Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация жизни и профессиональная карьера: синергетическая парадигма





Периодизацию жизни и профессиональной карьеры нам представляется целесообразным рассмотреть в контексте синергетической парадигмы. Эту парадигму можно описать как «новый взгляд», как новый подход к изучению сложных систем разной природы, как иной понятийный аппарат с богатым эвристическим потенциалом, позволяющий адекватно и содержательно полно отражать сущность множества процессов жизнедеятельности человека в связи с его профессиональным трудом.

Выделим несколько принципиально важных аспектов в проблеме периодизации развития.

«Технологические профессии» и личность профессионала как средство деятельности.Среди профессий немало таких, где важная и даже ведущая роль принадлежит не профессиональному образованию человека, а интуитивной составляющей его мировосприятия (воспитание, психотерапия и др.). Последнее, конечно, отнюдь не исключает познания и конструирования формальных, «технологических» компонентов профессий такого рода, равно как и методов подготовки субъекта к исполнению соответствующих трудовых функций. Но согласимся, что проверять «гармонию алгеброй» — не то же, что создавать гармонию посредством алгебры. В первом случае ставится задача созидания профессионализма человека как единичного, уникального явления, реализация которого возможна лишь в конкретном индивидуальном исполнении. Второе основывается на выделении в явлении общего, типичного, которое в дальнейшем формируется посредством стандартных учебных и профессиональных технологий. Здесь нет действительного непреодолимого противоречия «искусства» и научных методов изучения профессии и формирования профессионализма субъектов. Скорее, это две разные, быть может, противоположные, но дополняющие друг друга реальности.

С научно-техническим прогрессом труд становится все более узкоспециализированным и технологии вносят все больший вклад в достижение Конечных целей труда. Это относится не только к сфере машинного производства. Например, в медицине до 1930-х гг. переливание крови в качестве экстренной помощи пострадавшему было практически невозможным, не допускалось оно и теорией дисцннли-



390 Глава I 2. Профессиональное самоопределение субъекта и карьера

ны. (Профессиональная шутка медиков тех времен: «Для переливания крови нужно три барана: первый — тот, у которого ее возьмут, второй — тот, кому будут переливать, третий — кто это будет делать».) В конце XX в. обычный врач, вооруженный современными технологиями, способен, пожалуй, на большее, чем гениальный Н. П. Пирогов в середине XIXв.

Человек и его взаимодействия со средой как «система». Синергетика как разновидность системного подхода и как методология.Структурно-функциональные особенности взаимодействий в системах «субъект — объект» и «субъект — субъект» можно рассматривать в методологии синергетики — одного из наиболее разработанных системных подходов. Синергетикой (дословный перевод — «теория совместного действия») называют науку об общих закономерностях функционирования самоорганизующихся систем [25, 73, 106, 137]. Синергетика анализирует универсальные закономерности развития сложных динамических систем, изменения состояния системы при ее взаимодействии со средой. Согласно основополагающим посылкам дисциплины, в результате действия многих подсистем на макроскопическом уровне возникает новая структура, функционирующая по-другому.

Для объектов психологии как научной дисциплины характерны все свойства систем, изучаемые синергетикой: незамкнутость, дисси-пативность, неустойчивость, иерархичность, нелинейность (хотя в определенных границах изменения параметров имеются линейные связи между компонентами системы). Следовательно, встреча двух наук предрешена. Это лишь вопрос времени.

Привлекая устоявшийся понятийный аппарат синергетики, можно, в частности, адекватно отображать множество процессов становления профессиональной карьеры. В терминах синергетики удобно описывать их формальные характеристики, поскольку ясно видна их универсально-бытийная составляющая при сохранении «узнаваемости» в специфических социально-психологических процессах.

Рассмотрим содержание основных понятий синергетики с точки зрения возможности их использования в психологии.

Самоорганизацияесть новое образование служащих какой-либо цели функциональных групп из исходных элементов системы посредством ограничения их степеней свободы. У новой системы появляются свойства, которыми не обладала ни одна из ее подсистем. Самоорганизация — характерная особенность развития нелинейных систем, мир которых много богаче систем линейных. Очевидные примеры из

12.9. Периодизация жизни и профессиональная карьера 391

области психологии: развитие и дифференциация психических функций в филогенезе и онтогенезе.

Параметры порядка— небольшое количество степеней свободы системы, к которым подстраиваются остальные. При этом отношения, которые связывают параметры порядка, проще, чем математические модели, детально описывающие систему. Типичными примерами в нашей области могут быть факторные модели личности и интеллекта, в целом — номотетический подход к изучению психологических феноменов.



Аттракторы — устойчивые состояния, на которые «выходит» система и в рамках которых она функционирует определенное время. Аттракторы — это варианты будущего, притягивающие множества вариантов развития данной системы. Существуют два вида аттракторов: особая точка как фиксированное состояние системы и предельный цикл как ее периодический режим. В психологии это психические состояния (наряду с психическими процессами и свойствами).

Точки бифуркации— моменты развития системы, ситуации неустойчивости системы, в которых слабое внешнее воздействие на систему может радикально изменить путь ее развития, когда сходным состояниям системы могут отвечать совершенно различные пути дальнейшего развития. При этом дальнейшее развитие системы определяется не ее предысторией, а тем, куда ведет систему тот путь, на который она попадет. Эволюция системы, согласно синергетическому подходу, определяется ее будущим, а не прошлым. Примеры — психологические кризисы (возрастные, личностные, профессиональные) и их последствия.

Квантовый эффект — дискретность путей эволюции сред, нелинейность развития системы в определенные периоды. В психологии — периодизация развития, карьера и др.

Фрактал — независимая от «масштаба» форма описания поведения системы. В психологии — личность, интеллект и др.

Синергетика около двух десятилетий успешно применяется в естественных науках, но еще только делает первые шаги в науках социальных [115, 116]. Вместе с тем анализ активности субъекта в системах «субъект-объект» и «субъект-субъект» как взаимовоздействий подсистем, как взаимосвязанных и взаимодетерминированных составляющих видится продуктивным для решения как научных, так и практических задач.

Рассмотрим типовые варианты развития карьеры человека в си-нергетической парадигме, ее «точки бифуркации» и «аттракторы»

392Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и карьера

(рис. 12.2). Первый тип: традиционная профессиональная карьера, обусловленная совокупностью внешних условий (сословные, семейные традиции и формы собственности на средства труда, характер участия в общественном разделении труда и др.. передаваемые из поколения в поколение).

Второй тип: труднопредсказуемое и редко возникающее сочетание внешних и внутренних условий, позволяющее человеку кардинально изменить социальное положение (неожиданное обогащение, нетипичный брак и т. п.); чаще такие бифуркации связаны с асоциальными действиями (обман, физическое уничтожение других людей).

Рис.12.2. Аттракторы, точки бифуркации и доминирующие типыпрофессиональной карьеры субьекта

Третий тип: кумулятивная карьера — постепенное накопление социальных благ и ресурсов (материальные средства, природные богатства, увеличение численности племени, рода или семьи), позволяющее со временем перейти в другое стабильное социальное положение (из крестьян — в священники, далее — в чиновники, следующая ступень феодального общества — личное и наследуемое дворянство, далее — получение титула). Общество предоставляет человеку такие возможности на сравнительно поздних ступенях своего развития, а также в его переходные периоды (в России — зарождение класса капиталистов в деревне и в городе после 1861 г.; НЭП с 1922 г.; «перестройка» с середины 1980-х).

Четвертый тип: линейная служебная карьера (иерархическая, управленческая) — предсказуемое и формально закрепленное законодательством поэтапное иерархическое продвижение субъектов, прежде всего обусловленное развитием государственных институтов (государственное управление, регулярная армия, военный и гражданский

12.9. Периодизаиия жизни и профессиональная карьера 393

флот и др.). С развитием торговли и производства такой тип карьеры становится нормой и в других сферах трудовой деятельности. Яркие представители этого типа — Ф. Тейлор, А. Файоль, А. Д. Меншиков и др.

Пятый тип — мультивариативная карьера, предоставляемая развитым обществом возможность многим людям в процессе более или менее нормативного социального конкурса не только предсказуемо продвигаться в русле однажды избранного профессионального поприща, но и неоднократно в течение жизни изменять сферу профессиональной деятельности либо перемещаясь на аналогичную социальную позицию, либо сравнительно быстро продвигаясь в новой профессии. Характерные примеры — унификация служебных перемещений людей в разных видах государственной службы (введение «Табели о рангах» Петром I; в СССР — присвоение партийным работникам воинских званий, позволяющее оперативно перемещать их на руководящие посты в армии, в МВД, в спецслужбы, на дипломатическую работу; в современной России это проявляется в ротации политической элиты и членов «команды» из органов исполнительной власти в законодательную, в бизнес и пр.).

Итак, сообразно предмету нашего исследования в синергетической парадигме под самоорганизацией мы будем подразумевать процессы профессионального самоопределения, выбора профессии, становления профессионализма субъекта; под параметрами порядка — социальные позиции, социальные роли, профессиональную квалификацию; аттракторы будем понимать как интервалы между резкими или качественными изменениями социальной и профессиональной позиции субъекта — периоды «плато» как стабильные фазы между выраженными кризисами; точки бифуркации — кризисы; квантовый эффект — этапы, периодизация развития и карьеры; фрактал — стиль жизни, ценности, смысловая реальность, которыми руководствуются и которые, в свою очередь, управляют субъектом как в отдельных актах его деятельности и поведения, так и в целом — в масштабе всей жизни.

Динамику взаимосвязи этих процессов наглядно можно отразить в ряде полигонов (см. рис. 12.2, 12.3), концептуально — в категориях синергетики. Возможности синергетики позволяют сделать это достаточно строго, используя соответствующие математические модели. Здесь автор видит только одно ограничение: «Любая формула, включенная в книгу, уменьшает число ее покупателей вдвое» (Стивен Хокинг).

394 Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и карьера

12.10. Парадигмы психологии труда1

Выделим два типичных и крайних подхода к проблеме профессионального самоопределения человека как субъекта труда. Один из них условно назовем «западная парадигма», «рыночная парадигма» (Д. Сыопер, Г. Шихи и др.), в рамках которой профессиональное становление и карьера изначально рассматриваются как «чередующиеся выборы» по критерию рациональности. Противоположна ей отечественная парадигма «социалистического реализма», в крайних проявлениях которой возможность коренных изменений внешней социально-экономической ситуации в регионе, переструктуризации экономики в стране не предполагается; недооценивается возможность «неконструктивных» и острых возрастных, личностных, профессиональных кризисов, следствием которых может быть низкая продуктивность человека как субъекта труда и его профессиональные деструкции; имеют место четко фиксированные стадии периодизации развития и становления карьеры, которые человек проходит только один раз. Предполагается одно профессиональное образование, одна профессия на всю жизнь; профессиональные династии считаются исключительно позитивными явлениями и т. п.

В конце XX в. заявляет о себе «прогрессивная парадигма»: от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь; признается и одобряется высокая динамика исторических тенденций в понимании развития человека и факторов его развития как субъекта труда («Кто был никем, тот станет всем»); синусоида карьерного движения; легкость и возможность преодоления периодических кризисов, способность «восставать из пепла» и т. п.

Можно также выделить некоторые исторические тенденции изменения трудовых отношений субъектов совместной деятельности, динамики и «цены» успеха, его вероятности, его «технологичности». Отношения человека к его трудовым функциям (служебным, профессиональным обязанностям) периодически переосмысливаются заново. Проиллюстрируем это поговорками, принципами, личностными позициями, особенностями социальной рефлексии, метафорами,

' Автор предлагает рассматривать характер изложения материала главы как тест на профессиональную зрелость читателя. Традиционные проблемы психологии нами раскрываются в разных контекстах, разных научных парадигмах, языком разных понятийных систем. Таким образом можно обозначать контуры старых и новых научных парадигм, пусть еще не принятых широко в психологии. Но что мешает нам опередить свое время?

12.10. Парадигмы психологии труда 395

которые в разное время принимались за образцы («бытийные ценности» по А. Маслоу): «На службу не напрашивайся, от службы не отказывайся» — этический принцип российского дворянства (XVIII в.); «Или грудь в крестах, или голова в кустах» — служащие, казаки (XVIH-XIX вв.); «Люди чаще капитулируют, чем терпят поражение» — Г. Форд (середина XX в.); «Если вы недовольны тем местом, которое занимаете, — смените его!», — Джим Рон (XX в.).

С середины XX в. ученые пристально и последовательно изучают психологические технологии воздействия человека на человека, технологии «успеха» и т. п. Наиболее известный прецедент в той области — НЛП (нейролингвинистическое программирование), одно из направлений которого даже получило метафорическое наименование «стратегии гениев».

Еще в первой половине XX в. доминировала идеология природной одаренности человека. В первой четверти внимание уделялось социальным факторам личностного развития (например, А. Адлер говорил о важности порядка рождения ребенка в семье; Л. С. Выготский считал все высшие психические функции отношениями социального порядка). Середина XX в. — это «время кардинальных перемен» (Б. М. Теплов интерпретировал психофизиологические предпосылки развития психологических качеств как диалектические комбинации достоинств и недостатков в адаптации к среде; А. Маслоу1 ввел понятие «самоактуализация»; К. Роджерс2 утверждал позицию «безусловного принятия» другого человека; в когнитивной психЪлогии возник термин «самоэффективность» и т. п.). В конце XX в. уже стало можно говорить о доминировании и диктате техники, технологий, психотехнологий, обещающих все возможное и невозможное. Достаточно купить очередную книгу, посетить новьш тренинг, немного но-медитировать — и успех в жизни обеспечен («Все куплю, сказало злато...»).

Часто забывают о том, что никто еще не отменял условия довольно жесткого социального отбора, где более значимы не абсолютные, а относительные результаты, пусть незначительное, но преимущество одного претендента на успех, на должность, на награду за труд пе-

' Маслоу Абрахам (1908-1970) — американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии, автор авторитетной концепции личности, одним из ключевых понятий которой является «самоактуализация».

- Роджерс Карл Рэисон (1902-1987) — американский психолог и психотерапевт, один из лидеров гуманистической психологии, создатель «психотерапии, центрированной на человеке».

396 Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и карьера

ред другими. Уходит в прошлое смирение и спокойное принятие человеком обстоятельств своей жизни («Бог дал, Бог взял», «Глаза боятся, руки делают», «Стерпится — слюбится» и т. п.).

Причину кардинальной смены научных парадигм в психологии следует искать не только в логике развития самой науки, но и в доминирующих в обществе идеологиях. Так, например, не все ценности православного и католического христианства разделяются протестантизмом, послужившим идеологической опорой становления нравственных ценностей развивающегося капитализма.

Изменяющееся со временем понимание закономерностей развития психики можно объяснять доминирующими в социальных науках парадигмами (Т. Кун), все более точным и адекватным пониманием объекта исследования как последовательный отказ от более слабых гипотез в пользу более сильных (Д. Кемпбелл), реальным изменением «веса» разных детерминант в разных социально-культурных условиях жизнедеятельности человека.

Выделим эти исторические тенденции. 3. Фрейд понимает периодизацию как процесс естественного развертывания природных сил. Периодизация есть видоизменение «формы» при инвариантном «содержании», она есть адаптация отдельного, изолированного человека к социуму в целом на уровне поверхностных приспособительных психологических механизмов, защищающих и скрывающих неизменное, примитивное, агрессивное, эгоистическое «оно». Периодизация предстает не более как стадии биологического созревания организма в специфических условиях внешней среды — общества.

Чуть позже в объяснении взаимодействия человека и общества у П. П. Блонского появляется новый момент: благоприятная социально-историческая среда способствует более быстрому или более продолжительному развитию, появлению и полноценному развертыванию отдельных фаз психосоциального развития, например юности.

Хронологически более поздняя периодизация Ж. Пиаже повторяет ту же логику, но уже с иным акцентом — с более выраженным дуализмом: человек есть существо биологическое (латентный тезис); человек есть существо разумное (явный и доминирующий тезис). Психическое развитие тождественно созреванию, ведущую роль в котором играет «рацио» — интеллект, за интеллектом вынужденно следуют другие психические и физические функции. Периодические смены «формы» развития подтягивают его «содержание».

В этот исторический период у многих ученых (3. Фрейда, Ж. Пиаже, П. П. Блонского и других), однако, прослеживается общее: 1) есть

12.10. Парадигмы психологии труда 397

внутренняя и внешняя среда (тождественно — общество); 2) среда так или иначе противостоит природе человека; 3) темпы и полноценность психического развития зависят от жесткости среды; 4) все развитие человека происходит в его первоначальный период жизни; последующая его история уже не имеет решающего значения.

У Л. С. Выготского в понимании взаимодействия природы человека и среды появляются новые постулаты: 1) социальная среда целиком и полностью определяет те формы и тот путь, которым будет следовать психическое развитие; 2) во взаимодействии природы человека и среды различаются две основные фазы — продолжительные стабильные периоды, когда происходят микроскопические изменения и роль среды незначительна, и короткие критические — когда изменения капитальны, кардинальны, «революционны», когда роль среды определяющая.

Введение категории «деятельность» в проблематику периодизации А. Н. Леонтьевым и Д. Б. Элькониным сопряжено с коренным изменением самой научной парадигмы. «Деятельность» выступает как механизм, компонент, условие, опосредствующие взаимодействия человека и его природы с социумом. В деятельностно.м подходе («деятельностной парадигме») роль человека в его собственном развитии сразу же значимо возрастает: он выступает в качестве активного субъекта, который формирует себя сам в процессе своей деятельности (по образцу — согласно механизму «интериоризации/ экстериорнзации», по механизму функциональных систем, соответственно экзистенциальным принципам и пр.). Но «ведущая» деятельность сама задана культурно-историческими традициями отношений человека (ребенка) с обществом в каждом его возрастном периоде. Следовательно, оставляя человеку большую долю свободы в формировании себя, общество гибко, но тем не менее твердо направляет и последовательно управляет его развитием: от жесткой цепи процессов интерио-экстерпоризацни (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев) до менее однозначно взаимодетерминированных (С. Л. Рубинштейн). Соответственно в сравнительно молодом возрасте человек, достигнув последней доминирующей «ведущей деятельности» — профессионально-учебной — невольно и неизбежно обретает и свою «форму» на всю последующую жизнь.

В середине XX в. социально-психологические аспекты развития человека уже рассматриваются как ведущие детерминанты, а развитие распространяется на всю продолжительность жизни. Если в начале XX в. период зрелости просто игнорировался, понимался как

398 Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и карьера

монотонный и малосодержательный для научного изучения, то в последующем именно этот период становится предметом пристального внимания, а особенности его этапов рассматриваются в связи с более ранними. Уже первые исследования показали, что период зрелости также членится на множество фаз, а детерминантами этих фаз могут быть такие «эфемерные» новообразования, как, например, социальный статус (в семье, на работе), самооценка и пр. При этом допускается возможность свободного перехода человека с одной социальной «вершины» (профессиональная деятельность) на другие (гражданская деятельность).

Отметим и другие примечательные особенности первых научных подходов к периодизации. Первоначально в их основу был положен какой-либо один критерий, детерминирующий или интегрирующий в себе все сферы жизнедеятельности человека. Следствием такого видения стала связанность, сцеплепность всех психических и физиологических функций, равно как и жесткость и однозначность выделяемых учеными границ периодизации — переходы от (разы к фазе понимаются учеными как резкие, дискретные, однозначные, однонаправленные.

В более поздних исследованиях середины и конца XX в. прослеживается признание исследователями гибкости возрастных границ, фактора полового диморфизма, роли социальных факторов и отношение к ним личности и др. Стадии развития видятся уже не столько как магистральный путь движения человека, сколько как ступени его психосоциального развития, его социальной зрелости, допускающие возможность многовариантного развертывания жизненных сил.

В этой проблеме, очевидно, можно выделить и эффект «сжатия карьеры». На примере спорта высших достижений Н. Б. Стамбуло-вой показано, что за сравнительно короткий период (8-20 лет).чело-век проходит все те стадии, которые в «обычной жизни» растягивают-• ся на 30-40 лет. Примечательно, что основными вариантами выхода из последней стадии спортивной карьеры могут быть как затяжной личностный кризис и личностные деформации, так и успешный старт в других сферах деятельности.

В целом можно констатировать следующее.

1. Имеет место историческая изменчивость понимания учеными закономерностей развития человека.

2. Есть тенденция расширения спектра факторов, потенциально способных управлять развитием человека и детерминировать его периодизацию.

12.10. Парадигмы психологии груда 399

3. Очевидна тенденция перемещения детерминант развития по осям «биология — социум» и «среда (социум) — субъект» в сторону возрастания роли социально-психологических факторов.

4. Основания перехода от одного этапа развития к другому этапу уже видятся не столь резкими и необратимыми, как первоначально.

Исторический обзор научных концепций выявляет тенденцию: развитие человека все меньше зависит от жестких физических условий и все больше — от культурных, избирательно действующих факторов, от индивидуально-специфических условий, предполагающих активное участие человека в своей собственной судьбе и вариативную изменчивость жизненного пути человека [1, 2, 19, 20, 24, 114]. Следовательно, профессиональная карьера выступает лишь одним из генеральных внешних, «системообразующих» факторов периодизации.

Своеобразие развития человека может определять даже какое-либо одно внешнее или внутреннее условие. Значение имеет полнота его самореализации в одной из личностно значимых сфер жизнедеятельности, создающая таким образом новые потенциалы для развития. При этом важную роль играют не объективные критерии, а само отношение человека к событиям своей жизни, их восприятие как «акме-событий». Другими словами, представляющие разные научные школы ученые все чаще признают возможность индивидуально-своеобразного и непредсказуемого развития человека. (На горизонте таких тенденций — очередной кризис науки, но пока правят бал экзистенциализм и аксиомы самодетерминизма.)

Среди негативных тенденций развития отечественной современной психологии труда можно выделить почти полное отсутствие масштабных эмпирических исследований, нередко — даже корректно выполненных, некритическое заимствование зарубежных теорий, торжество «вторичной науки», т. е. более «правильное» рассмотрение вторым, третьим, п-ным ученым данных, полученных первым исследователем. В частности, воздавая должное зарубежным концепциям, заметим, однако, что согласно эмпирическим данным в настоящее время в России возрастом «перелома» является период 35-45 лет. Он становится критическим, «рубежным» возрастом для многих наших соотечественников (в плане трудоустройства, уверенности в будущем, в признания целесообразности инвестировать время, деньги, физические и духовные силы в развитие своего профессионализма) и, значит, реальным основанием периодизации жизни наших

400 Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и карьера

соотечественников, в то время как «рубеж 35-45 лет» по зарубежным стандартам — всего лишь середина профессиональной карьеры человека. Следовательно, вопрос периодизации развития и жизни остается открытым для каждой исторической эпохи.

Сделаем также несколько общих замечаний о сущности карьеры в рамках синергетической парадигмы, которая менее подвержена возможным историческим пересмотрам. Открытая система вдали от термодинамического равновесия, совершая работу, рассеивает энтропию. Если такая система импортирует больше энтропии, чем рассеивает, то она растет и развивается, получает извне какую-то энергию, импульс, воздействие, ресурсы. В профессиональной карьере как в интегральном эффекте согласования, сопряжения, уравновешивания индивидуальности субъекта и его активности с внешними условиями среды можно различать разные «точки бифуркации» — моменты резкого перехода системы в новое состояние, в котором она, сохраняя свою структурную целостность, может максимально успешно адаптироваться к последующим изменениям внешней среды. Другими словами, это моменты перехода человека в качественно другую социальную, в частности профессиональную, позицию.

В плане анализа содержания профессиональной карьеры это действительно могут быть какие-то «точки», «моменты», обусловленные уникальным взаимодействием множества факторов, «слабых воздействий» в том числе, не всегда жестко и явно связанных со всей предшествующей активностью человека как субъекта труда, не всегда детерминированных последовательной и социальной программой или целенаправленной активностью людей. (Показательным может быть компетентное мнение человека, умеющего делать карьеру — губернатора, вице-премьера и т. д.: «Карьера — это умение оказаться в нужном месте в нужное время и сказать нужные слова» — Б. Е. Немцов).

Движение от этой «точки» к состоянию последующей стабильности, или, иначе, к состоянию жесткой детерминации системы внешними условиями, ведет к утрате системой адаптивных свойств вследствие чрезмерного уменьшения энтропии (способности бифуркаций, мутаций, случайных ассоциаций и т. п.). Достигая жесткой детерминации, система «субъект — трудовая деятельность» способна существовать только в стабильных условиях и обречена на разрушение в случае изменений этих условий.

Резкое изменение внешней социальной ситуации коренным образом способно изменить социальную позицию субъекта. Классическим примером может служить служебная карьера Л. Д. Меншикова. Вна-

12.10. Парадигмы психологии труда 401

чале — лотошник, торговец «пирогами с зайчатиной». После встречи с юным царем Петром I — царский денщик, товарищ, единомышленник. После утверждения Петра I как самодержца и Меншиков совершил карьерный взлет по государственной службе — от простолюдина до великого князя, до «полудержавного властелина». Его социальная позиция была настолько сильна, что после смерти императора он был способен совершить дворцовый переворот и возвести на престол удовлетворяющую его персону. В дальнейшем его влияние на молодого Петра II ослабло, последовала политическая ссылка. В конце жизни А. Д. Меншиков потерял все.

Взаимоотношения науки с ее предметом исследования во многом определяются доминирующей методологией и множеством неформализованных моментов. Взаимоотношения профессионала и парадигмы определяются его личностной и профессиональной зрелостью, способностью подниматься на новые и новые ступени, взбираться на доступные ему вершины, гибкостью в использовании операциональных средств профессиональной деятельности, способностью к инструментальному использованию научной парадигмы.

Поэтому еще раз обратимся к возможностям, которые предоставляют смежные дисциплины. Так, например, эвристический потенциал синергетической парадигмы выходит далеко за границы изучения систем «субъект-объект» и «субъект-субъект» (области психологии труда в узком смысле). Вышеназванная парадигма вполне адекватна и эффективна и на уровне анализа взаимодействия социальных систем большего масштаба, таких как «организация-организация» и «субъект-организация». Частным случаем «организации» можно считать государство — метасреду и метасистему всех социальных, а значит, и трудовых отношений индивидов. Рассмотрим их в более масштабном историческом контексте.

Длительные княжеские междуусобицы привели к ослаблению и поражению государства Киевская Русь в XIII в. Враждебность и воинственность князей имела не столько психологические, сколько социально-экономические детерминанты: многодетность, как правило, семьи старшего князья и ограниченность княжеского удела, переходящего к наследнику, жесткость сословных позиций, низкий уровень миграций населения. Обделенные дети князя, по существу, «изгонялись из жизни». У них была «карьерная альтернатива»: либо принять это положение, либо взять в руки оружие и силой отнять необходимое для жизни у соседа, брата, отца.

402 Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и карьера

Менее чем через полтора столетия аналогичные процессы разворачиваются в Золотой Орде. Огромное, но ограниченное пространство империи степняков более не удовлетворяло — отношения субъектов труда оставались неизменными. Социальную стабильность сменила «великая замятия» — резкое обострение борьбы за престол, за влияние: сын уничтожал отца, брат брата, подчиненный — начальника. С 1359 по 1380 г. в Золотой, а затем в захватившей лидерство Белой и позже Синей Орде сменилось 17 ханов (!). «...Началась борьба за власть, превратившая сильнейшую державу Восточно!! Европы в объект захватов с востока и запада» [Гумилев, 2001, с. 649]. Эта историческая ситуация, как внешняя социальная среда, как метасистема, весьма способствовала становлению другой сравнительно молодой системы — Московского княжества. Первой «точкой бифуркации», переводящей ее в новое качество, можно считать Куликовскую битву (1380); второй — признание себя самостоятельным государством, правопреемником Византии, официальное заявление Василия II и отказ платить дань Орде (1480). Дальнейшее развитие новой системы «Московии» было стремительным и едва ли предсказуемым в XIII в. Столь же быстрыми и последовательными были противоположные процессы в другой, первоначально внешней системе — распад самой большой в мире татаро-монгольской империи в XIV-XV вв.

Двумя столетиями позже в Московском царстве происходят события, которые можно назвать третьей «точкой бифуркации» становящейся системы: активное выступление оппозиции, решительное подавление Стрелецкого бунта, окончательное утверждение на престоле Петра I и вся последующая его активность как отрицание, как разрушение прежних структур и создание государственных органов и законодательной базы их деятельности, института государственных служащих, регулярной армии и флота, системы и критериев служебного продвижения субъектов государственной службы («Табели о рангах»), интеграция самой системы в более общую метасистему — государства Европы.

Исторический экскурс — не уход от объекта психологии труда, а другой взгляд на него. Это вопрос о выборе и предпочтениях наукой более или менее специфических или универсальных понятийных систем и научных парадигм в целом.

В завершение нашей аргументации в пользу гибкого использования психологом методического инструментария адекватно предмету исследования и задачам, условиям, «масштабу» анализируемых феноменов, доминирующим в актуальных процессах (критериальным, с «высокой валентностью») «переменным» исследования, обратим

12.10. Парадигмы психологии труда 403

внимание на сущностное сходство разных хорошо разраоотанных понятийных систем в независимых научных подходах. Так, например, концепция этногенеза Л. Н. Гумилева с его специфической терминологией без существенной потери информации может быть «переформатирована», переструктурпрована в терминологии синергетики. Все ключевые понятия этногенеза («аннигиляция», «биосфера», «геобиоценоз», «импульс», «императив поведения», «инкубационный период» и др.) более емко и лаконично описываются в математически более строгой системе.

Психология как наука с ее сложной предысторией и неоднозначным настоящим, к сожалению, пока не имеет эвристически мощного, строгого и однозначного понятийного базиса. Понятно, что перед психологами стоит актуальная задача его разработки. Не о заимствовании идет речь, не о редукционизме, а о решении принципиального вопроса: психология — это наука о словах или наука о фактах? («Чистая математика — это такой предмет, где мы не знаем, о чем мы говорим, и не знаем, истинно ли то, о чем мы говорим». — Бертран Рассел.) Факты можно и должно описывать в строгой и стройной категориальной системе, с четкими критериями и по возможности параметрами, измеряемыми и оцениваемыми в той или иной математической шкале. Все это не исключает использование наукой образов, аксиом, многозначных понятий на определенных этапах развития дисциплины и стадиях изучения феномена («психологическая ткань», «смысловая реальность» и т. п.). Зрелость науки определяется, в частности, пропорцией ее строгих и нестрогих понятий; пропорцией, разной для гуманитарных наук и наук естественных.

Факты могут адекватно отображаться в разных категориальных системах, не теряя при этом ни своей достоверности, ни научной ценности, ни содержания, ни характера структурно-функциональных отношений частей в границах целого. Наука начинается там, где исследователь следует фактам, и заканчивается, когда факты подбирают, руководствуясь доктриной. Потенциал научной дисциплины определяется как базисом ее достоверного знания, так и возможностью гибкого использования разных языков описания научных явлений (фактов, процессов, закономерностей).

Целесообразность привлечения категориальных систем, разработанных в других науках, видится автору еще и в следующем принципиально важном обстоятельстве — в гетерохронностп развития разных «единиц» психологии труда (профессия — трудовой пост — рабочее место), а также в специфической динамике «внешних» факторов, влияющих на субъекта труда, в прогнозируемой периодической и «не-

404 Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и карьера

предсказуемой» их актуализации. Анализ «единиц» научного знания как изолированных и независимых друг от друга сущностей малопродуктивен; это уже пройденный наукой этап познания. Уже сегодня мы располагаем потенциально более серьезными возможностями изучения основных процессов активности субъекта труда в их взаимосвязи, в многообразии их взаимных детерминаций с учетом значимых социальных условий.

Все большую роль в динамике вышеназванных «единиц» начинают играть системы более высокого порядка (подструктуры организации — формальная, неформальная, внеформальная и др., корпоративная культура), периодические переструктуризации экономики государства, появление новых социальных институтов и феноменов (безработица, изменения гражданского, трудового, уголовного законодательства и т. д.). Взаимосвязь этих переменных очевидна и способна приводить к непредсказуемым последствиям в рамках одной парадигмы. Например, «простое» сокращение рабочей недели может актуализировать вопрос формы времяпрепровождения субъекта, а интенсификация труда — вопрос форм активного отдыха.

Вопросы

1. Как изменяется понимание содержания феномена «профессиональное самоопределение» субъекта в зависимости от исторических условий организации общественного производства, технологий трудовой деятельности, профессиональной квалификации работника, образования человека?

2. Как связана структура мотивации труда и квалификация субъекта?

3. Назовите основные причины, приводящие к профессиональной дисквалификации человека при состоянии длительной безработицы.

4. Раскройте содержание оснований, используемых для типологии карьеры разными авторами.

5. Раскройте особенности профессионального становления субъекта труда с позиции акмеологпческой парадигмы.

6. Раскройте особенности профессионального становления субъекта труда с позиции синергетической парадигмы.

7. Выделите основные «внешние» факторы профессионального становления субъекта труда.

Литература 405

8. В состоит принципиальное различие популярных научных концепций периодизации развития человека начала и конца XX в.?






Date: 2016-05-18; view: 65; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию