Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическая технология





 

(в определении ЮНЕСКО) системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. По В. П. Беспалько, педагогическая технология – это систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике.

В настоящее время существует несколько подходов к определению понятия «педагогической технологии». Один из самых распространенных связан с трактовкой «технологии» как процессуальной категории, в связи с чем педагогическая технология определяется как совокупность операций (актов педагогической деятельности), осуществленных определенным способом в определенной последовательности, из которой складывается процесс.

В другом понимании дефиницией «технология» обозначают прикладную область теоретического знания, описывающую закономерности и правила построения процедур преобразующего взаимодействия с объектами различной природы, наиболее типичных для современного человека – технология сельскохозяйственного или химического производства, технология экологической переработки промышленных отходов, технология строительства коттеджей и пр. Применительно к педагогической технологии речь идет о «технологии обучения» как области научного знания, раскрывающей психологические и педагогические закономерности конструирования процесса обучения на уровне содержания, форм взаимодействия преподавателя с обучающимися, контроля и оценки результатов. Это знание позволяет педагогам работать технологично.

Как указывает Н. В. Бордовская термином «педагогическая технология» раскрываются:

1) этапы достижения педагогической цели, отбор которых определяется логикой решения педагогической задачи – логикой реализации педагогической закономерности применительно к содержательной специфике педагогической задачи;

2) принципы отбора средств достижения поставленной педагогической цели для каждого этапа работы педагога и логика смены этих принципов в организации педагогической деятельности при переходе с одного этапа на другой;

3) система приемов и операций, используемых педагогом на каждом этапе в процессе достижения поставленной цели, а также основания для их отбора и систематизации на каждом этапе.

Соответственно, основными признаками (свойствами) педагогической технологии служат:

● технологичность как качество педагогической деятельности, которая позволяет гарантированно производить заданные преобразования;

● воспроизводимость системы профессионально-педагогических действий, позволяющая транслировать продуктивный педагогический опыт и достигать гарантированного результата;

● действенность как педагогическая процедура, имеющая специфические социально-антропологические, стратегические, логические, инструментальные предпосылки и основания, обеспечивающие возможность воспроизводства запланированных действий (включая системность и цикличность педагогических действий в достижении определенного типа педагогических задач, построение логической последовательности педагогических действий и операций, обеспечивающих продуктивность педагогического процесса и оптимальности затрат при достижении поставленной цели, целенаправленное управление педагогическим процессом и т. д.);

● возможность нормирования способов педагогической деятельности.

По своей структуре педагогическая технология должна включать:

1. Определение цели действий преподавателя (через планируемые результаты, выраженные в действиях (знаниях, состояниях и пр. студентов), отражающей его стратегию.

2. Научное обоснование выбранной стратегии действий преподавателя в виде идеи, принципа, теории или концепции (или их разных сочетаний), принципов отбора средств достижения поставленной педагогической цели для каждого этапа работы педагога и логика смены этих принципов в организации педагогической деятельности при переходе с одного этапа на другой.

3. Описание последовательности педагогических действий (этапов достижения педагогической цели, отбор которых определяется логикой решения педагогической задачи) и обоснование выбранной логики достижения поставленной цели с описанием этапов, методов и операций на каждом этапе.

4. Описание системы приемов и операций, используемых педагогом на каждом этапе в процессе достижения поставленной цели, а также основания для их отбора и систематизации на каждом этапе.

5. Прописанный технологически возможный диапазон изменений, который преподаватель может произвести (в содержании, в развитии студентов, в опыте общения с людьми и др.) с опорой на поэтапное применение предлагаемой системы действий и операций.

6. Описание условий и параметров оценки эффективности всей системы действий преподавателя, а возможно, и деятельности студентов в рамках предлагаемой технологии как возможность их воспроизведения другими субъектами при соблюдении перечисленных условий.

Структура педагогической технологии задает последовательность ее проектирования. При этом независимо от того, по какому пути проектируется педагогическая технология (на основе обобщения педагогического опыта и описания процедуры, средств и инструментов достижения педагогической цели или интерпретации той или иной педагогической теории или концепции, ее операционализации), ее создание включает ряд этапов.

I этап связан с определением цели создания новой педагогической технологии (определение сути новшества в содержании, формах организации или общении, направление и диапазон программируемых (желаемых) изменений).

II этап включает описание цели в характеристиках деятельности (систему основных задач для преподавателя и обучающегося – в результате должен будет знать и уметь делать, понимать, относиться и пр.).

III этап направлен на конкретизацию структуры содержания, которая четко определит информационные составляющие и методическую систему, в рамках которой содержание будет реализовываться, установит логику взаимосвязей частей содержания.

IV этап подразумевает осмысление содержания с позиции системы конкретных заданий для преподавателя и обучающегося.

V этап предполагает выбор стратегии и логики реализации педагогической цели, адекватной соответствующему содержанию и составу обучающихся. Выбранная логика определяет последовательность решения педагогических задач, порядок расположения системы педагогических действий во времени, т. е. этапы всего цикла процесса решения педагогической задачи, определяя количественные и качественные характеристики необходимых технологических шагов.

VI этап требует рефлексии предыдущих этапов проектирования педагогической технологии по отношению к объекту/субъекту, с которым предстоит работать, чтобы не нарушить смыслового единства на уровне взаимодействия цели, содержания и участников педагогического процесса, для кого предназначены действия, содержание и формы работы преподавателя.

VII этап – описание педагогической технологии, включая обозначения, формулировки, алгоритм выполнения, прогноз результата каждого шага (этапа технологического цикла) и показатели его успешности.

VIII этап связан с проектированием способов и форм получения обратной связи, а также возможные варианты корректировки действий после каждого акта обратной связи в случае получения незапланированного эффекта и дальнейших действий, если запланированный эффект достигнут.

Следует заметить, что термин педагогическая технология часто употребляется как синоним по отношению к понятию «образовательная технология». Однако это не так. Как справедливо пишет Н. В. Бордовская, под педагогической технологией следует понимать проект педагогического процесса (педагогическую деятельность), разработанный на научной основе, процедуры которого эффективны для получения конкретно-прогнозируемого результата на практике, будь то проект процесса обучения, процессов обучения и развития, процесса обучения и воспитания или педагогического общения. По сути педагогическая технология – это алгоритм (предписание) для преподавателя (а может быть, и обучающегося) о конкретных содержательно-процессуальных действиях, которые необходимо произвести с целью обеспечения надлежащего (спланированного) педагогического эффекта.

Понятие образовательной технологии более широкое. Оно охватывает проект всего образовательного процесса, включая управление процессом решения образовательной задачи не только преподавателем и не только в условиях класса (аудитории). Именно поэтому в поле образовательных технологий попадают и информационные технологии, технологии поиска информации и технологии самостоятельной работы (самоорганизации учебной деятельности) и т. д.

По отношению же к таким понятиям, как технологии обучения, технологии воспитания и технология развития, педагогическая технология используется как более широкое понятие.

 

Преподавание

 

специальная профессиональная деятельность взрослых, направленная на передачу суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения, которая регулируется целями обучения (образовательными задачами), упорядочена формами и методами организации и реализации образовательного процесса, обеспечена информацией (содержанием) и технологиями осознания и практического применения знаний.

Преподавание предполагает действия педагога по:

● передаче информации;

● организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

● оказанию помощи при затруднении в процессе обучения;

● стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

● оценке учебных достижений учащихся.

Преподавание является одним из видов педагогической деятельности, которая наряду с собственно преподаванием включает методическую, проектировочную, технологическую деятельности. Однако эти виды деятельности являются рефлексивно надстроечными над преподаванием, т. е. обслуживают ее. Целью преподавания выступает организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения, а также взаимодействие с учениками и организация как совместной, так и самостоятельной деятельности.

● Преподавание можно описать с точки зрения трех стадий, каждая из которых характеризуется различными требованиями к деятельности педагога:

1. Предобучение (подготовка).

2. Обучение (процесс).

3. Постобучение (результат).

Предобучение является подготовительной стадией, задача которого обеспечить эффективность обучения, установив краткосрочные и долгосрочные цели обучения. Правильно установить цели помогают ответы на следующие вопросы: Что конкретно ты ожидаешь и намериваешься получить в результате? Как это согласуется с общими целями обучения в рамках конкретного предмета? Насколько эти цели важны?

После определения целей необходимо выбрать правильную преподавательскую стратегию, которая включает определение методов обучения, сбор необходимых для преподавателя материалов (содержание), а также создание плана фиксирования качества преподавательской деятельности и разработку процедур оценивания результатов обучения. Последний шаг (планирование оценивания) выполняет функцию обратной связи. Он позволяет преподавателю поработать заранее над такими важными вопросами, как: процедура отслеживания степени достижения поставленных целей, рефлексии собственно процесса преподавания, измерения изменений, происходящих с обучающимися. А также над тем, как результаты оценки повлияют на дальнейшую преподавательскую практику. Для реализации этих действий (цель, стратегия, контроль) требуется глубокое понимание того, насколько готовы обучающиеся к той или иной форме обучения. Готовность обучающихся можно отследить по двум факторам: имеющиеся знания и умения, наличие мотивации.

Стадия обучения предполагает собственно организационно-управленческую деятельность в ходе взаимодействия с обучающимися (реализацию учебного процесса) с применением выбранных стратегий и типа поведения в аудитории/классе. Наиболее важными на этой стадии являются четыре аспекта:

● характер педагогической коммуникации (диалогичность, темп речи, активность движений и жестикуляции, разрешение конфликтных ситуаций, прочувствование скрытых или явных переживаний обучающихся, их безусловное принятие, помощь в выполнении заданий, использование только конструктивной критики в мягких формах, поощрение любого взаимодействия обучающихся, относящегося к учебной работе);

● лидерство и лидерские позиции (использование средств привлечения внимания, компетентность и авторитетность поведения и изложения материала, забота об обучающихся);

● поддержка/подкрепление мотивации (пробуждение интереса и познавательной активности, использование различных техник обучения, адекватных конкретным условиям, проверка знаний, чередование легких и трудных заданий, разных типов информации, ясность и понятность изложения, публичное поощрение результатов);

● контроль дисциплины и управление деятельностью обучающихся и своей (саморегуляция) (рациональное и корректное использование времени, правил, требований, борьба/пресечение и профилактика непорядка на уроке, видение ситуации и включение в поле своего внимания всех обучающихся).

Постобучение выступает этапом измерения эффективности выбранной стратегии, рефлексии степени достижения поставленных целей. Выполняя функцию обратной связи, оно позволяет провести переоценку готовности обучающихся, провести коррекцию педагогических действий, методов, содержания, наметить новые цели.

 

Принципы дидактические (педагогической деятельности)

 

инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, методическое выражение познанных законов и закономерностей образовательного процесса, правила и требования к целям, сущности, содержанию и структуре обучения, репрезентированные в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики.

● Как указывает В. И. Загвязинский (2001), суть любого дидактического принципа в том, что это рекомендация, ориентир в способах достижения меры, гармонии, продуктивного взаимодействия в сочетании каких-то противоположных сторон, начал, тенденций педагогического процесса. Таким образом, каждый принцип регулирует разрешение конкретных педагогических противоречий, способствует достижению согласованности.

● В качестве ведущего принципа в педагогической системе В. И. Загвязинский называет принцип развивающего и воспитывающего обучения. Указанный принцип выражает ведущую цель функционирования педагогической системы. Он связывает воедино основные педагогические категории (обучение, воспитание, развитие), определяя их соподчиненность и регулируя взаимодействие между овладением знаниями, способами деятельности и развитием, между описательно-фактологической и оценочно-аналитической сторонами обучения, между приобщением к ценностям социума, адаптацией его в общество, индивидуализацией, сохранением и развитием уникальности, неповторимости личности. Знания в ракурсе этого принципа выступают не целью, а материалом строительства личности, условием ее становления, поэтому в обучении всегда выдвигаются не только учебные, но развивающие и воспитательные задачи, разрешимые с учетом особенностей и возможностей личностного развития, социальных установок и ценностей.

Другими дидактическими принципами выступают принцип фундаментальности образования, принцип социокультурного соответствия, принцип научности и связи теории с практикой, принцип систематичности и системности, принцип сознательности и активности обучающихся, принцип наглядности, принцип доступности, принцип прочности, принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения.

Принцип фундаментальности требует адекватного соотнесения на широкую эрудицию, глубину и технологичность знания в результатах обучения, ориентацию на изучение общих научных основ и специфики предмета.

Принцип социокультурного соответствия (сообразности) исторически выражается двумя принципами: культуросообразности и природосообразности. Эти принципы выражают требование строить обучение в соответствии с внутренней организацией, задатками ребенка, а также законами окружающей ребенка природной и социальной среды (основ наук, техники и производства, опыта практической деятельности, обычаев, традиций, религии, морали, философии, искусства и т. д.).

Принцип научности и связи теории с практикой предписывает, чтобы вся изучаемая информация давалась на современном уровне, в доступной форме, чтобы в дидактическое поле были по возможности включены и история науки, и современные теории, и перспективные направления, которые еще только разрабатываются, и технологии, реализующие достижения науки на практике, и сами практические занятия, позволяющие в реальности получить и применить знание. Сформированная у учащихся картина мира должна представлять современное научное знание структурно целостным, не расчлененным на отдельные факты, теории, исследования, следствия и способы применения.

Принцип систематичности и системности содержит важное требование логичности, последовательности и преемственности в изложении информации и в формировании знаний. Он является естественным продолжением предыдущего принципа, поскольку учитывает, что, во-первых, обучающийся должен овладеть изучаемой теорией как системой, а во-вторых, из отдельных элементов знания, опыта, традиций он должен составить сначала частичную, а затем и полную картину мира. Реализация этого принципа возможна через использование таких приемов, как:

● выделение главного, основных идей, ведущих положений;

● структуризация и синхронизация (сопоставление близкого по проблеме, идее, способу решения материала), часто выражаемые в форме схем и таблиц;

● компактная, целостная подача темы или крупного блока учебного материала (модуля);

● укрупнение дидактических единиц, чтобы не разрывать искусственно, не изолировать внутренние связи, существенно влияющие на понимание и овладение знанием;

● опора на методологию, общих подходов и методов изучения многих конкретных явлений определенного класса.

Принцип сознательности и активности обучающихся выражает психологическую суть учения: степень овладения знанием зависит от активности самого обучающегося, ребенка невозможно научить, если он не захочет научиться сам. Соответственно, преподаватель должен стимулировать все уровни активности школьников различными средствами и способами.

● Принцип наглядности регулирует восхождение познания от чувственно-наглядного к абстрактно-логическому через использование конкретной наглядности (объекты в натуре, рисунки, макеты и т. д.) и переход к абстрактно-символической наглядности (схемы, таблицы, диаграммы, графики, знаки и символы). И тот и другой вид наглядности каждый на своем уровне помогает постигнуть сущность и динамику изучаемых явлений и процессов. На оптимальном сочетании наглядности в учебном процессе построены разнообразные методы изложения материала, возможно повышение учебной продуктивности школьников.

Принцип доступности раскрывает соотношение понятности (адаптации и популяризации научного знания) с познавательными трудностями усвоения, опирающимися на «зону ближайшего развития» и не выходящими за ее пределы.

Принцип прочности базируется на классическом девизе: «повторение – мать учения». Однако предполагает, что, во-первых, прочно запоминать следует только исходные положения, ведущие идеи, логику доказательства, а не все подряд. А во-вторых, – приоритет следует отдавать не столько многократному повторению одного и того же текста, сколько вариативному повторению, требующему переноса знания на разнообразные ситуации, использование изученного, применение его на практике.

Принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения раскрывает подход к организации учебного процесса. Каждая из форм обладает своим потенциалом развития и должна использоваться, с одной стороны, сообразно целям образовательного процесса, а с другой – быть связанной с индивидуальностью школьника, с правом выбора уровня и методов овладения программами.

 

Date: 2016-05-13; view: 852; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию