Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экономические школы в дореволюционной РоссииВ России, так же как и в зарубежных странах, экономическая наука стала специальной областью научной деятельности в XIX в. В этот период широкое распространение получили идеи классической школы. Однако большой интерес российские ученые проявляли также и к гетеродоксным теориям Ж. Сисмонди и исторической школы. Это было связано с особенностями развития капитализма в России после отмены крепостного права в 1861 г. Крепостничество тормозило развитие рыночных институтов и рыночных механизмов, а также капиталистических отношений. После отмены крепостного права развернулась дискуссия о том, в каком направлении будет развиваться Россия. Либеральные народники, опираясь на концепцию "третьих лиц" Сисмонди, утверждали, что здесь возможно развитие по некапиталистическому пути, основанному на мелкотоварном производстве. Последователи классической теории, а также теории Маркса считали, что в России необходимо способствовать созданию крупного промышленного производства; что она будет развиваться по капиталистическому пути. Теория Маркса была очень популярна в пореформенной России. Интерес к ней проявляли не только революционеры, но и профессора университетов. В конце XIX в. сложилось такое направление как "легальный марксизм". Его представители Михаил Туган-Барановский (1865-1919), Петр Струве (1870-1944) и др., отрицая революционное содержание марксизма, использовали его теорию для обоснования неизбежности капитализма в России, а также для критики народников. Туган-Барановский внес значительный вклад в развитие мировой экономической науки, разработав ряд оригинальных идей по теории рынков, теории кризисов и циклических колебаний, теории распределения, социализма и кооперации. В начале XX в. в России получили распространение идеи маржинализма. Особенность этого процесса заключалась в том, что некоторые ученые стремились синтезировать трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности. Первым экономистом, выступившим за соединение трудовой теории стоимости с теорией предельной полезности, был Туган-Барановский. Другой российский экономист Владимир Дмитриев (1868-1913) попытался решить задачу синтеза при помощи математических методов. Он исходил из того, что цена одновременно определяется и условиями производства и условиями потребления. На этом основании ученый построил две математические модели цены. В одной модели цена складывается из двух элементов: заработной платы и прибыли; в другой модели он выразил цену через затраты труда. Система уравнений Дмитриева для получения полных затрат дает основания считать его одним из основоположников метода "затраты-выпуск". Его теория цены оказала определенное влияние на исследования экономиста посткейнсианского направления П. Сраффы. Значительный вклад в развитие теории спроса и поведения потребителя внес другой российский экономист Евгений Слуцкий (1880-1948). В статье, опубликованной в 1915 г. в Италии, он утверждал, что теория спроса должна основываться на концепции ординальной полезности. Такая теория позднее была развита Хиксом. Математические формулы Слуцкого, разделяющие реакцию потребителя на изменение цены на эффект дохода и эффект замещения, были названы уравнениями Слуцкого (Эффект цены = эффект дохода + эффект замещения) и широко используются в современной теории потребительского поведения. Широкое распространение в России на рубеже XIX-XX вв. получил революционный марксизм. Владимир Ленин (1870-1924) и его соратники восприняли и теорию Маркса, и пролетарскую идеологию, заложенную в ней. Учение Маркса стало теоретическим основанием идеологии большевизма и было использовано для обоснования социалистической революции.
|