Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава III. Cимволизм





(45) Подступаясь к труднейшему из предметов – подлинному значению масонства, – мы бы хотели подчеркнуть: главная задача – заставить думать и дать такую интересную интерпретацию, чтобы умы познающих, заинтересованных М.К. активизировались, взыску я истины. Большинство их разумеют, что, по всей видимости, есть субъективная реальность позади внешних форм; ее-то они и взыск уют, хотя что именно принимать за реальность, как ее интерпретировать – остается проблемой.

Однако у нас нет склонности к догматическим изречениям. Догматизм, когда убеждения одного мыслителя или школы мысли считаются достоверными, вследствие чего любые иные убеждения и интерпретации необходимо объявляются ложными, не дает пищи познающему уму. Догматизм, отказывающий в признании всякому альтернативному предложению и в рассмотрении – любой условной гипотезе, и столь же безапелляционно утверждающий, что масонское делание не имеет глубокого значения и за его формами нет потаенного смысла, – так же бесполезен. Мы же предъявляем смысл и предлагаем некоторые гипотезы, которые могут высветить расширенные значения и дать обоснование вере, мотивирующей всякого истинного М.К.

Мы имеем дело с предметом, который надо разбирать во всей его объемности, с точки зрения работы в целом; масонство нельзя исследовать, исходя из какого-то отдельного символа или детали. Оно не сможет быть верно понято, покуда не уяснится его общий синтез и его ниша в мире мысли. Технику его нельзя заимствовать во всей стройности, а прошлое его нельзя воссоздать, вмещая одну специфическую деталь. В естествознании природа и форма доисторического животного могут быть (46) воссозданы при помощи одной-единственной кости. Но истинное масонство выявится и увидится во всей своей подлинной красоте лишь после того как мы уловим стоящую за ним правду и узрим внутреннюю красоту, которую внешняя форма стремится раскрыть. Многое, однако, утеряно и откроется позднее, ибо в наше время мы имеем дело с промежуточной стадией откровения, которое приходит через масонское делание. Отсюда куча наших трудностей.

Масонство – это система и последовательность символов, и именно через корректное употребление этих символов и познавательное проведение аллегорических ритуалов приходит просветление и в участнике масонского делания пробуждается то интуитивное постижение, что резко возрастет в ближайшем будущем и заложит фундамент Храма Господа, который явится славой Нового Века и к которому нас подготовило все наше прошлое. Никакой достоверной интерпретации быть не может, доколе не откроется лучшая перспектива и система эта не сравниться с эволюционной историей самого человечества. Ключ будет изыскан в изучении взаимосоотнесенности трех храмов, упомянутых в Библии. Это скиния в пустыне, храм Соломона и храм Иезекииля, о котором нам известно только его описание. Эти три можно вместить в категориях расового раскрытия рода человеческого.

В древней Лемурии впервые появились такие храмы, представляющие собой сооружения из рубленого камня, циклопические Ложи без крыш, открытые небу; хотя им доставало крепости, им не хватало красоты; Стоунхендж, возможно, остаток, а остров Пасхи – свидетельство подобных конструкций. Они соответствуют этапу работы в каменоломне, которая предшествовала строительству храма царя Соломона, и отметили зачаточные неуклюжие усилия самых первых каменщиков мира. Об этом этапе нам мало что известно. Соответствующих летописей нет, и все, что у нас есть, – это догадки и выводы, приходящие в голову при виде древних таинственных построек, свидетелей расы и истории, затерявшихся в ночи времен.

Древние цивилизации появлялись и исчезали, и постепенно идеи и план В.А.В. стали отпечатываться, (47) все четче и резче, в умах людей. Последние все чувствительней реагировали на незримые, смутно ощущаемые внутренние силы, которые определяли линии эволюции, и все стабильней откликались на внутреннее водительство. Древняя Атлантида процветала, ее цивилизации позволяли человеку устойчиво развиваться, и в период, описываемый в Ветхом Завете, человеческий рост и прогресс суммарно символизируются для нас скитаниями детей Израиля в пустыне и скинией, которую они соорудили и которая сама по себе является символом того, что преходяще и эфемерно. Скиния воплощала собой две концепции:

1. Временную природу человеческой жизни и неизбежный скачок в эволюционном процессе. В то же время она олицетворяла путешествие на восток, ибо сыны израилевы пустились из Египта на север, направляясь на восток. Так они символизировали великое масонское путешествие.


2. Расовую смену человечества, изображаемую для нас странствиями евреев и историей – внутренней, малоизвестной – двенадцати племен. В связи с упоминаемой в Библии скинией интересно отметить ту же базовую троицу: Моисея, Аарона и Иисуса Навина, как ранние символы и предвестники наших трех В.М.в: Соломона, Хирама, царя Тирского, и Хирама Абиффа. Последние, в свой черед, суть символические представители трех прототипов, трех Ипостасей божественной Троицы: Бога Отца, Всевышнего; Бога Сына, В.Г.В., и Бога Духа Святого, В.А.В. Как известно всем М.м, эти три аспекта Божества представлены в наших ложах Д.М., С.П. и М.П.

 

Итак, в символизме древней Скинии последующим поколениям открывается прошедшая история человеческого семейства, его эволюционные путешествия.

Ближе к современности упор ставился на строительстве храма Соломона. Эта символическая структура была относительно более долговременной и устойчивой, чем (48) скиния, да и находилась в более определенном месте, чем предшествующий символ. Храм в Иерусалим отображает для нас задание, данное Строителям нынешней расы, и указание на судьбу арийских, или кавказских народов. Это материальный храм, возведенный на вершине горы (неизменном символе высокого устремления), и его впечатляющая красота демонстрирует нашу явную цель. Сооружением его ведала компания Мастеров Каменщиков, или старших Мастеровых, которые стремились открыть Слово, или ключевую ноту, звук, который облегчил бы полнокровное выражение чертежа, развернутого на К... Всевышнего.

Вот такой существует план, и контуры его отражают судьбу расы, и множество школ мысли – религиозных, философских, научных – оформились в попытке вместить великий Мастерский Ум, который в ходе Познания направлял строительные силы вселенной с начала времен. Истинный Храм Соломона пока не совершенен, но контуры его, храма нерукотворенного, вечного на небесах, проглядывают, и Умельцы его распознаются. Зиждется он на крепости, возводится с мудростью, а вот в красоте ущерблен, – много красоты останется недоступно, доколе не восстановлено будет П...С... Только время вдохнет красоту Господа в Его Храм. Позднее мастер строитель вышел на сцену во время великой нужды, дав расе видение храма, исполненного такой красоты, крепости и величия, что только в следующей за нашей расе сможет эта изумительная структура вознестись во славу Господа. Только тогда три божественных аспекта достигнут синтетического совершенства. Но время еще не приспело.

Оттого в сегодняшних храмах и ложах стоят всего-навсего два столба; причем на пьедестале Д.М. нет столба, и лишь один столб высится на пьедестале С.П. после открытия ложи по всей форме, свидетельствуя, что нынче в мире активной силой, той, что направляет эволюционное развитие расы, является Христова сила, второй аспект божественности, представляемый С.П. В... и И... представительствуют второй этап человеческого прогресса к свету (49) и в степени П. играют свою роль в символическом учении, но возможно, в ходе будущего масонского делания, на заре нового века и возникновения иной расы в великой мистической цепи рас, возвысится третий столб. То есть, красота будет восстановлена в Храме и работа Строителей перейдет на другую стадию. Когда мы позднее приступим к изучению подробностей, связанных со столбами, мы обнаружим, что существуют несколько заманчивых способов толковать символизм двух и возможных трех столбов.


Конечно, делая свое дело в степени П., они символизируют двойственности манифестации, пары, а противоположностей и оба полюса: духа и материи, Жизни и формы. Через них обязан пройти кандидат, взыску я того, что Будда величает “благородным средним Путем”, узкого как бритва пути, который должны проторить все посвященные. Опять же, они могут изображать двойственные силы вселенной, динамическую и статическую энергию или – если их три – представлять троичность сил, которые, по терминологии Древней Мудрости, называются “электрическим огнем, солнечным огнем и огнем трения”. Глубина и богатство учения масонства таковы, что лишь из всего обилия толкований можно вынести понимание смысла.

Приведенная таблица некоторых символических смыслов масонства может оказаться полезной, а показанные соответствия и взаимосвязи – просветляющими; их изучение может дать представление о подпочвенном синтезе – во времени и пространстве, – проступающем божественном плане в отношении человечества. Таблица показывает рост, становление и эволюционное развитие, реальный прогресс людской расы со времени ее утверждения на земле, ее раскрытие в мудрости и завершение в красоте. Масонство можно рассматривать как вместилище прошлого, указатель стези и судьбы человека в настоящем и провозвестником его конечного совершенства.

 

(50) Некоторые соответствия и степени

 

Раса Символ Представители Части храма Колонна Сокровища Украшения Задача Сознание Троица Инструменты
Атлантическая Степень У., или 1-я Скиния 1. Моисей 2. Аарон 3. Иисус Навин Внешний двор В... (Крепость) Г...К... Н... Пол, выложенный мозаикой От тьмы к свету Инстинктивное 3-я Ипостась Дух Святой В.А.В. 24-х д...я Л... М... Р...
Арийская, или кавказская Степень П., или 2-я Храм Соломона Ц. Соломон Х... Ц. Т... Х...А... Святилище И... (Стройность) С...К... У... Шнур с кисточками От невежества к знанию Интеллектуальное 2-я Ипостась В.Г.В. Н... У... О...
Следующая раса Степень М.К., или 3-я Храм Иезекииля Дух Душа Тело Святая Святых Столб Красоты К... О... Сверкающая звезда От смерти к бессмертию Интуитивное 1-я Ипостась Отец Всевышний Ц... К... Ц...

 

Примечание: а. Лемурия была каменоломней человечества.

б. Атлантида разработала ритуальный аспект и развила форму.

в. Арийская раса защитила работу тайными словами и знаками, и открыла слово-заменитель.

г. Следующая раса выявит цель и найдет Потерянное Слово.


 

Стало быть, независимо от того, находит эта идея отклик в вашем уме или нет, ясно, что в Ветхом Завете изображена для нас, для западного мира и нашей конкретной расы, солидная часть плана Матера Строителя. В масонстве проглядывает то, что можно считать (51) синькой расового развития, а на ковре выложена наша духовная судьба. Благодаря просветленным еврейским видящим план этот сохранился в историческом символизме и в объективной форме храмов, прошлых и будущих. Расовые, национальные и религиозные символы иудаизма могут забываться или не нравиться, почитаться или отвергаться, но масонство остается свидетелем некоторых вдохновенных распознаваний этого своеобразного народа. Последний сохранил для нас в должном виде некоторые задачи В.А.В. Которые, наверное, чувствовались легче и верней в те ранние времена, чем в наши, так как люди, будучи еще детьми, возможно, были по своему сознанию ближе к Богу, чем мы сейчас.

Прежде чем идти дальше, полезно определиться в понимании слова “символ”. Масонство, как нам говорят, – это система символов. Поскольку упор ставился на символическом аспекте, а не на скрытом смысле, немало ценного было утеряно, и сегодня масонство многими полагается пустой оболочкой, кристаллизованной внешней формой. Но что содержала в себе эта оболочка изначала? Что таилось за формой? Хранительницей чего является эта система символов, каков смысл делания? Сколько масонов знают, например, почему каждая истинная ложа имеет форму прямоугольника? Чем объясняются три, пять и семь шагов во второй степени? Почему Д.М. управляет своей ложей с Востока? И каково настоящее значение К...? Отчего к украшениям ложи причисляются пол, выложенный мозаикой, шнур с кисточками и сверкающая звезда? Сколько людей способны уточнить, что, в действительности, понимается под посвящением? Кто может сказать, почему нет кафедры на Севере и никакое должностное лицо не сидит в этом месте?

Подобных вопросов можно задать сотни, ибо в них отражаются все богатство наших ритуалов и символов, вся красота, изощренность и многоохватность нашего масонского Ремесла. Между тем, многие масоны участвуют в ритуалах и церемониях, исполняют свою долю работы на полу храма, не уразумев значения своих действий. Многие восседают на кафедрах, не имея ни малейшего понятия о смысле своей (52) работы, но захваченные диковинностью, мистериальностью и преданностью сей древней традиционной организации.

Для всего, что делается, должно быть здравое основание, и надлежащее понимание работы приведет, наконец, к восстановлению мистерий на земле и финальной экстернализации того верховного, возвышенного внутреннего процесса пробуждения, воскресения и служения, которому великолепно наставляет наша третья степень и размывчивым отражением и неадекватным символом божественных реальностей которых является масонство.

Отлично известно, что символ есть внешний, видимый, осязаемый знак внутренней духовной реальности. Коль скоро это признается (а это обычное корректное определение, с которым согласны и которое в ходу у многих масонов), то за внешними формами масонского делания, пригнувшись за ритуалами и упрятавшись за целой системой символов, таится некая духовная ценность, рельефное учение, которое в состоянии обнаружить те, чье видение может быть пробуждено. Отчетливые эзотерические ценности, пусть и не явные на первый взгляд, обязательно должны присутствовать и определенные значения должны уясняться в результате правильных поисков.

Если это не так, если ритуалы, делание, символы и инсценировки масонства – всего лишь бессмысленная тасовка нелепых форм, то немеряно времени и денег транжирится масонами в каждой стране. Коли же единственная его ценность – этическая, а основные задачи – культивирование масонских добродетелей: здравомыслия, сдержанности, стойкости и справедливости, да и братской любви между членами Цеха, то масонству, судя по его эффективности, не удалось встать в один ряд с великими мировыми религиями. Неужели масонам надо посещать ложу только для того, чтобы освоить необходимые, всеобще признанные (даже если и мало практикуемые) человеческие добродетели и положительные черты характера?

Вероятно, масонство несет в себе намного больше. Может, в его символизме, аллегориях, рабочей тематике и идеях, изображаемых на К... в Голубой Ложе для людей схематически сохраняются планы Бога в отношении человечества. В представлениях, разыгрываемых на посвятительных церемониях, думающему (53) масону может открываться то, что не только указывает его собственный, личный и неотложный долг, но и предвещает расовое развитие и исторически резюмирует прошлое раскрытие расы. Вероятно и то, что масонство в самом настоящем символическом смысле сохранило для нас все, что нам надо знать о деяниях Бога в прошлом, Его планах на будущее и Его ближайшей цели.

Может статься и так (и это вполне доказуемо), что украшения, сокровища и обстановка ложи, смысл Больших и Малых Светильников, разные нумерологические последовательности, состав и межи Цеха, должностные лица со своими дифференцированными видами активности и драматические инсценировки трех главных ритуалов неизменно заключают в себе План, который изначально выложил на К... В. М. Вселенной, и что работа человечества, делающего свое дело в общей космологической схеме, обрисована сходным образом? В противном случае, о чем мы вообще печемся? Разве неясно, что в ключевых нотах и задачах трех степеней – просветление через алкание света, мудрость через накопленные знания и бессмертие через процесс воскресения – воплощен весь сюжет эволюции человечества, то есть, в последнем счете, сюжет эволюции сознания? Но как мало масонов вместили ошеломляющую значимость драматических символических ритуалов, которые они исполняют вновь и вновь при посвящении брата.

Символ может быть также определен как экстернализация, или осаждение на физическом плане внутренних реальностей и субъективных причин, которые ответственны за внешние следствия. Повсеместно начинает признаваться, что ничто не материализуется на плане чувств, что не уходит своими корнями в невидимый мир идей. Например, все в мире управления имеет свои корни, или причину в какой-нибудь восчувствованной идее, которая улавливается чьим-то умом, подвергается эксперименту и, наконец, навязывается людям в виде объективного управления: демократии, монархии, диктатуры и т.д. Все в растительном мире возникает из потаенного семени. Любое человеческое существо – продукт (54) таинственного фактора под названием жизнь. Жизнь зарождается в темноте, незримо и сокровенно, потом через столь же таинственный процесс рождения выходит в явь. Всякая человеческая деятельность – религиозная, социальная, экономическая или политическая – исходит их скрытой мысленной посылки, некой фундаментальной идеи, почувствованной, сформулированной и обнаруженной в латентном виде в уме природы, уме человека или уме Бога.

В связи с мыслительной жизнью расы справедливо сказано, что существует, прежде всего, идея, затем признанный идеал, наконец, идол. Это верно для всего, что экстернализуется в мире в результате человеческого мышления, идет ли речь об управлении, религии или швейной машине. То же, стало быть, верно и для масонства. За внешней формой стоит идея – божественная, как все идеи, и воплощающая мысль, план и цели Бога. За внешним символизмом масонского делания стоит масонский идеал, интерпретируемый сегодня в категориях этики и филантропии, но открытый и более глубоким, а возможно, и более верным толкованиям. Многое ныне в масонстве достигло стадии “идола”, являя собой что-то вроде омертвевшей формы.

Мы забыли: сам факт того, что мы хранители системы символов, доказывает реальность внутреннего значения и смысла. Все прекрасные идеалы представляют собой лишь осаждение в умах людей идеи Бога. Идеалу этому предназначено возрастать вглубь и вширь, набираться высоты и красоты по мере того как сознание человека приближается к сознанию Бога. Человек в последнем счете произведет внешнюю форму символа, воплощающего – насколько это гарантировано человеческим достижением – красоту плана Бога, мудрость цели Бога и крепость Его намерения.

Ныне раса подошла к точке развития, когда заметно активизируется умственный аспект, а стало быть, человеческий ум отзывчивей на Ум Бога; намерения Бога интуитивно лучше воспринимаются и разумней интерпретируются. Христос возвестил, что в конце века грядет время откровения, когда все тайное станет начертано ясно. (55) Время видения и понимания близко. Отсюда предоставляющаяся ныне (когда мы переходим в новый век, или Век Водолея) возможность увидеть масонство таким, какое оно есть по сути, и осуществлять масонское делание так, чтобы пустопорожний символ превратился в живую форму, мертвая буква обнаружила жизненный дух, а внешняя форма храма виделась просто светоносным святилищем.

Итак, коль скоро все наружное является осаждением того, что внутри и, тем самым, ближе к реальности, чем то, что осязаемо и зримо, из этого признанного факта следует вывод: за внешней формой масонства, с его степенями, ложами и группами строителей в любой местности, можно высмотреть внутреннюю Иерархию Мастеров Каменщиков, Чьи работа и задачи могут претворяться в наружной, внешней форме. В древнеиндийском Писании исчерпывающая цель Голубой Ложи вкратце подытожена и идеал истинного масона ясно констатирован в виде молитвы с такими словами:

 

“Веди меня из тьмы к свету (работа первой степени),

от нереального к реальному (работа второй степени)

и от смерти к бессмертию (работа возвышенной третьей степени).”

 

В ней декларированы масонские идея и идеалы. Опять же, в евангельском предании имеем три великих драматических эпизода, якобы, имевших место в жизни Христа на земле, – рождение, преображение и воскресение после перехода через смерть. Христос живописал для нас нечто столь насущное и неотъемлемое от божественной, но все же человеческой природы, что разыграл эту символическую череду нам в назидание. Он вошел в воплощение, прошел через процесс преображения и был вознесен ради нас, “оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его”.

Через масонство познающий М.К. может уяснить, что есть Ложа наверху, и увериться в ее существовании, так как все земные ложи – лишь смутные отражения этой единой Ложи. (56) Он узнает о наличии активных Мастеров Каменщиков, действующих за кулисами, направляя человеческую эволюцию. Шаг за шагом, этап за этапом Они посвящают род человеческий в мистерии божественности. Есть Мастер на Востоке, Который может вести нас из тьмы в свет, пробуждая наше спящее сознание. Он поручает наш тренинг божественному С.П., ибо Всевышний, Бог Отец, действует через Своего представителя Христа, а С.П. является земным символом этого великого Существа в любой ложе. Он берет тех, кого подготовил М.П., и пробуждает в них жизнь души, чтобы они могли сойти к вратам смерти, пожертвовав своей земной природой, и воскреснуть в жизнь вечную.

М.П. может считаться символом третьего аспекта божественности, аспекта материи, или формы. Он подвергает кандидата жизненной дисциплине, препоручая активному влиянию Христова, или душевного аспекта после того как кандидат овладеет некоторыми подготовительными уроками. Этот пункт необходимо пояснить У., чтобы он получил надлежащую пользу от дисциплины, предвкушая время, когда второй аспект божественности сможет играть осознаваемую роль в его развитии. В нашей арийской расе начинает доминировать второй аспект. Примерами и жизнями обоих его главных выразителей, Христа и Будды, род человеческий ведется – через мудрость и любовь – к подлинному пониманию. Раса проходит этап, характерный для второй степени. Мы работаем в степени П., взбираясь по лестнице, ведущей в среднюю комнату, где нам выплатят нашу плату и пополнят наше знание о Ремесле.

Мы определяем символ как то, что несет в себе, или хранит тайну, то, на что лишь посвященные имеют право, то, что прячет, или скрывает мистерию. Вот его преимущественное значение применительно к так называемым тайнам масонства, прикрытым символическими ритуалами и знаками, истинными Словами, паролями, рукопожатиями и т.д. Они сегодня очень широко известны, потому как невозможно сохранить в тайне то, что знает огромное количество людей. Масонские тайны считаются главным образом (57) средствами, позволяющими одному масону узнавать другого, узнавать как брата своего и в темноте, и при свете, определять, насколько тот продвинут в Ремесле. То есть он знает, что тот владеет некоторыми символическими знаками, словами и пр.; однако внешней формой чего последние являются? О чем они свидетельствуют? А если эти охранительные знаки и символы, посредством которых Мастера Каменщики определяют свое положение и подтверждают свою степень, суть истинные тайны Ремесла, то какой в них толк? Они перестали быть тайной, а пользуясь широкой известностью, к чему они предназначены?

Мистерия, стоящая за ними, похоже, урезана, коль все, что она содержит, – это нашептанное слово, особое рукопожатие и поза, которая воспринимается как специальный знак и которая показывает специфическую степень, к коей масон стремится. Но в чем заключается тайная мистерия, которую предположительно охраняют наки, соответствующие разным степеням? Что стоит за словами и рукопожатиями? Если в них и заключена единственная тайна, то какой в этом прок? Достаточно ли оправдана этакая секретность и мистериальность? Такие вот вопросы закономерно и естественно возникают, требуя ответа.

Данные инструкции предназначены показать, что знаки и символы действительно таят в себе мистерии, чьим хранителем является всякая степень, и что суть любого посвящения заключается в возможном откровении, которое можно донести, привлекая меры предосторожности, только до тех, кто к нему подготовлен, готов. За внешними формами, за многообразными процедурами, соотносящимися с разными степенями, можно уловить центральную тему, исполненную такой красоты, что она затмевает, перекрывает любую степень, внося то, к чему профаны не готовы, что опасно для их жизни и рассудка, если бы, паче чаяния, совершенный Посвятитесь мог быть найден и работа в Храме могла быть в совершенстве исполнена – чего, к счастью для сегодняшнего человека, быть не может. Сегодня такого риска нет, потому как упор столетиями ставился на формальной стороне, а не на внутренней мистерии. Посвящение в самом доподлинном смысле связано с силой и энергией, с манифестацией электрических феноменов – каковые феномены суть результаты взаимодействия между двумя силами (58) вселенной: статической и динамической энергией, духом и материей, жизнью и формой.

Древние мистерии, существовавшие задолго до нашей христианской эры, это отменно демонстрировали, и смутное воспоминание об этом проглядывает в ритуале первой степени, когда у кандидата отбирают все м... п..., прежде чем допускают в Храм. Тем самым он символически предохраняется от опасности “игры с огнем”, от риска соприкоснуться с электрическими силами, которые могут – при наличии правильного понимания – быть спущены в Храме на кандидата в результате приложения меча Просветителя. Соответствующий намек содержится по Французском уставе и некоторых других масонских церемониях, когда посвящающий агент касается головы, правого и левого плеча кандидата сразу после того, как тот принял свое обязательство. Тем самым он чертит треугольник огня, каковой треугольник всегда является символом и знаком божественного Присутствия, ибо “Бог наш есть огнь поядающий”.

Когда-нибудь, когда мистерии будут восстановлены и масонское делание станет по-настоящему эффективным, мы увидим, что могущество Бога восстановлено в Храме и кандидат подвергается божественному очистительному огню. Только чреватая катастрофой неподготовленность к контактам с пробуждающим, очищающим и просвещающим огнем заставляла страховать посвященных при помощи знаков и охранять неготовых паролями. Огонь, или энергия испускалась тогда через посредство истинных Слов, являвшихся словами могущества. Но в наше время, из-за всеобщей неподготовленности человечества к сокровенной правде и откровению, у нас есть лишь слово-заменитель. П... С..., будучи произнесено, призовет мудрость, крепость и красоту Господа проявиться в Храме, чтобы произвести в созидающих этот храм живых камнях некоторые специфические необходимые следствия и перемены. А для этого должны наличествовать подготовка и понимание; кандидат должен войти, пройти и взойти, прежде чем может начаться реальное делание.

Уразумение того, что за символическими формами масонства таится чудо, мистерия, присутствующая в наших масонских храмах, должно стать для нас основной темой и явить природу откровения, хранимого (59) рукопожатиями, поясняемого знаками и доводимого до манифестации Словами. Слова, буде они верно произнесены, выпускают некоторые божественные энергии. Внешние, так называемые тайны – всего лишь формы, охраняющие тайны настоящие, и их главная функция сейчас только в том, чтобы напоминать Мастеру Каменщику о сокровенной мистерии, в которой таятся секрет Видения, мистерия Творческой работы и откровение воскресения. Есть тайна, которую можно поведать У., если он понимает и умеет правильно пользоваться доверяемыми ему тайнами, и достойно сотрудничать с М.П. Есть тайна, чьим хранителем является П.; она имеет отношение к умственной деятельности и достижению божественного всеведения, и ее помогает открыть С,П., поскольку он представляет аспект сознания Божества. Это тайна сердца. Потом приходит черед последней Тайне, той, что ни М.П., ни С.П. сообщить не могут, – ее хранит для нас должность Д.М. Это Тайна Жизни, которую можно открыть только Посвященному, готовому умереть ради истины.

Резюмируя, констатируем:

1. Символ – это внешний, видимый на земле знак внутренней духовной реальности.

2. Символ – это осаждение, или появление на земле того, что своими корнями уходит во внутреннюю причину. Это внешнее следствие внутренней жизненности.

3. Символ вуалирует, скрывает за собой тайну, это то, что прячет некоторые таинственные силы.

Благодаря верному пониманию символического делания можно активизировать кое-какие творческие энергии. Это звучит интригующе, но так происходит всякий раз, когда человеческие существа что-нибудь созидают могуществом ума плюс своим наработанным мастерством. Все это – демонстрация энергии. Испущенные энергии могут оказывать могучее действие, и деятельность Бога может продвигаться на земле при познавательном сотрудничестве Мастера Каменщика, обладающего правильным видением и правильным пониманием.

 


Глава IV. Межи

(60) Этот самый интересный предмет поделим для ясности на три части:

1. “Межи давние” – их происхождение и цель.

2. Состав Ложи.

3. Степени, реальные и декоративные.

 

Все три раздела обсудим, однако, имея в виду межи, – межи будут нашей главной, общей темой.

 

“Межи давние” – их происхождение и цель

 

Мы приступаем к предмету, относительно которого существует такой калейдоскоп мнений, что вся проблема представляется в высшей степени противоречивой. Что “Межи Давние” есть, согласны все масоны; что они никогда не должны изменяться, да никогда и не менялись – тоже признается. А вот сколько их точно, и в чем они состоят, и откуда взялись – остается предметом самой необузданной спекуляции. Поэтому то, что будет сказано по сему поводу, может кому-то показаться урезанным, а кому-то – излишне пространным по своей подоплеке. Тем не менее, многогранность предмета является самым надежным доказательством сказанного, и широкий спектр межей, перечисленных и осмысленных масонскими авторитетами, охраняет их лучше всего. Итак, попробуем прежде всего определить происхождение расхожей фразы “Межи Давние” и привести некоторые соображения, могущие в какой-то мере просветить умы учащихся. Еще обсудим, что значит сохранять межи, зачем они сохраняются, наконец, что такое межа и каковы, в числе многих предполагаемых, вероятные истинные межи.

(61) Некоторые авторитеты возводят их происхождение к Библии; как пишет один мудрый исследователь Масонской Мистерии:

“, По моему мнению, это выражение было заимствовано из Ветхого Завета и введено в масонский ритуал Андерсоном и другими, которым было поручено разработать ритуал. Андерсон был пресвитерианским пастором, и знание Библии позволило ему заимствовать оттуда множество подобных фраз для ритуала, так же как и из Шекспира и Мильтона. В Ветхом Завете встречаются такие места:

1. “Не передвигай межи давней”, Притчи, 22.28; 23.10.

2. “Не нарушай межи ближнего твоего”, Второзаконие, 19.14.

3. “Проклят нарушающий межи ближнего своего!”, Второзаконие, 27.17.

4. “Межи передвигают”, Иов, 24.2

Сравни: “Никогда не меняй родного имени, ибо у каждого народа есть имена, данные Богами, – в мистических обрядах они обладают могуществом, которого никаким языком не передать.” (МИД, “Халдейские оракулы”, том 2, с.42)

Масонские “межи давние” никогда официально не устанавливались. Что они собой представляют – можно только гадать, причем разные источники дают разные трактовки, от Маккея до наших дней. Если фраза “межи давние” взята, как я полагаю, из Библии, ее можно воспринимать только как абстрактное выражение, а не набор специфических правил. Вероятно, оно означает (в Библии и других местах): ‘не меняй базовых принципов посвящения (то есть трех степеней), которые одинаковы во всех системах мистерий, хотя и по-разному выражены в каждой’”.

 

Его замечания включены в наши заметки, поскольку они мудро подытоживают ситуацию и полезны всем читателям. Что мы унаследовали эту фразу от евреев, не подлежит сомнению, но происхождение самой идеи намного старше еврейского (62) домостроительства, и “межи давние” далеко отстоят от того периода.

Некоторые учащиеся возводят эту идею к мистериям, обрядам, церемониям, которые намного старше масонства, как оно обрисовано для нас в Ветхом Завете. Кое-кто – настоящие эзотеристы и исследователи символизма – относят появление данной концепции к неописуемо отдаленному периоду в истории рода человеческого, когда определенная традиция и учение были привиты младенческому человечеству. Вдохновенные наставники хранили откровения от Бога и давали их роду человеческому. Они установили те межи и вехи, что могли вести и вели людскую расу, бредущую тогда ощупью во тьме невежества, к свету знания, направляя ее в конечное славное воскресение. Таким образом, с этой точки зрения масонство так же старо, как и само человечество. Возможно, оно предшествует всем великим религиозным системам и содержит в себе всё, что человеку нужно знать для достижения своей цели.

Итак, имеются четыре основные теории о происхождении “Межей Давних”, каковая фраза является символическим выражением, воплощающим базовые истины масонства.

1. Чисто современная, лишенная вдохновения академическая теория о том, что масонство образовалось около двухсот лет назад и являет собой всего лишь копию некоторых былых гильдий, их способов работы и посвящения. Очень немногие масоны считают эту теорию исчерпывающей, адекватно объясняющей завлекательность, символизм и значение своих обрядов. Материальной завлекательности самой по себе недостаточно, чтобы объяснить рост движения.

2. Теория, что масонство произошло в ходе еврейского домостроительства, являлось тайной организацией или братством, возможно, воплощающим давние традиции, и что современное масонство – результат возрождения той древней организации.

3. Теория, заключающаяся в том, что масонство существовало всегда и наследовалось из века в век человечеством, находя свое выражение, прежде всего, в древних мистериях. В мистериях столетиями сохранялись одни и те же фундаментальные обряды, символы и разыгрывались драматические истины, представляющие собой” Межи (63) Давние”. Последние ни в коем случае не должны изменяться, переиначиваться, но обязаны сохраняться неизменными. Современное масонство унаследовало их, не сознавая их происхождения и не видя их внутренних духовных значений.

4. Наименее признанная, но вызывающая все большее предпочтение теория, гласящая, что идея, вошедшая в мистерии и сбереженная еврейской масонской традицией, есть итог осаждения на земле некоторых космических и универсальных архетипических планов, которые сохраняются для нас на небесах, где наличествуют образы всего. Евреи, как раса, связующая древний Восток и современный Запад, были естественными хранителями традиции и учения мистерий. Отсюда еврейская окраска современных форм мистерий, которые в конечном счете явят современный вход в Святилище.

Вы заметите, что эти четыре подхода к происхождению масонской идеи отражают синтетическую истину, согласно которой нынешние масонские верование, традиция и учение восходят к Х.Ц.С. (через ряд его более современных олицетворений), а от него – еще дальше, к мистериям древнего мира. Можно пойти еще далее и отследить свидетельства масонской активности в толще времена, в которую может простираться история самого человечества. Мы встречаем также намек на эзотерическое знание, показанное Св. Павлом в рассуждении о Храме и его Образе в новозаветном трактате под названием “Послание к Евреям”. В нем обозначено подлинное происхождение Межей, сущих на самих небесах и указывающих дорогу к Храму “на небесах, дому нерукотворному, вечному” (2 Коринфянам, 5.1), где княжит В.М. вселенной. Посему (если этот итог верен) данные подходы вовсе не отражают разницу во мнениях, но содержат некоторые базовые аспекты истины, объединенные уравнением времени, и показывают необходимо ограниченную точку зрения индивидуальных масонов.

Тот, чье видение не простирается дальше основания современного масонства пару сотен лет назад, с его экзотерическими обрядами, церемониями и “Межами Давними” (варьирующимися числом от тридцати до девяти), (64) – тоже хранитель истины, которая с сегодня известна, даже если близорукое зрение отдельного масона не позволяет ему узреть всю славу масонской традиции. Тот, кто возводит масонство к еврейскому строительству Храма, не умея заглянуть дальше, тоже прав и открыт более широкому видению и горизонту, чем более материалистический нынешний масон. Тем не менее, перед ним неотступно маячат вопросы: Зачем мне участвовать в еврейских обрядах и мистериях? Почему я должен относиться к ним, как к своим собственным, интересоваться ими, тратить на них время и деньги?

Основательного ответа не находится, а единственное соображение заключается в том, что такова унаследованная традиция, ведь множество современных верований, характерных и для христианства, и для мусульманства, и для масонства, имеют семитское происхождение. Но он углубил свое представление дальше своего брата. Те, кто считает, что еврейские масонские мистерии лишь воспроизводят мистерии еще более древние и что еврейское рассеяние имело место ради более широкого разнесения тайной истины, имеют еще более объемную и синтетическую точку зрения. Число мыслящих таким образом быстро множится по мере того как современные исследования приоткрывают природу древних мистерий. Универсальность символов, обрядов и учений упорно высвечивается фокусированным прожекторным лучом научного непредубежденного ума.

Наконец, есть те, чье видение и открытость правде еще больше. Они знают и наставляют, что масонство – не что иное, как экстернализация, осаждение образа действий и способа активности, присущих Вышней Ложе. Они полагают, что никогда не бывало поры, когда бы эта Ложа не давала о себе знать, что всегда ее инсценировки, ее символы, ее методы работы и строительства, ее обряды и церемонии очищения, просветления и воскресения были открыты для всеобщего обозрения и в драматической форме сохранялись для вразумления людей. Масонское Братство на земле свидетельствует (пока безмолвно, молчаливо) о функционировании Братства еще более высокого. Строительство Храма, ритуалы и работы каменщичества зиждутся на технике и планах группы Строителей, сооружающих вящий Храм во славу В.А.В. Синтетические (65) учение и традиция, поставленная универсальная цель всегда были одними и теми же, на протяжении веков оставаясь неизменными.

“Межи Давние” могут быть прослежены во всем мире, золотая нить некоторых базовых истин и принципов пронизывает все религии, а сверх всего прочего – учение тех эзотерических групп и общин, что всегда воплощают самую суть религиозности. Этого нельзя отрицать. Подтверждения налицо, хотя средний масон не осведомлен об этом факте и признает его лишь в двух случаях: во-первых, если доверяет проведенным или проводимым академическим исследованиям, во-вторых, если удостаивается духовной проницательности, что является наградой за достижение определенной ступени эволюционной лестницы. Мы на пороге всеобщего признания данного факта – вот как человек продвинулся, извечно взыску я света.

Благодаря исследованиям, благодаря интуитивным реакциям человеческого ума, благодаря подготовленности нашего современника к символическому мышлению и благодаря его растущей способности чувствовать реальность за внешней формой, признание масонской истины и понимание “Межей Давних” нынче намного возможней, чем когда-либо прежде. Люди сейчас готовы работать в подлинно масонском стиле, а не просто слепо разыгрывать представления, заимствованные из древних ритуалов. Они быстро учатся произносить “Слова Могущества”, которые (при правильном произнесении) высвобождают божественные энергии и позволяют людям продвигаться от одной стадии просвещенного сознания к другой, пока они не смогут, наконец, отзываться на СЛОВО (потерянное за века), которое воскресит род человеческий из мертвых, позволив ему войти – как сделал великий священник Аарон – в Святая Святых, дабы пребывать в Свете в истинном Храме Господа.

Итак, система аллегорий и символов, увековеченная для нас современным масонством, намного старше семнадцатого столетия, старше своих многочисленных выражений на протяжении двух последних тысячелетий, старше, чем семитическое откровение (в ходе которого евреи служили для Вышней Ложи агентами-распространителями) или мистерии, (66) предшествующие этому еврейскому домостроительству, уходя в то отдаленное время, когда младенческое человечество наставлялось Учителями, посланными Богом. Последние дали людям внешние символы – первые великие межи, – но не дали их толкования, поскольку умы людей были слишком неразвиты, чтобы схватывать значения. Они видели только внешние грубые драматические формы; они строили только огромные бесформенные храмы, строили, правда, в соответствии с их символическим замыслом, наблюдая обряды и церемонии, проводимые в тех храмах посвященными-жрецами, теми, кто как бы курировал интересные сюжеты, не имеющие к ним никакого отношения, да и реального смысла. Сама их простота и отсутствие изощренного мышления позволили им сохранить для нас “Межи Давние” в их чистоте и сути, и правильное понимание храмов и мест посвящения, разбросанных по всей планете (таких как Стоунхендж, отдельные пещеры в Индии, пирамиды Египта и Южной Америки), укажет происхождение фразы “Межи Давние”.

Младенческим человечеством межи эти строились аккуратно и надежно; таким образцовым было их возведение, что тысячелетия спустя они по-прежнему с нами, хоть мы и не вполне их понимаем. Сходным образом работа наших строителей соборов олицетворяла преодоление, или увековечение “Межей Давних”, вновь в осязаемой форме, но – и в этом заключается тайна масонства – межи эти, воплощенные в камне оперативными масонами, обозначают существование спекулятивного масонства и указывают на то незримое строительство, что проходит под руководством Вышней Ложи.

Можно заключить: все, что мы имеем сегодня на земле в виде форм и символов, обрядов и церемоний, – это претворение (в осязаемое выражение) того, что наличествует на внутренней, субъективной стороне жизни. Любая видимая нами форма происходит от живого семени, зародыша или мысли, которая воплощает жизнь и качество и которая – в физическом мире – представляет внешнее, феноменальное явление. Конечно, это должно быть верно и для масонства, как и для всего прочего, а также верно для предшествующих ему, определяющих мистерий.

Стало быть, межи масонства – не что иное, как формы (67) истины, вуалирующие божественное качество и вмещающие обетование жизни. Они – живые истины. Как это доказать? Наверно лучший способ — это сделать – обратиться к самим древним мистериям, начиная с метрических, переходя к еврейским, христианским и так далее вплоть до тех, что проступают сегодня. То есть дело в том, чтобы доказать начальную посылку: то, что видится на земле, имеет свою составляющую, или происхождение на небе, а не существует исключительно в умах людей. Эти состояния, или образ истины, исходящий, как и безусловно должно быть, из ума Бога, отпечатывается в человеческом сознании, после чего претворяется в тех формах религии (с их обрядами и церемониями), которые мы сегодня знаем и признаем вследствие их исторической укорененности.

Приблизительно около пяти тысяч лет до Р.Х. на земле преобладали некоторые мистерии, такие как мистерии Митры, Египта, Индии, в которых упор ставился на жертвенном быке и отрадном триумфе великого сына Божьего. В то время наше солнце проходило через знак зодиака под названием Телец, Бык. Позднее солнце перешло в знак Овна, Барана, и акцент сместился во время еврейского домостроительства с Быка на пасхального Агнца и на козла отпущения. Символизм Барана часто встречается в ранней истории евреев. Итак, очевидно: то, что существует от века на небесах, оказывает-таки несомненное действие на мировые религии, окрашивая представляемую ими истину и затрагивая их символизм.

Истекали столетия; еврейское домостроительство пришло к концу, и затеялось христианское домостроительство с переходом солнца в знак Рыб. Зарождается символизм рыб евангельского предания; первые христиане постоянно пользовались знаком Рыб, даже на могилах; мы и поныне едим рыбу на страстную пятницу в память о великой жертве торжествующего Сына Божьего. В наше время, по астрономическим данным, мы быстрыми темпами перемещаемся в другой знак, знак Водолея. Старое сносится, и Водолей, Водонос, зачинает на земле век воды с его санитарией, навигацией, чистоплотностью, очищением и (68) гидротерапией. Эти астрономические, так же как и духовные ФАКТЫ, уверенно, пусть и не объясняя, доказывают: то, что происходит на небесах, производит-таки соответствующие инциденты на земле.

Они надежно подкрепляют утверждение о том, что масонство с его акцентом на строительстве Храма Господа может быть отражением, или осаждением на земле аналогичной деятельности Ложи Мастеров Каменщиков, работающих под началом В.М., чьим символом служил Ц.С. Опознавательный сигнал масонства сегодняшнему миру исходит не от набора бессмысленных символов и церемоний, а от живого тела – итога внутренней активности. Между тем, глядя на современное масонство, спрашиваешь себя: “...оживут ли кости сии?”

Как символы и оттенки религий прошлого и настоящего безусловно объясняются, определяются позицией солнца на небе, перемещающегося по знакам зодиака, так и современное масонство отображает, да и всегда отображало цели и методы работы Ложи на Небесах. Разве не потому семь масонов образуют масонскую ложу, что в Ложе над ними “семь Духов перед Его Престолом” составляют Строительные силы Вселенной? Все религии учат, что три божественных Выражения Реальности правят миром: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. В масонстве мы их величаем В.А.В., В.Г. и В. Три Мастера Каменщика правят ложей на земле: Д.М. и оба П.а.. Разве обе группы не представляют дух, душу и тело вселенной и индивидуального человека?

Разве работа М.П. не в том, чтобы представлять В.А.В. и из вновь набранных камней начинать строить Храм? Разве С.П. не представляет В.Г., приводя все в порядок согласно образцу, начертанному на К. В.М.? В связи с чем его взгляд останавливается на К. всякий раз, когда он глядит на В.? Разве Д.М. не представляет на своем месте В., который пребывает на В., в месте света, управляя оттуда своей Ложей? Поэтому разве то, что, по представлению всех мировых религий, образует управляющий орган на небесах, не находит свое символическое место (69) в масонстве, тем самым олицетворяя навеянное свыше впечатление и осаждение в форму техники, методов и правил, коими руководствуется Вышняя Ложа? Вот такие вопросы возникают в умах всех познающих масонов, ответы на которые уяснятся со временем.

Поэтому можно считать, что фраза “Межи Давние” является результатом распознавания древним человечеством божественных впечатлений, осаждений и символов, служивших для рода человеческого гарантией того, что стоит за, над и по ту сторону явленных феноменов. Последние свидетельствуют о том мире образов, архетипических форм и производящего могущества, который, по мнению многих, только и объясняет все, что им видится. Человечество уяснило, что имеется власть, порядок, программа и контроль, который упорно силится в нем отпечататься, не нарушая человеческой свободной воли. Оно уразумело, что власть эта объемлет всю вселенную, устоя в конечном счете порядок вместо хаоса, красоту и гармонию вместо греха и раздора, и неустанно рассеивая тьму светом разума, интуиции и откровения. Оно восприняло общее впечатление о Божестве и могуществе, хотя частностей и внутренних символических смыслов не ухватило.

В наших заметках уже излагалось, что самыми первыми формами, в которые воплощались “Межи Давние” и с которыми связывается для нас происхождение этой особой фразы, являлись некоторые циклопические сооружения, встречающиеся на земле и представляющие собой все, что ныне осталось от старых Храмов Посвящения. Разбросанные по поверхности земли со времен óных, высятся эти свидетельства первоначального учения, эти остатки центров истины, где прививалось распознавание и давались наставления о божественной соотнесенности человечества. Там обитала подлинная внутренняя религия, там посвященный-жрец учит народ иносказаниями и проводил тех, кто готов, через посвятительные обряды. Остатки эти вызывают массу домыслов и небывалый интерес, о них создана уйма разнообразных теорий. Они настолько древние, что сейчас их осталось немного; большинство исчезли.

Один из таких древнейших храмов находился на (70) острове Пасхи, чему свидетельством – встречающиеся там диковинные фигуры. В те далекие времена истина представлялась в физической форме непробужденному рассудку человека. То есть эти колоссальные храмы не зыбкими категориями говорили младенческому человечеству о Божестве и о грядущем, в чьей жизни и бытии оно могло участвовать. Они указывали на божественную организацию Познающих Существ и Сил, Которые управляют, заведуют делами планеты и ведут людей – через посредство посвященных-жрецов – к вящему свету и пониманию. Посвященным-жрецам были известны все разбросанные по планете “Межи Давние”, и различные храмы работали в теснейшем внутреннем взаимном сотрудничестве. Это подтверждается широко распространенной легендой и поверьем, что все святые точки на земле в обоих полушариях соединены между собой подземными коридорами. Такие священные магнетические центры отмечались возведением храмов, подобных, например, Стоунхенджу или южноамериканским храмам Солнца, которые высились как планетарные символы божественной Цели и Воли, неизменной, непоколебимой; они остаются непреложными свидетельствами планов В.А.В. Это недвижные вечные символы того, что истинно и духовно.

Храмы и сооружения являют нам, символически говоря, происхождение оперативного масонства, которое само по себе есть всего лишь внешний символ того внутреннего спекулятивного масонства, чье задание (как и таковое Вышней Ложи) – просвещать, воспитывать и воскрешать человечество.

Ложа – это группа масонов, собравшихся вместе для работы.

Храм – это группа душ, собравшихся вместе для исполнения целей Бога.

Ложи на земле должны быть возведены на небо, а Вышняя Ложа должна материализоваться на земле; в результате слияния, сплавления того, что внизу, с тем, что наверху, выступит истинный Храм Посвящения.

Таким образом, правда сохранялась для нас в физической форме и в исторической традиции масонства; она сохранялась через непрерывность масонской жизни с течением веков, от самых ее ранних форм (коим у нас (71) мало подтверждений) – через дохристианские мистерии – до великой мистерии христианства с его убитым и воскресшим Мастером. Она вдохновляла строителей средневековых соборов, а сегодня мы видим ее сохранившейся и повсеместно сущей в форме современного масонства. “Межи Давние” не передвинуты и могут быть найдены тем, кто до них доискивается. Их наличие является гарантией света, знания и бессмертия, и обряды посвящения, происходящие в ложе церемонии, испытания и проверки, которым от века подвергается кандидат на участие в мистериях, соответствующие награды и ответственности всегда занимали внимание настоящего масона. “Межи Давние” устояли. Традиция не оборвалась. Ни одна из реальных ценностей не утеряна, и ныне М.К. является чудо его наследия и распростертый горизонт будущего.

Именно на нем лежит ответственность за то, чтобы вновь констатировать старые истины, упирая на межи, как олицетворения этих истин; именно его задание – оживить древнюю форму масонства, дабы строители могли сызнова строить Храм Господа и тем служить человечеству в грядущем веке. Храм этот сможет вместить столб света, который всегда вел масона вперед и который готов сейчас низойти в Храм и залить светом весь мир. Теперешний масон – наследник веков; он хранитель истины, в коих человечество нуждается; в его руках избавление от боли, скорби, непонимания, разлитых ныне в мире. Утверждая подлинное братство и познавательное употребление формы, которая покамест не более, чем пустая скорлупа, он может нести свет в мир и ускорять восстановление мистерий на земле.

Посвящения, вводящие людей в Вышнюю Ложу, совершались во времена младенческого человечества публично, их инсценировки были безопасны, так как зрителям недоставало познавательной способности, чтобы их интерпретировать. По мере развития ума эгоистические интересы и критическое различение возрастали, мистерии стали утаиваться, потому что было слишком опасно исполнять их публично для познающих людей. (72) Ибо высвобождались силы и открывались законы природы, могущие произвести опустошение, катастрофу, попади они в руки людей немудрых и эгоистичных. Итак, Ложа в большой мере утаила свою внешнюю деятельность, но провела межи и сохранила наружную форму. В наше время познавший страдание, боль и интуитивное понимание род человеческий почти готов к тому, чтобы В.М. снова активно действовал на земле, возобновив мистерии как неотъемлемую часть программы человеческой жизни. Такое осуществится когда достаточно М.К. мира проникнут в сердце мистерии и сумеют по-настоящему оживить мертвые кости.

Момент сей очень близок, и вызов времени заявляет о себе в мире масонов, призывая их лучше понять свои древние обряды. Как только они станут удовлетворять предоставляющейся благоприятной возможности, на земле произойдет завершение, великое сплавление внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, оперативного и спекулятивного. Каковое завершение будет выражать себя через просвещение сынов человеческих и воскресение из мертвых тех, кто жаждет воскресения в жизнь. И свидетельствуют о сем завершении “Межи Давние”, межи как физические, так и более субъективные, образующие принципы управления и порядка, что руководствуют масона в его строительстве.

“Межи Давние” можно определить как отражение, экстернализацию и символическую форму принципов и целей, которые управляют Вышней Ложей. Признаваемые межи ДОЛЖНЫ иметь отношение к субъективной реальности. Они не отменны, пользуются всеобщим признанием и не переменяются на протяжении столетий. Они -- базовые устои, слагающие масонский образ действий и принципы, определяющие поведение масонов. Они -- тело истины, прикрытой символами и аллегориями, причастность к которой признают все масоны -- причастность не в смысле ограничения, а в смысле духовных ценностей. Их можно познавать через их синтетическое взаимодействие и благодаря интуитивному отклику, который они пробуждают от всех масонов беспристрастного ума, которые, признавая свои слепоту и невежество, впивают свет, проходят (73) потребные испытания, работают как масоны, зарабатывая масонскую плату, после чего, исполнив свой долг, достигают через смерть радостного воскресения.

Все мы знаем о спорах относительно точного числа “Межей Давних”. В такую дискуссию мы вдаваться не будем. Перечислим “Межи Давние”, которые известны и признаны учащимися, в порядке их значимости. Большинство их фигурируют в любом спекулятивном списке, кое-какие выпадают. Определяя межу, надо отличать ее от символа. Одна – базовая и неизменная; другой – вторичный и подвержен модификациям сообразно расе и времени.

1. Первая межа – это вера в Бога как В.А.В., Того, Кто “жестко и мягко заправляет всем”, являя для нас образ, коему человечество обязано соответствовать, Кто, пребывая на Своей высоте, правит Своей вселенной, насыщая ее Своей Жизнью. Цели Его и планы коренятся в Его непостижимой воле, но Он начертал на К. довольно, чтобы вести нас вперед, и по мере развертывания эволюционного цикла образ раскрывается нам с бóльшими подробностями, но и с вящей простотой. Как мы величаем В.А.В. -- малосущественно; слова “Бог”, как короткого удовлетворительного символа, достаточно. Это слово признается во всем мире, притом что происхождение его неизвестно. Относительно последнего в ходу много теорий, и мы приведем одну, ближе всех соответствующую истине:

“Название ‘Бог’ составлено из начальных букв слов ‘Гомер, Оз, Дабар‘. Это единственное совпадение, и знаменательно, что буквы, составляющие английское название Божества, должны быть начальными буквами еврейских слов ‘Мудрость, Сила, Красота’, -- трех столбов, метафорических опор, масонства. Похоже, это единственный довод, могущий примирить масона с использованием заглавной ‘Г’ в многозначительном месте на Востоке ложи.”

 

Это фундаментальная межа. Если нет Бога, нет надзирающего В.М. и просветителя, то масонство никчемно, (74) есть пустая форма, которую вполне ожидает тот же конец, что уготован и многим прочими организациям. Но о НАЛИЧИИ Бога масонство всегда свидетельствовало, как и о том, что из него вытекает: божественности человека, его способности найти свет и его бессмертии.

2. Вторая межа – вера в то, что Бог выражает Себя в Своей вселенной как Мудрость, Сила и Красота. Это масонская дань Троице Божества. И неизменным подтверждением этой активной Троицы служат масонские ритуалы. В силе В.М., В., правит Своей вселенной, Своей жизнью и могуществом проводя Свои планы. С мудростью В.М.,, действуя как В.Г., излагает эти планы на К. и руководит Своими строителями, сооружающими Его Храм. Привлекая красоту, В.М., работающий как В.А.В., доводит планы до манифестации, создавая физическую вселенную, которая под конец откроет – в красоте – Его Мудрость и Его Силу. В трех этих словах выражена цель любой масонской дожи: строить свой храм с мудростью, пребывать в силе, как колонны храма, укрепляя друг друга узами единства и, тем самым, закономерно творя красоту во всех отношениях – божественных и человеческих. Три эти слова олицетворяют видение индивидуального масона: венчающую красоту, о которой он мечтает; мудрость, коей он может направлять свои шаги к свету, силу и волю, позволяющие строить согласно образу.

3. Третья межа – масонская вера в бессмертие и уразумение того, что масоны обязаны восстать в новую жизнь, иную сферу бытия и работы. Через смерть они могут обрести уверенность, что смерти нет, есть только жизнь вечная. Вера в бессмертие проходит через всю масонскую традицию, доходя до кульминации в мистической верховной Третьей Степени, хранящей правду о жизни и смерти.

4. Легенда, знаменуемая Третьей Степенью, сама является межой.

Через нее до нас дошли в виде прекрасного еврейского предания – притом что общая тема и представленная истина оставались на протяжении веков неизменными – тема принимаемой на себя ответственности, оказываемого служения, (75) осуществляемого выбора, переносимой смерти и конечного воскресения. Подробности предания могут варьироваться, описание смерти и сопровождающие ее легенды могут меняться, да и меняются в каждом веке, стране и расе, но основные контуры неизменны и базовые факты неотклоняемы. Нет масонского делания без Третьей Степени. Две первые – подготовительные к ней, а так называемые высшие степени – лишь декоративные, углубляющие символику. Смерть ради жизни фигурирует в том или ином виде во всех древних мистериях и была продемонстрирована для нас в Палестине Спасителем Мира.

5. Три степени Голубой Ложи также составляют важнейшую межу, показывая как три стадии раскрытия человека, так и уйму троичностей, удостоверяемых и масонством, и многими мировыми религиями. Есть нечто такое, что надлежит помнить всем масонам, как входящим в Великие Ложи, так и придерживающимся Д. О. Шотландского Устава. В обеих многочисленных группах три степени: У., П. и М.К., одинаковы; их ритуалы сходны, за изъятием кое-каких незначительных словесных вариаций, обязательные для них процедуры идентичны. Вариации появляются в степенях С.Ц.К. и Отмеченный. Охват действия обеих степеней не универсальный, хотя Капитулы С.Ц.К. имеются во всем мире. Универсальный охват действия этих двух степеней приведет к более тесному слиянию и интеграции масонства. Следует понять, что степень Отмеченный является развитием и завершением степени П. и должна прорабатываться в связи с ней, и что степень С.Ц.К. аналогично служит степени М.К., завершая и доводя ее до логического конца. Когда такое желанное завершение обеих степеней Голубой Ложи осуществится повсеместно, оно увидится символизирующим интеграцию обоих великих аспектов истины: зримого и незримого. Ни Отмеченный, ни С.Ц.К. сами по себе не межи, но они интерпретируют и заканчивают работу Голубой Ложи.

6. Все многообразные способы распознавания рассматриваются как межи. Они никогда не меняются и являются не только средствами, (76) с помощью которых один масон может распознать, узнать другого как в темноте, так и при свете, но и сами по себе олицетворяют содержательные и отчетливые, пусть и пока нераспознаваемые формулировки истины. З...и, ш...и, з...я, р...я и С...а несут специфические эзотерические значения. Это пока почти не уразумлено, но они оказывают мощное действие, буде употребляются верно, подкрепляясь могуществом стоящего за ними просветленного ума М.К. Лежащее в их основе учение в конечном счете уяснится и откроет широкое, сравнительно новое поле масонских интересов и исследований. Способы контакта имеют не только внешнюю, экзотерическую, цель, но связаны и с передачей энергии и владением силами, поэтому наверное тем лучше для человечества, что упор ставится на экзотерическом пользовании, а не на истинных внутренних значениях.

7. Межа масонства состоит и в том, что нам должно признавать и держать на алтаре Три В...х С...а. Это Книга Закона (иногда именуемая К.С.У.), Н. и Ц. О Книге Закона часто упоминается как о меже, два других В...х С...а опускаются. Между тем, все три вместе образуют неразрывную троицу. Книга Закона может представляться любым мировым Писанием в соответствии с верой масона, но она остается для него запечатанной книгой до тех пор, пока он не научился поверять свою жизнь наугольником ее догматов и использовать ее как циркуль для прокладки курса. А если он к тому же научился признавать, что сам он есть К...т, куб и низший кватернер, который должен быть озарен светом высшей троичности, души, то может узнать, что он действительно камень в Храме. Поняв значение двойственности, символизируемой для него Ц., он может выбирать между парами противоположностей и учиться прокладывать тот узкий как лезвие бритвы Путь, что ведет прямиком к месту света. Посему Три В...х С...а неизменно остаются одной из “Межей Давних”.

8. Масоны считают межой и тот факт, что все люди равны между собой. Все начинают искать, будучи слепыми и невежественными, все двигаются от одного этапа к другому, от одного испытания к другому, прогрессируя (77) к свету; все равны по своим происхождению, цели и врожденной божественности, ибо все – дети одного Отца и все признают одного Бога и то, что они братья. Так они учатся встречаться на уровне, – в этом и состоит, если он верно понят, один из насущных уроков, который масон обязан усвоить.

9. Межа состоит и в том, что “семь масонов образуют ложу масонов”. Старинное герметическое утверждение “Что наверху, то и внизу” всегда определяет принципы божественного выражения на физическом уровне. Все без исключения мировые Писания повествуют о правительстве Вселенной, состоящем из Троицы и семерки: Бога, Трех в Едином, Единого в Трех и Его регентов, семи духов перед престолом, согласно христианским Писаниям. Масонство их тоже удостоверяет, и данная форма управления видится отраженной в наших ложах в виде трех главных должностных лиц и семи масонов, составляющих ложу.

10. Следующая важная межа – это тщательно хранимые тайны масонства. Это базовая межа. Секретность характерна для всех школ посвящения, и мистерии искони проводились под защитой молчания и секретности. Таков масонский обычай. Действия Вышней Ложи остаются для нас, гигантской массы человечества, таинственной мистерией. В отношении остальных масоны олицетворяют тот же символизм – секретность и молчание. Места посвящения всегда хранились в строжайшей тайне, так же и местонахождение наших масонских храмов хранится в аналогичной тайне. Секретность, вызывающая у многих в наше время такой антагонизм, объясняется отнюдь не тем, что Масонский Орден воистину владеет какими-то тайнами, скрывает некое знание, не предназначенное для широкой публики. Мало что не известно сегодня о масонском делании, нет ничего, что не мог бы выяснить







Date: 2016-05-18; view: 275; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.055 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию