Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Актуальность и постановка проблемы исследованияСтр 1 из 7Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ...........................................7
1.1. Проблемы исследования воображения в психологической науке …........7 1.2. Содержание воображения в подростковом возрасте и возрастные особенности подростков………………………………………………...............11 1.3. Методы развития воображения в подростковом возраст...........................17
РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ …............................................................24
2.1. Организация и методы исследования ……………………..…….……..…24 2.2. Результаты исследования развития воображения подростков…..............28 2.3. Рекомендации развития воображения подростков.....................................34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………..……………….........37 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………..……........................39 ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..42
ВВЕДЕНИЕ Актуальность и постановка проблемы исследования Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Проблема развития творческого воображения у подростков актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В связи с этим перед школьными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Все это составляет социальную значимость данного исследования. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования уже имеющихся, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности. Однако работ по изучению особенностей проявления воображения именно в подростковом возрасте явно недостаточно. Это предопределяет научную значимость данной работы. Практическая значимость обусловлена тем, что воображение имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать при индивидуальном подходе к обучению и воспитанию в системе семейного и школьного образования. Анализ условий и факторов, способствующих организации психолого-педагогического сопровождения развития воображения в подростковом возрасте, может быть использовано в практической работе психологами и педагогами общего и дополнительного образования. Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему исследования. На современном этапе развития социальной и научной мысли констатируется, что проявление различных свойств воображения влияет на воспитание и образование ребенка подросткового возраста. Этот факт предопределяется особенностями индивидуального подхода к развитию личности в системе образования. В тоже время на сегодняшний день остается неизвестным, какими характеристиками и какой динамикой развития обладает процесс воображения у подростков. Решение этой проблемы составило цель исследования. Объект исследования: психологический процесс воображения.. Предмет исследования: психологические особенности воображения у детей в возрасте от 11 до 14 лет. Гипотеза: в связи с особенностями современного общешкольного образования развитию воображения в подростковом возрасте не уделяется какое-либо значительное внимание. Исходя из этого, динамика проявления воображения у ребенка в течение подросткового периода меняется в сторону снижения показателей. В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были сформулированы следующие задачи: -подобрать диагностический пакет методик для выявления особенностей развития воображения у подростков. -провести комплексное исследование воображения у детей, выбранной нами возрастной группы.
- установить социально-психологические условия развития воображения в подростковом возрасте. В качестве основных психодиагностических процедур нами использовались: для определения вербальной креативности «Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника» (адаптация Л. Г. Алексеевой, Т. В. Галкиной, подростковый вариант) и для исследования уровня развития дивергентного мышления и творческого воображения методика исследования творческого воображения «Необычное использование» Дж. Гилфорда. Выборку исследования составили обучающиеся 5 и 7 классов МБОУ №14 г. Старый Оскол. Всего было обследовано 128 обучающихся в возрасте 11-14 лет. Психологические особенности развития воображения подростков проводилось в несколько этапов. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования. Первый этап исследования - поисковый: выбрана тема и методики, поставлена цель, определены задачи. Второй этап - эмпирический. На этом этапе проводилась организация и проведение эмпирического исследования. Ведущими методами явились наблюдение, диагностические методы (беседы, тестирование, результаты) Третий этап исследования - обобщающий. Отрабатывались окончательные выводы и предложения, осуществлялась проверка и обработка результатов. Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные результаты апробировались на внутривузовской студенческой научно-практической конференции по психологии в СОФ НИУ «БелГУ» Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка, в количестве 33 источников и приложения. Во введении обосновывается актуальность работы, определяются объект и предмет исследования, его цель, задачи и гипотеза, отмечаются методы исследования, показываются пути апробации и внедрения результатов. В первом разделе «Теоретические основы исследования развития воображения подростков» обосновывается проблема развития психических состояний подростков; раскрываются понятия «развития воображения», анализируются подходы к рассмотрению данного понятия; рассматривается структура и развитие воображения подростков. Во втором разделе «Эмпирическое исследование развития воображения подростков» определяются задачи, содержание и результаты исследования; описывается диагностическая база исследования в соответствии с поставленными задачами, изучаются особенности психического развития воображения подростков; анализируются пути успешному их преодолению. В заключении обобщаются результаты исследования. Излагаются основные выводы, определяются перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
|