Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарождение кооперативных идей в России





Учения о кооперативном движении и кооперации возникли задолго до организации первых подлинно кооперативных обществ. Многие гуманисты и просветители, выражая сокровенную мечту простых людей труда о всеобщем счастье, равенстве и справедливости, издавна выдвигали проекты создания идеального государства и устройства разного рода хозяйственных ячеек будущего – ассоциаций, товариществ, «рабочих колледжей» и пр.

К числу зарубежных авторов, труды которых способствовали теоретической разработке проблем кооперации, следует прежде всего отнести Шарля Жида, К. Каутского, Г. Мюллера, П. Давида, Э. Давида, Э. Вандервельде и др. Основные работы этих авторов вышли в переводе на русский язык, некоторые из них – неоднократно. Появившиеся на западе кооперативные теории можно разбить на две группы. С одной стороны – идеи Р. Оуэна, Ш. Фурье, Луи Блана, которые рассматривали кооперацию как средство переустройства общества на началах взаимопомощи и сотрудничества всех граждан. Их кооперативные взгляды легли в основу идеологии «кооперативного социализма». С другой стороны – идеи Г. Шульце-Делича – основателя теории «кооперативного капитализма». Шульце-Делич видел в кооперации силу, регулирующую борьбу в капиталистическом обществе, примиряющую интересы труда и капитала.

Кооперативная мысль, зародившаяся в западноевропейских странах, не могла не повлиять на развитие кооперативных идей и в России. Они постепенно овладевали умами людей, стремившихся к переустройству российского общества на началах справедливости. В теоретических исканиях, нашедших отражение в российской литературе по кооперации, можно увидеть влияние обоих течений зарубежной кооперативной идеологии. Так, Н.Г.Чернышевский был проповедником идей социалистов-утопистов Р. Оуэна, Ш. Фурье, а В.Ф. Лугинин, Н.П. Колюпанов, А.В. Яковлев и др. – идеологами либерально-буржуазного течения кооперативной мысли, пропагандистами идей Г. Щульце-Делича.

Н.Г. Чернышевский (1828-1889) был первым в России, кто писал теорети­ческие работы об ассоциациях в стране. Его теория оказала влияние и на последующие концепции кооперации, и на практический ход кооперативного процесса в стране. Он создал экономическую теорию, в которой дается позитивная программа переустройства общества на основе ассоциации (товарищества трудящихся, артели). Именно это центральное положение его учения, хотя Чернышевский нигде не употребил само слово «кооперация», позволяет считать его первым русским теоретиком кооперации.

Н.Г. Чернышевский считал, что трудящиеся только тогда освободятся от эксплуатации, когда они сами станут хозяевами производства. Капитализму он противопоставляет общественный строй, в котором не будет наемных рабочих и «нанимателей труда», собственник, хозяин и работник будут соединены в одном лице – общество трудящихся, организованное во имя их интересов. Все экономические явления, согласно Чернышевскому, должны быть сведены к труду как к своему основанию, труд должен стать единственным владельцем производимых ценностей.

В 1859 г. появилась его статья «Капитал и труд», где автор развивает взгляды на товарищество. Рассматривая основы народного хозяйства, Чернышевский дает «теорию трудящихся» в противовес «теории капиталистов». Основой учения о производстве служит «полное совпадение идеи труда с правом собственника над продуктом труда; иначе сказать, полное соединение качеств собственника и работника в одном и том же лице». Н.Чернышевский приходит к выводу, что «трудящийся, располагая силами только своей семьи, должен вступить в товарищество с другими такими же трудящимися». «Таким образом, форма, находимая для производства теорией трудящихся, есть товарищество».

Чернышевский предлагает свой план осуществления теории трудящихся. Образуется промышленно-земледельческое товарищество. Правительство помогает материально, хотя есть товарищества, которые основывались без помощи казны. Ведение дел поручается человеку, которого правительство признает представляющим надлежащие гарантии знания и добросовестности. Приглашаются желающие участвовать в товариществе до 1500 - 2000 человек и принимаются они с согласия директора. Выход из товарищества добровольный. Нанимаются или строятся новые здания. Образуется нечто вроде фаланстра Фурье. Все занимаются земледелием. Во главе стоит административный совет. Должность директора действует только первый год, затем она упраздняется. Так же как и капиталист на своем предприятии, товарищество будет получать прибыль. Одна часть прибыли пойдет на содержание общественных учреждений – больниц, школ, церкви и др., другая – на уплату ссудного процента казне, третья – на создание запасного капитала. Остальная часть, а она должна быть не меньше, чем у частного предпринимателя, - на дивиденды всем членам товарищества пропорционально числу отработанных дней. Помимо выплат из прибыли трудящиеся получают выгоды от совместного потребления, общественного питания, продажи предметов личного потребления по оптовой цене.

Н.Г. Чершышевский постоянно подчеркивал свободу выбора членов товарищества в большом и малом. Добровольное членство, свободный выбор места жительства, свободный профессиональный выбор, свободный выбор образа жизни (вплоть до общественного или индивидуального способа питания). Свобода, самостоятельность – высший нравственный идеал Н.Г. Чернышевского, который неразрывно связан в его теории трудящихся, в мировоззрении в целом с товариществом как формой производства.

Много внимания кооперации Чернышевский уделяет в своем романе «Что делать?», напечатанном в 1863 году в «Современнике». В этом романе особенно ярко прослеживается влияние идей социалиста-утописта Ш.Фурье. Но Н.Г. Чернышевский не мог не признавать, что расцвет ассоциации трудящихся – это дело очень далекого будущего, а ускорить ход естественных событий, по его мнению, можно надлежащей пропагандой и воспитанием народных масс.

В целом кооперативные идеи и художественные произведения Н.Г.Чернышевского оказывали свое воздействие. В 60-70-е годы создавались коллективные мастерские не только в среде интеллигенции, но и в среде рабочих. Однако практическое применение идеи о производственных ассоциациях не имело широкого успеха. Кооперативное движение в России пошло иными путями. Но к этому времени Н.Г.Чернышевский был арестован, подвергнут «гражданской казни» и приговорен к каторжным работам и вечному поселению в Сибири. Он был признан виновным, без каких бы то ни было доказательств, «в принятии мер к ниспровержению существующего порядка управления». Только в 1883г. он получил возможность вернуться в Центральную Россию. За четыре месяца до смерти ему было разрешено поселиться в Саратове. Сочинения Чернышевского были запрещены в России вплоть до революции 1905-1907 годов.

Важным источником формирования кооперативной мысли и воспитания на этой основе народных масс (особенно крестьянства) до революции были общественно-политические движения и политические партии. В России первоначально – еще до наступления ХХ века – такими источниками стали различные течения позднего народничества. Конечно, и здесь генераторами идей выступали конкретные личности, но эти идеи, как правило, воплощались в коллективные документы – программные заявления и платформы, решения съездов и пленумов, директивы руководящих структур и т.п.

В качестве творцов таких документов, а также авторских работ из числа народнических деятелей следует назвать В.П.Воронцова и Н.К.Михайловского, а из числа эсеровских – В.Чернова. В 80-90-х годах народники Н.Михайловский (1842-1904), В.Воронцов (1847-1918) и др., отказавшиеся от революционной идеи, продолжали обосновывать экономическую политику, направленную на защиту и укрепление крестьянской общины, артелей кустарных промыслов – «народного производства». В своих трудах либеральные народники предлагали развить кооперацию – кредитную, сбытовую, промысловую, земледельческую – как средство упрочения хозяйств крестьян и ремесленников. Неонародники доказывали устойчивость мелких хозяйств и считали, что они вполне могут противостоять капиталистическому воздействию и даже развиваться благодаря кооперации. По мнению лидера и теоретика неонародников В.Чернова (1873-1952), кооперация ведет прямую борьбу с капитализмом. Неонародники предсказывали возможность того, что на основе развития кооперации мелкое сельскохозяйственное производство способно стать на путь укрупнения и некапиталистического обобществления. Во главу угла в решении аграрного (крестьянского) вопроса они ставили социализацию земли и развитие кооперации.

Большое влияние на развитие крестьянской кооперации в России оказали деятели либерально-буржуазного направления кооперативной теории и практики: В.Ф. Лугинин (1834-1911), Н.П. Колюпанов (1827-1894), А.В. Яковлев (1835-1888), А.И. Васильчиков (1818-1881). Причины всех бед и злоключений крестьян названные деятели видели в непомерно высоком ростовщическом проценте в деревне. Пути борьбы с разорением крестьянства они искали в мелком кредите, улучшенном земледелии. Обновить силы народной жизни, дать ход правильному развитию этой жизни, по мнению А.В. Яковлева, могли только школа, кредит и улучшенное земледелие.

Указанные авторы были горячими сторонниками идей Шульце-Делича. Они признавали большую силу самодеятельности, но, принимая во внимание русские условия, считали, что народ еще не дорос до кооперации, и ему необходима помощь от образованных людей, земства и правительства. Председатель С.-Петербургского отделения Комитета о ссудо-сберегательных и промышленных обществах князь А.И. Васильчиков, в частности, полагал, что частные лица должны помочь первоначальным ведением товариществ, дать им общее руководство; земства должны помочь ссудами для первоначального капитала; а правительство должно помочь крестьянским товариществам двумя главными мерами: облегчением формальностей при утверждении уставов и гарантией, которая может быть дана от правительства кредиту товарищества. И только после всего этого ведение дел может быть предоставлено самим товариществам.

В целом, идеологи и пропагандисты кредитной кооперации России рассматривали кооперацию как радикальное, мирное средство разрешения социального вопроса. Ассоциация, по их мнению, должна была сделаться одной из главных форм российской экономической жизни.

 

Date: 2016-05-18; view: 753; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию