:

на законодательные (представительные);

исполнительно-распорядительные;

судебные;

контрольно-надзорные органы.

3) по принципу разделения властей:

законодательные;

исполнительные;

судебные;

4) по иерархии:

центральные;

республиканские;

местные;

5) по характеру подчиненности:

исключительно "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.);

"двойного", или "вертикально-горизонтального", подчинения (полиция, государственные банки и т.д.);

6) по срокам полномочий:

постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, полиция, суд);

временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

7) по порядку осуществления компетенции:

коллегиальные;

единоначальные;

8) по правовым формам деятельности:

правотворческие;

правоприменительные;

правоохранительные;

9) по характеру компетенции:

органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство);

органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).

 

 

23. Политический режим: понятие и виды

Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.

Существуют следующие виды политического режима:

1) авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

2) переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

3) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.

Признаки авторитарного политического режима:

1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;

2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата;

5) доминирование противоправных решений.

Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:

1) деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

2) тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

3) тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

4) конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

Признаки демократического политического режима:

1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

3) полное подчинение государства праву;

4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.

Выделяют также следующие виды демократического политического режима: 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.

 

 

24. Государство и политические партии

В политической системе общества наряду с государством важную роль играют и партии, которые в процессе борьбы за власть могут по-разному взаимодействовать с государственным аппаратом.
Термин «партия» в переводе с латинского означает часть, группа. Он получил распространение еще в Древнем мире. Однако собственно политические партии появляются в процессе становления парламентаризма (XVIII-XIX вв.).

Политическая партия — это наиболее активная и ор-ганизованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действует несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении именно своей политики.
Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов, крестьянских объединений и других общественных организаций), которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, главным призванием политических партий является нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами.
Политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем устремлений определенного класса, представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих цель завоевать, удержать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.
Функции политических партий:

1) выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

2) активизация и объединение определенной части людей;

3) борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);

4) подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;

5) разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

6) политическое воспитание общества в целом или его части;

7) подготовка и выдвижение кадров для партии, гос-ударственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.
Структура политических партий состоит из партийного аппарата, рядовых членов (партийной массы), сторонников партии.

Политические партии призваны выражать интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества. И естественно, в связи с этим они весьма многообразны. Их можно классифицировать по следующим критериям:

1) по социальной направленности программы и деятельности политические партии подразделяются на социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственнопатриотические и т.п.;

2) по идейным основаниям их деятельности — на доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

3) по методам выполнения своей программы — на революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);

4) по характеру политических действий — на консервативно-реакционные, умеренные, радикально экстремистские;

5) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике — на правящие и оппозиционные (последние в свою очередь могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);

6) по месту в политическом спектре — на левые, центристские и правые.

26. Государство и личность. Гражданство как правовой институт

В правовом специализированном смысле личность - ϶ᴛᴏ член общества, наделенный правовым статусом, комплексом прав, свобод и обязанностей, правосубъектностью, участник (субъект) многообразных правовых и иных общественных отношений, определяющих ᴇᴦο социальную роль и положение в обществе.

Именно в данном смысле личность выступает как субъект правовых отношений, наделенный правосубъектностью, ᴛ.ᴇ. юридическим качеством, позволяющим ему быть носителем субъективных прав и обязанностей. Это юридическое качество субъекта права включает два элемента˸ правоспособность и дееспособность.

Существенно то, что содержание правосубъектности различается применительно к разным отраслям права как по условиям возникновения ᴇᴦο элементов (к примеру, исходя из возраста человека), так и по возможности правообладания (правами имущественными, трудовыми, семейными и др.).

В правоведении, в аспекте определения структуры личности выделяют следующие её элементы˸ сознание, воля и способность к деятельности.

Сознание – цементирующий (ключевой) элемент личности, означающий её способность отражать действительность, быть активным участником общественных отношений, отдавать отчет в своих поступках. В случае если деформировано самосознание личности (психическое заболевание, невменяемость), то как отмечалось ранее, не имеет смысла говорить о полноценной личности.

Воля как компонент структуры личности - ϶ᴛᴏ способность к выбору варианта деятельности, направленной на осуществление поставленных целей. Волевое поведение включает принятие решения, нередко сопровождаемое борьбой мотивов относительно возможных будущих последствий, согласия с ними коллектива, общества и др.

Деятельность – это всегда процесс социального взаимодействия, связанный с использованием интеллектуальной и физической энергии, обретающий объективированную форму, как правило, в виде определенных результатов.

Человек в условиях современной российской государственности выступает в двух ипостасях˸ как индивид – носитель частных интересов, и как гражданин – член государства, действующий в сфере публичных интересов (участие в выборах и др.). Соответственно, для характеристики личности в её взаимодействии с публичными институтами используются такие понятия, как гражданин, гражданство.

Гражданин - в теории государства, конституционном и международном праве - ϶ᴛᴏ лицо, принадлежащее на правовой базе к определенному государству, имеющее гражданство данного государства, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных конституцией.

 

 

Date: 2016-05-23; view: 682; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию