Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отличия античности от цивилизаций Востока
В «осевое время» появляется альтернативный восточному тип социокультурного развития, представленный античностью. Основы античного общества складывались на руинах крито-микенской цивилизации при формировании полисных структур. Между гибелью Крита и Микен и становлением античной цивилизации лежит период «темных веков». Об этом периоде, когда на смену цивилизациям восточного типа приходит цивилизация, представляющая иной тип культурно исторического развития, нам известно из эпических поэм Троянского цикла. Греки возникли из «темных веков» как народ Гомера, в котором никакой класс не имел монополии на грамотность и культуру. Античная культура представляет собой девиантный, отклоняющийся от восточного тип развития, из которого выйдет современная западная цивилизация. В социально-экономическом отношении различия между восточным и западным путями цивилизационного развития связаны с тем, является или нет государство собственником Восточный путь становления цивилизации определялся постоянным повышением роли надобщинных органов власти. В отличие от цивилизаций Востока, чью существование было связано с организацией общественных работ, так или иначе связанных с ирригаций, для Греции и Рима роль речных бассейном была существенно менее значимой. В цивилизациях Востока основной функцией государства было создание и поддержание общей для всей цивилизации ирригационной системы. Земля находилась в собственности государства, крестьяне были только пользователями земли. Таким образом, государство на Востоке выступало в виде власти-собственности. Отдельные частные собственники рассматривались государством как конкуренты, их деятельность контролировалась и хозяйственная активность блокировалась. Общество оказалось подмятым под деспотическим государством, которое организует и контролирует все основные сферы общественной жизнедеятельности. Греки, за исключением спартанцев, считали необходимым для обеспечении свободы человека в том числе и свободу обладания частной собственности. В Греции и Риме неплодородность, скудость почв приводили к постоянной нехватке земли. Невозможность создания систем ирригации делали ненужным функционирование громоздкой бюрократической системы управления. Постоянная перенаселенность в греческих полисах привела к т. н. «великой колонизации», когда греки основывали города-колонии в северном Причерноморье, на севере Африканского континента, на юге Италии и Франции. Море служило не разделению, а соединению греческих земель. На протяжении всей своей истории Рим сталкивался также с проблемой перенаселенности. Однако проблему нехватки земли римляне решали с помощью военной экспансии. Но и для римлян море вскоре стало серединой завоеванных ими земель. Большую роль в развитии цивилизаций и Греции играла морская торговля и пиратство. «Специфика древнегреческой цивилизации VII–VI вв., - пишет Н. В. Мотрошилова, - во многом связана со стремительным и активным вторжением Древней Греции – нового товаропроизводящего и торгующего товарами центра цивилизации – в более древние, традиционные к этому времени производственно-обменные связи средиземноморского региона»[95]. Путешествия и заморская торговля форсировала такие черты характера человека, как открытость миру, стремление к новизне, авантюрность. Основой античной социокультурной системы здесь выступала автономия семейных домохозяйств, которые образовывали основу социально-экономической самостоятельности, полноценного гражданского статуса и личного достоинства хозяина-собственника. Община выступала как объединение самостоятельных в социально-экономическом отношении субъектов, связанным между собой множеством горизонтальных связей. По отношению к ней государственные институты выступают в качестве «надстройки», призванной работать для обеспечения интересов сообщества хозяев-собственников[96]. Государство не выступает стержнем и основой жизнедеятельности социума, а его члены более или менее гарантированы от государственного вмешательства в частную жизнь. Совершенно особым было отношение к закону. Если в Китае конфуцианство противопоставляло закон (фа) моральным ценностям, то в Греции сознание того, что в полисной жизни необходимо было опираться на законы, было основным. Проблемой было лишь то, справедлив ли закон. Своеобразие политической и экономической жизни античной цивилизации состояло в наличии независимых, самоуправляющихся городов-государств со многими признаками общины. В греческом языке эти общины получили наименование полисов, в латинском языке – «цивитас». Первое переводится как «город», второе как «гражданская община». Греческое слово «полис» переводится на русский язык как город, но это не просто населенный пункт. Полис для грека, цивитас для римлянина – особое пространство: цивилизации, противопоставляемое миру варварства. Полис обеспечивал единcтво гражданской жизни. Полис представлял собой город с определенным количеством жителей, административной структурой. Полис объединял не только ремесленников купцов. Но занятых сельскохозяйственной деятельностью крестьян, живущих на полисных землях. Землю обрабатывал семейный коллектив - по латыни «фамилия», ядро которого составляли кровные родственники, но в который также входили клиенты – люди, по какой то причине оставшиеся одни и находящие под попечительством семьи. Полис для грека и римлянина, - пишет Кнабе, - был единственным местом на земле где он чувствовал себя человеком, где он находился под покровительством богов или бога, именем и изволением которого город создан – Юпитера в Риме, Афины Паллады - в Афинах. В стенах города человек защищен от произвола[97]. Самой страшной карой для грека была процедура изгнания из города - остракизм, в Риме подобная же процедура именовалась «лишением огня и воды». Основой полиса является земля. В рамках полиса сформировалась социальная группа людей – мужчин, свободнорожденных уроженцев полиса, обладавших правом собственности на землю, рабов и средства производства, а также право на участие в управлении полисом. Только тот, у кого была земля, являлся полноценным членом полиса. Для полиса были характерны связь с землей, натуральное хозяйство, иерархичность замкнутого гражданского коллектива, связь военной и полисной организации. Место человека в боевом строю определяло его социальный статус и зависело от его состоятельности. Кнабе видит характерную черту античной цивилизации в разрешаемом и вновь возникающем противоречии между идеалом полисной жизни и реальной практикой существования полиса, которой был свойственен и антагонизм богатых и бедных и подозрительность к наиболее талантливым и выдающимся членам полиса.. Однако необходимость обмена делала невозможной самозамкнутость полисной жизни. Полис представляет собой открытую систему, существование которой зависит не только от подвоза сырья и продовольствия, но и от обмена информацией и идеями. В античных полисах существовала форма рабства, названная классической. Раб был лишен собственности на орудия и средства производства, полностью принадлежа своему хозяину. Свободнорожденного члена полиса нельзя было сделать рабом за долги, тогда как в цивилизациях Востока долговое рабство было обыденным явлением. Для древней Греции было характерно частное рабство, контроль над рабами также был частным. В греческих полисах рабы составляли 35-40 процентов всего населения. Рост товарности производства создавал предпосылки для привлечения подневольной рабочей силы, что наблюдалось в наиболее развитых полисах Греции и в Карфагене. На Востоке государство обладало мощным аппаратом давления на общество. В Греции и Риме сложился принципиально иной принцип отношения общества и государства. За исключением Спарты и Афин греческие полисы не имели постоянной армии и полицейской системы. Порядок в полисах поддерживался посредством самопомощи и самозащиты. Не существовало системы обвинения, судебные дела выносились на народные суды заинтересованными партиями или добровольцами. В Афинах существовал институт одиннадцати, надзиравший за содержанием под стражей и казнями, членами которого были обыкновенные граждане, избиравшиеся на один год. Политические учреждения Афин были общественными, большинство должностей занималось гражданами на один год. Афинский лидер не занимал никаких постов, он был наиболее авторитетной и уважаемой фигурой, искусным оратором. Для Греции характерно отсутствие прямого налогообложения граждан, вместо которой была организована система литургий, суть которой состояла в том, что богатые граждане на свои собственные средства организовывали театральные представления, спортивные состязания, занимались украшением городов и т. п., за что заслуживали благодарность и уважение сограждан. Литургия была особого рода повинностью, которая налагалась государством на состоятельных граждан. Так в Афинах классического периода в порядке литургий снаряжались корабли для афинского военного флота, погашались расходы, связанные с отправками посольств, устройством праздничных торжественных шествий и жертвоприношений. Одной из литургий была хорегия. Хорег должен был нанять необходимое количество певцов и флейтиста, найти помещение для репетиций, одеть за свой счет всех выступающих в театральные одежды. За все хлопоты хореги в случае победы на соревновании удостаивались награды в виде бронзового жертвенника с высеченным именем. На востоке государство оказалось бесконтрольным со стороны общества и поэтому носило деспотический характер. Греки сами принимали законы полисной жизни и поэтому сами были заинтересованы в их исполнении. Законы имели именной характер, закон и законодатель проходили через годовой испытательный срок, не выдержавший испытания закон мог опозорить законотворца. В греческих полисах существовали различные группы граждан от родовых и культовых объединений до товарищества для оказания взаимного кредита. Неформальным сообществом была Академия, учрежденная Платоном в 361 до н.э. и просуществовавшая до 529 года н. э. Кнабе видит особенность греческой и римской культуры стремлении придавть бытию эстетически совершенную форму. Для грека и римлянина не имели цены наброски, фрагменты, спонтанные формы самовыражения. Выражением такого отношения была риторика – искусство построенной по правилам публичной речи. Date: 2016-05-18; view: 507; Нарушение авторских прав |