Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественные поиски Богдановым А.А. модели будущего социалистического общества

Богданов А.А. являлся личностью универсальной и многогранной. В большей степени он известен как революционер и видный деятель российской социал-демократии, в своё время один из руководителей большевистской партии (до разрыва с Лениным). В то же время А.А. был философом, учёным, врачом-экспериментатором, а так же и писателем. По признанию отечественных и зарубежных исследователей (хотя и спустя более чем полстолетия), научные суждения, изложенные им в «Эмпириомонизме» и «Тектологии. Всеобщей организационной науке» предвосхитили рождение общей теории систем и кибернетики, были интегрированы ими, хотя и без должной ссылки на богдановские работы. Концепция всеобщей организационной науки по праву являлась первой манифестацией принципа междисциплинарности (хотя и в позитивистском ключе), который столь популярен и актуален сегодня в научной среде. Любопытен Богданов и как теоретик творческого развития марксизма посредством отрефлексированной критической ассимиляции новейших философских теорий и научных достижений – эмпириокритицизма Авенариуса и Маха и энергетизма Оствальда. Фактически он был одним из первых «пограничных» марксистских философов, расцвет интеллектуальной деятельности которых случился на вторую половину XX столетия в форме феномена «западного марксизма», проявившийся в сочетаниях марксизма и фрейдизма/ экзистенциализма/структурализма/ феноменологии и т.д. во главе с марксистским подходом. Не смотря на отчётливо сциентистский характер, эмпириомонизм Богданова, по мнению философов Андреева и Маслина (с коим трудно не согласиться), проникнут антропологизмом в духе молодого Маркса, ранние труды коего в то время не были опубликованы. Центральная проблема Богданова (в том числе и в романе-утопии «Красная звезда»), как и раннего Маркса, — это проблема человека и его сознания. Как писатель Богданов стоял у основания советской научно-фантастической литературы, оказал влияние на последующие сочинения в этом жанре. В частности имя Богданова упоминается в предисловии от автора к «Часу Быка» у выдающегося советского писателя-фантаста и учёного И.А. Ефремова.

В данном докладе будут раскрыты художественные поиски Богдановым модели будущего социалистического общества. В качестве источника был взят роман-утопия «Красная звезда», впервые опубликованный в Санкт-Петербурге в 1907году. Писалась «Красная звезда» в обстановке поражения первой русской революции, торжества сил реакции. Многие революционеры были полны надеждой на скорое возобновление революционного движения, в их числе и Богданов. Автор "Красной звезды" понимал, что моментальный снимок будущего человечества поразит воображение рабочего и вдохновит его на революционную активность сильнее, чем сухие слова партийных программ. Многие исследователи считают «Красную звезду» иллюстрацией, популярным изложением основных положений эмпириомонизма. Очень важной особенностью этого художественного произведения как исторического источника, отражающего представления Богданова о социалистическом обществе, является его диалогичность (посредством бесед между героями романа), отход, «шаг назад» (с позиции Богданова) от железной и однозначной монистической точки зрения, дающий простор неоднозначному взгляду на социализм для читателя, в отличие от его философских и публицистических работ.

В целях удобства изложения материала, не станем идти строго по сюжетной линии романа, а исходя из схемы марксистского подхода, вычленим и разберём сначала «базисные», а затем «надстроечные» элементы «марсианской» модели социализма, предлагаемой Богдановым.

Начнём с особенностей организации труда на заводе. Условия труда оптимальные для здоровья: «ни дыма, ни копоти, ни запаха, ни мелкой пыли», свежий и чистый воздух. Машины практически автоматически выполняют всю работу, работники завода являются «любознательными учёными наблюдателями». Каждый работник производства владеет достаточно высоким уровнем научно-технической образованности, например, общей и прикладной механикой и технологией и даже математическим анализом. В то же время работа не является полностью интеллектуализированной, необходимо задействовать и физический труд, а так же напряжённое внимание при наблюдении за машинами и материалом. Организация труда осуществляется посредством свободной и разумной ориентировки работников на таблицы статистики труда, в коих указывается излишек или недостаток труда в отраслях производства. «При одинаковой или приблизительно равной склонности к двум занятиям, человек выберет то из них, где недостаток сильнее». Товарно-денежные отношения преодолены. Труд не является чем-то обязательным и принудительным, он полностью свободен, он есть «естественная потребность каждого развитого социального человека». Ежедневно каждый на заводе работает по 4-6, а максимум 15 часов. Как отмечает марсианская врач Нэтти, есть те, которые неумеренно увлекаются однообразной работой, которая может приводить к болезням нервной системы. На выписках из таблиц статистики труда были обозначены опытные специалисты, опытные механики и специалисты-организаторы. Значит, иерархия по опыту работы и организационным функциям имеет место в «марсианском» социализме. Таким образом, можно сказать, что «марсианский» социализм находится на развитой индустриальной стадии (а не постиндустриальной), использующей в производстве результаты научной революции, но, вместе с тем, с сохранением физического и рутинного труда.

Потребление продуктов труда ничем не ограничено. Отдельный человек вполне может, например, есть то или иное кушанье в 2-м, 3-м количестве, переменить 10 костюмов за 10 дней. На каждый возраст имелось несколько сотен образцов костюмов различных по форме и размеру. Так же возможно изготовление специально на конкретное лицо, которое занимает не больше часа времени. Несмотря на широкие производственные возможности, марсианский костюм, скорее всего исходя из культурных соображений, уже с самого детства нивелирует различия мужского и женского пола. «Марсианское» общество достигло продовольственного изобилия коммунистического характера: «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

Какие «властные»,- а точнее, организующие,- структуры функционируют на «Красной звезде»? Во- первых, это Институт подсчётов, занимающийся сбором и публикацией статистики производительности труда, следящий за движением продуктов в складах. Таким путём точно выясняется, сколько и чего следует произвести и сколько рабочих часов для этого потребуется. Также Институт зорко следит за новыми изобретениями и за изменениями природных условий производства в целях расчёта перемещения рабочей силы. Во-вторых, руководящая фабричная коллегия. Она была просто упомянута, её функции, кроме приёма письменного извещения о поступлении и уходе с работы, не обозначены. В третьих, общественные собрания, которые посвящаются вопросам науки, организации работ, вопросам искусства. Доклады и речи сжатые, аргументация точная. Решения собраний, чаще всего единогласные, выполняются в наикратчайшие сроки. Упоминается также и собрание жителей города, то есть, существует городское самоуправление. В-четвёртых, технические съезды (как разновидность общественных собраний), в частности съезд «колониальной группы» - собрание работников, участвующих в организации межпланетных путешествий, вместе с представителями от центральной статистики и от тех заводов, которые делают этеронефы (космические корабли) и вообще доставляют необходимые средства для этих путешествий. В романе-утопии не упомянуто ни о существовании государства и правительства, ни о диктатуре пролетариата и руководящей роли коммунистической партии. Рабочая партия лишь кратко обозначена в рассказе о социалистической революции.

Каковы особенности коммуникации и языка при «марсианском» социализме? Марсиане избегают всех формальностей и условностей при общении друг с другом: никогда не здороваются, не прощаются, не благодарят, не затягивают разговора из вежливости, понимают и принимают психологические особенности собеседника. У всех марсиан единый литературный и разговорный язык. Его правила не имеют исключений, в нём нет разграничений на мужской и женский род. Все названия предметов и свойств изменяются по временам посредством прибавления одной буквы в самом слове. Как видим, марсианский язык пропитан принципом историзма.

Чрезвычайно много места в романе Богдановым отводится проблеме восприятия другого мира, другой культуры, других принципов жизни. Главный герой и рассказчик Леонид (Лэнни) самозабвенно и целеустремлённо пытается постигнуть и понять марсианский мир, дабы войти в него в качестве полноценного человека среди людей, работника среди работников, испытывая при этом колоссальные психологические и когнитивные затруднения. Леонида ставили в тупик марсианские научные методы (учитывая то, что по земным меркам он интеллигентный и образованный человек). Художественные образы марсианской литературы внутренне чужды для него. В итоге от переутомления он входит в состояние психического кризиса с галлюцинациями. Работа на фабрике одежды его утомляла гораздо больше, чем самих марсиан, он отмечал, что ему не хватает культуры внимания. Под конец рабочего дня он делал из-за утомления больше ошибок. Товарищи по работе без всякой на то просьбы помогали ему. Проявления их заботливости вызывало в Леониде досаду и раздражение, чувство собственной неполноценности. В последующей саморефлексии Леонид понял, что он не являлся предметом исключительного надзора и контроля, совершенно с такой же заботливостью марсиане на фабрике помогают и друг другу. Такая первичная оценка взаимопомощи марсиан (представителей коллективистского и товарищеского общества) была от человека индивидуалистического мира, в коем все услуги должны быть оплачены. Касательно любовных отношений, Леонид был весьма встревожен и удивлён практическим воплощением многобрачия (хотя, ещё будучи на Земле, он полагал, что многобрачие принципиально выше единобрачия), когда узнал, что его возлюбленная врач Нэтти в прошлом была женой двух своих товарищей одновременно.

Как организованы мемориальные практики и искусство в марсианском обществе? Марсианам не ясно, что есть великий человек и гений. Для них каждый работник является творцом. Балласт имён прошлого, мёртвый символ личности, которую необходимо возвеличивать, марсиане считают бесполезным бременем для памяти человечества. Значит, марсиане фактически не приемлют и не понимают вождизма и бытования выдающихся лидеров, отличающихся своим социальным возвышением над остальными работниками. Однако, в то же время в рамках личного пространства, в домашнем кабинете мог висеть портрет выдающегося предка, как это имеет место у Мэнни, который организовал прибытие Леонида на Марс. Памятники марсиане ставят только великим событиям, например, устранению смертельной эпидемической болезни. Искусство марсиане понимают в достаточно модерновом и футуристическом ключе. Искусство повсюду радом с жизнью, которую оно украшает. Большая часть произведений искусства предназначается для общественных зданий. Причём уклонение от действительности и практического совершенства ради красоты марсианами не приветствуется. Архитектура в их понимании есть эстетика всего материально полезного. Однако, в отношении поэзии, их взгляд отличается от футуристического: у них процветает строгие классические ритм и рифма.

В чём особенности воспитания и развития детей на Марсе? Дети проходят процесс социализации в «домах детей». Для игр и занятий дети всех возрастов соединяются вместе. Фактически эта задумка в той или иной степени была воплощена в системе советских детских садов В детском возрасте у марсиан ещё присутствует атавизм личной собственности – развитие личности повторяет развитие общества.

Каковы особенности медицинской практики на красной звезде? Среди болезней преобладают хирургические и нервные, а также психические заболевания, вызванные волнениями и кризисами половой жизни. Есть специальная комната для умирающих, в которой самоубийцам предоставляется возможность осознанно покончить с жизнью. Посредством процедуры обновления жизни, то есть с помощью обмена кровью между людьми, марсиане относительно долго сохраняют свою молодость. Будущий Институт переливания крови Богданов задумал ещё тогда.

Какие проблемы и препятствия испытывает «марсианский» социализм в своём развитии? Марсианский социум организован вполне монистично и гармонично, однако природа остаётся стихийной и не подконтрольной человеку, что вызывает колоссальные проблемы, вставшие перед человечеством: вследствие увеличения эксплуатации Марса стучится в дверь опасность истощения природных ресурсов: исчерпаны запасы каменного угля, истреблена значительная доля лесов планеты, а через тридцать лет поступательного развития угрожает недостаток пищи. Таким образом, просвещенческий дискурс стремления господства человеком над природой сохраняется. В то же время читатель здесь может увидеть завуалированное предупреждение о грядущих последствиях неумолимого прогресса. Сократить размножение и умерить демографический процесс марсиане не могут в силу мировоззренческих причин – в противном случае для них это значит признать победу стихий, победу смерти над жизнью. Как видим, здесь Богданов вступает в полемику с мальтузианской теорией народонаселения. По словам марсианки Энно, абсолютно мирного и счастливого существования на Марсе нет. По причине недостатка ресурсов, марсиане решают, на какую планету отправить экспедицию с целью её последующей колонизации. С точки зрения холодного рационального математического ума Стэрни, для массовой колонизации лучше всего пригодна Земля. Главным препятствием для этого является человечество Земли, считающее её своею собственностью. Устами Стэрни Богданов высказывает много сбывшихся в последующем прогнозов и предостережений. Борьба за социализм будет представлена целым рядом самостоятельных и своеобразных процессов в отдельных обществах. Предвидится не одна, а множество социальных революций неодинакового характера с сомнительным и неустойчивым исходом в разных странах в различное время. Страны, в которых социализм восторжествует, будут островами среди враждебного им капиталистического мира, высшие классы капиталистических государств будут организовывать на них военные нападения, что негативно повлияет на характер социализма в этих странах. Он будет надолго искажён многими годами осадного положения, необходимого террора и военщины с неизбежным последствием, с точки зрения богдановского персонажа, «варварского» патриотизма. По словам Стэрни, это будет уже «не наш социализм». В процессе рассуждения Стэрни приходит к выводу: вследствие того, что немедленное социалистическое перевоспитание землян не получится, колонизация Земли требует полного истребления земного человечества. Увеличением количества представителей «высшей» жизни, по мнению Стэрни, нельзя пожертвовать ради «низшей». Таким образом, сегодняшний читатель может прийти к выводу, что до конца последовательный, а значит и доведённый до абсурдной точки, рационализм и холодный расчёт таит в себе опасность перерождения и скатывания в нацизм, о чём в последующем замечали и представители «западного марксизма». Стэрни отвечает врач Нэтти более гуманистического и чувственного, понимающего склада миросозерцания. Она говорит о том, что земляне не есть «низшая» жизнь, но жизнь иная, другая и особенная с иными противоречиями и возможностями развития, поэтому их уничтожать нельзя. Нэтти выходит из однолинейно –вульгарного эволюционистского дискурса, становится на точку зрения межкультурного диалога равных, посредством которого происходит взаимное культурное обогащение. В силу того, что Земля получает в восемь раз больше энергии от Солнца, общественное развитие там гораздо импульсивнее, напряжённее и расточильнее. В этом, по её мнению, преимущество земного типа жизни. В связи с этим весьма интересно было бы выяснить, а не было ли в не столь отдалённом будущем со стороны Чижевского рецепции энергетических взглядов Богданова. Нэтти выступает за гуманистический диалог между мирами, за союз миров, за любовь и единство жизни.

Роман-утопия «Красная звезда» является высокоинформативным источником по мировоззрению («ментальной карте») Богданова, в особенности по представлениям о грядущем социалистическом обществе, вобравшим в себя взгляды как с позиции той эпохи, так обращающим внимание на назревшие и нерешённые и актуальные проблемы дня сегодняшнего. Весьма примечательно, что Богданов выделяет проблему психологически-культурной адаптации человека как к социалистическому обществу в частности, так и вытекающему отсюда вопросу трудности понимания другой культуры, межкультурного диалога. Исходя из богдановского представления, социализм (и даже коммунизм) не предстаёт перед нами в форме однозначно светлого идеала, образа грядущего райского блаженства, конечной цели и остановки. Перед новым более гармоничным общественным устройством, преодолевшим социальное неравенство и макросоциальные конфликты, на первый план встают проблемы и противоречия иного плана, требующие совместных усилий для их решения и преодоления. Остро встают психологические проблемы, не исключающие и актов самоубийства. Богдановым были спрогнозированы такие «искажения» социализма, как «военный коммунизм» и сталинизм. Так же в романе-утопии содержатся предостережения об истощении природных ресурсов при сверхэксплуатации планеты, об опасности посредством односторонне рационалистического типа мышления доведённого до предела прийти к утрате ценности человеческой жизни, так и другой иной культуры в целом. Особая ценность «Красной звезды» как источника состоит в его неоднозначности, отходящей от определённой точной монистической точки зрения, присущей богдановским философским работам. Драматическая история Леонида - одно из преломлений конфликта внутри духовного мира самого Богданова, где уживались две основополагающие идеи - пессимистическая и оптимистическая: глубокое переживание раздоров среди людей и напряженная попытка показать, что взаимопонимание все же возможно.


<== предыдущая | следующая ==>
Облитерирующий тромбангит | Упражнение 19 стр 17

Date: 2016-05-18; view: 208; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию