Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции современного государства





Государство — это особая форма организации общества, обладающая определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливающая определённый порядок взаимоотношений между членами общества, установленная на определённой территории, и вовлекающая в свою деятельность всё население на установленной территории.

Итак, по причинам (источникам) возникновения функ­ции государства можно подразделить на: а) функции, выте­кающие из классовых противоречий (подавление сопротив­ления эксплуатируемых классов и др.); б) функции, вытека­ющие из потребностей общества в целом (обеспечение пра­вопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.). По направленности функции государства подразделя­ются на внутренние и внешние. Внутренние функции наце­лены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное об­щество, а внешние — на установление и поддержание оп­ределенных отношений с другими государствами. Внутрен­ние и внешние функции тесно связаны между собой, вза­имно дополняют друг друга. Среди внутренних можно выделить блок охранитель­ных функций — охраны существующих форм собственнос­ти, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

Охрана существующих форм собственности— функ­ция, присущая всех государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Охрана правопорядка— важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невоз­можен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны прав и сво­бод граждан и правопорядка. Функция охраны природы и окружающей среды выд­винулась в последние десятилетия в число основных. Эколо­гически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью. Экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает про­порции между отдельными ее отраслями. Возникли государ­ственный сектор экономики, т. е. государственная собствен­ность, и государственное управление предприятиями и орга­низациями, на ней базирующимися. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны. С экономической тесно связана социальная функция го­сударства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назна­чение — устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социаль­ное положение людей, развивать здравоохранение, образо­вание, культуру. Для выполнения социальной функции государство со­здает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реали­зует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др. В последние десятилетия многие передовые государ­ства мира активно осуществляют функцию развития науч­но-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государ­ственной основе. Это вызвано тем, что современные масш­табы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязан­ность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоре­тическим исследованиям.

Внешними функциями государства традиционно явля­лись защита страны от нападения извне; ведение захватни­ческих войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная тор­говля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функ­ций.

 

 

18. Государство и общественные объединения

Взаимоотношения государства и общественных объединений служат важнейшим показателем демократичности государственной власти. Если государство стремится к сотрудничеству с общественными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность в решении внутриорганиза-ционных проблем, то такое государство следует оценивать как демократическое, поскольку оно гарантирует и реально обеспечивает важнейшее право человека - право на объединение в различные союзы, организации, творческие корпорации и т.д. для выражения и защиты своих интересов и достижения общих целей. Право на объединение относится к важнейшим правам человека. Так, во Всеобщей декларации прав человека (1948) закреплено: "Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию" (ст. 20). Аналогичное право закреплено в ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950). Там, в частности, записано: "Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковы для зашиты своих интересов" (ст. 11). Это право не подлежит каким-либо ограничениям, кроме тех, которые:


а) предусмотрены законом;

б) необходимы в демократическом обществе;

в) могут быть ограничены: интересами государственной или общественной безопасности, предотвращением беспорядков и преступлений, охраной здоровья и нравственности населения, защитой прав и свобод других лиц.

Согласно Конституции Российской Федерации, "Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов" (ст. 30).

Право на объединение включает в себя следующие правомочия:

1) создавать на добровольной основе общественные объединения;

2) вступать в существующие объединения;

3) воздерживаться от вступления в какие-либо объединения;

4) беспрепятственно выходить из любых объединений.

Отношения государства и общественных объединений носят двусторонний характер. Это означает, что государство определяет правовое положение общественных объединений, пределы их деятельности, объем полномочий и т.д., а общественные объединения участвуют в определении политики государства, в различных политических кампаниях, в контроле за деятельностью государственных органов. Например, в Российской Федерации общественные объединения используют широкие политические права и свободы, участвуют в выборах в представительные органы власти, в органы местного самоуправления, проводят митинги, демонстрации, собрания, уличные шествия и т.д.

В литературе выделяют три главных направления сотрудничества государства и общественных объединений:

информирование государством общественных объединений о состоянии дел в той или иной сфере жизни общества, в том числе о принимаемых государственными органами решениях;

совместная деятельность государства и общественных объединений в решении социально значимых проблем, например, избирательная кампания, охрана окружающей среды, охрана общественного порядка, охрана труда, охрана памятников культуры и др.;

законотворчество и правотворчество: через депутатов и партийные фракции общественные объединения воздействуют на процесс правотворчества, изучают общественное мнение, проводят общественную экспертизу законопроектов, других нормативных правовых актов, организуют общественную экспертизу в области экологии, проводят благотворительные мероприятия и др.

Государство же в свою очередь контролирует:


1) законность деятельности общественных объединений, в том числе путем регистрации их уставных документов, надзора за тем, чтобы их деятельность не выходила за пределы уставных целей и задач;

2) законность источников доходов данных объединений; уплату ими установленных налогов, если они подлежат налогообложению.

Оно может приостановить деятельность общественных объединений или их ликвидировать, а также запретить (по решению суда).

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" (в ред. 1997 г.) общественное объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставных документах формирования.

Таким образом, законодательством выделяются следующие признаки общественного объединения: а) добровольность создания, формирования или вступления в уже существующее объединение; б) самоуправление собственными делами, т.е. государство не вправе вмешиваться в деятельность объединения, если оно не нарушает законодательство; в) некоммерческий характер деятельности, т.е. общественное формирование не должно ставить целью извлечение прибыли из своей деятельности; г) инициатива граждан в создании общественного объединения; только граждане или негосударственные юридические лица могут создавать общественные объединения, но не государственные органы; д) основа объединения - общность целей и интересов.

В отличие от ранее действующего законодательства ныне общественные объединения могут как регистрироваться, так и не регистрироваться в органах юстиции. Незарегистрированное общественное объединение не приобретает прав юридического лица и не вправе участвовать в избирательных кампаниях.

В Российской Федерации предусмотрена возможность создания следующих пяти видов общественных объединений:

общественные организации;

общественные движения;

общественные фонды;

общественное учреждение;

органы общественной самодеятельности.

Из названных пяти видов только общественные организации основаны на членстве, остальные объединения состоят из участников, не имеющих членства.

Членами и участниками общественных объединений могут быть как физические лица - российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства, а также юридические лица - общественные объединения. Создаются общественные объединения по инициативе не менее трех лиц, достигших совершеннолетия (18 лет). Для молодежных организаций установлен возрастной ценз их членов в 14 лет, а для детских организаций - 10 лет. Органы государственной власти и местного самоуправления не могут быть учредителями или участниками общественных объединений.

Общественные объединения имеют довольно широкие права. Среди них - право свободы распространять информацию о своей деятельности; проводить митинги, демонстрации, пикетирование; участвовать в выработке решений государственных органов; учреждать свои средства массовой информации; иметь собственность.


Среди обязанностей наиболее значительные - соблюдать законодательство, ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества и др. Важное положение содержится в законе о политических партиях - они не вправе получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных государств, иностранных организаций и граждан, связанную с избирательной кампанией.

Как уже указывалось, государство не может вмешиваться в деятельность общественных объединений, если они не нарушают законов. В то же время государство: 1) обеспечивает соблюдение прав и интересов общественных объединений; 2) оказывает им поддержку, которая может выражаться в предоставлении налоговых льгот, в целевом финансировании отдельных общественно полезных программ по заявкам общественных объединений; 3) может заключать договоры на выполнение различных работ и оказание услуг, на выполнение государственных заказов и др.

Все вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, решаются государством с участием соответствующих объединений или по согласованию с ними.

В случаях нарушения Конституции Российской Федерации, нарушения прав и интересов граждан, систематического осуществления мероприятий, противоречащих уставу, деятельность общественного объединения может быть по решению суда приостановлена на срок до шести месяцев. Данное приостановление влечет для общественного объединения следующие юридические последствия. Ему запрещается:

организовывать митинги, шествия, демонстрации;

принимать участие в избирательных кампаниях;

иметь СМИ;

использовать банковские вклады, кроме выплат по заработной плате аппарату, и др.

Деятельность общественного объединения может быть прекращена в следующих двух случаях: самороспуска и по решению суда.

 







Date: 2016-05-23; view: 385; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию