Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие «коммуникативные умения» в науке





Раскрывая содержание и структуру коммуникативных умений, О.В. Солодянкина [37] обращает внимание на существенные и отличительные признаки, характеризующие понятия «умения» и «навыки».

Элементарное умение - это действие, которое образуется сознательно на основе знаний. Структура действия не варьируется. Действие недостаточно отработано, выполняется медленно. В результате повторения это действие может быть доведено до навыка.

Навык - это действие, которое совершается быстро, легко, уверенно, по привычке, не задумываясь. Функционирует при отсутствии или минимальной затрате умственных, волевых усилий.

Сложное умение - это действие, которое включает в себя элементарные умения и навыки; общая структура действия варьируется. Это действие не связано с приобретением свойств навыка, оно совершенствуется в сторону мастерства, творчества.

Коммуникативные умения - это осознанные коммуникативные действия детей (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

В этом определении обращают на себя внимание два момента:

1) коммуникативные умения - это именно осознанные коммуникативные действия детей, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков. Сознательное овладение коммуникативными умениями, бесспорно, является доступным детям старшего дошкольного возраста;

2) коммуникативные умения - это еще и способность детей управлять своим поведением, использовать наиболее рациональные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач.

Коммуникативные умения по структуре являются сложными, высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений.

Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение); ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, воспитателем, взрослым; понять ситуацию, в которую ставятся партнеры, намерения, мотивы общения); соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику, символы; получать и снабжать информацией о себе и других вещах; пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал).

Группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление само- и взаимоконтроля, обоснование совместно выполняемых заданий операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных заданий); доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать нуждающимся в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы самим и слушать советы других, доверять получаемой информации, своему товарищу по общению, взрослым, педагогу); применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, музыку, движение, графическую информацию для выполнения заданий с общей целью, для фиксирования и оформления результатов своих наблюдений); оценивать результаты совместного общения (оценивать себя и других критически, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценивать соответствие вербального поведения невербальному).

Группа аффективно-коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Содержание и структуру коммуникативных умений можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1 Содержание и структура коммуникативных умений

(по О.В.Солодянкиной)

Показатели Коммуникативные умения
Структура Знания - простые (элементарные) умения - навык- сложные умения (коммуникативные)
Содержание Информационно-коммуникативные
Примеры Вступать в процесс общения. Ориентироваться в партнерах, ситуациях общения.

 

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, приводит к возможности реализовывать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. Следовательно, общение - важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Как полагал Л.С. Выготский [9], развитие психики происходит лишь в совместной деятельности и общении.

По мнению А.В. Петровского, общение - это специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности [27].

Проблема общения изучена в исследованиях Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М.И. Лисиной и др.

Л.С. Выготский [9] определял общение как процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующих известной системы средств.

Л.С. Рубинштейн [32] считал, что общение является деятельностью в тех случаях, когда оно выступает как воздействие. По его мнению, человек вступает в общение всегда как личность, поскольку он воспринимается и другим человеком - партером по общению - так же как личность. На основе внешней стороны поведения человек как бы «читает» другого человека, расшифровывает значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

В отечественной психологии принимается идея единства и деятельности.

По мнению Г.М. Андреевой [1], любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность.

А.Н. Леонтьев [20] включал общение в любую деятельность как ее элемент, в то же время саму деятельность он считал условием общения.

Д.Б. Эльконин [28] и М.Н. Лисина [23] рассматривают общение как специфический вид деятельности, возникающий в онтогенезе.

А.А. Леонтьев понимает общение, как один из видов деятельности (имея прежде всего речевую деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр.

Исходя из концепции М.И. Лисиной [24], процесс общения можно рассматривать как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Функциями общения при этом являются6 организация совместной деятельности людей; формирование и развитие межличностных отношений; познание людьми друг друга. Это позволяет раскрыть общественную сущность человека в его материальном и духовном общении.

По мнению В.С. Мухиной [26] взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, есть общение. Общение характеризуется включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.

По мнению М.А. Панфиловой [29], общение это специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности. В процессе общения происходит взаимовосприятие и взаимный обмен информацией.

В.Г. Крысько [18] описывает функции общения:

- контактная - установление контакта как состояния обоюдной готовности людей к приему и передаче сообщений и поддержанию связи в форме их постоянной взаимозаинтересованности;

- информационная - обмен сообщениями, т.е. прием и передача каких-либо сведений в ответ на запрос других людей, а также обмен мыслями, замыслами, решениями и т.д.;

- побудительная - стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

- координационная - взаимное ориентирование и согласование действий людей при организации и осуществлении совместной деятельности;

- понимания - не только адекватное восприятие и оценка смысла сообщения, но и понимание партнерами по общению друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);

- эмотивная - возбуждения в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний инициатора общения;

- установления отношений - осознание и фиксирование человеком своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей общества, в котором предстоит действовать индивиду;

- оказания влияния - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности.

Общение различается по:

- количеству участников: межличностное - общение между индивидами,групповое - общение между группами (организованными) и массовое, если группы неорганизованные;

- способу общения: вербальное - общение с помощью языка, невербальное - общение с помощью других средств получения и передачи информации;

- условиям: официальное - общение в рамках социально организованных встреч, неофициальное - общение по личной инициативе;

- задачам: установочное - общение с целью знакомства и налаживания отношений; информационное - общение с целью обмена информацией.

В большом психологическом словаре сказано, что общение - это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и преследующее цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах участвующих в общении людей [4].

Структуру общения Г.М. Андреева [1] охарактеризовывает путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В реальной действительности каждая сторона не существует изолированно друг от друга.

Рассматривая процесс общения в единстве трех его сторон, Г.М. Андреева признает такое соотношение понятий «общение» и «социальная коммуникация», в котором последнее выступает как разновидность общения или как его составная часть.

А.В. Соколов рассматривает социальную коммуникацию, как социокоммуникативный процесс. Автор выделяет формы коммуникативной деятельности, где критерием выступают целевые установки партнеров по коммуникации. А.В. Соколов выделяет три формы взаимодействия, для каждой из которых характерен определенный тип отношений:

1. Участники относятся друг к другу как к равноправному партнеру, что обуславливает общность партнеров, приводит к возникновению нового психического образования «МЫ». Такая форма взаимодействия приводит к возникновению субъект-субъектных отношений и может быть определена как общение.

2. Один из партнеров коммуникативной деятельности рассматривает другого как объект коммуникативного воздействия. Данная форма взаимодействия приводит к возникновению субъект-объектных отношений к возникновению формы взаимодействия в виде управления (приказы, обучения, внушения).

3. Один из участников по общению целенаправленно выбирает коммуниканта и использует его в качестве образца для подражания. В таком коммуникативном акте коммуникант не осознает своего участия в нем, а отношения при такой форме взаимодействия начинают носить объект-субъектные отношения и коммуникативная деятельность приобретает форму подражания.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе.

Различают вербальную и невербальную коммуникации.

Г.М. Андреева [1] описывает вербальные средства общения, которые используют в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык. Речь является универсальным средством общения, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Более того, посредством речи, участники общения особым способом и воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, то есть стремятся достичь определенного изменения поведения.

Таким образом, потребность в совместной деятельности приводит к необходимости общения. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата.


 

Date: 2016-05-18; view: 2230; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию