Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метрика, Ритмика, Мелика Лирика





Красноречие Философия Поэзия Механика

       
   
 


Грамматика, Логика, Риторика

Теоретическая Практическая

Этика

Политика

Экономика

Геология, Математика, Физика

Геометрия, Арифметика, Музыка, Астрономия

 
 


Мировая, Человеческая, Инструментальная

(mundaria) (humaria) (instrumentalis)

 
 


Естественная, Искусственная

(naturalis) (artificialis)

 

Метрика, Ритмика, Мелика Лирика

 

Одним из первых числовую природу музыки обосновывал Августин, в трактате которого "О музыке" мы находим зачатки традиционного для средневековой музыкальной теории математизма и числовой символики. Раз сущность музыки составляют числа и их отношения, то, следовательно, музыкант, композитор в своем творчестве ничего не создает заново, ничего не "творит", не изобретает, не выдумывает. Он лишь комбинирует, варьирует те элементы, которые уже существуют в мире, создавая из них музыкальные мелодии и напевы. Сущность музыки познается чисто рационалистическим путем. Невидимую и неслышимую гармонию чисел и математических отношений мы воспринимаем скорее посредством разума, чем посредством слуха.

Для всей средневековья характерно убеждение в моральном значении музыки. Рассуждения о нравственном воздействии музыки - традиционный элемент большинства музыкальных трактатов этого времени. В них мы находим постоянные утверждения о том, что музыка способна воспитывать нравы, смягчать характеры, исцелять болезни, отвращать от дурных страстей. Иными словами, мы имеем здесь дело с одной из модификаций античного учения об этосе. Правда, это учение претерпевает у средневековых авторов существенные изменения. Из всего многообразия проявлений музыкального этоса средневековые авторы берут одно - очистительное, катартическое. Главное назначение музыки, согласно их учению, - очищение страстей, с помощью которого достигаются исцеление духа и благочестие души.

Учение о моральном значении музыки претерпевало определенную эволюцию. В раннем средневековье воздействие музыки на человека трактовалось довольно ограниченно, только как "пронзение сердца" (conpuctio corclis) или как достижение раскаяния. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Иероним говорят о музыке как средстве изгнания злых духов, которые якобы боятся духовной музыки.

С позиций морально-дидактического понимания искусства отцы церкви выступили с резким осуждением светской музыки. Отрицание светской музыки сочеталось у них с критикой инструментальной музыки, этого наиболее характерного элемента музыкальной культуры эпохи разложения античности. Чисто инструментальная музыка, составляющая предмет самостоятельного эстетического удовольствия, рассматривалась ими как нравственно неполноценное искусство.

Однако позднее, когда музыкальная теория окончательно сформировалась, значение музыки стали понимать более широко. В рамках доктрины о значении музыки допускается даже эстетический, чувственный элемент. Постепенно музыка освобождается от вериг аскетической морали и начинает признаваться как свободное искусство. У последнего отца церкви - Беды Достопочтенного (VIII век) - мы находим признание даже эстетического значения музыки и утверждение ее первенствующей роли среди всех остальных свободных наук. Уже в Х веке мы встречаем попытки соединить в музыке веру и чувство, мораль и наслаждение.

В 6-нач.7 вв. завершилось создание единого культового богослужения в сопровождении григорианского хорала (от имени папы Григория 1, который закончил эту работу). Одноголосный григорианский хорал исполнялся хором мужских голосов или ансамблем солистов. В хорале закрепились приемы антифонного пения и сопоставления сольных и хоровых эпизодов. Овладение навыками григорианских песнопений требовало от певцов развитых музыкальных способностей и специальной подготовки, т.к. весь свод песнопений усваивался на слух. Стремление усовершенствовать систему подготовки музыкантов требовало использования каких-нибудь способов фиксации нотного текста. Первые попытки записи музыки были предприняты в древних государствах: Вавилоне, Египте, Сирии. В 11 в. итальянский монах Гвидо Аретинский (руководитель детского хора кафедральной школы) впервые использовал четырехлинейный нотный стан с названием нот первыми слогами каждого из шести рядов латинского гимна. Нота «си» была введена только в конце 16в. В богослужебной практике широко использовался орган.

В эпоху раннего Средневековья зародилась новая империя – Карла Великого (768-814). В его придворной школе возник проект всеобщего образования: при всех монастырях и соборах должны были быть созданы школы для мальчиков, в которых их бы учили церковному пению, чтению, письму, латинскому языку, религиозным обрядам.

В 11-13вв. активно растут города, развиваются ремёсла и торговля, формируется городская культура, ее центрами становятся кафедральные соборы. В сущности, монастыри и кафедральные певчие школы в эпоху Средневековья становятся центрами музыкального образования. С их деятельностью связано развитие полифонии (11-13вв.) – основным принципом музыкального мышления в культовой и светской музыке. Мощным центром развития многоголосия был Париж, где при соборе Парижской Богоматери существовала певческая школа дискантов. Обучали в церковных школах по программе семи свободных искусств, которая делилась на низшую (тривиум – грамматика, риторика, диалектика) и высшую (квадриум – арифметика, география, астрономия, музыка). Особенно тщательно изучались дисциплины, которые являлись базовыми для священнослужителей, - грамматика и музыка. В музыкальном образовании меньше всего уделялось внимания обучению игре на инструментах. Главным считалось знакомство с духовной и светской музыкой как источником гармонии между природой, человеком, обществом и Богом.

Важной вехой в развитии образования стало создание университетов на основе кафедральных и монастырских школ (13 в., Париж, Неаполь, Оксфорд, Кембридж, Лиссабон). Рождение и права университетов подтверждались привилегиями – особыми документами, подписанными римским папой или царствующей особой. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление и т.д.), освобождали студентов от военной службы и пр. Сеть университетов довольно быстро расширялась: появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговли и увеличению доходов. Например, во Флоренции в 1348г. университет был открыт для того, чтобы поправить дела после войны. Для организации ун-та не требовалось больших затрат: годились практически любые помещения. Вместо скамей слушатели могли располагаться на соломе. Первые университеты были весьма мобильными: если в окрестностях начиналась чума или прочие беды, университет мог сняться с места и перебраться в другую страну или город.

Большинство первых университетов имело несколько факультетов. Содержание обучения проходило по программе семи свободных искусств. От студента требовалось посещать лекции, еженедельно происходили диспуты с обязательным присутствием студентов. 1-2 раза в год устраивались диспуты о чем угодно – в этом случае порой обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы.

Центрами светского искусства в средние века были рыцарские замки. Будущие светские феодалы с 7 лет при дворе своего сеньора учились владеть мечом, держаться в седле и другому, в том числе стихосложению и пению, посвященным даме сердца. Рыцарь мог не уметь читать и писать, но владение искусством стихосложения и их исполнения под аккомпанемент инструмента считалось обязательным. Девочки не получали музыкального воспитания. Их учили чтению, письму и рукоделию дома или в женских монастырях.

В рыцарских замках расцвело искусство бродячих музыкантов – трубадуров, труверов, менестрелей, миннезингеров. Трубадуры и труверы – бродячие рыцари, порой являлись авторами своих произведений. Они держали при себе народных музыкантов – жонглеров и менестрелей, которые сопровождали их и исполняли мелодии своих сеньоров. Так, впервые в музыкальной практике функции композитора и исполнителя начинают разделяться. Искусство трубадуров отражало чувства реального человека и адресовалось конкретной особе. Главными темами были любовь, мораль, религия, политика. Музыка строилась на интонациях григорианских песнопений.

В немецких землях расцвет рыцарского искусства относится к 13в. и связан с творчеством миннезингеров – немецких рыцарей, поэтов и певцов, которые восхваляли поклонение даме, служение Богу и сюзерену, рыцарские подвиги и крестовые походы. Характерной чертой их практики являются рыцарские творческие турниры, которые нашли свое отражение в опере Р.Вагнера «Тангейзер».

С развитием городов странствующие музыканты образовывали гильдии (цеха) городских музыкантов, кружки актеров-любителей.

Date: 2016-05-18; view: 349; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию