Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Водная ордалия. Подозреваемого погружали в реку и если он тонул, то считалось, что Река, т. е. бог реки, покарала виновного, если же нет - то он считался оправданным
Клятва во имя богов. Клятва богами по тем представлениям неминуемо навлекала на ложно поклявшегося кару богов. Поэтому принесение такой клятвы считалось достаточным основанием для оправдания, а отказ - доказательством справедливости обвинения. Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т. е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиняемый, будь его вина доказана. Государство-полис древней Греции. Афинское полисное государство: возникновение и эволюция к демократической республике. Общественный и государственный строй Афин V-IV веков до н.э. Висследовательской литературе все более укрепляется представление о том, чтополис на разных этапах своего развития имел различные формы. Наиболеераспространённые из них - классическая и, предшествующая ей, гомеровская.Для гомеровского полиса характерно: 1) отсутствие античной формысобственности; 2) отсутствие государственности как результат еще несложившегося классового деления общества. Вместе с тем достаточноотчетливо проступают тенденции к превращению аристократии вгосподствующий слой, стремящийся поставить под свой контроль общество ипревратить рядовых общинников в подневольную эксплуатируемую массу. Исторические судьбы такого общественного организма, как гомеровский полис,в могут быть различны. Но выходов из такого состояния в принципе могло бытьтолько два: или аристократия поставит под свой контроль общину, а ее членовпревратит в зависимое население, или рядовая масса общинников сможетобуздать аристократию и установить равенство членов общины, хотя быотносительное, и, самое главное, сможет обеспечить личную свободу своихчленов и институционную неприкосновенность своей земли. Вопрос о путяхразвития в Греции решался в архаическую эпоху, охватывавшую времяприблизительно от 800 до 500 г. до н. э. Конечно, эти хронологические вехивесьма условны. Развитие полисов происходило неравномерно и некоторые изних достигали «классической» стадии развития в начале архаического периода,другие же и к концу его пришли с формами очень отсталыми, с общественнымиотношениями, близкими к отношениям гомеровской эпохи. В начале периода существуют очень простые социальные отношения, рабствопочти не известно, только начинают формироваться различные формы личнойзависимости. В конце периода рабство классического типа представляет собойуже сформировавшееся явление, древнегреческое общество вполне готово кширочайшему распространению рабства, которое началось после грекоперсидской войны. Все эти сложные процессы происходили в условияхбыстрого экономического подъема, вызываемого ростом производительныхсил древнегреческого общества. Некоторые из исследователей даже считают,что на это время приходится наибольший качественный рост античногопроизводства, что именно в период архаики были сделаны важнейшиетехнические и технологические открытия, определявшие до самого концаантичного мира уровень и характер производства. Может быть, в такомутверждении и содержится известное преувеличение, но сам факт резкогоподъема экономики на базе быстрого прогресса производительных сил невызывает сомнений. Важнейшим результатом всех процессов, происходивших в архаическую эпоху,было формирование греческого полиса. В большинстве греческих полисоваристократия утрачивает господствующие позиции, рядовое гражданствоуравнивается с ней в правах. Тем самым практически полностью устраняетсявозможность эксплуатации сограждан. Однако потребности общества вподневольной, эксплуатируемой рабочей силе оставались прежними. Ф. Энгельсуказывал: «При исторических предпосылках древнего, в частности греческого,мира переход к основанному на классовых противоположностях обществу могсовершиться только в форме рабства». Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 21, с 46Уровень развития общества был таков, что использование рабского труда былонеизбежным. В силу этого формирование полиса как гражданского коллектива,обеспечивавшего гарантии свободы всех граждан, неизбежно модифицировалопути развития общества. Естественная потребность в рабах удовлетворена засчет источников, внешних по отношению к полису.
В условиях Древней Греции ведущей формой социальной и политическойорганизации общества являлся полис. Он постепенно приобретал функциигосударства, превращался в гарантию беспрепятственной эксплуатации рабоврабовладельцами, естественно, что рабовладельцами становились членыгражданской общины. Община превращалась в защитника прав своих членов.Постепенное развитие рабства, приведшего к перерождению большого числаполноправных граждан общины в рабовладельцев, которые должны былиусиливать эту функцию полиса и в известной мере регулировать общинные,коллективистские отношения внутри, ибо только коллективными усилиямиможно было обеспечить подавление социального протеста эксплуатируемых рабов. Таким образом, полис классического типа, возникший в результате борьбырядового гражданства против стремления аристократии превратить его вэксплуатируемую массу и, в конечном счете, обеспечивший свободу иполноправие членам гражданской общины, постепенно превращался в орган,обеспечивающий эксплуатацию. Подводя итог, мы можем сказать, что древнегреческий полис в егоклассической форме представлял собой гражданскую общину, родившуюся, какправило, из слияния территориальных общин, экономической базой ее обычноявлялось земледелие. Эта община основана на античной форме собственности,естественным результатом чего являются верховная собственность коллективана землю и «прямая демократия» с суверенитетом народного собрания вкачестве основы политической организации, а также совпадение в принципеполитической и военной систем. Эта община развивается в условияхстановления рабовладения и имеет тенденцию к превращению в формуорганизации господствующего класса. Политическая действительность античной Греции в пору ее расцвета (V-IV вв. до н. э.) характеризовалась, прежде всего, существованием массы независимых городов-государств, полисов, организованных как суверенные гражданские общины, в которых сплоченные в замкнутую привилегированную группу граждане противостояли остальной массе неполноправного или вовсе даже бесправного эксплуатируемого населения - переселенцам из других городов и рабам. Полис - это факт общественной жизни Древней Греции, но вместе с тем это и теоретическое понятие, выдвинутое первоначально самими же древними, а затем возрожденное и развитое наукой нового времени. Само слово «полис» означает по-гречески «город». Семантически оно вполне соответствует этому русскому понятию, обладая схожим кругом более конкретных, исторически развившихся значений. Отметим главные из этих значений в том порядке, как они развились в соответствии с развитием самого древнегреческого общества. Первоначально, в гомеровское время (XI-IX вв. до н. э.), слово «полис» могло означать просто огороженное, укрепленное место, оплот племени во время войны, постепенно становившийся его постоянным административным центром, то, что по-русски лучше было бы передать как «городище». В архаическую эпоху (VIII-VI вв. до н. э.), полисом стали называть и то более обширное и более развитое поселение, которое выросло под защитой этого древнего городища. Последнее стало теперь «верхним городом», акрополем, тогда как разросшийся торгово-ремесленный посад образовал вместе с ним город в собственном смысле слова, то есть центральное поселение, средоточие торгово-промышленной и административной деятельности, противостоящее в качестве такового более или менее обширной сельской округе. Одновременно с этим слово «полис» стало обозначать и государство, поскольку в классической древности оно практически совпадало с городом и контролируемой им территорией, и даже (с точки зрения существа античной цивилизации, самое главное) коллектив граждан, представляющий это государство и совпадающий с ним. Полис понимали как суверенный коллектив граждан, как гражданскую общину, опирающуюся на город и воплощающую в себе государство. В позднеклассический период (IV в. до н. э.) понимание полиса как гражданской общины получило теоретическое обоснование. Это произошло тогда, когда мир греческих полисов стал клониться к упадку и наряду с обычной городской республикой все решительнее стали заявлять себя новые политические формы и единства - возродившиеся тирании, федеративные объединения и особенно территориальные державы с монархическим укладом, оттенявшие своим усложненным строением простые черты древних гражданских общин. Так, у Аристотеля (а он был полисным греком) одинаково естественным, «от природы», было как объединение мужчины и женщины в семью, так и соединение господина и раба в рамках одного домохозяйства. Семья выступает у него элементарной общественной ячейкой. Объединение нескольких семей в селение является следующей ступенью, а объединение нескольких селений в город, или государство, обладающее необходимой территорией и населением и способное к самодовлеющему существованию и процветанию, объявляется высшей, совершенной формой человеческого общества. В политическом отношении, полис у Аристотеля оказывается просто сообществом граждан, свободных людей, обладающих правом участия в законодательной и судебной власти. Своими изысканиями Аристотель наметил то главное русло, по которому пошла теоретическая мысль и античности и нового времени, интересовавшаяся темой полиса. Интерес к полису не ограничился греческой почвой. В Риме республиканского времени этот интерес стимулировался очевидным сходством социально-политической организации римлян с полисом греков. Так, Цицерон воспринимает гражданскую общину как особый вид человеческого сообщества (наиболее драгоценный для человека), существующий наряду с единствами общечеловеческим, племенным и семейным. Позднее, в период все вобравшей в себя Римской империи, тема полиса не исчезла совершенно с горизонта политической мысли, ибо поглощенная империей городская гражданская община продолжала оставаться важной структурообразующей единицей античного общества, с которой центральная власть обязана была вести более или менее конструктивный диалог. В новое время, как только кончился период идеализированного отношения к античности, началось осмысление места и роли античности в историческом процессе, а соответственно и ее особенностей как цивилизации, вновь встал вопрос о полисе. От внимания ученых не укрылась своеобразная двуликость античной цивилизации - наличие в ней наряду с фасадной стороной, гражданским обществом с его несравненными достижениями в области политики и культуры, также и стороны теневой, рабства, которое в значительной степени и вскормило это общество. Так, полис в изображении Маркса и Энгельса - общество корпоративное. Это, прежде всего, гражданская община, сложившаяся на основе исконного этнического единства, опирающаяся уже на город и сохраняющая и развивающая рабство. При этом именно необходимость совместно противостоять чужеземцам-рабам и вынуждает сохранять общинную форму организации, а вместе с тем до известной степени и общинный характер собственности. Граждане обладают правом частной собственности, но это право обусловлено принадлежностью к привилегированному сословию, к гражданскому коллективу, который обладает верховным политическим суверенитетом и верховным правом собственности. В настоящее время тема полиса стала по существу ведущей в историографии античности. Существует необъятное количество современных исследований, имеющих отношение к этой проблеме. Из множества обстоятельств, повлиявших на рождение и становление полиса, в качестве важнейших можно выделить следующие. Во-первых, то, что можно назвать минимумом необходимых предпосылок,- отсутствие или устранение возможных помех. Гибель микенских дворцовых центров избавила сельские общины от тяжкой опеки монархии и гнета гипертрофированного бюрократического аппарата. Одновременно с этим, державные притязания хеттов, ассирийцев, мидян и персов на Передовом Востоке отдалили более чем на полтысячелетия вмешательство восточной деспотии в греческие дела. Во-вторых, традиционное стимулирующее воздействие ландшафта. Греция - это небольшая страна, разделенная горными хребтами, причем морские заливы обособляют южную часть (полуостров Пелопоннес) от средней. Такие географические особенности поощряли партикуляризацию греческого мира, автономное существование отдельных общин, а также объединение племен вокруг укрепленного центра. Конкретно это достигалось выделением из массы поселков одного, более других укрепленного природой городища, которое становилось политическим центром. В-третьих, распространение более твердого, доступного и дешевого металла - железа (особенно в X-IX вв. до н.э.). С этим было связано возобновление прогрессивного экономического и социального движения у греков. Распространение железа естественным образом повлекло за собой ускорение технического прогресса, интенсификацию производства, углубление разделения труда, оформление ремесла и торговли в самостоятельные отрасли. Как следствие, выделение из сельской округи торгово-ремесленного центра, что привело к перерастанию городища в настоящий город. Развилось жизнеспособное хозяйство крестьян и ремесленников, с одной стороны. С другой, усилилась военная мощь и политическая роль ополчения вооруженных железным оружием земледельцев (гоплитов). В-четвертых, одновременно с укреплением индивидуального хозяйства и утверждением принципа частной собственности, развитие частновладельческого рабства, которое в условиях победы крестьянской демократии стало, по сути, рабством чужеземцев. В-пятых, непосредственное воздействие социально-политической борьбы, в ходе которой демос сокрушил господство общинной родовой знати и наложил узду на индивидуализм аристократической сверхличности, но и сам пошел на уступки носителям знатности и богатства. Само общество оформилось в городскую гражданскую общину суверенного типа, в античный полис. Развитие полиса совершалось по трем основным линиям: 1. От сельского общинного поселка к городу. 2. От позднеродового общества к классовому обществу античного типа с четким разделением между гражданами и бесправными метеками и рабами. 3. От стоящей под властью басилевсов позднеродовой общины к государству с суверенным народом во главе. Итак, на территории Балканской Греции, Великой Греции и в Причерноморье существовало несколько сотен мелких государственных образований с более или менее сходной социально-экономической структурой, принципами политического управления и системой духовных ценностей. Каждый из множества греческих полисов был индивидуальным явлением, но при всей самобытности и своеобразии в большинстве греческих государств проступают некоторые общие черты, которые позволяют считать их именно полисными организмами. Согласно Аристотелю, население и территория полиса должны были быть легко обозримы. По своим размерам и количеству населения греческие полисы были разными. Существовали очень крупные полисы. Например, Лакедемон, или Спарта, имел территорию 8400 кв.км (1/5 Московской области), а население - около 150-200 тыс. человек. Полис афинян имел общую территорию около 2500 тыс. кв.км с населением в 120-150 тыс. человек, но существовали совсем маленькие полисы с территорией 30-40 кв.км и с населением в несколько сотен человек, как, например, Панопей. Однако наиболее распространенный тип греческого полиса имел территорию порядка 100-200 кв.км. с населением в 5-10 тыс. человек, включая женщин, детей, иностранцев и рабов, полноправных мужчин-воинов могло быть от 1 до 2 тыс. человек. В центре полиса находился город. Хотя на территории полиса имелось несколько сельских поселений, но городской центр был один. Вот почему полис определяют как город-государство. Типичный греческий полис был крошечным государством, территорию которого можно обойти из конца в конец за один день, с небольшим числом жителей, большинство из которых знали друг друга в лицо, с одним центром, где собиралось Народное собрание, находились храмы наиболее чтимых богов, ремесленные мастерские, проживало основное население. Город стоял или на берегу моря, или в нескольких километрах от морского берега, но на берегу моря имел гавань или порт. Городской центр полиса мог быть окружен кольцом оборонительных стен. Широко использовался рабский труд. По мере усложнения полисной экономики, развития товарно-денежных отношений, расцвета ремесленных производств и расширения торговых операций численность рабов в полисах возрастает. Ядром социальной структуры греческого полиса было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, включавший полноправных граждан: коренных жителей, владеющих наследственным земельным участком, принимающих участие в деятельности народных собраний и имеющих место в фаланге тяжеловооруженных гоплитов. Прибывшие на жительство из других греческих городов, даже из соседнего полиса, расположенного в нескольких километрах, не могли входить в состав граждан и составляли особое сословие метеков, неграждан. В каждом полисе существовал резервный фонд, так называемый ager publicus (общественное поле), из которого могли нарезать новые участки для наделения ими потерявших землю граждан. В состав агер публикус входили также неудобья, болота, карьеры, речные поймы, леса, угодья, которые находились в пользовании всего коллектива полиса. Владение земельным участком рассматривалось как главная гарантия выполнения гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом. Своими земельными участками граждане полисов владели как собственники с правом полной хозяйственной самостоятельности вплоть до продажи участка, однако возможности продажи земли были ограничены. Для поддержания некоторого единства граждан полисные власти принимали ряд мер. Этими мерами были наделение участками потерявших землю граждан, введение земельного максимума, который препятствовал концентрации земли в руках отдельных лиц за счет других. На богатых граждан налагались так называемые литургии, т. е. обязанность тратить часть своих средств на общественные нужды. Общественное мнение осуждало граждан, занимающихся накоплением богатств, ведущих праздный образ жизни. Напротив, достойным гражданином считался среднезажиточный земледелец, который заботливо ведет свое хозяйство, ревностно выполняет все гражданские обязанности, является умелым и доблестным защитником своего полиса, неся службу в гоплитах. С точки зрения государственного управления, греческий полис имел республиканское устройство. Верховная власть принадлежала Народному собранию, которое состояло в принципе из всех полноправных граждан. Народное собрание управляло полисом совместно с Советом и должностными лицами, избираемыми на определенный срок (как правило, на один год). Постоянного государственного аппарата, за исключением малочисленного штата технических служащих, не существовало. Повторное переизбрание на одну и ту же должность, как правило, не допускалось. Должностные лица после истечения срока их пребывания в должности отчитывались перед Народным собранием или его органами. Доминирующее значение Народного собрания и Совета воплощало главный принцип политического мышления древних греков: право участия в управлении всего гражданского коллектива. Право на решение дел своего полиса, государственное управление рассматривалось как одно из важнейших прав гражданина. Грек был полноправным гражданином лишь в своем маленьком государстве. Стоило ему переехать в соседний город - и он превращался в бесправного метека. Вот почему греки дорожили именно своим полисом. Их маленький город-государство был тем миром, в котором грек в наиболее полной мере ощущал свою свободу, свое благосостояние, свою собственную личность. Описанные выше наиболее общие черты свойственны в той или иной степени каждому полису, однако среди множества греческих городов-государств можно выделить два основных вида: олигархический и демократический. Возникновение государства Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя -- базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов -- батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу 1 тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией. Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы -- между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой. Важную роль сыграли и внешние факторы его существования. Географические условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, истощение локальных природных ресурсов, усилившееся с переходом к производящей экономике, развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки, стали предпосылками для объединения племен Аттики под единой властью. Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы -- результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. По старой родоплеменной организации был нанесен первый удар. Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества. Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных различий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся социальных отношений. Ранее достаточно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении. Еще сохранялись межродовые и межплеменные распри. Но уже возникали новые острые конфликты в связи с усиливающейся имущественной дифференциацией в Аттике. Эти конфликты, наиболее отчетливо проявившиеся в углубляющихся противоречиях между свободными афинянами и различными группами неполноправного и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и т.д.), создавали почву для формирования новых механизмов власти. Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой -- силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на эвпатридов -- благородных, геоморов -- земледельцев и демиургов -- ремесленников. К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала. Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу. К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов -- превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий -- между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами. Для Смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер. Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Прежде всего, Солон провел сисахфию -- долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, -- выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось. Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты -- не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но, разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты. С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые -- ко второму и т.д. Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты. Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа -- гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых был учрежден новый орган управления -- Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов. Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560--527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Соленом. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим. Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов. Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что, в конце концов, вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии) -- городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы. Такая структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, так как на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления населения. Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан еще один орган -- коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учетом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства. С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет. Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе. Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах. Зарождающаяся после Тесея дифференциация властных функций приводит к организации органов их осуществления. В результате постепенно возникает специальный и постоянно действующий аппарат осуществления политической власти. Параллельно идет процесс приобретения этим аппаратом монополии на власть над обществом. Монополизация права на осуществление властных функций становится легитимным правом на использование принуждения. Политическая власть начинает осуществляться в форме государственной власти, становится государственной властью, а аппарат ее осуществления -- государственным аппаратом. Так, вслед за растянувшейся на века революцией в экономических отношениях происходила социальная революция, а затем и революция политическая, завершившаяся возникновением государства. Все они не были единовременными актами. Возникновение государства в Афинах сопровождалось ожесточенной борьбой между родовой аристократией и демосом, завершившейся победой демоса. В результате этой победы в Афинах возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики. Афинское государство в V--IV вв. до н.э. В первую половину V в. до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победа греческих государств в греко-персидских войнах, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя. Образованный в ходе греко-персидских войн союз греческих государств был первоначально возглавлен Спартой. К 70-м годам, когда военные действия были перенесены на море, руководство союзом перешло к Афинам. В 478 году до н.э. был образован Делосский морской союз (симмахия), возглавляемый Афинами. В союз входило 140__160 греческих государств, снаряжавших военные корабли и делавших взносы (форос) в союзную казну. Командование флотом было поручено Афинам. Со временем постройка флота перешла к Афинам, туда же была переведена с Делоса казна союза, а форос превратился в налог, собираемый с союзников и находившийся в бесконтрольном распоряжении Афин. Недовольство союзников подавлялось силой, на их территории стали создаваться афинские поселения (клерухии), превратившиеся практически в военные гарнизоны, во многие союзные государства направлялись афинские должностные лица, к афинским судам перешло рассмотрение некоторых дел граждан союзных государств, а Совет пятисот стал решать дела союза. Гегемония Афин в союзе превратила его в могущественную Афинскую архэ - державу, беспощадно эксплуатировавшую союзников, обогащавшуюся за их счет и силой удерживавшую их в союзе. Изменение внешнеполитического положения Афин, их обогащение повлекли за собой изменения в социально-политических отношениях. Эфиальт почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функции народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции. С именем Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными гражданами. Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение за исполнение государственных должностей. Отходит в прошлое патриархальное рабство. На смену ему идет классическое, античное рабовладение. Рабы, которые начинают рассматриваться как простые орудия труда, превращаются постепенно в основную производительную силу. Государственные рабы эксплуатируются преимущественно в рудниках и каменоломнях, частные рабы -- на полях и в ремесленных мастерских или сдаются внаем. Численность рабов значительно возросла и примерно в четыре раза превышала число свободных афинян. Противоречие между бесправными рабами и рабовладельцами превратилось в основное антагонистическое противоречие афинского общества. Обострились и противоречия между афинскими гражданами и метеками (поселившимися в Афинах иностранцами), число которых росло и достигло половины численности афинян. Метеки, занимавшиеся торговлей и ремеслом, были существенно ограничены в имущественных правах, полностью лишены права участвовать в политической жизни. Афинская демократия вступила в период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла. Но и после этих реформ существенную роль в истории Афин играли нараставшие противоречия между различными социальными группами свободных афинян. Все более углублявшаяся имущественная дифференциация разделила свободных граждан на две неравные и фактически неравноправные группы -- небольшую группу богатых рабовладельцев (землевладельцы, торговцы, судовладельцы, ростовщики, хозяева ремесленных мастерских) и основную массу свободной бедноты (земледельцы, ремесленники, моряки) и лишенных собственных средств существования люмпенов, живших за счет подачек государства и богачей. Афинская демократия в период своего расцвета превратилась в политическую форму совместного господства свободных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Вместе с тем она была и формой господства рабовладельцев над неимущими согражданами. Она стала и формой, в которой развивались противоречия между свободными -- рабовладельцами, с одной стороны, и мелкими производителями и люмпенами -- с другой. Эти характерные черты афинской демократии отразились на ее государственном строе. Date: 2016-05-23; view: 1471; Нарушение авторских прав |