Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие личности в социологии. Ролевая теория личности. Структура личности





Человек как биологический вид существует более 3 млн. лет. Все это время продолжалась ее биологическая эволюция.Современный человек (по классификации Карла Линнея - человек разумный) как отдельный вид сформировалась примерно 200 тыс. лет назад: именно тогда оформились те фундаментальные признаки, которые отличают человека от животных (прямохождение, большой объем мозга, мышление, речь, овладение орудиями труда и огнем, длительный период детства и т.д.).

Фундаментальные признаки, которые отличают человека от животных послужили основанием перехода от биологической к культурной эволюции. Можно сказать, что у человека формируется его индивидуальность, которая позднее вырастает в личность.

" Человек " - родовое понятие, указывающее на принадлежность к определенному биологическому виду.

" Индивид " (от лат. - неделимый) - это отдельный человек, единичный представитель человеческого рода.

" Личность " - устойчивый комплекс качеств, свойств, приобретенных под воздействием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым человек принадлежит.

Индивид становится личностью, когда он, взаимодействуя с обществом через конкретные социальные общности, группы, институты, реализует социально значимые свойства, социальные связи.

В момент рождения ребенок еще не является личностью, она является всего лишь индивидом. Чтобы стать личностью человек должен пройти определенный путь развития. Необходимым условием этого развития является наличие социальной среды, мира культуры с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, который воспитывается в человеческом обществе, включена в социальные связи и взаимоотношения, которые со временем расширяются и углубляются. Вместе с тем, известно, что в случае тяжелого психического заболевания может наступить разрыв, распад социальных связей и тогда индивид теряет признаки личности. Или, например, ребенок, воспитанный среди животных ("феральные дети"), так и не становится личностью.

В 1920 г. в Индии было найдено двух девочек, которые были воспитаны волками. Одной из них на вид было лет семь-восемь, другой - около двух.их позже назвали Камала и Амала. Младшая из девочек вскоре после возвращения к людям умерла, а старшая - Камала - прожила еще десять лет. Наблюдатели отмечали, что, несмотря на некоторую адаптацию к окружающим социальных, человеческих условий, поведение девочки больше напоминала поведение волка (легкость передвижения на четырех конечностях при нежелании прямохождение, отказ носить одежду, хлебтання, а не питья воды, прекрасно развит нюх и даже вой на полнолуние).Весь словарный запас, усвоенный Камала за время пребывания среди людей, составлял около сорока слов, хотя она использовала звуки похожие на рычание или визг для обозначения определенных своих потребностей. Иначе говоря, человеческий ум у этой девушки так и не сформировался - не только на уровне интеллекта, но даже на уровне элементарного здравого смысл.

Только жизнь в обществе дает людям возможность творить и познавать культуру. Пример Ферального детей убеждает, что человек лишен семьи, проживающей вне государства, нацией, профессиональными связями, вне общества, не способен развить своей личности как существо общественно-нравственная.

Ролевая теория личности — это подход к рассмотрению личности человека, согласно которому личность описывается с помощью усвоенных и принятых ею или вынужденно исполняемых социальных функций и образцов поведения — ролей, которые вытекают из ее социального положения в данном обществе или социальной группе. Главные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом, антропологом Р. Линтоном. Первый заострял внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в ходе межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй же обратил особой внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены такие феномены как: ролевой конфликт — переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со позиции различных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевойструктуры личности — следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.

Различаются ведущие социальные роли, вытекающие из социальной структуры общества, и роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации. Наиболее выпукло эти особенности ролевого подхода представлены в концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа, рассматривающей человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в определенных условиях отражает отчуждение личности.

Преодоление односторонности ролевого подхода к исследованию личности предполагает анализ ее свойств.

Роль чаще всего понимается как социальная функция, способ поведения, объективно заданная социальной позицией личности в рамках общественных или межличностных отношений. Выполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих людей вне зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Структура личности

А. Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры:

– темперамент (структуру природных свойств);

– направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);

– способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

В. Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно психической реактивности (темпераментом). Структура личности – это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности.

К. К. Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни:

– социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);

– биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);

– опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);

– индивидуальные особенности различных психических процессов.

Б. Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

– определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно половых, нейродинамических, конституционно биохимических);

– динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

– статус и социальные функции роли;

– мотивация поведения и ценностные ориентации;

– структура и динамика отношений.

Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально психологического развития, выступающего в трех плоскостях:

1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;

2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;

3) жизненный путь человека (история личности).

Б. Г. Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам одновременно:

1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;

2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них.

С позиций А. Н. Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов стимулов.

 

Date: 2016-05-23; view: 623; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию