Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационные технологии в системе дополнительного образования детей» Шмачина О.Л





В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования. Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования. Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени. Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность, которая является атрибутивным, доминирующим качеством учреждения. В контексте инновационной стратегии учебного заведения существенно возрастает роль педагога как непосредственного участника всех преобразований. Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности. В педагогическом коллективе возрастает потребность в новом педагогическом знании, изменении образовательных и социальных функции педагога. Вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы исследовательской работы.Цель -рассмотреть использование инновационных технологии в системе дополнительного образования детей. Достижение сформулированной цели потребовало постановки и решения следующих задач: - рассмотреть источники инноваций в сфере дополнительного образования; - направления инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей; - содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе; - описать опыт работы по внедрению в практику деятельности «Центра дополнительного образования для детей» Октябрьского района г.Саратова современных педагогических технологий. Перспективные источники инноваций в сфере дополнительного образования это: -социальное партнерство и совместные проекты с другими учреждениями как условие и средство привлечения дополнительных ресурсов и повышения качества образовательного процесса, повышения эффективности профориентационной работы; -развитие межрегиональных и международных проектов как средство повышения открытости образования, знакомства воспитанников со сверстниками из других регионов стран, развития соревновательности, патриотизма, гордости за результаты собственной деятельности и, как следствие, мотивации воспитанников к творчеству; -командная работа как средство выработки норм совместной деятельности, умения работать в коллективе, социализации воспитанников; -развитие информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных проектов с возможностью удаленного участия как путь повышения доступности образования, развития цифровой культуры воспитанников и обеспечения современного уровня обеспеченности образовательных программ компьютерными технологиями, формирование «блогосферы» дополнительного образования; -преемственность образовательных программ разного уровня, создание непрерывных учебных циклов от начальной мотивации воспитанников до серьезной предпрофессиональной подготовки; -обновление содержания образования с учетом новых направлений, возникающих в сферах науки, искусства, социальной деятельности, спорта и др.; применение новых, оригинальных форм образовательной работы; -развитие комплексной информационной системы дополнительного образования на основе специализированного интернет-портала, моделируемого квалифицированными специалистами и предоставляющими системную информацию по всем направлениям развития дополнительного образования; -развитие интегрированных образовательных технологий – проектно-исследовательской деятельности, игровой технологии, личностно-ориентированного подхода и др., в т. ч. в рамках направленностей, где они традиционно не применялись; -анализ и выявление возможной социально востребованной тематики творческих, проектных и исследовательских работ воспитанников в социуме, территориальных сообществах (районах) с включением их в тематику образовательных программ дополнительного образования; создание внедренческих комплексов; -системное использование психологической ауры различных профессий (романтизм, героика и др.) для повышения мотивации воспитанников. Направления инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей: -совершенствование содержания образования; -изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий; - создание системы работы с одаренными детьми; -совершенствование системы управления; -информатизация образовательного процесса. Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционной. Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологии деятельности, поскольку быстро развивается её технологическая основа. Она требует от педагога развития специальных навыков, приемов работы. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству деятельности и её продуктам. Во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность, избирательность, креативность. Важной функцией педагога дополнительного образования становится умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию. В-третьих, представление познавательного материала и способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном дополнительном образовании более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования, чем при традиционном типе обучения, где преобладает как бы обобщенная связь педагога со всеми детьми, а взаимодействие педагога с отдельным ребенком довольно слабое. Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в дополнительном образовании выступают потенциал и поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость. Рассмотрим на примере инновационную деятельность «Центра дополнительного образования для детей» Октябрьского района г.Саратова. Инновационная деятельность в «Центре дополнительного образования для детей» Октябрьского района г.Саратова направлена на разработку, апробацию и внедрение в практику деятельности объединений современных педагогических технологий, направленных на эффективное решение тех приоритетных задач, которые заявляет педагогический коллектив. Обновление процесса обучения в дополнительном образовании возможно через совершенствования педагогических технологий, поэтому педагогами Центра внедряются в практику инновационные технологии такие как: 1. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: - Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.); - Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.); - Педагогика сотрудничества («проникающая технология»); - Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.; - Игровые технологии; - Технологии развивающего обучения; - Проблемное обучение; - Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов); 2. Технологии дифференциации и индивидуализации. 3. Внутригрупповая дифференциация через использование педагогических мастерских. 4. Проектные технологии предполагают включение детей в социально- и личностно-значимую деятельность. Сегодня не вызывает сомнений огромное значение в инновационной деятельности метода проектов. Проектная деятельность внедряется в объединения социально-педагогической направленности, начиная с дошкольного возраста (проекты «Моя малая Родина», «Росток», «Капелька света» и т.д.). В процессе организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста педагог особое внимание уделяет формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формированию умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитию желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми разного возраста, начиная с дошкольников, включать в него различные методики и технологии. Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашего Центра и апробировалась нами только в течение последних трех лет, можно говорить о некоторых достигнутых результатах. Воспитанники, участвующие в проектной деятельности: -проявляют творческую активность в познании окружающего мира; -самостоятельны и гибки в принятии решений; -сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач; -осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать); -способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий; -воспринимают мир не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность. Педагоги дополнительного образования, использующие в своей деятельности проектный метод: -проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса; -обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов воспитанников; -осуществляют поисковую педагогическую деятельность; -реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности). Родители, принимающие участие в проектной деятельности объединений Центра: -наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей; -получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском объединении, но и принять активное участие в жизни объединения; -смогли реализовать свои творческие способности. В практике нашего Центра используются следующие виды проектов: -исследовательские-творческие проекты: воспитанники экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации; -ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); -информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы; -творческие проекты (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу всего воспитательно-образовательного процесса в «Центре дополнительного образования для детей» Октябрьского района г.Саратова, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс. Происходящие трансформации в системе дополнительного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании Центра. Поиск и освоение новых инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности «Центра дополнительного образования для детей» Октябрьского района г.Саратова – основной механизм оптимизации развития системы дополнительного образования. Многими исследователями развитие дополнительного образования связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Следует отметить, что степень инновационности дополнительного образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем инновационности общего школьного образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации. Инновационные процессы в сфере дополнительного образования определяют сущность формирования учреждения дополнительного образования: положительно влияют на качество обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования детей, повышают профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, создают лучшие условия для духовного развития воспитанников, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.
· · 1 · 2 · 3 · 4 · 5 Категория: Мои статьи | Добавил: Мария (04.04.2012)
Просмотров: 14784 | Рейтинг: 2.6/9

 

Скачать работу

Похожие работы:

Литература (56)

Литература

.... Древнерусская литература — 3 часа. Русская литература XVIII века — 9 часов. Шедевры русской литературы XIX века.... Знакомство с учебни­ком литературы Знать: основную проблему изучения лите­ратуры в 9 классе (взаимосвязь литературы и истории); содержание...

Литература (6)

Литература

... литературы XVIII века Г. Р. Державин. Лебедь. Из русской литературы... литературы Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена. Из русской литературы

 

Date: 2016-05-18; view: 730; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию